Prospects for the Development of Public Tax Control in the Russian Federation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is devoted to the public-legal analysis of the prospects for the development of public tax control in the Russian Federation. The study substantiates the position that public tax control is a crucial type of public control, as the efficiency and effectiveness of tax authorities directly influence the funding of state and municipal budgets and public off-budget funds in the context of continuously increasing budget expenditures. Public tax control is intended to ensure the optimal operation of the aforementioned public authorities. However, the development of the public tax control institution in Russia is associated with several problems: a) the institution of public control is not formalized in the Constitution and the Tax Code; b) the concept of public tax control is not established in legislation; c) there is no unified opinion in scientific and educational literature regarding the content and limits of this type of public control; d) the range of objects and subjects of public tax control requires clarification; e) subjects of public control have an insufficient number of powers. The article employs a number of scientific methods, including formal-logical, comparative-legal, historical-legal, statistical, and sociological methods. To address the identified problems, the study develops and substantiates a system of measures, including, in particular: a) institutionalizing public control in the country's Constitution, and the concept of public tax control in the Tax Code of the Russian Federation; b) developing and adopting a Federal Law “On Public Tax Control in the Russian Federation,” which would establish concepts, principles, objectives, tasks, forms, methods, and special types of activities of this type of public control, clarifying its objects and subjects; c) creating specialized subjects of public tax control, the formation mechanism of which would ensure their independence, objectivity, and impartiality in their work (free from the influence of the objects of public control); d) granting these subjects a system of real powers; e) integrating modern digital technologies for processing large data sets into the practice of public tax control subjects, which would enable the implementation of a significant number of public control activities in real time.

References

  1. Артемов Г. А., Бардан Д. В. Актуальные проблемы общественного контроля в Российской Федерации // Гражданское общество в России и за рубежом. 2025. № 1. С. 25-29. doi: 10.18572/2221–3287-2025-1-25-29. EDN: YVCLPZ.
  2. Байчурина А. И. Создание общественного совета при ФНС России как шаг на пути формирования налоговой культуры населения // Налоги и финансы. 2009. № 2. С. 39-41. EDN: PQNPVT.
  3. Головнева М. С., Прокаев В. А. Некоммерческая и благотворительная деятельность: разработка механизмов налогового стимулирования и общественного контроля // Налоговая политика и практика. 2007. № 11. С. 4-10. EDN: IAYTRB.
  4. Гончаров В. В. Определение пределов общественного контроля в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ // Advances in Law Studies. 2019. Т. 7. № 2. С. 41-45. doi: 10.29039/article_5da620011269f7.75488756. EDN: BXBQGD.
  5. Гончаров В. В. О некоторых вопросах ответственности власти в современной России // Черные дыры в Российском законодательстве. 2010. № 2. С. 9-14. EDN: LLRZJB.
  6. Гончаров В.В. Институт общественного контроля в Российской Федерации как инструмент предотвращения роста социальной напряженности в обществе (конституционно-правовой анализ) // Конфликтология / nota bene. 2018. № 4. С. 1-6. doi: 10.7256/2454-0617.2018.4.28543 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28543
  7. Гончаров В.В. О некоторых вопросах, связанных с правовой природой общественного контроля власти (конституционно-правовые аспекты) // Административное и муниципальное право. 2018. № 8. С. 17-25. doi: 10.7256/2454-0595.2018.8.27332 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27332
  8. Емельянов А. С. Налогообложение и цифровизация общественных отношений: формирование правовой основы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 12. С. 17-26. EDN: MJNFWX.
  9. Метлицкий Р. Л. Развитие идей общественного контроля в положениях Конституции Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2021. № 1 (136). С. 141-146. doi: 10.34076/20713797_2021_1_141. EDN: YCFAJO.
  10. Михеева Т. Н. О правовом регулировании общественного контроля в субъектах Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2016. Т. 2. № 1 (5). С. 73-78. EDN: VXKMXF.
  11. Никитина Е. Е. Правовая природа общественного контроля и подходы к его регулированию в Российской Федерации // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 4. С. 22-36. doi: 10.12737/jrp.2023.038. EDN: MXPXXQ.
  12. Поярков С.Ю., Гончаров В.В., Петренко Е.Г., Борисова А.А. Общественный налоговый контроль в России: к постановке проблемы // Налоги и налогообложение. 2023. № 6. С. 60-73. doi: 10.7256/2454-065X.2023.6.69581 EDN: BSMRMW URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69581
  13. Тулаева К. В. Общественный контроль в Российской Федерации: текущее состояние и основные тенденции развития // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2024. № S18-1 (105). С. 89-93. EDN: HPBAQK.
  14. Яковлева Л. Р., Шукевич Н. А. Общественная обусловленность государственного контроля в налоговой сфере и подходы к ее осуществлению // Проблемы науки. 2016. № 6 (7). С. 47-52. EDN: WDFTJV.
  15. Якупов З. С. Информатизация общества и развитие института налогового контроля // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 7-2 (46). С. 550-556. EDN: TJLGLD.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».