Том 11, № 1 (2024)
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
«Не приносившая доходов власть»: Сейид Мухаммад Риза о Казанском ханстве
Аннотация
Цель исследования: изучить сведения Сейида Мухаммада Ризы о Казанском ханстве.
Материалы исследования: «Семь планет в известиях о царях татарских», «Умдет ал-ахбар», русские летописи, исторические сочинения, дипломатические документы и т.д.
Результаты и научная новизна: В сочинении «Семь планет в известиях о царях татарских» Сейида Мухаммада Ризы очень подробно представлена история Крымского ханства и крымско-османских отношений. На фоне того, что история Казанского ханства сильно переплелась с историей Крымского ханства, весьма симптоматичным выглядит лапидарность в описании крымско-казанских отношений и истории Казанского ханства в целом. На основе текстуального анализа известий о Казанском ханстве и дипломатических документов мы пришли к выводу, что Сейид Мухаммад Риза намеренно «умалчивал» о некоторых важных событиях в истории крымско-русских, крымско-казанских и османо-русских отношений, чтобы не ставить «неудобных» вопросов для Порты. Важно, что истоки этого подхода обнаруживаются в самой политике осман конца XV – первой половины XVI в. Султаны не проявляли особого интереса к казанским делам и переадресовывали все обращения казанцев в Крым. Очевидно, что политика игнорирования османами «казанской проблемы» была обусловлена их устремлениями на центрально-европейском театре военных действий. В этом ключе повествование Сейида Мухаммада Ризы представляется апологетикой османской внешней политики.



Сейид Мухаммед Риза и его сочинение «Семь планет в известиях о царях татарских»
Аннотация
Статья посвящена одному из наиболее важных трудов по истории Крымского ханства, историческому сочинению «Семь планет в известиях о царях татарских» («Ас-саб‘ ас-саййар фи ахбари мулук ат-татар») османского автора Сейида Мухаммеда Ризы, который скорее всего имел крымскотатарское происхождение и был выходцем из прослойки сеидов и входившим в элиту османской империи, ведавшим делами сеидов. Название сочинения носит аллегорический смысл и связано с сакральным значением числа семь и обозначает «семь значительных ханов, правивших в пределах Крыма». Сочинение «Ас-саб‘ ас-саййар фи ахбари мулук ат-татар» было написано в промежутке 1737–1747 гг. и представляет собой образец жанра хроники (таварих) с изложением событий в хронологическом порядке. Всего известно восемь списков сочинения, которые хранятся в Турции, России и Египте. Все они были переписаны в период между 1755–1756 гг. и 1791 г. Первая публикация оригинального текста сочинения принадлежит А.К. Казембеку.



Крымскотатарские документы в архиве Абдурешида Медиева
Аннотация
Статья представляет собой опыт систематизации документов на крымскотатарском и турецком языках, сохранившихся среди бумаг крымскотатарского общественного деятеля, депутата Второй Государственной думы Абдурешида Медиева (1880–1912). Эти документы хранятся ныне в Государственном Музее Тавриды в Симферополе. Большая часть архива – это письма А.Медиеву от многочисленных корреспондентов (А.С. Айвазова, Али А. Тарпи, Мухаммедшакира М.Тукаева, Мухаммед-бека Хаджетлаше, Ахмеда Саиба Каплана, Хасана Нури и др.). Среди бумаг А. Медиева есть и документы других лиц на турецком и крымскотатарском языках: это статья А. Айвазова «Реформа мусульманства»; протоколы заседаний Мусульманской фракции Государственной думы; статья, присланная в газету «Ватан Хадими» от О. Челебиева из Правления мусульманского благотворительного общества г. Евпатории; правила избрания муфтия и кадиаскера Таврическим Магометанским Духовным правлением и многое другое. Огромный интерес представляют подлинники нескольких юридических документов эпохи Крымского ханства.



Насильственное переселение крымскотатарского народа в 1944 году, ликвидация Крымской АССР: национальное движение за возвращение на Родину и восстановление автономии
Аннотация
В статье рассматривается насильственное переселение по национальному признаку крымскотатарского народа и его последствия. Ликвидация социальных институтов, включая национально-территориальную автономию – Крымскую АССР, уничтожение учреждений культуры, системы образования на родном языке. Системные, правовые ограничения в местах спецпоселений и их влияние на этнокультурное развитие народа. Феномен национального движения за организованное государственное возвращение на Родину, восстановление прав, национальной автономии в соответствии с Конституцией, законодательными актами СССР.



В.Д. Смирнов – исследователь крымских архивов
Аннотация
Во время командировки в Крым в 1886 году В.Д. Смирнов занимался изучением состава симферопольских архивов. Поездку ориенталиста инициировал Санкт-Петербургский археологический институт. В связи с обращением местных ученых сил об открытии на полуострове губернской ученой архивной комиссии директор Археологического института И.Е. Андреевский обратился к известному в столице востоковеду В.Д. Смирнову с просьбой провести в Тавриде экспертную оценку имевшихся документов. Целью исследования должно было стать заключение о целесообразности открытия местной ученой архивной комиссии. Приводятся обширные выдержки из рукописи В.Д. Смирнова, составленной по итогам поездки. В документе дается обзор состава крымских архивов и ценности отложившихся архивных бумаг.



Функционирование крымскотатарского языка в органах власти и управления Крымской АССР в контексте политики коренизации (20–30-е годы XX века)
Аннотация
В статье проанализированы основные направления политики коренизации. Изучено использование крымскотатарского языка в работе органов власти и управления.
Надежды большевиков на пролетарскую революцию в Западной Европе не оправдались, и вектором внешнеполитических надежд стал Восток (Турция и Иран). Создание крымской автономии должно было продемонстрировать, что потребности тюркских народов находят решение в Советском Союзе, но не принципах кемализма, а коммунистической партии. В этой задаче проводниками большевистских идей должны были выступить крымские татары. Данное обстоятельство составляло основу специфики политики коренизации на полуострове, вследствие чего появился другой термин – «татаризация». Особым направлением национальной политики стала «коренизация аппарата», а важным политическим аспектом – применение крымскотатарского языка в области государственного строительства. Автором предложена периодизация реализации национальной политики, которая делится на четыре этапа: 1) 1917–1923 гг. – поиск концептуальных принципов реализации этнополитики; 2) 1923–1928 гг. – официальное провозглашение коренизации и наступление на национал-коммунистов в тюркских республиках.; 3) 1928–1934 гг. – административный; 4) 1934–1938 гг. – формирование национальных колхозов и крымскотатарского пролетариата.
Материалы исследования: В работе над статьей использованы теоретические работы руководителей Народного комиссариата национальностей РСФСР, неопубликованные документы Государственного архива Республики Крым.
Результаты и научная новизна: В статье проанализирована взаимосвязь различных аспектов политики коренизации в Крымской АССР и изменение правового статуса крымскотатарского языка.



Перспективы турецкой внешней политики на основе анализа румынских документов
Аннотация
После провозглашения 29 октября 1923 г. Турецкой республики («Türkiye Cumhuriyeti»), официальные лица государства начали придерживаться оборонительной политики, а турецкий статус стал частью оборонительных союзов. Были подписаны договора с СССР, Турция являлась частью Балканского пакта и имела соглашения с Великобританией, Францией и т.д. Пристальное внимание уделялось балканскому пространству, где оставалось заметным наследие Османской империи. Дипломаты Анкары обратились к турецко-татарским общинам, проживающим на территории Балкан, с призывом переехать на территорию Турецкой республики. Лозаннский договор и Конвенция Монтрё, были жизненно необходимы – в первую очередь – для безопасности молодого турецкого государства, а также и для государств, расположенных в акватории Черного моря. С политической точки зрения, главным приоритетом внешней политики Турции было проведение политики союзничества, стремление сохранить и закрепить договорами свою территориальную целостность и стабильность в зонах своего влияния.



ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫК
Роль А.С. Айвазова в процессе реформ начальных школ в Крыму (1910-е годы)
Аннотация
После кончины И. Гаспринского в 1914 году газету «Терджиман» возглавил известный крымскотатарский писатель и публицист А.С. Айвазов. Под его руководством в газете была развёрнута широкая дискуссия, связанная с реформами в области национального образования в начальных классах Крыма. В статье делается попытка исследования процессов реформ в образовании на родном языке, показывается ряд учебников и учебных пособий, рекомендованных общим собранием муаллимов (учителей) для использования в образовательном процессе в начальных школах. Обращается внимание на то, что именно эти дискуссии позже приобрели национальный масштаб и привели к созданию в 1917 году в Бахчисарае Института Менгли Гирея, первые выпускники которого, получив дипломы в 1920 году, влились в состав национальных педагогических кадров Крыма.



Мотивы смерти в лирико-публицистическом дневнике Б. Чобанзаде «Песнь свирели» и его место в контексте творческих исканий автора
Аннотация
На основе материалов художественного дневника «Песнь свирели» рассматривается поэтика раннего творчества Бекира Чобанзаде, одного из ярких представителей крымскотатарской литературы 1917–1920 гг. Это время политических, революционных переворотов; становления народно-освободительного движения мусульман в Крыму; созыва Первого демократического Курултая, на котором были провозглашены: восстановление равноправия женщин, отмена сословных привилегий, наделение крестьян землей, идея основания национально-культурной автономии. «Песни свирели» написаны автором в период учебы в Венгрии, Швейцарии. Одиночество, тоска по отчему дому, переживания о судьбе родины, поиски смысла жизни занимают главное место в его творческом наследии. Самоотверженная борьба и героическая гибель за свободу народа в понимании Б. Чобанзаде являются смыслом жизни каждого татарина. Он молит всевышнего о славной смерти для себя и полной страданий жизни для врагов. Пессимистический романтизм, гражданская пафосность определяют творческий характер писателя. Несмотря на то, что Б. Чобанзаде известен как крупный специалист в сфере изучения языков и литератур тюркских народов, его писательская личность изучена поверхностно. Основной причиной этого является сложная образная система языка произведений, глубина философской мысли автора, основанной на национальных традициях и мифологии. В статье раскрывается важность трудов предыдущих исследователей жизни и творческого пути деятеля культуры. Выявляются основные языковые, жанрово-тематические, стилевые особенности художественных текстов упомянутого сборника. Осуществляется переосмысление философской и эстетической составляющей мотивов смерти в творчестве Б. Чобанзаде.



КУЛЬТУРА
Довоенные негативы в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника: предметы и экспозиции Ханского дворца в 1920–1930-х гг.
Аннотация
В статье рассматривается коллекция фотонегативов из фондов Бахчисарайского музея-заповедника, являющаяся ценнейшим материалом для широкого круга исследователей. В ней зафиксированы памятники архитектуры (Ханский дворец, мечети, фонтаны, мавзолеи, жилые дома и др.), сотрудники музея, деятели культуры и образования, жители Бахчисарая, селения и деревни Крыма, музейные предметы, не сохранившиеся до наших дней. Особое внимание уделено изображениям экспозиций музея в 1920–1930-х гг.



Взаимовлияние крымскотатарской и крымско-армянской культур в контексте музыкальных, лексических и антропонимических параллелей
Аннотация
Процесс формирования крымскотатарской музыкальной культуры можно разделить в целом на периоды поствизантийско-кыпчако-золотоордынского, татаро-сельджуко-исламского, османо-ногайского этно-музыкального влияния на развитие данного процесса, а также на завершивший ее генезис период слияния музыкальной культуры степных и горно-южнобережных крымских татар (татов).
На процесс формирования крымскотатарского музыкального искусства в определенной мере оказала влияние и музыкальная культура проживавших вместе с крымскими татарами в Крыму на протяжении полутысячи лет крымских армян, выселенных в 1778 г. на Нижний Дон. Автором предпринята попытка выявить и зафиксировать на основе лексического анализа языка и антропонимического анализа исторической антропонимики крымских армян и крымских татар, а также уровня взаимовлияния и взаимопроникновения музыкальных культур обоих этносов степень участия музыкально-песенного фольклора крымских армян в развитии крымскотатарской музыкальной культуры.



«Знание об этом не приносит пользы, а незнание этого не вредит»*
Аннотация
По мере распространения ислама связи с немусульманскими общинами расширялись. Среди тех, которые приняли ислам, были также ученые, знающие Тору и Евангелие. Обращаясь в ислам, они делились с мусульманами библейскими описаниями событий, упомянутыми в Коране и сунне. Одной из библейских историй, упоминаемых в Коране и комментариях к нему, является знаменитый рассказ о «людях пещеры» – семи спящих отроках. Сказание изложено в суре под названием аль-Кахф (Пещера). Почитание спящих юношей, имевшее место во всем христианском мире со временем нашло свое отражение в исламской традиции. Этот сюжет приобрел широкую популярность в самых отдаленных частях мусульманской территории. Не обошел он стороной и мусульман Крыма, что выразилось, например, в практике обращения к преданию об обитателях пещеры в частной жизни.



НОВЫЕ ИЗДАНИЯ: РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ
Рецензия на кн.: Бадр ад-Дин Мухаммед б. Мухаммед Кайсуни-заде Нидаи-эфенди (Реммаль-ходжа). История хана Сахиб-Гирея (Москва, 2023)
Аннотация
В рецензии представлен краткий обзор издания «Истории хана Сахиб-Гирея», осуществленного в 2023 г. И. В. Зайцевым и Р. Р. Абдужемилевым, которое служит актуальной задаче изучения и издания источников по истории Крымского ханства и истории ислама в Крыму. Это сочинение, по замечанию И. В. Зайцева, является самым ранним из дошедших до нашего времени исторических сочинений о Крымском ханстве (оно было написано после убийства хана в 1551 г. и закончено летом 1553 г.) и носит характер абсолютного панегирика правившему хану. Хроника Реммаля-ходжи охватывает собственно период правления хана Сахиб-Гирея I, завершаясь описанием его гибели, похорон и просьбой его дочери Нур-Султан о написании сочинения. Издание сопровождается двумя научными статьями – И. В. Зайцева «История хана Сахиб-Гирея» и Р. Р. Абдужемилева «Литературоведческий взгляд на сочинение Реммаля-ходжи», содержит два текста перевода «Истории хана Сахиб-Гирея» и факсимиле списка хроники, хранящегося в собрании Библиотеки Восточного факультета СПбГУ. Издание снабжено указателем имен и указателем географических и этнических названий. Эта книга содержит не только переводы сочинения Реммаля-ходжи, сделанные по двум редакциям, но является первой публикацией фрагментов труда В. Д. Смирнова – иными словами, данное издание отражает и определенный этап развития отечественной тюркологии.



Рецензия на книгу: Сейид Мухаммед Риза. Семь планет в известиях о царях татарских. Книга 2: Перевод (Казань, 2023)
Аннотация
В рецензии рассмотрен перевод хроники «Семь планет в известиях о царях татарских» с османского языка на русский, выполненный И. Р. Гибадуллиным и изданный продолжением к первой книге-транслитерации Центром исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Перевод близок к оригиналу, открывает доступ к содержанию источника и служит промежуточной ступенью для дальнейшей работы над хроникой, чем и обусловлена значимость появления перевода. Отмечены некоторые противоречивые тезисы из предисловия к книге. Перевод проанализирован с позиции формы и содержания.



ХРОНИКА
Итоговая конференция Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, секция Крымского научного центра. (г. Симферополь, 2 марта 2024 г.)


