Задачный подход к приобщению будущих юристов к ценностям

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме подготовки будущего юриста, способного выстраивать свою профессиональную деятельность на ценностных основаниях. Актуальность проблемы приобщения будущих юристов к ценностям аргументируется с позиции того, что ценности добра, правды, справедливости и др., становясь мотивами деятельности юриста, обеспечивают добровольное, свободное и осознанное выполнение им моральных и нравственных требований, что является важным условием обеспечения безопасности личности и государства. Содержание задачного подхода к приобщению будущих юристов к ценностям раскрывается через содержание понятия «задача», среди характеристик которого особое место занимает проблемность. Рассматриваются «надситуативный уровень обнаружения проблемности» и «ситуативный уровень обнаружения проблемности» применительно к понятию «задача». Обосновывается, что задачный подход ориентирует преподавателя на организацию усвоения будущими юристами ценностей, происходящего в процессе их вовлечения в деятельность по решению задач надситуативного уровня, в которых они (будущие юристы) находят личностный смысл. Аргументируется эффективность использования личностно-ориентированных задач для приобщения будущих юристов к ценностям. Показывается, что проникновение в личностный смысл задачи возможно как через ее содержание, так и через способы ее решения. Приводится алгоритм решения личностно-ориентированной задачи: 1) анализ ситуации профессиональной деятельности юриста; 2) формулировка задачи на основе данной ситуации; 3) анализ имеющихся средств, пригодных для выбора путей поиска решения задачи; 4) планирование действий; 5) анализ результатов своих действий; 6) формирование новых задач. Приводится пример использования личностно-ориентированной задачи в процессе профессиональной подготовки будущих юристов.

Об авторах

Сергей Александрович Вдовин

Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

Автор, ответственный за переписку.
Email: s.a.vdovin-sui@yandex.ru

кандидат педагогических наук, заместитель начальника

Россия, Самара

Список литературы

  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. Федеральный выпуск № 4912 (88).
  2. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и спец. М.: Логос, 1999. 382 с.
  4. Кулюткин Ю.Н. От идеи к решению // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. С. 40-54.
  5. Кулюткин Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. С. 7-26.
  6. Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. 304 с.
  7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  8. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2008. 256 с.
  9. Гаврющенко Ю.Н. Задачный подход к развитию самостоятельности обучающихся: история и современность // Мир образования - образование в мире. 2017. № 1 (65). С. 234-239.
  10. Гапонова Г.И. Задачный подход в гуманитарном образовании // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 3 (59). С. 17-21.
  11. Глебов А.А., Кисляков В.В. Задачный подход к формированию умения студентов применять знания на практике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (107). С. 31-34.
  12. Каныгин Е.Б. Задачный подход в проектировании траектории индивидуального развития сержантов внутренних войск МВД России // Мир образования - образование в мире. 2013. № 3 (51). С. 161-163.
  13. Кочерова Л.А. Задачный подход в структуре учебной деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел // Педагогика и современность. 2015. № 2 (16). С. 87-91.
  14. Трубникова О.А. Задачный подход в профессиональном обучении // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. № 5 (23). С. 136-138.
  15. Холина Л.И., Серёдкин Н.А. Задачный подход к профессиональной подготовке будущего офицера внутренних войск МВД России // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 191-194.
  16. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2000. 463 с.
  17. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя // Новые исследования в педагогических науках. М., 1972. С. 9-12.
  18. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 512 с.
  19. Вдовин С.А. Формирование готовности курсантов юридического вуза ФСИН России к гуманистическому взаимодействию с человеком: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2012. 242 с.
  20. Поздняков В.С., Позднякова О.К. Золотое правило нравственности в моральном выборе учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15, № 2-4. С. 907-913.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вдовин С.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».