Том 19, № 4 (2024)

Обложка

Региональная и отраслевая экономика

Электроемкость продукции и ее влияние на региональную экономику

Белов В.И.

Аннотация

Введение. Актуальность темы исследования обеспечивается принятыми руководством страны законодательными актами, в ходе исполнения которых возникают определенные трудности. Повышение экономического роста российских регионов при одновременном соблюдении требований к устойчивому развитию территорий и сокращению используемых для производства продукции энергетических ресурсов является непростой государственной задачей. Цель. Основываясь на расчетах темпов роста промышленного производства и потребления электроэнергии, определить электроемкость продукции и степень ее влияния на устойчивое развитие региональных экономик для принятия соответствующих типологических решений органами власти. Материалы и методы. Анализируются данные Росстата по промышленному производству, потреблению энергии, валовому региональному продукту за 2017–2022 гг., расчет темпов роста осуществляется базисным методом, при анализе полученных данных используется метод группировок. Результаты. В статье рассматривается вариант решения двуединой задачи посредством управления темпами роста как производства промышленной продукции, так и ее электроемкости со стороны региональных властей. Полученные данные позволяют сгруппировать однотипные по характеристикам развития регионы. На базе таких групп, учитывающих особенности электропотребления, электроемкость, сформировавшуюся структуру отраслей региональных экономик, становится возможным определение степени влияния происходящих процессов (анализируемых показателей) на валовой региональный продукт. Предлагаемый подход имеет не только теоретическую значимость, но и практическую, поскольку способствует принятию региональными властями референтных управленческих решений по управлению темпами роста независимых переменных. Выводы. К элементам новизны исследования можно отнести постановку проблемы, предлагаемую методику оценки темпов роста электроемкости промышленной продукции, определение степени ее влияния на отраслевую структуру валовой добавленной стоимости (разделы B, C, D, E), формирующую валовой региональный продукт.

Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2024;19(4):361-376
pages 361-376 views

Инвестиционная открытость российских регионов: трансформации во времени и влияние приграничного положения

Васильева А.В., Морошкина М.В.

Аннотация

Введение. Сегодня Россия сталкивается с целым рядом вызовов и ограничений, которые могут оказывать влияние на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на привлечение иностранных инвестиций. Однако это влияние с точки зрения российского пространства проявляется неоднородно. Цель. Оценить инвестиционную открытость российских регионов, выявить пространственные закономерности инвестиционной деятельности, определить характер влияния фактора приграничного положения. Материалы и методы. Показатель инвестиционной открытости определен с использованием математического инструментария и опорой на статистические данные 2011, 2015 и 2021 гг. Для типологизации использован иерархический кластерный анализ. Результаты расчетов и типологизации визуализированы в виде картосхем. Результаты. Выделены группы регионов по уровню инвестиционной открытости (отстающие, средние и лидеры), определены тенденции изменений данного параметра для пространства России за анализируемый период с учетом влияния фактора приграничного положения. Выводы. Приграничное положение не оказывает преобладающего влияния на уровень инвестиционной открытости экономик российских регионов. Однако на отдельных участках границы воздействие можно зафиксировать, при этом характер его будет во многом объясняться геополитической ситуацией. Исходя из значимости инвестиционной привлекательности для экономического и технологического развития возникает необходимость в ее научно обоснованном мониторинге. Представленный в работе методический подход может использоваться для оценки трансформации параметра инвестиционной открытости экономик российских регионов во времени и пространстве, в том числе с учетом влияния фактора приграничного положения.

Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2024;19(4):377-394
pages 377-394 views

Применение искусственного интеллекта для оптимизации рутинных административных задач: возможности, проблемы и перспективы

Измайлов М.К.

Аннотация

Введение. Искусственный интеллект является областью компьютерной науки по созданию систем для выполнения задач, требующих интеллектуальных способностей. Сочетание искусственного интеллекта с цифровой экономикой формирует новые возможности, в том числе способствует оптимизации выполнения рутинных административных задач руководителями современных коммерческих организаций, что и обусловило актуальность темы настоящей статьи. Цель. Изучить тенденции в развитии искусственного интеллекта в процессе оптимизации рутинных административных задач, установить перспективные направления дальнейшего его развития. Методы. Традиционные общенаучные методы: дедукции, анализа, систематизации. Результаты. Автор изучил тенденции в развитии искусственного интеллекта, представил обзор технологий и методов по его применению в управлении, сопроводив их краткой характеристикой. Рассмотрено также применение технологий искусственного интеллекта на российских предприятиях. Выводы. По результатам проведенного исследования было установлено, что внедрение технологий искусственного интеллекта для оптимизации решения рутинных административных задач позволяет упростить и ускорить работу сотрудников, повысить результативность производства. Именно этим обусловлено желание множества российских компаний приступить к использованию в своей деятельности искусственного интеллекта или в дальнейшем интегрировать его в процесс управления.

Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2024;19(4):395-408
pages 395-408 views

Налоговые льготы как инструмент стимулирования развития креативных индустрий в региональной экономике

Карпова О.М., Тургель И.Д.

Аннотация

Введение. В статье анализируются налоговые льготы как инструмент стимулирования креативных индустрий в России с учетом международного опыта. Развитие креативных индустрий является важным аспектом как экономического, так и культурного роста, однако меры налоговой поддержки в России остаются недостаточно разработанными и неоднородными по регионам. Цель. Определить эффективные механизмы налоговой поддержки креативных индустрий, которые могут быть адаптированы для российских условий на основе анализа зарубежного опыта. Материалы и методы. Применен сравнительный анализ налоговых льгот для креативных индустрий в странах с развитой креативной экономикой, таких как Великобритания, США, Ирландия и Казахстан, а также проведен контент-анализ российского законодательства. Результаты. Выявлено, что в России отсутствует единая федеральная система поддержки креативных индустрий, что создает региональные диспропорции в их развитии. Международный опыт демонстрирует эффективность налоговых льгот, таких как освобождение от НДС и налоговые кредиты, что содействует развитию креативных индустрий за рубежом. Выводы. Для устранения диспропорций необходимо внедрение унифицированной системы налоговых льгот на федеральном уровне, создание специализированного налогового режима для креативных индустрий, что будет способствовать их устойчивому развитию.

Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2024;19(4):409-426
pages 409-426 views

Метрики цифровой зрелости бизнеса в пределах микро-, мезо- и макроконтуров взаимодействия

Нигай Е.А.

Аннотация

Введение. Процессы цифровой трансформации охватывают деятельность организаций на всех уровнях управления и в разных контурах взаимодействия. Данный тренд стал реальностью современного бизнеса, значимость и влияние которого продолжает нарастать. Логика представленного исследования основана на декомпозиционном подходе к оценке цифровой зрелости предприятия и проявляется в следующей последовательности: 1) внутренний микроконтур взаимодействия – бизнес-процессы и внутренняя среда – метрики внутреннего микроконтура (автоматизация, инструменты, навыки, информация); 2) внешний мезоконтур – взаимодействие с партнерами и клиентами – метрики внешнего мезоконтура (совместимость, платформы, интеграция, данные); 3) внешний макроконтур – адаптация бизнес-моделей и процессов в соответствии с внешними условиями осуществления деятельности – метрики внешнего макроконтура (экономика, политика, технологии, конкуренция). Предложенная декомпозиция универсальна и модифицируема по составу показателей и факторов в зависимости от конкретного исследовательского запроса. Цель. Обоснование декомпозиционного подхода к измерению цифровой зрелости организации на основе метрик цифрового развития в пределах микро-, мезо- и макроконтуров взаимодействия. Материалы и методы. В статье использованы методы систематизации и обобщения информации, сравнительного анализа, логико-структурной декомпозиции и моделирования. Результаты. В основе предложенного подхода лежит структурная декомпозиция метрик цифровой зрелости бизнеса в пределах микро-, мезо- и макроконтуров взаимодействия. Такой подход позволяет проводить измерение цифровой зрелости как отдельно, в отношении каждого контура взаимодействия, так и комплексно, с возможностью разработки рациональной цифровой стратегии в соответствии с соразмерностью инновационных изменений в каждом контуре. Кроме того, авторский подход дополнен положениями теории стадийной эволюции организационных систем, раскрывающей характеристики этапов «созревания» организации по шкале цифровой зрелости и определяющей основу последующей корректировки цифровой стратегии. Выводы. Измерение цифровой зрелости бизнеса позволяет определить текущее состояние деятельности организации в процессе цифровизации, задать перспективные направления инновационного развития. Декомпозиционный подход к оценке цифровой зрелости обеспечивает дополнительный массив данных, позволяющих отслеживать равнозначность динамики цифровых изменений в каждом контуре организационного взаимодействия.

Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2024;19(4):427-442
pages 427-442 views

Разработка стратегии бизнес-модели в цифровой экономике: направления и проблемы

Пащенко Т.В.

Аннотация

Введение. Текущий этап развития общества и экономики характеризуется активным внедрением цифровых технологий. Они не только меняют технику осуществления производственных процессов, но и запускают новые процессы, создают новые продукты. Это позволяет не просто совершенствовать бизнес, а трансформировать его, организуя иными способами, в корне изменяя бизнес-модели. Цель. Предложить последовательность действий по формированию новых бизнес-моделей и их внедрению в деятельность организации. Материалы и методы. Для подготовки теоретической базы использован монографический метод, для разработки предложений – системный комплексный подход. Проведен анализ характера действий, которые необходимы для трансформации бизнес-процессов с учетом их выполнения в условиях цифровых технологий. Результаты. Во-первых, обобщены варианты трансформационных процессов в разных направлениях деятельности, что позволило выделить типичные признаки и элементы бизнес-моделей при использовании цифровых технологий. Во-вторых, установлены типичные действия при разработке бизнес-моделей, что дало возможность установить последовательность действий при разработке стратегии цифровой трансформации бизнес-модели. Выводы и обоснование новизны. Новизна полученных результатов заключается в том, что предложен общий алгоритм действий при разработке бизнес-моделей с использованием цифровых технологий. Изучение представленных в научных работах подходов показало, что они разработаны только для отдельных отраслей. Предложенный автором подход может быть использован советами директоров предприятий для разработки стратегии трансформации бизнеса, внутренними аудиторами – для оценки возможностей улучшения деятельности, руководством организации – для обоснования выбора направлений развития деятельности и бизнес-процессов.

Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». 2024;19(4):443-455
pages 443-455 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».