Налоговые льготы как инструмент стимулирования развития креативных индустрий в региональной экономике
- Авторы: Карпова О.М.1, Тургель И.Д.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
- Выпуск: Том 19, № 4 (2024)
- Страницы: 409-426
- Раздел: Региональная и отраслевая экономика
- URL: https://bakhtiniada.ru/1994-9960/article/view/283064
- DOI: https://doi.org/10.17072/1994-9960-2024-4-409-426
- EDN: https://elibrary.ru/FTWCOT
- ID: 283064
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В статье анализируются налоговые льготы как инструмент стимулирования креативных индустрий в России с учетом международного опыта. Развитие креативных индустрий является важным аспектом как экономического, так и культурного роста, однако меры налоговой поддержки в России остаются недостаточно разработанными и неоднородными по регионам. Цель. Определить эффективные механизмы налоговой поддержки креативных индустрий, которые могут быть адаптированы для российских условий на основе анализа зарубежного опыта. Материалы и методы. Применен сравнительный анализ налоговых льгот для креативных индустрий в странах с развитой креативной экономикой, таких как Великобритания, США, Ирландия и Казахстан, а также проведен контент-анализ российского законодательства. Результаты. Выявлено, что в России отсутствует единая федеральная система поддержки креативных индустрий, что создает региональные диспропорции в их развитии. Международный опыт демонстрирует эффективность налоговых льгот, таких как освобождение от НДС и налоговые кредиты, что содействует развитию креативных индустрий за рубежом. Выводы. Для устранения диспропорций необходимо внедрение унифицированной системы налоговых льгот на федеральном уровне, создание специализированного налогового режима для креативных индустрий, что будет способствовать их устойчивому развитию.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Креативные индустрии становятся ключевыми драйверами роста и конкурентоспособности в современных экономиках, включая Россию. В российском контексте креативные индустрии обладают потенциалом для диверсификации экономики, уменьшения зависимости от сырьевых ресурсов и усиления культурного влияния на мировой арене [1].
Несмотря на признание стратегической важности креативных индустрий, существует значительная географическая неоднородность их развития в различных регионах России. Это свидетельствует о том, что текущие меры поддержки могут быть недостаточно эффективными или адаптированными к специфическим условиям регионов. Основная проблема, которая рассмотрена в данном исследовании, заключается в отсутствии подхода к налоговой поддержке креативных индустрий, что приводит к диспропорциям в их развитии.
Творческие индустрии в России представляют собой динамичный и быстрорастущий сектор экономики, охватывающий широкий спектр видов деятельности, включая дизайн, медиа, информационные технологии (ИТ), архитектуру и культурное наследие. Эти сферы все чаще признаются ключевыми драйверами экономической диверсификации, инноваций и культурного развития как для страны в целом, так и для регионов в частности. Проведенное в 2023 г. исследование Агентства стратегических инициатив (АСИ) показывает, что креативный сектор вносит около 4,87 % в ВВП России, что эквивалентно более 12,6 трлн руб. дохода, в нем задействовано более 1,5 млн сотрудников в различных подсекторах1. Вместе с тем в половине регионов России креативные индустрии оказывают минимальное влияние на валовой региональный продукт (ВРП), так как их вклад в экономику оказывается ниже уровня занятости в этих секторах. Исключение составляют Санкт-Петербург, Тюменская, Новосибирская и Калининградская области, где креативные индустрии создают продукт с высокой добавленной стоимостью, что свидетельствует о значительном экономическом потенциале этих регионов в данном секторе. Наблюдаемая географическая неоднородность косвенно говорит о разных условиях развития креативных индустрий на региональном уровне [2].
Развитие креативных индустрий долгое время сталкивалось с рядом системных проблем [3], таких как недостаток институциональной поддержки и отсутствие законодательных механизмов, ограничивавших возможности для их устойчивого роста; в последние годы ситуация начала меняться. Изменения связаны с признанием стратегической важности креативных индустрий в рамках национальных целей развития, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 4742. Введение Концепции развития креативных индустрий3 в 2021 г. знаменует собой начало нового этапа, направленного на укрепление нормативно-правовой базы и создание благоприятных условий для формирования креативных экосистем [4].
Принятие Федерального закона от 08.08.2024 № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации»4 представляет собой значимый этап в институционализации креативной экономики, обеспечивая правовую основу для систематической государственной поддержки этой сферы. Закон устраняет ранее существовавшую фрагментацию регулирования, предоставляя единые инструменты развития креативных индустрий (финансовые, имущественные и образовательные). Существенное значение имеет также расширение полномочий регионов по адаптации мер поддержки с учетом их специфики, что позволяет интегрировать креативные индустрии в экономическую структуру страны более эффективно и целенаправленно.
Кроме того, закон предусматривает создание единого федерального реестра субъектов креативных индустрий, что способствует улучшению координации и мониторинга их деятельности. Введение открытого перечня видов креативных индустрий, который учитывает активное развитие новых форм деятельности, позволяет гибко реагировать на изменения в экономической среде и поддерживать инновации.
Закон закрепляет значимость креативных индустрий как самостоятельного сектора экономики, который способен стать важным драйвером ее развития благодаря усилению инвестиционной привлекательности и созданию условий для экспорта продуктов с высокой добавленной стоимостью. Это свидетельствует о стратегическом переосмыслении роли креативных индустрий в контексте национальной экономики, что соответствует задачам, поставленным в рамках национальных целей развития, и может значительно способствовать устойчивому и динамичному росту экономики России. Отметим, что на сегодняшний момент достаточно сложно проводить статистический анализ, связанный с деятельностью предприятий креативных индустрий, так как зачастую отсутствует информация о фактическим виде деятельности таких предприятий [5].
В свете принятия данного закона создаются предпосылки для формирования подхода к предоставлению мер налоговой поддержки предприятиям креативного сектора. Закон обеспечивает также необходимую правовую основу для разработки и систематизации мер налоговой поддержки, что особенно важно в условиях разнородности существующих на региональном уровне программ и механизмов.
Потенциальные преимущества реализации мер налоговой поддержки выходят за рамки отдельных предприятий и распространяются на всю экономику [6]. Стимулируя рост в креативных отраслях, эти меры могут содействовать региональному экономическому развитию, сокращать экономическое неравенство и повышать глобальную конкурентоспособность России в креативной экономике. Кроме того, хорошо продуманная налоговая политика может помочь в привлечении и удержании творческих талантов в стране, тем самым способствуя созданию яркой и инновационной культурной экосистемы.
Таким образом, введение единого подхода к налоговой поддержке не только упростит административные процедуры и снизит барьеры для входа на рынок, но и станет важным шагом в создании благоприятной экосистемы для развития креативной экономики в России.
Цель исследования заключается в анализе существующих механизмов налоговой поддержки креативных индустрий в России и за рубежом для выявления эффективных практик, которые могут быть адаптированы для создания устойчивой и унифицированной системы налоговых льгот в российских условиях.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
1) проведен сравнительный анализ налоговых льгот для креативных индустрий в различных странах с акцентом на успешные практики;
2) сформирован набор рекомендаций по разработке налоговых льгот для креативных индустрий в России;
3) предложены рекомендации по использованию налоговых льгот для креативных индустрий в России.
В данной статье используются такие понятия, как «креативная индустрия», «креативный продукт», «субъект креативной индустрии», «креативный кластер» и «меры государственной поддержки в сфере креативных индустрий», трактующиеся в соответствии с Федеральным законом «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».
Данная работа включает в себя литературный обзор, в рамках которого рассматриваются теоретические подходы и эмпирические исследования, посвященные креативным индустриям и мерам их поддержки.
МЕТОДОЛОГИЯ
В рамках данного исследования применен комплекс методов, направленных на всесторонний анализ механизмов налогового стимулирования креативных индустрий в различных странах. Основными методами стали контент-анализ нормативно-правовых актов, сравнительный анализ зарубежного опыта, а также анализ отечественного законодательства и существующих барьеров в налоговой поддержке креативного сектора5.
Контент-анализ нормативно-правовых актов и научных источников использован для изучения законодательных инициатив в области налоговой поддержки креативных индустрий. На этом этапе особое внимание уделялось мерам по снижению налоговой нагрузки, включая освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС), налоговые льготы для аудиовизуальных проектов, а также меры по стимулированию сохранения культурного наследия. Этот метод позволил детализировать существующие механизмы налоговой поддержки и оценить их влияние на развитие креативных индустрий в зарубежных странах.
Сравнительный анализ зарубежного опыта позволил выявить наиболее эффективные практики в странах с развитой креативной экономикой, таких как Великобритания, Франция, Ирландия, а также в государствах СНГ. Страны для анализа были выбраны на основе следующих критериев:
– развитость креативной экономики – креативные индустрии играют значимую роль в национальной экономике (например, Великобритания, Франция, Ирландия);
– наличие сформированных налоговых льгот, действующих на национальном уровне, с целью поддержки креативных индустрий;
– географическое и культурное разнообразие – страны Европы, Азии и СНГ были включены в исследование для учета различных подходов к развитию креативных индустрий;
– доступность законодательных актов и научных исследований, необходимых для полноценного анализа.
В рамках сравнительного анализа изучались налоговые стимулы для креативных индустрий в различных юрисдикциях. Особое внимание уделялось освобождению от НДС, предоставлению налоговых кредитов, а также другим льготам, направленным на поддержку театральных постановок, аудиовизуальной продукции, рынка произведений искусства и авторских прав. Такой подход позволил не только идентифицировать успешные инструменты поддержки, но и оценить возможность их применения в российских условиях.
Анализ отечественного опыта включал изучение действующего в России законодательства и оценку текущего состояния креативных индустрий. Основное внимание было уделено выявлению существующих барьеров в налоговой поддержке, таких как сложность административных процедур и недостаточная развитость механизмов поддержки частного сектора. Это позволило определить направления, требующие дальнейшего развития и совершенствования в контексте российской правовой и экономической специфики.
Для обеспечения достоверности полученных результатов использованы официальные законодательные акты, статистические данные и научные публикации. Применение метода контент-анализа и сравнительного анализа позволило систематизировать данные и выработать рекомендации по совершенствованию системы налоговой поддержки креативных индустрий в России с учетом успешного опыта зарубежных стран.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Зарубежный опыт
Анализ зарубежного опыта налоговой поддержки креативных индустрий показывает разнообразие подходов, которые могут быть условно сгруппированы в три основные категории: налоговые льготы, стимулирующие инновации и развитие, поддержка через освобождение от налогообложения отдельных видов деятельности, а также комплексные программы поддержки на уровне государств.
- Налоговые льготы, стимулирующие инновации и развитие. Критический анализ, проведенный X. Dai и соавторами [7], подчеркивает как историческую, так и современную роль налоговых льгот в поддержке креативных индустрий, особенно в условиях цифровизации экономики. Авторы приводят пример Китая, где налоговые стимулы играют ключевую роль в поддержке культурного развития, интеграции цифровых технологий в традиционные формы искусства и в создании условий для инновационного роста. Исследование акцентирует внимание на том, как налоговая политика может быть адаптирована для поддержки новых форм креативных индустрий и увеличения их экономического вклада.
- Поддержка через освобождение от налогообложения отдельных видов деятельности. Другой значимый подход – освобождение от налогообложения доходов, связанных с креативной деятельностью. Так, в Ирландии действует освобождение от подоходного налога для художников и писателей, что позволяет им сосредоточиться на своей профессиональной деятельности без дополнительной налоговой нагрузки [8]. Аналогичные меры применяются в ряде стран Европейского союза, где освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) на культурные и творческие продукты способствует их более активному производству и распространению. В Великобритании и США налоговые льготы для театральных постановок играют значимую роль в поддержке креативных проектов, снижая налоговое бремя для создателей театральных и кинопостановок.
Освобождение от налогообложения отдельных видов творческой деятельности также способствует общему развитию креативных индустрий, формируя благоприятные условия для работы отдельных отраслей.
- Комплексные программы поддержки на уровне государства. Государственные программы, направленные на поддержку креативных индустрий, нередко включают налоговые льготы в качестве важного инструмента стимулирования их развития. В странах Европейского союза реализуются инициативы, направленные на достижение баланса между мерами по предотвращению налогового уклонения и стимулированием экономической активности в креативных отраслях [9]. Эти программы интегрируют не только налоговые стимулы, но и различные формы государственной помощи, способствующие развитию креативного сектора.
В Великобритании поддержка креативных индустрий осуществляется в рамках комплексного стратегического подхода, который включает налоговые льготы, субсидии и другие формы государственной помощи, направленные на поддержку театров, киноиндустрии и культурных проектов [10]. Эти меры направлены на привлечение инвестиций и создание условий для устойчивого роста креативной экономики [11].
Значительный вклад в изучение механизмов налогового стимулирования креативных индустрий внесла работа “Tax Incentives as a Creative Industries Policy Instrument” [12]. В данном труде систематизированы налоговые инструменты, которые могут быть использованы для содействия развитию креативного сектора в различных странах. Автор подчеркивает важность разработки унифицированных механизмов налоговой поддержки, которые учитывают специфику креативной деятельности и могут быть адаптированы к национальным условиям. Это исследование особенно важно для нашего анализа, поскольку позволяет глубже понять, как учитывать специфику деятельности предприятий креативных индустрий при разработке мер налоговой поддержки и как они могут быть адаптированы к российским условиям.
Рассмотрение данных налоговых инструментов дает возможность сформулировать предложения по унификации и оптимизации налоговой поддержки креативного сектора в России, что, в свою очередь, будет способствовать созданию благоприятной экосистемы для развития креативных индустрий и усилению их вклада в национальную экономику.
Российский опыт
В обзоре российского опыта также можно выделить несколько ключевых направлений, отражающих специфику отечественных исследований и подходов к налоговой поддержке креативных индустрий.
- Проблема дисбаланса между государственной и частной поддержкой. Одной из ключевых проблем, выявленных в российских работах, является дисбаланс в распределении налоговых льгот между государственным и частным секторами. В исследовании «Культурные индустрии в России» [13] поднимается вопрос о том, что действующая налоговая система преимущественно благоприятствует государственным учреждениям, тогда как участие частного сектора и объемы частных инвестиций остаются существенно ограниченными. Данная асимметрия в распределении налоговых льгот и поддержки создает барьеры для частных инициатив, что негативно сказывается на общем развитии сектора. Кроме того, авторы отмечают, что неоднозначная нормативно-правовая база усложняет участие частного сектора в креативных индустриях. Отсутствие четко сформулированных налоговых льгот или адаптированных механизмов поддержки для частных организаций ограничивает возможности их участия и развития в этой сфере.
- Недостаточность проработки нормативно-правовой базы. Ряд исследователей обращает внимание на необходимость разработки и уточнения механизмов налогообложения, направленных на поддержку креативных индустрий. Так, А. Э. Курумчина отмечает важность разработки предложений по совершенствованию налоговых механизмов в этой сфере [14]. C. Глебова с соавторами акцентируют внимание на значимости внедрения налоговых преференций как ключевого фактора развития креативных индустрий [15]. Со своей стороны, Е. В. Васильева, А. В. Коршунов и Е. В. Останина подчеркивают недостаточность проработки нормативно-правовой базы в области налогообложения креативного сектора [16]. Е. В. Зеленцова отмечает, что в России креативные индустрии на данный момент не получают достаточной поддержки через льготное налогообложение, что указывает на необходимость разработки специализированных программ, учитывающих особенности российской культурной сферы и правовой системы [17]. И. В. Климова и Л. Н. Семеркова в своих исследованиях выделяют важность создания благоприятных условий, включая налоговые, для стимулирования роста креативного сектора и его связи с региональными инновациями [18].
Рассмотренные работы указывают на существование серьезных пробелов в российской системе налогообложения креативных индустрий и подчеркивают необходимость разработки и внедрения новых механизмов налоговой поддержки, однако авторы не углубляются в непосредственное проектирование подобного рода механизмов.
- Необходимость региональной адаптации налоговой политики. Исследователи, работающие с региональными кейсами, также подчеркивают актуальность налоговой проблематики в контексте развития креативных индустрий. Так, М. В. Высочина и И. И. Цветкова отмечают, что в Республике Крым система налогообложения не предусматривает специальных льгот или механизмов для креативных индустрий, которые могли бы снизить налоговую нагрузку на предприятия данного сектора. Авторы указывают, что несовершенство налоговой системы оказывает негативное влияние на экономическую ситуацию в регионе, что, в свою очередь, затрудняет развитие креативных индустрий [19]. В. В. Жохова и Н. А. Юрченко обращают внимание на аналогичные проблемы в Приморском крае, где налогообложение выступает одной из ключевых преград для развития предприятий индустрии моды. Авторы подчеркивают, что существующая система налогообложения характеризуется высокими налоговыми ставками и отсутствием государственной поддержки в виде налоговых льгот, что оказывает сдерживающее воздействие на развитие отрасли [20]. А. С. Ефимова и Н. В. Брюханова приходят к схожим выводам в своем исследовании, сосредоточенном на Южном федеральном округе, подчеркивая недостатки налоговой системы как одного из факторов, затрудняющих рост креативных индустрий в регионе [21]. Исследование Е. И. Пашининой с соавторами направлено на анализ правовой базы и риторики вокруг креативных индустрий в Саратовской и Ульяновской областях. Авторы отмечают отсутствие формального признания креативных индустрий в юридических документах, несмотря на наличие стратегий регионального развития, и также приходят к выводу, что меры налоговой и финансовой поддержки носят остаточный характер [22].
Г. Б. Паршукова и И. В. Рязанцева подчеркивают важность интеграции креативных идей в региональную экономику, рассматривая на примере Новосибирска следующие инструменты налоговой поддержки:
1) налоговые льготы для поддержки творческих индустрий, включающие налоговые кредиты и льготы на инвестиции в культурные проекты;
2) индивидуализация налоговой политики для креативных индустрий с учетом их специфики, что может смягчить финансовую нестабильность этих отраслей;
3) упрощение требований к налоговой отчетности и доступ к льготам, что позволит предприятиям сосредоточиться на своей основной деятельности;
4) адресность налоговой поддержки, направленной на малые и средние предприятия, которые сталкиваются с более серьезными проблемами в доступе к ресурсам;
5) введение особой категории налога на культурную и творческую деятельность, предполагающей снижение налоговых ставок на доходы от творческих работ [23].
О. Е. Акимова и соавторы анализируют распределение и потенциал развития креативных индустрий в российских регионах, подчеркивая их значительные различия и предлагая как региональные, так и федеральные меры поддержки. В своем исследовании авторы проводят кластеризацию регионов по уровню развития креативных индустрий, выделяя наиболее и наименее креативные регионы, среди которых лидерами являются Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города с развитой инфраструктурой [24].
Таким образом, в России отсутствует унифицированный подход к налоговым стимулам. В результате этого наиболее развитые регионы, такие как Москва и Санкт-Петербург, получают больше налоговых преференций и государственных субсидий, тогда как малые регионы сталкиваются с дефицитом финансовой поддержки. Это усиливает экономический разрыв между центром и периферией и препятствует равномерному развитию креативных индустрий по всей стране.
- Административные барьеры и сложность налогового администрирования. Еще одной проблемой является сложность налогового администрирования, связанная с получением налоговых льгот в России. Так, А. П. Киреенко и Е. Н. Орлова рассматривают неэффективность существующих налоговых льгот, отмечая низкий спрос на них со стороны бизнеса и недостаточную развитость рынка интеллектуальной собственности. Авторы также указывают на административные трудности, такие как сложности с подачей заявлений на получение льгот и недостаточная информированность о доступных стимулах. В качестве решения они предлагают модель оценки экономической эффективности налоговых льгот и подчеркивают необходимость разработки налоговых мер, адаптированных к специфике креативных индустрий, включая вычеты на расходы, связанные с творческой деятельностью, ускоренную амортизацию оборудования и освобождение от налога на доходы от интеллектуальной собственности [25].
- Инновационные подходы и налоговые льготы для творческих кадров. В работах многих исследователей можно встретить конкретные рекомендации по модернизации существующей налоговой политики в отношении предприятий креативного сектора. Так, Н. Викторова и Е. Евстигнеев пишут о необходимости создания инновационной налоговой системы, способствующей поддержке творческих кадров [26]. Они акцентируют внимание на том, что российская налоговая система должна быть приведена в соответствие с мировыми стандартами, чтобы поддерживать развитие кадров, информации и технологий. Авторы подчеркивают, что основой для перехода российской экономики к новой технологической среде являются творческие кадры, для которых важно создать персонализированную обучающую среду (Personal Learning Environment, PLE) [26].
Российские исследователи указывают на необходимость разработки более комплексных и адаптированных к креативному сектору налоговых мер, которые учитывают специфику индустрии и устраняют существующие барьеры. Опыт зарубежных стран демонстрирует, что детализированные правовые механизмы, поддержка частных инициатив и более простое налоговое администрирование могут значительно способствовать развитию креативных индустрий и привлечению инвестиций в эту сферу.
ОБСУЖДЕНИЕ
Подходы к применению налоговых инструментов для стимулирования креативных индустрий
Анализ нормативно-правовых актов и научных исследований позволил выделить два основных сценария налоговой политики в отношении предприятий креативной экономики.
Универсальный подход основан на создании единой системы налоговых льгот, применимых ко всем субъектам креативной экономики, независимо от их отраслевой принадлежности. Основное преимущество данного подхода заключается в его простоте и эффективности с точки зрения налогового администрирования. Универсальные меры, такие как налоговые каникулы, сниженные ставки налога на добавленную стоимость или уменьшение налога на прибыль, могут быть распространены на широкий круг участников креативного сектора, что поможет снизить бюрократические барьеры и создать стабильные условия для их развития. Примеры применения универсального подхода можно наблюдать в ряде стран, где для продукции креативных индустрий используются общие налоговые стимулы, такие как сниженные ставки НДС или освобождение от налогообложения определенных видов доходов, связанных с творческой деятельностью.
Несмотря на то что универсальный подход упрощает налоговое администрирование и создает широкие условия для роста креативного сектора, он может быть недостаточно эффективным для отдельных отраслей, которые нуждаются в специфической поддержке.
Отраслевой подход предусматривает разработку целенаправленных налоговых льгот, учитывающих особенности и потребности отдельных отраслей внутри креативной экономики. Этот подход требует более глубокого понимания экономических процессов в каждой из отраслей, но позволяет точечно стимулировать развитие приоритетных сегментов. Например, в киноиндустрии широко используются налоговые кредиты для кинопроизводителей, предоставляющие им возможность компенсировать часть затрат на производство фильмов. В других отраслях, таких как театральное искусство или индустрия дизайна, применяются налоговые вычеты, предназначенные для сохранения культурного наследия или поддержки малых креативных предприятий. В европейских странах подобные меры включают налоговые льготы на создание аудиовизуальной продукции и сохранение архитектурных памятников, что позволяет стимулировать устойчивое развитие этих отраслей.
Отраслевой подход обеспечивает более детализированное и целенаправленное воздействие на отдельные сегменты креативной экономики, что может оказаться особенно эффективным для тех отраслей, которые требуют специализированной поддержки. Тем не менее такой подход может быть связан с более высокими административными затратами и сложностями при его реализации.
Комбинация двух подходов представляется наиболее эффективной стратегией для создания устойчивой системы налоговой поддержки креативных индустрий. Универсальные меры могут быть использованы для снижения общего налогового бремени и создания благоприятной макроэкономической среды для всех участников креативной экономики. Одновременно с этим отраслевые инструменты позволяют предоставить более специфическую поддержку ключевым секторам, играющим ведущую роль в культурной и экономической жизни страны. Такое сочетание подходов позволяет достичь баланса между упрощением налогового администрирования и созданием условий для адресного стимулирования отдельных сегментов креативной экономики, что способствует их устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности на мировом рынке.
Отраслевой подход
Налоговые льготы для музеев и объектов культурного наследия
Налоговые льготы для музеев и объектов культурного наследия направлены на поощрение пожертвований, облегчение налогового бремени и стимулирование сохранения культурного наследия. Эти льготы не только поддерживают финансирование музеев, но и способствуют вовлечению граждан в поддержку культуры и искусства, создавая благоприятную среду для развития культурных институтов (табл. 1).
Табл. 1. Налоговые льготы для музеев и объектов культурного наследия
Table 1. Tax Incentives for Museums and Heritage Sites
Тип льготы | Описание | Принцип работы | Пример |
| |
Налоговые вычеты для пожертвований | Уменьшение налогооблагаемой базы на сумму пожертвований | Налогооблагаемый доход на сумму уменьшается на сумму пожертвований | США: лимит вычета 50 % от базы налога; Нидерланды: 100 % для аннуитетных пожертвований |
| |
Налоговый кредит | Снижение суммы налога, подлежащего уплате, на процент от пожертвований | Скидка с суммы налога пропорционально сумме пожертвований | Франция: налоговый кредит 66 % от суммы пожертвования, ограничение в 20 % от налого облагаемого дохода |
| |
Специальные программы | Специальные налоговые льготы для пожертвований культурных объектов | Налоговые льготы за передачу культурных объектов в музеи | Австралия: полное вычитание рыночной стоимости объекта; Великобритания: скидка 30 % от стоимости |
| |
Налоговые льготы для волонтеров | Освобождение от налога на небольшие вознагра ждения волонтерам | Не облагается налогом вознаграждение волонтерам до установленного лимита | Нидерланды: освобождение от налога до €1500 в год и €4,50 в час |
| |
Освобождение от налога на имущество | Освобождение от налога на имущество, переданного в долгосрочное пользование музеям | Владельцы объектов культурного наследия освобождаются от уплаты налога на собственность при передаче объекта музею на определенных условиях | Франция, Великобритания: объекты, переданные в музеи, освобождены от налога на имущество | ||
Освобождение от права перепродажи (droit de suite) | Исключение из требований выплачивать долю от перепродажи современного искусства | Музеи не платят за право перепродажи при покупке современного искусства | ЕС: музей с некоммерческим статусом освобождается от обязательств по выплатам при перепродаже | ||
Источник: составлено авторами. |
Примеры в табл. 1 демонстрируют разнообразие подходов к поддержке музеев и культурных проектов, что подчеркивает важность налоговых льгот для сохранения и популяризации культурных ценностей.
Налоговые льготы для аудиовизуальной индустрии
Аудиовизуальная индустрия играет двойную роль в экономике и культуре. С одной стороны, это коммерчески мощная международная отрасль, которая приносит значительные доходы и создает множество рабочих мест для высококвалифицированных работников. С другой стороны, она оказывает культурное влияние, формируя идентичность и мнение общества, распространяя информацию и содействуя развитию культурного многообразия (табл. 2).
Табл. 2. Налоговые льготы для аудиовизуальной индустрии
Table 2. Tax Incentives for Audiovisual Industry
Тип льготы | Описание | Принцип работы | Пример |
|
Налоговые льготы для производителей | Стимулирование производства фильмов и телепрограмм, включающее возврат части расходов на производство и постпроизводство | Производственные компании могут получить возврат до определенного процента своих затрат на производство в зависимости от страны и условий | Австралия: Producer Offset — возврат до 40 % расходов на производство фильмов |
|
Льготы для инвесторов | Льготы для привлечения капитала в аудиовизуальные проекты, снижение налогооблагаемого дохода или предоставление налогового кредита | Инвесторы могут получить налоговый кредит за вложение в производство, что снижает их налогооблагаемый доход | Канада: налоговый кредит в размере 25 % на оплату труда в производстве фильмов |
|
Льготы для дистрибьюторов | Снижение налогов для компаний, занимающихся распространением и маркетингом продукции, включая возврат расходов на продвижение | Дистрибьюторы получают налоговые скидки за продвижение фильмов, рекламы и их распространение | Франция: налоговые скидки на расходы на маркетинг фильмов и телевидения |
|
Льготы для потребителей | Поощрение потребления аудиовизуальных продуктов через снижение налогов на покупку цифрового контента или возврат средств за приобретение | Потребители могут получать налоговые вычеты или возврат за покупку цифрового контента или билетов на фильмы | США: снижение налогов на покупку цифровых фильмов и сериалов через онлайн-платформы |
|
Источник: составлено авторами. |
Например, в Европе фильмы и телевизионные программы считаются важным инструментом формирования европейской идентичности. Государства осознают эту роль и активно поддерживают сектор, стремясь предотвратить доминирование зарубежных (особенно американских) компаний, что может снизить культурное разнообразие и плюрализм. В рамках ЕС такие меры направлены на защиту и продвижение культурного наследия, что отражено в политике Европейской комиссии, предусматривающей субсидии и налоговые льготы для производителей аудиовизуальной продукции.
Налоговые льготы для рынка произведений искусства
Стимулирование операций с предметами искусства также может быть отнесено к сфере поддержки креативных индустрий, а государства могут использовать для этого налоговый инструментарий (табл. 3), причем как по отношению к первичному рынку (продажа произведений художниками напрямую), так и ко вторичному (перепродажа через аукционные дома и дилеров).
Табл. 3. Налоговые льготы для рынка произведений искусства
Table 3. Tax Incentives for Art Market
Тип льготы | Описание | Принцип работы | Пример |
Снижение чистой цены произведений современного искусства | Налоговые вычеты для компаний, покупающих произведения современного искусства, чтобы выставить их на публике | Компании могут вычитать часть стоимости произведений из налогооблагаемой базы, если они выставляют их публично | Франция: вычет в размере 1/5 от стоимости произведений искусства в течение 5 лет, если они выставлены на публике |
Сохранение культурного наследия | Налоговые льготы для сохранения национальных сокровищ внутри страны | Компании, участвующие в приобретении национальных сокровищ, могут получить налоговые льготы при условии публичного доступа | Франция: налоговый кредит в размере 90 % от стоимости объекта при условии, что он доступен широкой публике |
Снижение валовой цены через НДС и таможенные льготы | Льготы на НДС и таможенные пошлины, снижающие валовую цену произведений искусства | Применяются сниженные ставки НДС для произведений искусства, создаваемых художниками и продаваемых на первичном рынке | ЕС: сниженные ставки НДС для произведений, продаваемых художниками или их наследниками |
Свободные порты | Исключение из уплаты таможенных пошлин и НДС при хранении произведений искусства в специальных зонах | Произведения искусства могут храниться и продаваться без уплаты налогов в свободных портах, что снижает затраты | Швейцария: свободные порты в Женеве для хранения произведений без уплаты налогов на ввоз и вывоз |
Источник: составлено авторами. |
Основная цель состоит в поддержке культурного наследия, стимулировании развития местного искусства и создании более привлекательных условий для инвестиций в эту сферу. Кроме того, некоторые налоговые льготы могут быть направлены на снижение экспортных ограничений и повышение доступности искусства для широкой аудитории.
Налоговые льготы на авторские права
Авторское право представляет собой вид интеллектуальной собственности, который наделяет авторов исключительными правами на использование своих произведений. Это включает право на воспроизведение, распространение и создание производных работ. Авторское право охраняет оригинальные произведения литературы, искусства, музыки и другие творческие работы, предоставляя владельцам возможность контролировать их использование и получать доход в виде лицензионных отчислений, или роялти, за коммерческую эксплуатацию произведений.
В ряде европейских стран введены налоговые льготы для правообладателей, что также поддерживает развитие данного направления креативных индустрий (табл. 4).
Табл. 4. Налоговые льготы на авторские права
Table 4. Tax Incentives for Copyright
Тип льготы | Описание | Принцип работы | Пример |
Освобождение от налога на доходы от авторских прав | Полное или частичное освобождение от налога на доходы, полученные от авторских прав | Авторы могут не платить налог с доходов от авторских прав до определенного лимита | Ирландия: освобождение от налогообложения доходов для художников, писателей и музыкантов |
Скидки и фиксированные налоговые ставки | Специальные налоговые режимы с фиксированными ставками для доходов от авторских прав | Физические лица могут облагаться налогом по пониженной фиксированной ставке на доходы от авторских прав | Бельгия: фиксированная ставка налога на доходы от авторских прав в размере 15 % |
«Коробки» интеллектуальной собственности (IP Boxes) | Льготные налоговые ставки для доходов от интеллектуальной собственности, включая авторские права | Компании и частные лица могут облагаться налогом по сниженной ставке на доходы от интеллектуальной собственности | Кипр: льготы на доходы от авторских прав в рамках IP Box |
Источник: составлено авторами. |
Налоговые льготы, связанные с авторскими правами, играют важную роль в поддержке творческих индустрий, способствуя созданию новых произведений в области искусства, музыки, литературы и программного обеспечения, а также помогают авторам и правообладателям защищать и коммерциализировать свои работы.
Налоговые льготы для деятелей искусств
Для поддержки и развития культурной сферы, сохранения национального культурного наследия страны также используют налоговый инструментарий (табл. 5).
Табл. 5. Налоговые льготы для деятелей искусств
Table 5. Tax Incentives for People of Art
Тип льготы | Описание | Принцип работы | Пример |
НДС-льготы в ЕС | Снижение ставки НДС или освобо ждение от налога для культурных услуг и товаров, направленных на поддержку искусства и культуры | Применение сниженных ставок НДС на культурные мероприятия (выставки, концерты), на продажу произведений искусства | ЕС: снижение НДС для билетов на культурные мероприятия и выставки |
Освобождение от подоходного налога для художников | Освобождение от подоходного налога для авторов, композиторов, художников и скульпторов при соблюдении условий культурной значимости их произведений | Деятели искусств освобождаются от налога на доходы, если их работы признаны культурно значимыми | Ирландия: полное освобождение от налогообложения доходов для авторов, художников и композиторов |
Театральные и оркестровые налоговые льготы в Великобритании | Налоговые льготы для театральных и оркестровых постановок, стимулирующие инвестиции и поддержку культурных проектов | Театральные компании и орке стры получают компенсацию за часть затрат на постановку и производство, снижая тем самым финансовые риски | Великобритания: Theatre Tax Relief и Orchestra Tax Relief для поддержки театральных и музыкальных проектов |
Источник: составлено авторами. |
Перечисленные меры поддержки подчеркивают важность дальнейших исследований и разработки мер, которые способствуют более глубокой интеграции креативных индустрий в национальную экономику. Эти налоговые льготы направлены на стимулирование и поддержку творческой деятельности, а также на обеспечение финансовой поддержки художников, писателей, музыкантов и других представителей творческих профессий, которые имеют нестабильный доход и менее защищены экономически по сравнению с другими участниками рынка.
Универсальный подход
Налоговые льготы для креативных индустрий в странах ближнего зарубежья
В Кыргызской Республике для стимулирования развития креативных индустрий разработана и внедряется система налоговых льгот, направленных на снижение налоговой и страховой нагрузки на предприятия этого сектора. Основной механизм предоставления преференций реализован через Парк креативных индустрий (ПКИ), резиденты которого получают значительные налоговые и страховые льготы6. Эти меры включают замену традиционных налогов на прибыль, НДС и налога с продаж налогом с выручки, который будет постепенно увеличен с 0,5 % в 2023–2024 гг. до 2 % с 2027 г. В табл. 6 представлена детализация основных налоговых и страховых преференций, предоставляемых резидентам ПКИ.
Табл. 6. Налоговые и страховые преференции для резидентов Парка креативных индустрий
Table 6. Tax and Insurance Preferences for the Residents of Creative Industry Park
Тип льготы | Ставка, % по годам | Примечание | ||
2023–2024 | 2025–2026 | с 2027 | ||
Налог с выручки | 0,5 | 1,0 | 2,0 | Взамен налога на прибыль, НДС и налога с продаж |
Страховые взносы (работодатели) | 0,0 | 0,0 | 0,0 | Полное освобождение от уплаты взносов |
Страховые взносы (работники) | 12,0 | 12,0 | 12,0 | Ставка снижена по сравнению с общеустановленной (17,25 %) |
Источник: составлено авторами. |
Описание предоставленных льгот подтверждает стремление Кыргызской Республики создать благоприятные условия для развития креативных индустрий.
В Казахстане с 2024 г. вводятся существенные изменения в налоговом регулировании, направленные на поддержку и стимулирование креативных индустрий. В рамках поручения президента страны Министерство культуры и информации совместно с министерствами национальной экономики и финансов разработало комплекс налоговых мер, которые предусматривают значительное смягчение налоговой нагрузки для предприятий, работающих в креативном секторе7.
В соответствии с новыми положениями 40 видов предпринимательской деятельности, относящихся к креативной индустрии, смогут функционировать в рамках специального налогового режима розничного налога. Этот режим предполагает освобождение предприятий от уплаты корпоративного подоходного налога, индивидуального подоходного налога и налога на добавленную стоимость. Вместо этих традиционных налогов вводится единый налог, ставка которого варьируется от 2 до 4 % для индивидуальных предпринимателей и составляет 8 % для товариществ с ограниченной ответственностью. Такая замена призвана снизить административную и финансовую нагрузку на предприятия, улучшив условия для их устойчивого развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование опыта европейских стран, США и стран СНГ демонстрирует, что налоговые льготы, направленные на поддержку креативных индустрий, являются важным инструментом не только для стимулирования экономического роста, но и для поддержки культурного и социального развития. Креативные индустрии в этих странах активно развиваются благодаря гибким налоговым механизмам, которые учитывают специфику деятельности творческих предприятий, их финансовые ограничения и потребность в поддержке на начальных этапах развития. Важно отметить, что такие меры требуют тщательной адаптации в российском контексте, где специфика законодательства и значительные региональные различия создают дополнительные вызовы для эффективной поддержки креативных секторов.
В России сегодня меры налоговой поддержки для предприятий креативного сектора предоставляются на региональном уровне, что приводит к неоднородности и диспропорциям в развитии креативных индустрий. Наиболее благоприятный налоговый климат сложился в таких регионах, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Новосибирская, Томская, Ивановская, Белгородская, Нижегородская, Костромская, Свердловская, Ульяновская, Тюменская, Орловская, Калининградская, Астраханская, Новгородская, Вологодская, Челябинская и Архангельская области. Однако далеко не все регионы России в полной мере используют возможности налогового законодательства для поддержки креативных индустрий. Это создает значительный дисбаланс в развитии сектора на национальном уровне, что требует дальнейшего совершенствования налоговой политики и более широкого распространения успешных региональных практик.
Одной из ключевых рекомендаций, направленных на устранение существующих проблем, является введение унифицированных налоговых льгот на федеральном уровне. Это позволит устранить региональные диспропорции, создать единые и предсказуемые условия для всех субъектов креативной экономики, вне зависимости от их географического положения. Унификация критериев предоставления налоговых льгот способна не только снизить административную нагрузку на предприятия, но и обеспечить прозрачность и доступность налоговых преференций. Кроме того, унифицированные стандарты упрощают процесс контроля и мониторинга эффективности мер налоговой поддержки, что повышает их результативность.
Помимо этого, важной мерой поддержки может стать разработка специального налогового режима для компаний креативного сектора. В условиях, когда креативные индустрии часто сталкиваются с финансовыми трудностями на начальных этапах своего развития, такой режим может включать пониженную ставку налога на прибыль, освобождение от налога на добавленную стоимость на культурные и творческие продукты, а также налоговые каникулы для стартапов. Специализированный налоговый режим позволит не только поддерживать существующие предприятия, но и стимулировать появление новых инициатив, что будет способствовать развитию инноваций, культурного разнообразия и улучшению конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке.
Таким образом, для эффективного развития креативных индустрий в России необходимо внедрение сбалансированной и продуманной налоговой политики, которая учитывает как международный опыт, так и национальные особенности. Унифицированные меры на федеральном уровне в сочетании с целенаправленными льготами для отдельных секторов позволят создать благоприятные условия для роста креативных индустрий, что, в свою очередь, будет способствовать их интеграции в национальную экономику и укреплению позиций России на международной арене креативных рынков.
1 Пирогова Е. Как креативные индустрии влияют на развитие российских регионов // РБК. 31.08.2024. URL: https://clck.ru/3EhFQc (дата обращения: 05.10.2024).
2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // Официальный сайт Президента России. URL: https://clck.ru/3EhFos (дата обращения: 05.10.2024).
3 Об утверждении Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 № 2613-р // СПС КонсультантПлюс. URL: https://clck.ru/3EhFgx (дата обращения: 05.10.2024).
4 О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации: федер. закон от 08.08.2024 № 330-ФЗ // Официальный сайт Президента России. URL: https://clck.ru/3EhH9A (дата обращения: 05.10.2024).
5 Towse R. A Textbook of Cultural Economics. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. 696 p. DOI 10.1017/9781108368445
6 Для режима Парка креативных индустрий в рамках налогового законодательства и страховых взносов предусмотрены преференции // Официальный сайт Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики. URL: https://clck.ru/3EhemX (дата обращения: 25.09.2024).
7 Для креативной индустрии Казахстана смягчили налогообложение // Официальный сайт Министерства культуры и информации Республики Казахстан. URL: https://clck.ru/3EhfaZ (дата обращения: 25.09.2024).
Об авторах
Ольга М. Карпова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: olmkarpova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4982-5711
Scopus Author ID: 57195490871
ResearcherId: L-5488-2019
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового и налогового менеджмента
Россия, ЕкатеринбургИрина Д. Тургель
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Email: olmkarpova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8647-7739
Scopus Author ID: 6505743576
ResearcherId: GYI-8744-2022
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой теории
Россия, ЕкатеринбургСписок литературы
- Throsby D. The Economics of Cultural Policy. London: Cambridge University Press, 2010. 280 p. doi: 10.1017/CBO9780511845253
- Сайфуллина Л. Д. Потенциал развития креативной экономики регионов и занятости населения // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7 (183). С. 183–191. doi: 10.24158/tipor.2023.7.24. EDN TLAGVO
- Бокова А. В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации: дис. … канд. философ. наук. Томск, 2016. 174 с.
- Михайлова А. В. Исследование сущности категорий «креативная экономика», «креативный потенциал экономики», «творческие (креативные) индустрии» // Экономика и предпринимательство. 2023. № 10 (159). С. 1350–1356. doi: 10.34925/EIP.2023.159.10.277. EDN RFNMKV
- Мальцева Е. С. Креативная индустрия в российской экономике // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 1. EDN GMVMO
- Tian Y., Gao C. Management strategies of creative industries uncertainty // 2011 International Conference on Business Computing and Global Informatization. Shanghai, China, 2011. P. 79–82. doi: 10.1109/BCGIn.2011.28
- Dai X., Pogorletskiy A., Timchenko E. Critical analysis of the significance of tax incentives for the cultural industry in the pre-digital era and in the context of digitalization // Journal of Applied Economic Research. 2022. Vol. 21, no. 1. P. 152–186. doi: 10.15826/vestnik.2022.21.1.007
- Molenaar D. Tax incentives for artists // S. Hemels, K. Goto (eds) Tax incentives for the creative industries. Springer Singapore, 2017. P. 211–225. doi: 10.1007/978-981-287-832-8_11
- Luja R. Tax incentives, harmful tax competition and state aid considerations in the EU // S. Hemels, K. Goto (eds) Tax incentives for the creative industries. Springer Singapore, 2017. P. 65–84. doi: 10.1007/978-981-287-832-8_5
- Kisić V. Kulturne i kreativne industrije u Evropi // Kultura. 2011. Br. 130. S. 199–225 (In Serbian). doi: 10.5937/kultura1130199k
- Flew T. The creative industries: Culture and policy. London: SAGE Publications Ltd, 2012. 232 p. doi: 10.4135/9781446288412
- Hemels S. Tax incentives as a creative industries policy instrument // S. Hemels, K. Goto (eds) Tax incentives for the creative industries. Springer Singapore, 2017. P. 33–64. doi: 10.1007/978-981-287-832-8_4
- Ruutu K., Panfilo A., Karhunen P. Cultural industries in Russia: Northern dimension partnership on culture. Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2009. 69 p. doi: 10.6027/TN2009-590
- Kurumchina A. E. Creative industries in Russia in post covid-19 time: The case of Urals region // Service Plus. 2022. Vol. 16, no. 4. P. 83–96. doi: 10.5281/zenodo.7716030. EDN IFTMLX
- Glebova S., Berman S. S., Semenоva N. A., Galiachmetov R. R. Creative industries in Russian regions: Challenges of establishment and conditions for development // Revista Gestão Inovação e Tecnologias. 2021. Vol. 11, no. 4. P. 4292–4305. doi: 10.24115/S2446-6220202173D1726p.342-350
- Васильева Е. В., Коршунов А. В., Останина Е. В. Проблемы проектирования модели развития креативных индустрий в России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 3 (67). C. 9–14. doi: 10.52452/18115942_2022_3_9. EDN THLTLT
- Зеленцова Е. В. Государственная поддержка креативных индустрий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 73–80. EDN YPEAJR
- Климова И. В., Семеркова Л. Н. Влияние креативных индустрий на инновационное развитие территории // Организатор производства. 2022. Т. 30, № 4. С. 83–96. doi: 10.36622/VSTU.2022.30.4.008. EDN WBLQAX
- Высочина М. В., Цветкова И. И. Развитие креативной экономики в республике Крым: анализ факторов влияния // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2022. № 3 (60). С. 113–123. EDN JUUPVZ
- Жохова В. В., Юрченко Н. А. Модель сегментации операторов рынка индустрии моды Приморского края // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 3. С. 88–101. doi: 10.24866/VVSU/2073-3984/2022-3/088-101. EDN GUQEYP
- Ефимова А. С., Брюханова Н. В. Тенденции развития креативных индустрий регионов Южного федерального округа // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 45–52. doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-2-45-52. EDN PSTJDC
- Пашинина Е. И., Бабаян И. В., Козлова К. В. Официальная риторика и нормативно-правовое конструирование феномена культурных индустрий в российских регионах // Siberian Socium. 2020. Т. 4, № 2 (12). С. 48–75. doi: 10.21684/2587-8484-2020-4-2-48-75. EDN DWARHE
- Parshukova G. B., Riazantseva I. V. Creative economy: Regional government tasks // SHS Web of Conferences. Vol. 94. 2021. Article 01010. doi: 10.1051/shsconf/20219401010
- Акимова О. Е., Волков С. К., Симонов А. Б. Креативные индустрии в России: тенденции развития и потенциал роста // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022. № 1. С. 96–114. doi: 10.38050/01300105202215. EDN AJQPXT
- Kireenko A. P., Orlova E. N. The role of tax incentives in promotion of innovation activity in the Russian Federation // 13th International Scientific Technical Conference on Actual Problems of Electronic Instrument Engineering (APEIE) (Novosibirsk, Russia). IEEE, 2016. P. 242–246. doi: 10.1109/APEIE.2016.7807063
- Viktorova N., Evstigneev E. Russian tax system in the context of innovative technology development // Karpova A. Yu., Ardashkin I. B., de Jong W. M., Martyushev N. V. (eds.) Responsible Research and Innovation: Proceedings of the International Conference «Responsible Research and Innovation» (RRI 2016), 07–10 November, 2016, Tomsk Polytechnic University, Russia. Future Academy, 2017. P. 993–1001. doi: 10.15405/epsbs.2017.07.02.128
Дополнительные файлы
