Том 29, № 4 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 18.12.2025
- Статей: 9
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/issue/view/20356
Весь выпуск
Международный опыт интеграции образования
Образовательная дипломатия: формирование новой модели (на примере взаимодействия России и Юго-Восточной Азии)
Аннотация
Введение. Активное участие России в программах международного образования и ее присутствие в образовательном пространстве ряда регионов Юго-Восточной Азии (Индии, Лаоса, Китая) обусловливает исчерпывание эвристического потенциала традиционных теоретических подходов к образовательной дипломатии. В связи с этим требуется переосмысление целей, средств, мотивов, акторов образовательного дипломатического процесса в аспекте современных условий и вызовов. Цель исследования – концептуализировать потенциал образовательной дипломатии в контексте культурного взаимодействия регионов России и стран Юго-Восточной Азии.
Материалы и методы. Статья основывается на результатах авторского исследования, проведенного в марте – мае 2025 г., методом полуформализованных экспертных интервью. В качестве экспертов (15 чел.) выступили члены академического сообщества России, Индии, Лаоса, Франции, Тайваня. Используемые методы позволили рассмотреть проблемы образовательной дипломатии с разных точек зрения, что дало возможность выявить особенности современной модели образовательной дипломатии.
Результаты исследования. Произведено сравнение традиционной и современной систем образовательной дипломатии. Определены основные факторы влияния на характер и содержание образовательной дипломатии. Отмечается важность для современной модели внутренних стимулов, вытекающих из логики академического развития и этоса научной деятельности. Даны рекомендации по повышению эффективности образовательной дипломатии в новых социокультурных условиях: оптимизация международной деятельности в сфере образования, необходимость развития культурных компетенций, более широкое привлечение местных жителей к преподаванию русского языка и культуры, создание сертификационных программ и дистанционных курсов для преподавателей зарубежных вузов.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что в настоящее время формируется новая модель образовательной дипломатии, которая опирается на сетевое взаимодействие регионов и региональных вузов и обусловливается их внутренними образовательными и научными потребностями. Статья будет полезна представителям академического сообщества, вовлеченным в международную образовательную деятельность, специалистам в области региональной политики и дипломатическим работникам.
610-625
Социологический мониторинг проблем и перспектив международного сотрудничества в системе высшего образования России
Аннотация
Введение. В условиях геополитических и институциональных преобразований в мировом образовательном пространстве актуальной становится разработка адаптивных механизмов сотрудничества, включающих цифровые дистанционные технологии продвижения российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг. Однако в современных исследованиях не в полной мере изучены вопросы влияния международного сотрудничества в сфере высшего образования на трансформацию содержания и компетенций учебных программ, на алгоритмы трудоустройства, мобильности и профессионального развития выпускников из разных стран, на систему оценки качества образовательных программ с учетом различных аккредитационных систем. Цель исследования – проанализировать существующие подходы к цифровизации и интернационализации высшего образования, оценить готовность системы высшего образования России к внедрению цифровых дистанционных технологий в научно-исследовательской, образовательной деятельности и сфере международных коммуникаций, разработать рекомендации по совершенствованию механизмов международного образовательного сотрудничества.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось в 2025 г. методом электронного анкетирования 183 респондентов, занимающих различные должности в области международной деятельности и работе с иностранными студентами в российских университетах, из 69 регионов страны с охватом всех федеральных округов. Комплекс методов научного познания, контент-анализа, социологических опросов позволил выявить ряд проблем и тенденций реализации международного образовательного сотрудничества в условиях цифровизации высшего образования, а его адаптивные механизмы разработаны с помощью статистических, структурно-логических приемов исследования.
Результаты исследования. Теоретический анализ статистических и аналитических материалов отечественных и зарубежных организаций и экспертов позволил сформулировать тенденции цифровизации и интернационализации высшего образования, предложить адаптивные механизмы реализации международного образовательного сотрудничества и обозначить перспективы их развития. По результатам эмпирического исследования выделены две ключевые группы проблем реализации международного сотрудничества в системе высшего образования России (внутренние и внешние), а также разработаны направления их решения.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы и рекомендации развивают методологические подходы по адаптации механизмов международного образовательного сотрудничества к условиям геополитической и геоэкономической нестабильности, требованиям цифровизации и интернационализации высшего образования. Материалы данной статьи будут полезны специалистам, исследующим методы повышения эффективности экспорта в сфере услуг высшего образования; высшему управленческому звену университетов, стремящимся улучшить работу по привлечению иностранных студентов и сотрудничеству с зарубежными партнерами в различных областях.
626-644
Институциональный ответ на реформы высшего образования в Китае: контент-анализ и экспертный опрос
Аннотация
Введение. Глобальная конкуренция побуждает правительства многих стран проводить масштаб-ые реформы для повышения конкурентоспособности своих вузов. В ответ Китай реализует долгосрочные программы достижения академического превосходства, отражающие уникальную модель модернизации образования. Несмотря на значительное количество работ по проблемам реформ, их восприятие китайским университетским сообществом изучено недостаточно. Цель исследования – на основе анализа документов и экспертных позиций изучить восприятие образовательных реформ преподавателями и администрацией вузов.
Материалы и методы. В рамках исследования было проведено анкетирование 68 экспертов – представителей университетов, педагогических колледжей, школ и образовательных учреждений разных уровней, в том числе из центральных и региональных организаций системы высшего образования Китая. Углубленная интерпретация полученных результатов и проверка выявленных тенденций были осуществлены посредством анализа нормативно-правовых актов и программных выступлений высшего руководства Китайской Народной Республики, посвященных развитию высшего образования. Контент-анализ позволил проследить изменения риторики в официальных документах разных лет. Эмпирические данные сопоставлены с результатами контент-анализа, что обеспечило целостность и обоснованность исследовательских выводов.
Результаты исследования. Экспертный опрос подтвердил соответствие многих приоритетов государственных программ фактическим изменениям в вузах. Преподаватели и управленцы демонстрируют в целом позитивную оценку реализованных реформ. Выявлены ключевые факторы успеха: системная реализация государственных планов, строгий контроль качества образования, развитие инфраструктуры университетов по всей стране. Отмечается значимость среди респондентов целевого правительственного финансирования ведущих вузов и сотрудничество университетов с корпорациями. Среди практических приоритетов изменений эксперты выделили внедрение инновационных образовательных технологий, развитие практико-ориентированных программ и расширение международного сотрудничества на институциональном уровне. Демонстрируется эволюция целей реформ: от ориентации на зарубежные образцы и интернационализацию к акценту на собственные научные школы и идеологическое оформление образования как национальной парадигмы.
Обсуждение и заключение. Китайский опыт модернизации высшей школы представляет собой уникальную модель, сочетающую стратегические цели достижения мирового научного превосходства с сохранением национальной идентичности и жестким централизованным управлением. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие понимания институциональных механизмов адаптации университетов к государственным реформам в сфере высшего образования Китая.
645-665
Педагогическая психология
Концептуальные основы организации специальных условий обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Аннотация
Введение. Трансформация системы школьного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обусловленная изменениями в общественной жизни и законодательстве, происходит в ответ на социальный запрос к качеству и доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Однако отсутствуют исследования, направленные на изучение качественного своеобразия развития современных детей с двигательными нарушениями, их особых образовательных потребностей и условий, необходимых для успешного обучения. Цель исследования – разработать систему специальных условий обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Материалы и методы. Методологической основой проектирования данной системы послужил комплексный анализ, включавший изучение специальной литературы по проблеме исследования, клинико-психолого-педагогических особенностей современной популяции детей с двигательной патологией (n = 842), их особых образовательных потребностей и результатов мониторинга специальных условий обучения, проведенного на основе анкетирования педагогов из 319 образовательных организаций. Особенности развития и особые потребности детей с двигательными нарушениями рассматривались с применением анализа медицинских данных, психолого-педагогического эксперимента, наблюдения, беседы, методов математической и описательной статистики.
Результаты исследования. Разработаны концептуальные основы системы специальных условий обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, целью организации которой является повышение качества и доступности общего образования обучающихся за счет создания оптимальных условий для их развития, обучения и социальной адаптации. Концептуальную основу составляют гуманистический, системный, комплексный, уровневый, индивидуально-ориентированный и субъект-субъектный подходы. Система специальных условий базируется на вариативных образовательных потребностях школьников, которые определяются исходя из их индивидуально-типологических особенностей, и обеспечивает их уровневую организацию в образовательных учреждениях (базовый, расширенный и оптимальный уровни). Каждый из уровней соответствует готовности школы к обучению и реализации особых образовательных потребностей определенной группы школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Обсуждение и заключение. В результате исследования представлена уровневая система организации специальных условий для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Предложен подход, при котором готовность школы к обучению детей с двигательными нарушениями рассматривается как реальная характеристика готовности к обучению детей с двигательной патологией, определяемая с учетом особых образовательных потребностей отдельных учеников конкретной школы. Материалы статьи содержат новые данные о феноменологии и структуре особых образовательных потребностей школьников с двигательными нарушениями и подходах к их реализации и будут полезны исследователям и педагогам-практикам в области специального и инклюзивного образования.
666-683
Социальный и эмоциональный интеллект подростков, выполняющих разные роли в школьном буллинге
Аннотация
Введение. Школьный буллинг оказывает влияние на процесс обучения и воспитания современных подростков. Проблема школьной травли содержательно рассмотрена через призму психологии образования и педагогической психологии. Однако ее системное осмысление с позиции возникновения и функционирования буллинга, изучение особенностей социального и эмоционального интеллекта как факторов включения школьников в травлю сохраняют свою актуальность. Цель исследования – изучить особенности социального и эмоционального интеллекта у подростков с разными ролями в процессе буллинга.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 252 учащихся среднеобразовательных школ (53 % девочек и 47 % мальчиков) в возрасте 14–15 лет. Методика выявления «буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина) использовалась с целью обозначения ролей в буллинге, тестирование «Саморегуляция и успешность межличностного общения» (В. Н. Куницына) – для определения характеристик социального интеллекта, опросник на эмоциональный интеллект (Д. В. Люсин) – для обнаружения представления подростков о своем эмоциональном интеллекте. Статистически значимые различия между выборками подростков устанавливались с помощью непараметрического критерия Крускала – Уоллиса.
Результаты исследования. Выявлены различия в социальном и эмоциональном интеллекте у подростков, выполняющих роли инициатора, жертвы, защитника, наблюдателя в школьной травле. Жертвы буллинга, по сравнению с инициаторами, защитниками и наблюдателями, более спонтанны и открыты в коммуникации, адаптированы к ситуациям общения и успешны в нем. Инициаторы, защитники, наблюдатели лучше, чем жертвы, способны распознавать и идентифицировать эмоции окружающих, понимать их причины, возможные следствия, а также управлять ими.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к педагогическому взаимодействию и оказанию психокоррекционной помощи участникам травли в зависимости от выполняемой ими роли, учитывая развитие социального и эмоционального интеллекта. Предложенные материалы могут оказаться полезными для педагогов, педагогов-психологов, психологов, социальных педагогов.
684-697
Роль наставничества в профессиональном развитии учителя
Аннотация
Введение. Наставничество – важный элемент системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающий непрерывное профессиональное развитие и совершенствование педагога. В условиях стремительных изменений в образовательной среде, внедрения цифровых технологий, обновления федеральных государственных образовательных стандартов и растущих требований к качеству преподавания роль наставничества становится особенно важной. Цель исследования – выявить и проанализировать мотивацию учителей к участию в программах наставничества, а также систематизировать факторы, определяющие эффективность данного процесса.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 321 чел. из различных образовательных организаций, что обеспечило репрезентативность данных и позволило провести сравнение по уровню опыта. Количественные и качественные данные о восприятии педагогами системы наставничества были получены с помощью гибридной анкеты, сочетающей закрытые и открытые вопросы, оценочные шкалы и демографические показатели. Значимые корреляции между профессиональным опытом, участием в программах наставничества и воспринимаемой эффективностью выявлялись с применением методов математической статистики (средние значения, стандартные отклонения, коэффициенты корреляции и процентное распределение).
Результаты исследования. Педагоги считают наставничество эффективным инструментом профессионального развития, способствующим росту компетенций, личностному совершенствованию и укреплению профессионального сообщества. Наибольшую удовлетворенность от наставнической деятельности отметили представители средней возрастной группы, что свидетельствует о гармоничном сочетании опыта и мотивации к передаче знаний. Эффективность данного процесса определяется личными качествами руководителя – ответственностью, трудолюбием, уважением к своим подопечным и внутренней мотивацией. При этом их социальное признание и поддержка остаются важными условиями для успешной реализации программ наставничества.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило эмпирически подтвердить высокую значимость наставничества как эффективного механизма профессионального развития и передачи педагогического опыта. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных для совершенствования моделей, разработки методических рекомендаций и программ профессионального развития преподавательского состава. Перспективы дальнейших исследований связаны с углубленным анализом влияния личностных и профессиональных характеристик наставников на эффективность взаимодействия, а также с разработкой диагностических инструментов и цифровых моделей процессов наставничества. Полученные результаты представляют интерес для исследователей в области педагогики, специалистов системы дополнительного профессионального образования и руководителей образовательных организаций.
698-710
Мониторинг образования
Матримониальные стратегии региональной молодежи: типология, диспозиции, динамика
Аннотация
Введение. Эффективные матримониальные стратегии – основа формирования демографических показателей и залог достижения результатов национальных проектов, а их трансформация формирует риски и перспективы в воспроизводстве национального человеческого капитала. Несмотря на многочисленные публикации в области демографии, отсутствуют исследования, направленные на системное и комплексное изучение изменений матримониальных стратегий молодежи относительно динамики социальной ситуации. Цель исследования – оценить характеристики матримониальных стратегий социальных групп региональной молодежи и динамику показателей в условиях прифронтового приграничья.
Материалы и методы. Аналитической основой статьи стали данные мониторингов «Социальные стратегии молодежи» (2021–2023 гг.), а также результаты исследования «Матримониальные стратегии молодежи» (2024 г.). Применялась стратифицированная квотная выборка – в качестве групп выступали районы Белгородской области. Выборка формировалась с учетом квот по полу, возрасту и типу поселения респондентов. Широкий охват участников за короткий срок был обеспечен проведением онлайн-опроса через рекрутеров. Техника «горячий рекрутинг» предполагает работу рекрутеров в наборе выборки по методу «снежного кома» с адресной рассылкой информации о проводимой работе и индивидуальным консультированием респондентов по вопросам исследования.
Результаты исследования. Обозначены проблемы рисковых показателей необязательного деторождения среди молодежи в возрасте 18–21 года. Несмотря на связь матримониальных диспозиций региональной молодежи с приоритетом семьи и ее ценностями, такая позиция закрепляется с возрастом, что подчеркивает значимость воспитательного воздействия институтов образования для нивелирования демографических рисков. Сформулированы проблемные вопросы гендерных акцентов матримониальных диспозиций и выборов, демонстрирующие меньшую ориентированность молодых женщин на семью и деторождение в отличие от мужчин. Выявлены риски девальвации семейных ценностей и снижение значимости матримониальных планов для молодежи с низким экономическим доходом.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в развитие социологии молодежи и семьи. Материалы исследования могут быть востребованы органами управления государственной молодежной политики разного уровня, органами государственного и муниципального управления, молодежными организациями, образовательными учреждениями.
711-733
Применение генеративного искусственного интеллекта в персонализации образования: восприятие студентами гуманитарных и технических специальностей
Аннотация
Введение. Интенсивная интеграция технологий генеративного искусственного интеллекта привела к значительным изменениям в различных областях деятельности, в том числе в образовании. Масштабное развитие информационных технологий сделало возможным упрощение процесса персонализации образования, повышая его качество и доступность, а также расширяя методологическую базу. Преимущества новых технологий заставляют научное сообщество искать эффективные методы и подходы к применению искусственного интеллекта в обучении и предвосхищать грядущие изменения в образовательной среде. Цель исследования – изучить опыт использования чат-ботов студентами гуманитарных и технических специальностей, проанализировать восприятие обучающимися персонализации образовательного процесса с помощью искусственного интеллекта.
Материалы и методы. Эмпирическая база представлена данными социологического опроса, проведенного с июня 2024 г. по январь 2025 г., в котором приняли участие 730 студентов бакалавриата и магистратуры российских вузов. Опрос проводился с помощью онлайн-анкетирования, вопросы которого позволили проверить поставленные научные гипотезы.
Результаты исследования. Результаты демонстрируют положительное отношение обучающихся к системному внедрению искусственного интеллекта в образовательный процесс и использованию элементов персонализированного обучения (цифровых наставников и чат-ботов), способствующих улучшению взаимодействия и поддержке в процессе обучения. Выявлены негативные настроения среди обучающихся относительно использования искусственного интеллекта для оценки их успеваемости, что свидетельствует о недостаточном доверии к объективности и точности подобных технологий. Подчеркивается необходимость дальнейшего анализа и разработки стратегий для эффективной интеграции искусственного интеллекта в образовательную среду с учетом потребностей и опасений студентов. При этом оценки обучающихся гуманитарных и технических специальностей отличаются незначительно.
Обсуждение и заключение. Разработанные в рамках исследования теоретические и методические положения дополняют существующие подходы и инструментарии для анализа воздействия современных технологий на сферу образования. Полученные выводы могут быть использованы для руководства вузов и органов власти при формировании стратегий применения искусственного интеллекта в образовательном процессе. Результаты исследования будут полезны организаторам учебного процесса и методистам при применении искусственного интеллекта в составлении обучающих курсов с использованием личностно-ориентированного подхода и при разработке учебных планов.
734-752
Искусственный интеллект как средство формирования финансовой грамотности у младших школьников
Аннотация
Введение. Государственная политика в области повышения финансовой грамотности населения, стремительная цифровизация образования и возрастание роли искусственного интеллекта в обучении младших школьников обусловливают актуальность исследования. При этом проблема формирования финансовой грамотности у обучающихся начальных классов посредством технологий искусственного интеллекта не была предметом специального изучения. Цель исследования – разработать педагогические условия использования искусственного интеллекта как средства формирования финансовой грамотности у младших школьников.
Материалы и методы. Экспериментальная работа проводилась на базе двух школ Амурской области. В выборку вошли 122 младших школьника третьих классов, разделенные на две экспериментальные и две контрольные группы. Финансовая грамотность анализировалась с помощью диагностического инструментария С. В. Суриковой и Ю. А. Никольской. Статистические различия сформированности финансовой грамотности у участников оценивались с применением непараметрического статистического U-критерия Манна – Уитни.
Результаты исследования. Разработаны педагогические условия использования искусственного интеллекта, реализация которых обеспечивает формирование у обучающихся когнитивного, личностного и практического компонентов финансовой грамотности. Задания, обогащающие знания учеников о финансах и финансово-экономических отношениях, способствуют развитию навыков применения основных финансовых понятий в разных жизненных ситуациях (когнитивный компонент). Ответственность за принятые финансовые решения формируется посредством анализа продуктов деятельности искусственного интеллекта самими обучающимися (личностный компонент). Вовлечение младших школьников в генерирование заданий с помощью искусственного интеллекта стимулирует развитие умений грамотного осуществления покупок и экономии денежных средств, самостоятельного планирования путей достижения финансовых целей (практический компонент).
Обсуждение и заключение. Исследование вносит вклад в практику образования в части становления финансовой грамотности у младших школьников посредством применения технологий искусственного интеллекта. Материалы статьи могут быть полезны учителям начальных классов в процессе развития финансовой грамотности у обучающихся. Перспективы исследования представлены поиском альтернативных педагогических условий и разработкой модели формирования финансовой грамотности у младших школьников с использованием технологий искусственного интеллекта.
753-767


