Социологический мониторинг проблем и перспектив международного сотрудничества в системе высшего образования России
- Авторы: Юдина В.А.1, Танина М.А.1, Бондаренко В.В.1, Полутин С.В.2
-
Учреждения:
- Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 29, № 4 (2025)
- Страницы: 626-644
- Раздел: Международный опыт интеграции образования
- Статья получена: 28.04.2025
- Статья одобрена: 01.07.2025
- Статья опубликована: 18.12.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/289646
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202504.626-644
- EDN: https://elibrary.ru/iwotpy
- ID: 289646
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В условиях геополитических и институциональных преобразований в мировом образовательном пространстве актуальной становится разработка адаптивных механизмов сотрудничества, включающих цифровые дистанционные технологии продвижения российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг. Однако в современных исследованиях не в полной мере изучены вопросы влияния международного сотрудничества в сфере высшего образования на трансформацию содержания и компетенций учебных программ, на алгоритмы трудоустройства, мобильности и профессионального развития выпускников из разных стран, на систему оценки качества образовательных программ с учетом различных аккредитационных систем. Цель исследования – проанализировать существующие подходы к цифровизации и интернационализации высшего образования, оценить готовность системы высшего образования России к внедрению цифровых дистанционных технологий в научно-исследовательской, образовательной деятельности и сфере международных коммуникаций, разработать рекомендации по совершенствованию механизмов международного образовательного сотрудничества.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось в 2025 г. методом электронного анкетирования 183 респондентов, занимающих различные должности в области международной деятельности и работе с иностранными студентами в российских университетах, из 69 регионов страны с охватом всех федеральных округов. Комплекс методов научного познания, контент-анализа, социологических опросов позволил выявить ряд проблем и тенденций реализации международного образовательного сотрудничества в условиях цифровизации высшего образования, а его адаптивные механизмы разработаны с помощью статистических, структурно-логических приемов исследования.
Результаты исследования. Теоретический анализ статистических и аналитических материалов отечественных и зарубежных организаций и экспертов позволил сформулировать тенденции цифровизации и интернационализации высшего образования, предложить адаптивные механизмы реализации международного образовательного сотрудничества и обозначить перспективы их развития. По результатам эмпирического исследования выделены две ключевые группы проблем реализации международного сотрудничества в системе высшего образования России (внутренние и внешние), а также разработаны направления их решения.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы и рекомендации развивают методологические подходы по адаптации механизмов международного образовательного сотрудничества к условиям геополитической и геоэкономической нестабильности, требованиям цифровизации и интернационализации высшего образования. Материалы данной статьи будут полезны специалистам, исследующим методы повышения эффективности экспорта в сфере услуг высшего образования; высшему управленческому звену университетов, стремящимся улучшить работу по привлечению иностранных студентов и сотрудничеству с зарубежными партнерами в различных областях.
Полный текст
Введение
В условиях глобальных геополитических преобразований одна из ведущих ролей в развитии международных отношений принадлежит сфере мирового образовательного сотрудничества. При этом общемировые тренды в данной области диктуют необходимость более активного использования дистанционных технологий, разработки межгосударственной образовательной цифровой платформы, объединяющей высококвалифицированные кадры, современные образовательные программы и технологии обучения.
Пандемия COVID-19 сыграла роль катализатора для многих скрытых тенденций в интернационализации процессов высшего образования; открыла пути для создания и внедрения новых практик, включая использование цифровых технологий, что способствует более эффективной международной научной и образовательной деятельности университетов и привлечению иностранных студентов в российские вузы.
Реализация образовательных программ с использованием дистанционных технологий помогла решить ряд проблем: компенсировать дефицит научно-педагогических кадров, сэкономить финансовые средства, предоставить возможность гибкого графика обучения для студентов очно-заочной и заочной форм обучения [1].
Объектом исследования стали методологические и практические аспекты работы вузов России, а также других участников, заинтересованных в международном образовательном сотрудничестве в сфере высшего образования и науки.
Предметом исследования являются действующие практики данного сотрудничества, адаптированные к цифровым и институциональным изменениям в сфере высшего образования России.
Цель исследования – теоретическое обоснование и прикладное формирование подходов к совершенствованию механизмов реализации международного образовательного сотрудничества, направленных на увеличение численности иностранных обучающихся в российских вузах, развитие новых моделей взаимодействия в различных сферах.
Научная и практическая значимость результатов исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию механизмов международного сотрудничества в образовательной, научно-исследовательской, учебно-методической сферах, ориентированных на повышение конкурентоспособности отечественных организаций высшего образования, привлечение дополнительных финансовых средств за счет реализации совместных образовательных проектов с зарубежными партнерами.
Обзор литературы
Тенденции и результативные формы международного сотрудничества в области науки и образования в последнее десятилетие исследовались по нескольким направлениям: обоснование применения различных моделей экспорта образовательных услуг, развитие инструментария «мягкой силы» и трансграничного обмена инновациями, культурой, человеческим капиталом; тиражирование успешных кейсов вовлечения в мировое научно-образовательное пространство представителей бизнес-сообществ и субъектов инновационных экосистем; разработка универсальных платформенных решений для достижения комплементарности образовательных программ; поиск эффективных форм их реализации (в том числе сетевого взаимодействия); выявление социально-педагогических условий реализации практик развития коммуникативных компетенций у обучающихся и научно-педагогических работников с целью снижения межкультурных и социально-психологических барьеров, и др.
В современной научной литературе в качестве эффективных механизмов международного образовательного сотрудничества выделяются программы академической мобильности и двойных дипломов. Данные формы партнерства направлены на популяризацию результатов учебно-методической, научно-исследовательской деятельности, а также на развитие партнерских отношений в рамках международного обмена и сотрудничества1.
Работы ряда авторов демонстрируют, что эффективная интеграция российской образовательной системы в мировое пространство требует активного международного взаимодействия, способствующего повышению конкурентоспособности, адаптивности и инновационности подготовки обучающихся2 [2].
Более современные исследования говорят о значительном влиянии университетов на развитие национальных и транснациональных инновационных промышленных экосистем, о включении в перечень заинтересованных в результативном международном образовательном сотрудничестве сторон университетских консорциумов, сетевых международных университетов, международных научных кластеров, банковских организаций, представителей государственных структур, исследовательских центров, волонтерских движений3 [3]. В связи с этим актуальной представляется разработка методических подходов и совершенствование нормативно-правовых документов по реализации стратегии развития взаимосвязей российских вузов с университетами интеграционных или протоинтеграционных региональных объединений (ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АСЕАН).
Значительно возрастает интерес к традиционным формам реализации международного сотрудничества в сфере образования, а также к развитию новых инфраструктурных экосистемных элементов интеграции существующих моделей в обновленную систему геополитических связей.
Оценка влияния нового международно-политического контекста на процессы интернационализации мирового академического сотрудничества и интеграции научно-образовательного пространства становится доминирующей темой среди исследователей4 [4; 5]. Экономические и геополитические факторы оказывают существенное воздействие на привлекательность высшего образования, интенсивность и сбалансированность показателей международного сотрудничества в сфере образования и науки5 [6; 7]. В то же время влияние геополитических конфликтов на долгосрочные модели и тенденции такого сотрудничества оценивается как незначительное [8]. К подобным выводам пришли О. Н. Гуцынюк, О. Д. Полещук, А. В. Ридигер при изучении результативности научно-исследовательской деятельности российских университетов и экспорта образовательных услуг [9]. Отмечается перераспределение потоков финансирования научно-исследовательской деятельности, расширение научно-технических связей и увеличение количества иностранных студентов в сторону партнеров из «дружественных» стран.
Совершенствование технологий систем управления обучением (Learning Management System) становится одним из наиболее перспективных направлений в сфере наращивания международного образовательного сотрудничества. По мнению зарубежных исследователей, внедрение разнообразных цифровых кампусов для привлечения иностранных обучающихся и развитие цифровой инклюзивности позволит создать виртуальные инновационные площадки [10–12].
При этом использование искусственного интеллекта при разработке образовательных программ и организации учебного процесса, учет социально-психологических и некоторых гендерных аспектов при персонификации дистанционных образовательных технологий обучения значительно повысят доступность российского высшего образования для иностранных обучающихся [13–15].
Таким образом, цифровизация и виртуализация научно-образовательного пространства в условиях геополитической нестабильности становится одним из наиболее приемлемых способов сохранения и развития партнерских отношений между странами [16].
Обобщая результаты теоретических исследований, можно сказать, что в основе современной методологии изучения трансформации научно-образовательного пространства в сфере высшего образования лежат концепции формирования дифференцированной модели глобализации и интернационализации университетов с учетом национальных, культурно-этических, ресурсных, институциональных, процессных особенностей.
При изучении перспектив развития международного сотрудничества в системе высшего образования авторы столкнулись с некоторыми трудностями методического характера. Анализ концептуальных подходов показал отсутствие единой общепринятой методики оценивания уровня цифровой инфраструктуры университетов и качественных показателей преподавателей и сотрудников, реализующих международную деятельность в сфере образования и науки. Частично решенными остаются вопросы информационной безопасности и хранения персональных данных участников образовательной системы. Необходимо также отметить, что методические вопросы проектирования универсальной модели электронного образовательного контента и индивидуальных образовательных траекторий иностранных обучающихся также остаются дискуссионными.
Не удалось в полной мере сформулировать единые требования к развитию некоторых форм международного сотрудничества в системе высшего образования в связи с методическими трудностями при анализе правовых условий: частичное или полное несоответствие нормативно-правовых актов в различных странах, регулирующих вопросы реализации совместных, в том числе сетевых образовательных программ, дифференциация подходов к аккредитации, признанию дипломов и квалификаций, визовому регулированию и др.
Материалы и методы
Дизайн исследования. Эмпирическое исследование проблем и перспектив международного сотрудничества в системе высшего образования России было проведено с целью выявления трансформационных и адаптационных изменений, возникших в ответ на введение внешних санкций и геополитические преобразования.
Были проанализированы материалы научных публикаций, посвященных международному сотрудничеству в сфере высшего образования и отражающих опыт России и других стран; использованы данные Минобрнауки РФ, информационно-аналитические результаты мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования РФ, рекомендации и отчеты UNESCO, OECD; применены итоги социологического онлайн-опроса иностранных обучающихся, проведенного авторами в 2022 г. (исследование удовлетворенности практикой применения дистанционных технологий обучения в условиях цифровой трансформации образовательной системы) [1].
Участники. Эмпирическую базу составили результаты электронного анкетирования, проведенного в 2025 г. В выборочную совокупность вошли 183 респондента, занимающих различные должности в области международной деятельности и работе с иностранными студентами в российских университетах, расположенных в 69 регионах страны, охватывающих все федеральные округа. Таким образом, репрезентативность выборочной совокупности обеспечивается необходимым количеством участников опроса, должностным составом респондентов и географическим охватом университетов из всех федеральных округов РФ. Анкетирование было анонимным, анализ проводился в обобщенном виде, что обеспечивает соответствие этическим принципам привлечения респондентов к исследованию.
Методы и инструменты. Теоретическое исследование тенденций и механизмов реализации международного образовательного сотрудничества было осуществлено с применением широкого спектра общих и специальных методов научного познания. Синтез и содержательный анализ позволили сформировать обобщенный многоуровневый механизм международного сотрудничества высших учебных заведений с использованием цифровых технологий.
Методы системного подхода и моделирования социальных явлений дали возможность сформулировать модель реализации международного сотрудничества в системе высшего образования РФ.
Готовность системы высшего образования РФ к внедрению цифровых образовательных технологий, в том числе в рамках международного сотрудничества, оценивалась методами сравнительного, структурного и логического анализа.
Кроме того, контент-анализ данных о результативности международного сотрудничества в сфере высшего образования, статистики приема иностранных обучающихся в разрезе стран, образовательных программ, представленных на сайтах Минобрнауки РФ, Росаккредагентства, ОЭСР, новостных информационных порталов, позволил сформулировать основные тренды в развитии международного образовательного сотрудничества в контексте интеграции и глобализации национальных научно-образовательных систем.
Результаты исследования
Международные соглашения в области образовательного или научно-исследовательского сотрудничества заключены в 87,4 % вузов, представители которых приняли участие в опросе. При этом чаще всего партнерами выступают страны СНГ и Африки, Китайская Народная Республика, Республика Индия и др. (рис. 1).
Рис. 1. Группировка стран по наличию заключенных международных соглашений с российскими вузами, %
Fig. 1. Grouping of countries by the presence of concluded international agreements with Russian universities, %
Источник: составлено авторами.
Source: Compiled by the authors.
В контексте подписанных международных соглашений учебные заведения организуют совместные научные конференции, семинары и форумы (77 %); занимаются подготовкой совместных научных публикаций (55,7 %), проведением олимпиад для студентов и потенциальных абитуриентов (49,7 %), осуществлением совместных научно-исследовательских проектов и образовательных программ (45,9 %), а также внедрением программ академической мобильности, включая виртуальные форматы (40,4 %).
При этом наиболее востребованными дисциплинарными направлениями реализации международных проектов являются технические науки и информационные технологии (31,7 %), медицина и здравоохранение (29,5 %), лингвистика и языковые исследования (29,0 %), международный бизнес и экономика (28,4 %), образование и педагогика (24,6 %).
Следует отметить, что в офлайн-формате проводится только 35,5 % всех мероприятий, преимущество отдается смешанному или полностью дистанционному формату.
К основным источникам информации о предстоящих или реализуемых международных программах и проектах респонденты относят Министерство науки и высшего образования РФ (79,5 %), партнерские вузы (организации) (39,3 %) и Интернет (33,9 %).
Перечень проблем, с которыми сталкиваются российские вузы при научном и образовательном сотрудничестве, представлен в таблице 1.
Таблица 1. Ранжирование проблем реализации международного сотрудничества в области науки и образования в российских вузах, %
Тable 1. Ranking of problems that arise in Russian universities in the process of implementing international cooperation in the field of science and education, %
Проблемы / Problems | Ответы респондентов / Respondents’ responses |
Недостаточный уровень владения иностранными языками преподавателями и сотрудниками вуза / Insufficient proficiency in foreign languages by university teachers and staff | 45,9 |
Проблемы, связанные с общей неоднозначной геополитической ситуацией в мире / Problems related to the general ambiguous geopolitical situation in the world | 45,9 |
Действующие ограничения санкционного характера (приостановка программ международной мобильности и грантoвoй поддержки научно-педагогических работников и студентов вузов; приостановка членства российских вузов в международных ассоциациях и др.) / Current sanctions restrictions (suspension of international mobility programs and grant support for research and teaching staff and university students; suspension of membership of Russian universities in international associations, etc.) | 38,8 |
Снижение/отсутствие финансирования на развитие международной деятельности / Reduction/lack of funding for the development of international activities | 30,1 |
Нормативные правовые и иные трудности, возникающие при регистрации иностранных граждан на территории РФ / Regulatory legal and other difficulties encountered when registering foreign citizens in the territory of the Russian Federation | 26,8 |
Сложность установления международных контактов / Difficulty of establishing international contacts | 23,5 |
Барьеры межкультурной коммуникации / Barriers to intercultural communication | 20,2 |
Другое / Other | 17,5 |
Примечание: здесь и далее в таблицах сумма не равна 100 %, так как респонденты могли выбрать более одного варианта ответа.
Note: Hereinafter in tables the total does not equal 100% because respondents could select more than one answer.
Источник: здесь и далее в статье все таблицы составлены авторами.
Source: Hereinafter in this article all tables were drawn up by the authors.
Таблица 1 демонстрирует, что неоднозначность геополитической ситуации и события, связанные с введением внешних санкций против Российской Федерации, препятствуют развитию международного сотрудничества в российских организациях высшего образования.
Анализ приоритетности стратегических целей вузов при реализации программ международного образовательного сотрудничества показал, что наиболее значимыми для респондентов являются привлечение талантливых студентов (57,4 %), увеличение академических партнерств и сотрудничество с авторитетными зарубежными университетами (56,8 %), обогащение образовательного опыта преподавателей и обучающихся через межкультурный обмен (54,1 %), участие в международных исследовательских проектах (43,7 %), а также содействие развитию международной академической мобильности преподавателей и студентов (41,5 %).
К ожидаемым результатам реализации программ международного образовательного сотрудничества 79,2 % респондентов относят развитие и укрепление международной репутации вуза в образовательной, научной и инновационной сферах; 65,6 % – возможность увеличения контингента иностранных студентов в вузе и, как следствие, повышение доходов от реализации образовательных программ для их обучения; 44,1 % – увеличение количества научных публикаций в высокорейтинговых изданиях.
Относительно необходимости расширения контингента иностранных обучающихся как одной из стратегических целей развития международного сотрудничества в сфере образования важно отметить значительные изменения в географии стран прибытия студентов. Наибольшее количество иностранных студентов в российских вузах прибыло из Республики Узбекистан (71 %), стран Африки (69,9 %), Республики Таджикистан (62,3 %), Республики Казахстан (52,5 %), Китайской Народной Республики (47%), Туркменистана (47 %), Республики Индии (42,1 %) и ряда стран СНГ; из Социалистической Республики Вьетнам (25,7 %), Турецкой Республики (12 %). Самое низкое количество обучающихся из Республики Корея (1,1 %) и Республики Болгария (0,5 %).
Образовательные программы для иностранных студентов в основном реализуются с частичным или полным применением дистанционных образовательных технологий (55,7 %), только 31,7 % вузов отдают предпочтение традиционному очному формату обучения.
Структура образовательных программ, предлагаемых российскими вузами для иностранцев, выглядит следующим образом: основные образовательные программы (81,4 %), программы довузовской подготовки (45,9 %), программы дополнительного профессионального образования (32,2 %), иные программы (12 %).
Регулярно реализуемыми мероприятиями, направленными на поддержку иностранных студентов в российских учебных заведениях, являются культурные события, языковые курсы, правовая и миграционная поддержка, адаптационные программы.
При этом к основным проблемам при работе с иностранными студентами респонденты отнесли недостаточное количество обученного и квалифицированного персонала (37,2 %), трудности с культурным и языковым барьером между сотрудниками и иностранными студентами (35,0 %), отсутствие специальных программ обучения и подготовки для сотрудников (27,9 %), ограниченные возможности для профессионального развития и повышения квалификации персонала в данной области (21,3 %), нехватку менторской поддержки (16,4 %), сложности с адаптацией персонала к различиям в культуре и образовательных системах (15,8 %), недостаточную оценку и мониторинг качества работы персонала (6,0 %).
Таким образом, основные трудности реализации международного образовательного сотрудничества в российских вузах можно разделить на две группы:
– внешние (недостаточная проработанность нормативно-правовой базы в данной сфере, малое количество финансируемых государственных программ поддержки межкультурного обмена, академической мобильности, проектов продвижения и укрепления репутации вузов за рубежом и др.);
– внутренние (неполная разработанность программ обучения и повышения квалификации преподавателей и сотрудников, работающих с иностранными студентами и партнерами, отсутствие общепринятых стандартов менторской поддержки, условий для овладения иностранными языками преподавателями и сотрудниками вуза и др.).
При этом, рассматривая международное образовательное сотрудничество как один из основных проектов, направленных на увеличение контингента иностранных обучающихся, респонденты предлагают ряд мер, которые, по их мнению, помогут улучшить работу с иностранными абитуриентами и студентами в учебных заведениях (табл. 2).
Таблица 2. Государственные меры улучшения работы с иностранными абитуриентами и студентами в учебных заведениях, %
Table 2. State-level measures that will help improve work with foreign applicants and students in educational institutions, %
Меры улучшения / Measures for improvement | Ответы респондентов / Respondents’ responses |
Создание благоприятной правовой среды – введение нормативных актов, поддерживающих права иностранных студентов на трудовую и социальную деятельность / Creating a favorable legal environment – introducing regulations that support the rights of foreign students to engage in labor and social activities | 20,8 |
Создание сети консультативных центров – обеспечение консультационной поддержки иностранным студентам по вопросам обучения, жизни и трудоустройства в России / Establishment of a network of advisory centers – providing advisory support to foreign students on issues related to education, life, and employment in Russia | 21,9 |
Финансирование научно-исследовательской деятельности – повышение доступности грантов для студентов-иностранцев, занимающихся научной деятельностью / Funding for research activities – increasing the availability of grants for foreign students engaged in scientific activities | 26,8 |
Разработка интеграционных программ (государственная поддержка программ, направленных на интеграцию иностранных студентов в общественную и культурную жизнь страны) / Development of integration programs (state support for programs aimed at integrating foreign students into the social and cultural life of the country) | 31,1 |
Расширение партнерств с международными вузами – содействие договорам о двойных дипломах и обменных программах / Expanding partnerships with international universities – promoting dual degree agreements and exchange programs | 34,4 |
Законотворческие инициативы (упрощение визовых и миграционных процедур для иностранных студентов, чтобы облегчить их пребывание и обучение) / Legislative initiatives (simplification of visa and migration procedures for foreign students to facilitate their stay and studies) | 36,1 |
Создание национальных образовательных кампаний (продвижение российского образования за рубежом через участие в международных образовательных выставках и онлайн-платформах) / Creation of national educational campaigns (promotion of Russian education abroad through participation in international educational exhibitions and online platforms) | 37,2 |
Поддержка языковых курсов (предоставление бесплатных или субсидированных курсов русского языка для иностранных студентов на начальном этапе их обучения) / Support for language courses (provision of free or subsidized Russian language courses for foreign students at the initial stage of their studies) | 38,3 |
Стимулирование межкультурного обмена (дотации и налоговые льготы для вузов, обеспечивающих активное участие иностранных студентов в культурных мероприятиях) / Promoting intercultural exchange (subsidies and tax breaks for universities that encourage foreign students to actively participate in cultural events) | 39,3 |
Увеличение финансовой поддержки вузам (предоставление грантов и субсидий для развития программ обучения иностранных студентов и улучшения инфраструктуры) / Increased financial support for universities (provision of grants and subsidies for the development of programs for foreign students and improvement of infrastructure) | 69,9 |
Другое / Other | 11,5 |
Факторами, негативно влияющими на развитие механизмов международного образовательного сотрудничества, являются разрыв большинства научных соглашений с западными странами, включая соглашения, связанные с использованием крупной научной инфраструктуры; приостановка программ грантовой поддержки и академической мобильности со стороны стран ЕС, США и др.; отсутствие доступа к глобальным информационным образовательным ресурсам и др.
Тем не менее, политика признания образования в большинстве стран мира продолжает реализовываться в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (International Standard Classification of Education). В настоящее время в России действуют 73 межправительственных соглашения и международные конвенции для признания российского образования, и их количество ежегодно увеличивается.
По оценкам экспертов6, около 185 стран (95 % от общего количества всех государств в мире), формально не являющихся участниками Болонской системы (Китай, Япония, Австралия и др.), используют кредитно-модульную многоуровневую структуру высшего образования. Единый подход, терминология и институциональные рамки этой системы позволяют унифицировать подходы к структуре национальных систем высшего образования с дифференцированными уровнями и академическими традициями: реализация совместных образовательных программ, программ академических обменов, стажировок; заключение взаимовыгодных межуниверситетских соглашений, осуществление практик сетевых университетов.
Достижение целей и задач Стратегии национального научно-технологического развития России невозможно без формирования модели эффективного международного сотрудничества и интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей укрепить глобальную конкурентоспособность и нарастить экспортный потенциал в сфере высшего образования. Одной из национальных целей, утвержденных Президентом Российской Федерации, является увеличение к 2030 г. численности иностранных студентов до 500 тыс. чел.
Международный исследовательский проект Project Atlas7 (созданный при поддержке ОЭСР, ЮНЕСКО8), изучающий тренды и проблемы академической мобильности, демонстрирует, что в 2024 и в 2023 гг. Россия занимала 7-е место в мире по количеству иностранных студентов (в 2022 г. – 6-е место).
Согласно данным Минобрнауки РФ, в 2024 г. в стране обучалось более 355 тыс. иностранных студентов, большинство из которых приехали из Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Китая9. Более того, наращивается сотрудничество с участниками объединения БРИКС+, увеличивается поток обучающихся из стран африканского континента. На рисунке 2 отражено положительное изменение численности иностранных студентов в РФ, а также количество выделяемых для них квот.
Рис. 2. Динамика количества иностранных студентов, в том числе принятых по квоте Правительства РФ
Fig. 2. Dynamics of the number of foreign students, including those accepted under the quota of the Government of the Russian Federation
Источник: составлено авторами по данным Минобрнауки РФ10.
Source: Сompiled by the authors based on data from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.
Однако, несмотря на преобладание граждан из стран СНГ среди обучающихся в российских вузах, существует проблема низкой информированности абитуриентов из Центральной Азии о перспективах получения высшего образования в нашей стране. Так, опрос, проведенный в 2023–2024 гг. Российским советом по международным делам (РСМД) при поддержке Минобрнауки11, показал, что основным источником информации о российских университетах являются рекомендации близкого окружения или учебного заведения (57,4 % респондентов указали эти источники в качестве первичной информации). Российские вузы обладают рядом конкурентных преимуществ для иностранных абитуриентов из стран СНГ, однако существует проблема продвижения брендов отечественных университетов и слабого использования инструментов цифрового маркетинга12.
Исследование ОЭСР показало, что в пандемийный и постпандемийный периоды по-новому были оценены некоторые компетенции, навыки и инструменты в сфере цифровой трансформации и информационно-коммуникационных технологий13. Во-первых, люди с более высоким уровнем образования легче справлялись с новыми технологическими вызовами: 71 % респондентов с высшим образованием быстрее освоили цифровые инструменты и мобильные приложения во время пандемии, что позволило им избежать социальной изоляции. Во-вторых, у населения появились время и возможности для освоения новых квалификаций и специальностей с использованием дистанционных технологий. В-третьих, стала актуальной потребность в инвестициях в образование и профессиональную подготовку в рамках непрерывного обучения. В-четвертых, в большинстве экономически развитых странах были осуществлены реформирование и адаптация нормативной базы в соответствии с императивами развития цифровой экономики14. В-пятых, ускоренными темпами осуществлена модернизация технологий доступного подключения к сети Интернет, а также разработка или закупка цифровых инструментов для внедрения в сферы образования, научно-исследовательской деятельности и др.15
В результате проведенного авторами в 2022 г. анкетного опроса были выявлены проблемы и проведена оценка удовлетворенности российских и иностранных студентов параметрами дистанционных технологий обучения в российских университетах. В выборочную совокупность вошли 3 730 обучающихся российских университетов (760 иностранных и 2 970 российских студентов) из 38 регионов РФ (представлены все федеральные округа).
У значительной части иностранных обучающихся отсутствовали цифровые компетенции для обучения в дистанционном формате; технологии работы и содержание контента большинства используемых в учебном процессе отечественных образовательных платформ и информационных ресурсов слабо адаптированы для понимания иностранными студентами; организационные, технические и психологические барьеры, возникавшие в процессе реализации образовательных программ, оказывали негативное влияние на вовлеченность в учебный процесс.
Практика реализации образовательных программ последних пяти лет продемонстрировала особую ценность цифровых инструментов для высших учебных заведений. Лаборатория инноваций в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с Госкорпорацией «Росатом» в 2023 г. провела оценку влияния мировых трендов на российское образование16, в том числе по вопросам определения эффективных инструментов совершенствования образовательного процесса с использованием дистанционных технологий. В результате исследования, в котором приняли участие 370 респондентов – инноваторов образования из 60 регионов России, было выявлено, что 61,8 % участников поддерживают гибридное обучение, 46,1 % – отметили преимущество получения микроквалификаций, 38,7 % – выделили в качестве тренда сочетание обучения с практикой. Таким образом, наиболее результативные образовательные технологии включают в себя сочетание онлайн- и офлайн-форматов: гибридное обучение, совмещение учебы и практики за счет цифровых технологий, микрообучение в виртуальном режиме.
Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования17 демонстрирует тенденцию к повышению результативности научно-исследовательской деятельности, к увеличению показателей международной деятельности, материально-технического и кадрового обеспечения образовательных организаций в России за период 2020–2024 гг.
Для преодоления барьеров в использовании современных технологических решений и создания собственных инновационных цифровых инструментов развития онлайн-образования в России был подписан меморандум о создании Российской ассоциации цифровых инноваций в образовании (РАЦИО). Заинтересованными сторонами в проекте EdTech-рынка выступили Skillbox Limited, «Нетология», «Умскул», «Алгоритмика», VK, «СберОбразование», «Сколково» и др.18 Использование методов адаптивного обучения, геймификации и образовательной аналитики позволяет повысить конкурентоспособность организаций высшего образования, разработать ориентированные под запросы работодателей программы, дискретное и дуальное обучение, в том числе для подготовки метапрофессионалов.
Таким образом, под механизмами международного образовательного сотрудничества можно понимать совокупность мероприятий и направлений деятельности заинтересованных субъектов с целью увеличения числа иностранных студентов, улучшения доступности российского образования путем создания цифровых экосистем и внедрения гибридных моделей образовательного процесса, расширения числа международных консорциумов для совместной работы с партнерами из дружественных стран над наукоемкими и высокотехнологичными проектами, а также повышения количества научно-образовательных кластеров и др.
Усиление влияния факторов трансформации мирового образовательного пространства, турбулентные условия геополитических изменений и нарастание ограничений в системе международного сотрудничества вследствие санкционной политики недружественных стран существенным образом повлияли на содержание модели реализации международного сотрудничества в системе высшего образования РФ [17].
Модель реализации международного образовательного сотрудничества в системе высшего образования, адаптированная к современным приоритетам внешней политики Российской Федерации и других уполномоченных организаций, представляет собой многоуровневый и гибкий механизм, направленный на увеличение количественных и качественных показателей экспорта образования, реализацию адаптивных научно-образовательных и исследовательских международных проектов, расширение партнерских связей с иностранными субъектами разных форм и видов деятельности.
Субъект управления в данной модели представлен федеральным, региональным и университетским уровнями, для которых разработаны методы повышения результативности форм международного сотрудничества с учетом оценки влияния негативных факторов и внутренних возможностей. Объект управления – международное сотрудничество в области образования.
Воздействие субъектов управления на объект осуществляется с помощью разнообразных методов, включающих законодательное и нормативно-правовое регулирование процессов научно-образовательного международного сотрудничества, академической мобильности (в том числе сетевой, виртуальной), а также инициации и реализации образовательных программ; финансовое, нормативное и иное сопровождение различных проектов.
Можно выделить четыре уровня реализации механизмов международного сотрудничества в области образования:
– вузовский (осуществление уникальных, в том числе совместных, образовательных программ, привлекательных для иностранных студентов и обладающих конкурентными преимуществами; наличие современной материально-технической базы, отвечающей требованиям цифровизации системы высшего образования; использование инструментов цифрового маркетинга для продвижения бренда вуза за рубежом и др.);
– региональный (наличие соглашений с зарубежными партнерами и региональными вузами; создание консорциумов для обеспечения трансферта знаний и инноваций; развитие международных кластеров с участием региональных представителей бизнеса, науки, образования и др.);
– национальный (присутствие актуальной нормативно-правовой базы в области международного образовательного сотрудничества);
– международный (формы и методы государственной поддержки университетов, вовлеченных в реализацию совместных проектов и образовательных программ в мировом образовательном и научном пространстве; методы поддержки конкурентоспособности российских вузов на международном образовательном рынке и др.).
Актуальными механизмами развития международного сотрудничества в сфере образования для российских университетов в условиях международных санкций в научно-образовательном пространстве становятся платформенные решения МООК; цифровые библиотеки, образовательные порталы и репозитории; специализированные профориентационные порталы по подбору образовательной программы, университета и региона обучения; специализированные предметные порталы с пошаговым разбором вопросов учебной программы, приложения автоматизированной проверки текстов; сетевые виртуальные сообщества обучающихся по интересам; образовательные программы, реализуемые на иностранных языках с использованием технологий Big Data и искусственного интеллекта; цифровые образовательные экосистемы и др.
Несмотря на возникшие трудности в реализации правительственных и институциональных соглашений, международное сотрудничество продолжается благодаря личным контактам представителей органов власти и системы высшего образования.
Экосистема вузов, научных организаций и бизнеса формируется с целью сохранения баланса между фундаментальностью и практико-ориентированностью подготовки специалистов.
Трендом в международном образовательном сотрудничестве является социальное предпринимательство (коллаборация Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Технологического университета Малайзии (UTM)). Социально-ориентированное сотрудничество заключается в разработке и апробации методик описания кейсов социального предпринимательства. Другой пример – сотрудничество Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) в области реализации совместных STEM-проектов.
Индонезия выделяет стипендии для изучения науки, техники, математики и инженерного дела.
Институты стран Азии и Африки совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова и Томским государственным архитектурно-строительным университетом планируют запуск новых образовательных программ, совместных научных проектов, летних и зимних школ (программа «Приоритет-2030»).
По результатам проведенного анализа международного сотрудничества в системе высшего образования России выявлено, что подавляющее большинство российских вузов реализуют различные формы сотрудничества с зарубежными университетами. Чаще всего партнерами выступают образовательные организации из стран СНГ, Китайской Народной Республики, стран Африки, Республики Индия. Совместные образовательные и культурные мероприятия вузов регулярнее всего реализуются в онлайн- или смешанном формате. При этом существуют возможности для расширения международного контингента студентов в российских вузах за счет проведения более активной политики продвижения информирования иностранных абитуриентов в странах Центральной Азии.
Обсуждение и заключение
По результатам эмпирического исследования выделены две ключевые группы проблем в процессе реализации международного сотрудничества в системе высшего образования России: внешние (нормативно-правовые аспекты, финансирование со стороны государства различных программ и проектов) и внутренние (недостаток квалифицированных кадров, обучающих программ для специалистов по работе с иностранными обучающимися и др.).
В этой связи можно выделить перспективные направления повышения результативности международного образовательного сотрудничества в условиях глобальной цифровизации:
- Формирование межгосударственных информационных ресурсов, объединяющих информационные системы и сервисы и аккумулирующих цифровые решения и знания в области образования. Они необходимы для эффективной совместной работы заинтересованных сторон (научно-педагогических кадров, ученых-исследователей, студентов, представителей бизнес-сообществ, органов государственной власти и др.), в том числе для разработки методических рекомендаций и мероприятий по более эффективному использованию доменов «Наука и инновации» и «Образование» на платформе «ГосТех».
- Расширение сетевого сотрудничества с научно-образовательными сетями государств СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки. В рамках работы по развитию международного сотрудничества объединение БРИКС+ разрабатывает новые инициативы по проведению олимпиад, победители и призеры которых смогут на безвозмездной основе пройти обучение по программам магистратуры в любом университете стран-участников. Также рассматривается возможность разработки нового международного рейтинга организаций высшего образования стран БРИКС+, изучаются механизмы взаимного признания образования и квалификаций.
- Увеличение квоты, ежегодно выделяемой Правительством РФ для обучения иностранных граждан. Рассматривается возможность включения в квоту дополнительных финансовых или иных форм государственной или региональной поддержки (сверх затрат на бесплатное обучение, стипендиальное обеспечение, скидки на оплату за проживание в общежитии). Растущий стратегический интерес отдельных стран (например, Африки) к России поддерживает заполняемость мест в рамках квоты, что приводит к увеличению общего числа иностранных обучающихся.
- Совершенствование механизмов грантовой поддержки иностранных обучающихся. Развитие стратегии рекрутинговых агентов и агентств, нормативно-правовой базы в части определения требований к деятельности рекрутинговых организаций (критерии поиска и отбора желающих обучаться в рамках квоты, бюджетной и платно-договорной основе, порядок взаимодействия с образовательными организациями высшего образования, ответственность за результаты рекрутинга).
- Разработка медиастратегии продвижения брендов российских вузов для стран Центральной Азии и СНГ в сетевом информационном пространстве. В качестве элементов медиастратегии можно предложить переработку и дополнение контента сайтов образовательных организаций с учетом социально-культурных и иных особенностей целевой аудитории, размещение видео-экскурсий по инфраструктуре города и виртуальных туров по университетам, проведение дней открытых дверей в онлайн-формате для иностранных абитуриентов и их родителей с презентацией образовательных программ, описанием преимуществ и особенностей обучения, проведение мастер-классов и интерактивных занятий, в том числе по карьерному навигатору, настройку таргетированной и контекстной рекламы для размещения на интернет-ресурсах, наиболее популярных в конкретной стране; участие в международных онлайн-выставках; размещение информации о вузах на стационарных и виртуальных стендах бизнес-миссий и др.
- Разработка адаптационных механизмов встраивания новой образовательной двухуровневой системы («базового высшего» и «специализированного высшего» образования) в мировое образовательное пространство с учетом требований Международной стандартной классификации образования (МСКО) и особенностей нормативной правовой базы, действующих межправительственных соглашений и иных документов в рамках реализации стратегий международного сотрудничества в системе высшего образования РФ.
Результаты исследования, представленные в данной статье, имеют практическую значимость для различных стейкхолдеров в сфере высшего образования. Руководители высших учебных заведений на основе выявленных проблемных зон могут оптимизировать стратегию продвижения вуза в международной среде, научно-педагогические работники могут разработать новые курсы и программы международных обменов. Министерства и ведомства в сфере образования и образовательной политики на основе результатов проведенного социологического мониторинга могут организовать мероприятия, направленные на укрепление позиций российской образовательной системы на международной арене и расширение международного сотрудничества.
Перспективными направлениями исследования международного сотрудничества в системе высшего образования России могут стать оценка влияния международного сотрудничества в сфере высшего образования на повышение национальной безопасности, развитие инноваций и экономического роста страны. Кроме того, можно рассмотреть новые возможности международного сотрудничества в сфере высшего образования на основе применения цифровых технологий электронного онлайн-обучения и виртуальных обменов.
1 Vitenko T., Shanaida V., Drozdzel P., Madlenak R. International Partnership in the Field of Education. In: 10th International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma; 2018. p. 9375–9379. https://doi.org/10.21125/edulearn.2018.2213
2 Golovin N.M., Skripnuk D.F., Klochkova E.S., Alasas B.M., Chernyshov M.O., Kireev V.V. Evaluation of Interaction between Russian Universities and Foreign Universities. In: 2017 IEEE VI Forum Strategic Partnership of Universities and Enterprises of Hi-Tech Branches (Science. Education. Innovations) (SPUE). 2017. p. 134–136. https://doi.org/10.1109/IVForum.2017.8246072
3 Brandenburg U., de Wit H., Jones E., Leask B., Drobner A. Internationalisation in Higher Education for Society (IHES) Concept, Current Research and Examples of Good Practice. Bonn: DAAD; 2020. 109 p. URL: https://www2.daad.de/medien/DAAD-aktuell/ihes_studie.pdf (дата обращения 20.03.2025).
4 Джонс Э., де Вит Х. Глобализация интернационализации: размышления об устоявшейся концепции. В: Императивы интернационализации: коллективная моногр. М.: Логос; 2013. С. 21–53.
5 Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: ежегодник. М.: ФНИСЦ РАН; 2020. 415 с. https://doi.org/10.19181/obrnaukru.2020
6 Иоффе М.Я. Какой урок можно извлечь из системы «бакалавр–магистр» [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/vision/2022-09-14/8_8539_vision.html (дата обращения: 20.03.2024).
7 Project Atlas [Электронный ресурс]. URL: https://www.iie.org/research-initiatives/project-atlas/ (дата обращения: 20.03.2024).
8 Высшее образование в глобализованном обществе: установочный документ ЮНЕСКО по образованию. Париж: UNESCO; 2004. С. 4–6. URL: http://www.ifap.ru/library/book389.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
9 Караганов С.А., Фрумин И.Д. Глобализация в образовании – это заимствование достижений [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/news/26287981.html (дата обращения: 20.03.2025).
10 Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46158/ (дата обращения: 20.03.2025); К 2023 году Россия увеличит квоту для иностранных студентов до 30 тысяч мест [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46932/ (дата обращения: 20.03.2025).
11 Соседи не заходят за дипломами. Абитуриентам из Центральной Азии не хватает информации о российских вузах [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7281967?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch (дата обращения: 20.03.2025).
12 Тимофеев И.Н., Карпинская Е.О., Бакуменко О.А., Французова М.А., Солодухина Е.А., Терзи А.Е. Электронная интернационализация: интернет-ресурсы российских университетов (2024 г.): доклад № 96 [Электронный ресурс]. М.: НП РСМД; 2024. 76 с. URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/elektronnaya-internatsionalizatsiya-internet-resursy-rossiyskikh-universitetov-2024-g/ (дата обращения: 20.03.2025).
13 OECD Digital Economy Outlook 2024 (Volume 2). Strengthening Connectivity, Innovation and Trust. URL: https://www.oecd.org/en/publications/oecd-digital-economy-outlook-2024-volume-2_3adf705b-en.html (дата обращения: 20.03.2025).
14 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 20.03.2025).
15 Kaltofen C., Carr M., Acuto M. Technologies of International Relations Continuity and Change: Continuity and Change. Cham: Palgrave Pivot; 2019. 136 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-97418-7
16 Гибридные форматы и психологическое просвещение: что ждет российское образование в 2023 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/803248352.html (дата обращения: 20.03.2025).
17 Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 20.03.2025).
18 Смирнов Е.Н. Цифровая трансформация мировой экономики: торговля, производство, рынки: моногр. М.: Мир науки; 2019. URL: https://izd-mn.com/PDF/38MNNPM19.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
Об авторах
Вера Александровна Юдина
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Email: vayudina@fa.ru
ORCID iD: 0000-0001-9835-9430
SPIN-код: 2887-6549
Scopus Author ID: 57211803103
ResearcherId: E-4558-2018
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук
440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33БМария Алексеевна Танина
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: margo10@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7311-6280
SPIN-код: 8764-6330
Scopus Author ID: 57211810144
ResearcherId: E-7224-2018
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала
440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33БВладимир Викторович Бондаренко
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Email: bond40@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6716-1963
SPIN-код: 8606-0184
Scopus Author ID: 57211802151
ResearcherId: E-5624-2018
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук
440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33БСергей Викторович Полутин
МГУ им. Н. П. Огарёва
Email: polutin.sergei@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0399-4154
SPIN-код: 6580-0020
Scopus Author ID: 57215972235
ResearcherId: A-9592-2017
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы
430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Бондаренко В.В., Полутин С.В., Танина М.А., Юдина В.А. Пост-эффекты пандемии COVID-19: удовлетворенность иностранных студентов дистанционным обучением в российских вузах. Интеграция образования. 2022;26(4):671–687. https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.671-687
- Глебова Л.Н. Современные формы организации международного сотрудничества в сфере высшего образования. Наука и школа. 2016;(4). URL: http://nauka-i-shkola.ru/node/100 (дата обращения: 20.03.2025).
- Платонова Е.Д., Федотова О.Д. Международное сотрудничество в российском образовательном пространстве: современные тренды. The Scientific Heritage. 2022;(84):43–45. https://doi.org/10.24412/9215-0365-2022-84-5-43-45
- de Wit H., Altbach P.G. Internationalization in Higher Education: Global Trends and Recommendations for its Future. Policy Reviews in Higher Education. 2021;5(1):28–46. https://doi.org/10.1080/23322969.2020.1820898
- Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales. Journal of Studies in International Education. 2004;8(1):5–31. https://doi.org/10.1177/1028315303260832
- Wang D., Wang Z., Zong X. Impact of Economic Policy Uncertainty on Higher Education Expansion. Finance Research Letters. 2023;52:103564. https://doi.org/10.1016/j.frl.2022.103564
- Fredriksen B. 100 Years of International Cooperation in Education: Some Takeaways from My 55 Years of Involvement. International Journal of Educational Development. 2023;103:102917. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2023.102917
- Zhang L., Cao Z., Sivertsen G., Kochetkov D. The Influence of Geopolitics on Research Activity and International Collaboration in Science: The Case of Russia. Creativeсommons. 2023;10. https://doi.org/10.31235/osf.io/m2vun
- Гуцынюк О.Н., Полещук О.Д., Ридигер А.В. О результативности деятельности российских вузов в области научных исследований и экспорта образования в условиях санкций. E-Management. 2024;7(2):29–44. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2024-7-2-29-44
- Chang S., Gomes C. Why the Digitalization of International Education Matters. Journal of Studies in International Education. 2022;26(2):119–127. https://doi.org/10.1177/10283153221095163
- Wimpenny K., Finardi K.R., Orsini-Jones M., Jacobs L. Knowing, Being, Relating and Expressing Through Third Space Global South-North COIL: Digital Inclusion and Equity in International Higher Education. Journal of Studies in International Education. 2022;26(2):279–296. https://doi.org/10.1177/10283153221094085
- Moscardini A.O., Strachan R., Vlasova T. The Role of Universities in Modern Society. Studies in Higher Education. 2022;47(4):812–830. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1807493
- Castellsague A. «Like an Invisible Hand»: Gender in University Cooperation for International Development in Spain. International Journal of Educational Development. 2024;111:103165. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2024.103165
- Lenskaya Е. International Cooperation as a Resource for Education Development in the New Russia. International Journal of Educational Development. 2025;113:103200. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2024.103200
- Wang H., Tan Sh., Han Y. Beyond Education: International Student Inflow and Outbound Cross-Border Mergers and Acquisitions. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money. 2025;101:102143. https://doi.org/10.1016/j.intfin.2025.102143
- Bamberger A. Reconfiguring International Student Mobility amid Geopolitical Crisis: Institutional Work in Higher Education during Wartime. International Journal of Educational Research. 2025;133:102656. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2025.102656
- Акулич М. М. Образование в условиях глобализации. Университетское управление: практика и анализ. 2005;(5):50–57. https://elibrary.ru/hrongh
Дополнительные файлы






