Гендерные особенности ресентимента у студентов вуза

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. До настоящего времени в рамках российского психологического дискурса проблема гендерных особенностей ресентимента студентов вуза не обладала автономным статусом. Она является слабо проработанной как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Исследователи обычно ограничиваются анализом отдельных его составляющих (агрессии, мести, обиды, ревности и зависти) и без уточнения гендерной спецификации их степени выраженности. Цель статьи – представить результаты исследования по теоретико-эмпирическому изучению конструктов ресентимента, характерных для студентов вуза (обиды, мести, зависти, ревности и агрессии), а также зафиксировать степени их проявления и взаимосвязи в гендерной проекции.

Материалы и методики. Для измерения заявленных конструктов ресентимента у студентов вуза (агрессии, мести, обиды, ревности и зависти) использовались следующие стандартизированные методики: «Шкала враждебности» (А. Басс, А. Дарки), «Шкалы обидчивости и мстительности» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев), «Многомерная шкала ревности» (С. Пфайффер, П. Вонг) и «Методика исследования завистливости личности» (Т. В. Бескова). Диагностическими процедурами было охвачено 93 чел.

Результаты исследования. По результатам эмпирического исследования выявлено наличие гендерных особенностей ресентимента у студентов вуза путем фиксации различий в проявлении заявленных конструктов: агрессии, мести, обиды, ревности и зависти. Установлено, что доминантными конструктами ресентимента у юношей выступают месть и агрессия, в то время как для девушек – обида, ревность и зависть. Ресентимент в студенческой среде имеет неоднозначный характер. С одной стороны, он оказывает пагубное влияние на духовное измерение личности и ее творческое развитие, с другой – играет роль механизма психологической защиты индивида.

Обсуждение и заключение. Полученные данные вносят вклад в развитие научных представлений о детерминации ресентимента в студенческой среде и гендерных особенностях его проявления, обогащают психолого-педагогическое знание методологией выявления функциональных конструктов ресентимента как деструктивной формы защиты индивида в условиях отчужденной реальности. Материалы статьи могут быть полезны специалистам в области социальной психологии, превентивной педагогики, девиантологии, гендерологии, обогащая их пониманием механизмов формирования ресентимента и гендерной специфики его проявления в студенческой среде.

Об авторах

Сергей Александрович Завражин

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Автор, ответственный за переписку.
Email: zavragin-sa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7236-217X

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности и специальной педагогики

Россия, 600000, Владимир, ул. Горького, д. 87

Любовь Андреевна Копчёнова

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Email: lubawa94@list.ru
ORCID iD: 0009-0006-0394-1377

специалист по учебно-методической работе 2 категории Муромского института

Россия, 602264, Муром, ул. Орловская, д. 23

Список литературы

  1. Сергеева А. И. Ресентимент в современных условиях // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер.: Педагогика, психология, философия. 2022. № 1 (25). С. 68–75. URL: https://www.ppfsvfu.ru/jour/article/view/179 (дата обращения: 07.04.2023).
  2. Апресян Р. Г. Ресентимент и историческая динамика морали // Этическая мысль. 2001. Вып. 2. С. 27–40. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/em/em2/2.pdf (дата обращения: 07.04.2023).
  3. Малинкин А. Н. Макс Шелер: очерк жизни и творчества // Социологический журнал. 1996. № 1–2. С. 117–121. URL: https://www.journal-socjournal.ru/index.php/socjour/article/view/264/245 (дата обращения: 07.04.2023).
  4. Завражин С. А., Фомина М. М. Некоторые проявления мстительного поведения в педагогическом дискурсе // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 2. С. 273–287. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.273-287
  5. Рюмшина Л. И., Телеснина О. Б. Месть как социально-психологический феномен // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9, № 5А. С. 194–202. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2020-5/24-ryumshina-telesnina.pdf (дата обращения: 07.04.2023).
  6. Банщикова Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды // Концепт. 2013. № 08. № статьи 13169. URL: https://e-koncept.ru/2013/13169.htm (дата обращения: 18.08.2022).
  7. Маслова Т. М. Корреляция коммуникативной толерантности и агрессивности студентов вуза // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 85-3. С. 91–95. EDN: YZBPSE
  8. Бельтюкова А. В. Понятие обидчивости: природа возникновения, особенности проявления // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, № 3. С. 262–267. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-3-262-267
  9. Печин Ю. В. Исследования обиды в российской психологии: современное состояние и перспективы // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 93–97. URL: http://sp-journal.ru/article/2062 (дата обращения: 07.04.2023).
  10. Царева Е. С. Обида как форма реагирования на проявления агрессивности в общении // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 126–129. URL: http://vestnik-brgu.ru/wp-content/numbers/v2015_2.pdf (дата обращения: 18.08.2022).
  11. Чермянин С. В., Маклаков А. Г., Рознова И. А. Психологические и поведенческие особенности лиц юношеского возраста с проявлениями реакции обид // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 4. С. 36–46. URL: osobennosti-lits-yunosheskogo-vozrasta-s-proyavleniyami-reaktsiy-obid/viewer (дата обращения: 18.08.2022).
  12. Сергеева А. В. Психология ревности: зарубежный и отечественный опыт научного исследования // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологи и социальной работы. 2017. Т. 28, № 2. С. 22–29. URL: https://psyjournals.ru/journals/scientific_notes/archive/2017_n2/Sergeyeva (дата обращения: 18.08.2022).
  13. Бреслав Г. М. Обида как предмет психологического изучения: от прощения к его отсутствию // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 1. С. 27–42. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-1-27-42
  14. Сергеева А. А. Ревность и месть как сопутствующие элементы мотивации убийства, совершенного в состоянии аффекта // Вопросы безопасности. 2022. № 2. С. 15–23. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38257 (дата обращения: 05.04.2023).
  15. Щукина О. Г. Социально-психологические подходы в исследовании ревности: теоретический обзор // Человеческий капитал. 2022. № 3 (159). С. 123–134. https://doi.org/10.25629/HC.2022.03.14
  16. Бескова Т. В. Методика исследования завистливости личности // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 127–141. EDN: PXTCMX
  17. Муздыбаев К. Завистливость личности (статья первая) // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 6. С. 38–50. EDN: MPLEWF
  18. Mann R., Fenton S. Resentment, Classes and National Sentiments // Nation, Class and Resentment. Palgrave Politics of Identity and Citizenship Series. London: Palgrave, 2017. P. 31–69. 1-137-46674-7_2
  19. Ure M. Resentment/Ressentiment // Constellations: An International Journal of Critical and Democratic Theory. 2015. Vol. 22, issue 4. P. 599–613. https://doi.org/10.1111/1467-8675.12098
  20. Микиртумов И. Б. Риторика оскорбленных чувств // РАЦИО.ru. 2016. Т. 17, № 2. C. 80–101. URL: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/eb6/Микиртумов_Риторика.pdf (датаобращения: 05.04.2023).
  21. Яркеев А. В. Социальное зло и социальная память: герменевтический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12, ч. 3. С. 212–214. URL: 292X_2014_12-3_51.pdf (дата обращения: 15.09.2022).
  22. Злоказов К. В. Эмпирическое исследование представлений об объекте деструктивного воздействия у молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (75). С. 206–209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskoe-issledovanie-predstavleniy-ob-obekte-destruktivnogovozdeystviya-u-molodyozhi/viewer (дата обращения: 08.01.2022).
  23. Meltzer B., Musolf G. Resentment and Ressentiment // Sociological Inquiry. 2002. Vol. 72, issue 2. P. 240–255. https://doi.org/10.1111/1475-682X.00015
  24. Быковская Е. Ф. Ресентимент в образовании: предварительные констатации // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. C. 142–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resentiment-v-obrazovaniipredvaritelnye-konstatatsii-1/viewer (дата обращения: 08.01.2022).
  25. Агеева З. А., Гриценко М. С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Естественные, общественные науки. 2009. Вып. 1. С. 19–23. URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/medialibrary/452/psp_2009_1.pdf (дата обращения: 08.01.2022).
  26. Zdaniuk A., Bobocel D. R. Vertical Individualism and Injustice: The Self-Restorative Function of Revenge // European Journal of Social Psychology. 2012. Vol. 42, issue 5. P. 640–651. https://doi.org/10.1002/ejsp.1874
  27. Chester D. S., DeWall C. N. Combating the Sting of Rejection with the Pleasure of Revenge: A New Look at How Emotion Shapes Aggression // Journal of Personality and Social Psychology. 2017. Vol. 112, issue 3. P. 413–430. https://doi.org/10.1037/pspi0000080
  28. Brase G. L., Adair L., Monk K. Explaining Sex Differences in Reactions to Relationship Infidelities: Comparisons of the Roles of Sex, Gender, Beliefs, Attachment, and Sociosexual Orientation // Evolutionary Psychology. 2014. Vol. 12, issue 1. https://doi.org/10.1177/147470491401200106
  29. Bendixen M., Kennair L. E. O., Buss D. M. Jealousy: Evidence of Strong Sex Differences Using Both Forced Choice and Continuous Measure Paradigms // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 86. P. 212–216. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.05.035
  30. Вейгерчик А. О. Ревность в романтических отношениях партнеров с различным уровнем агрессивности и враждебности // Философия и социальные науки. 2016. № 2. С. 72–75. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/155330/1/72-75.pdf (дата обращения: 15.09.2022).
  31. DelPriore D. J., Hill S. E., Buss D. M. Envy: Functional Specificity and Sex-Differentiated Design Features // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 53, issue 3. P. 317–322. https://doi.org/10.1016/j.paid.2012.03.029
  32. When Your Gain Is My Pain and Your Pain Is My Gain: Neural Correlates of Envy and Schadenfreude / H. Takahashi [et al.]. Science. 2009. Vol. 323, issue 5916. P. 937–939. https://doi.org/10.1126/science.1165604

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Завражин С.А., Копчёнова Л.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».