Ценностно-ориентированная модель стоимости образовательных программ в парадигме «Университет 3.0»
- Авторы: Балашов А.И.1, Барабанов А.А.1, Васильева Е.А.1, Лушин А.И.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Выпуск: Том 23, № 1 (2019)
- Страницы: 119-136
- Раздел: Академическая интеграция
- Статья получена: 22.05.2025
- Статья одобрена: 22.05.2025
- Статья опубликована: 15.03.2019
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/293040
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.094.023.201901.119-136
- ID: 293040
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В данной статье представлен анализ трансформационных изменений в российской системе высшего образования. Авторы ставили своей целью разработать ценностно-ориентированную модель организации образовательной деятельности в рамках реализации концепции «Университет 3.0», выступающей современной основой процесса обеспечения глобальной конкурентоспособности национальных экономик в цифровом мире.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили системный метод в оценке функционирования российской высшей школы, компаративистский метод, позволивший выяснить закономерности развития исследуемого феномена и способствующий раскрытию характера, основных свойств и эволюции системы высшего образования; проблемно-хронологический метод, позволивший раскрыть тенденции развития этого института на различных этапах трансформации российской государственности, а также статистический, благодаря которому можно проследить эволюцию и изменения в системе университетского образования России.
Результаты исследования. Данное исследование расширило представление об основных этапах изменения системы высшего образования в Российской Федерации. Полученные результаты показывают, что разрушение советской академической культуры сопровождалось сломом сложившейся системы институционального равновесия. В результате возникла необходимость формирования новых норм, определяющих как правила взаимодействия внутри образовательного сообщества, так и место этого сообщества в общей социальной структуре. Данная концепция призвана сформировать эти нормативные рамки и обеспечить их интериоризацию в академическом сообществе и среди обучающихся. Анализ образовательной реформы проведен с учетом потребностей ценностноориентированного управления, что подразумевает не только хронологическую систематизацию, но и выявление внутренней мотивации, которая сопровождала каждый этап трансформации.
Обсуждение и заключение. Практическая значимость исследования заключается в предложении конкретных мероприятий, внедрение которых позволит сформировать репутацию вуза, привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить повышение его конкурентоспособности на внутригосударственном и международном уровнях. Результаты исследования будут полезны для руководства высших учебных заведений при формировании концепций развития, а также для органов исполнительной власти при дальнейшем реформировании образовательной системы.
Ключевые слова
Об авторах
Алексей Игоревич Балашов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: aleksey.i.balashov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3219-085X
Scopus Author ID: 57191285363
Северо-Западный институт управления, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, руководитель образовательного направления «Государственное и муниципальное управление», доктор экономических наук
Россия, 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43Антон Анатольевич Барабанов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: tony.barabanov@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-7570-537X
ResearcherId: E-1797-2019
Северо-Западный институт управления, доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат политических наук
Россия, 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43Елена Александровна Васильева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: vasilieva_ea@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-3185-3957
Scopus Author ID: 56712544900
ResearcherId: H-1865-2015
Северо-Западный институт управления, профессор кафедры государственного и муниципального управления, доктор социологических наук
Россия, 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43Александр Иванович Лушин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: lushinai@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3432-9491
Северо-Западный институт управления, профессор кафедры государственного и муниципального управления, доктор исторических наук
Россия, 199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43Список литературы
- Izak M., Kostera M., Zawadzki M. The Future of University Education. London : Palgrave Macmillan. 2017. 346 p. URL: https://www.palgrave.com/de/book/9783319468938 (дата обращения: 12.01.2019).
- Игнатов И. И. Роль Акта Бэя-Доула в трансфере научных знаний и технологий из американских университетов в корпоративный сектор: итоги тридцатилетнего пути // Наука. Инновации. Образование. 2012. № 12. С. 159–188. URL: http://sie-journal.ru/2012-2 (дата обращения: 12.01.2019).
- Салми Дж., Фрумин И. Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25–68. URL: https://vo.hse.ru/2013--1/97497539.html (дата обращения: 12.01.2019).
- Wissema J. G. Creating Wealth from University Know-How: The Role of Technostarters // Enhancing the Effectiveness of Innovation, Edward Elgar Publishing / J. G. Djarova, W. Molle (eds). 2009. Pp. 521–539.
- Lane J. E. Higher Education System 3.0: Adding Value to States and Institutions // Higher Education System 3.0: Harnessing Systemness, Deliviring Perfomance. 2013. Pp. 3–26. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED573016 (дата обращения: 12.01.2019).
- Головко Н. В., Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 40–47. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/838 (дата обращения: 12.01.2019).
- Абрамов С. М. Проблемы высшего образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2016. № 2. URL: https://eidos-institute.ru/journal/2016/200 (дата обращения: 12.01.2019).
- Голицына И. Н. Технология Образование 3.0 в современном учебном процессе // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 3. С. 646–656. URL: https://www.j-ets.net/ETS/russian/periodical/izgurn.html (дата обращения: 12.01.2019).
- Future prospects for young faculty across the academic world: a global comparison and assessment. Young faculty in the 21st century: International Perspectives / M. Finkelstein [et al.]. State University of New York Press, 2015. Pp. 321–350.
- Барков А. В., Гришина Я. С. «Университет 3.0»: правовая модель участия вуза в инновационном предпринимательстве // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 11. URL: https://journals.kantiana.ru/vestnik/3655/10152 (дата обращения: 12.01.2019).
- Карпов А. О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58–76. doi: 10.32609/0042-8736-2017-3-58-76
- Чекмарев В. В., Губин В. В. Мировой социально-экономический контент высшего образования. Обзор книг Бертона Кларка // Экономика образования. 2013. № 1. С. 131–133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19063353 (дата обращения: 12.01.2019).
- Мартынов Б. В., Цвентух А. В. Принципы и методы адаптации образовательной организации в условиях изменений // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 7-2. С. 293–296. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11740 (дата обращения: 12.01.2019).
- Иванкина Л. И. Тенденции современного образования и проблема целостного развития личности // Известия Томского политехнического университета. 2003. Т. 306, № 3. С. 132–140. URL: http://izvestiya.tpu.ru/archive/oldest/article?id=181687&journalId=&issue=181574 (дата обращения: 12.01.2019).
- Wissema J. G. Towards the Third Generation University. Managing the University in Transition. USA: Edward Elgar Publishing, 2009. 252 p.
- Zawadzki M. Can University Be an Autonomous Organization? Critical Reading of the Modern Academia Through the Hermann Hesse’s ‘The Glass Bead Game’ // Rhetoric and Narratives in Management Research. Book of Abstracts. Barcelona: ESADE, 2013. P. 115–116.
- Балашов А. И., Хусаинова В. М. Проект «5-100»: погоня за глобальной конкурентоспособностью или инструмент перезагрузки национальной системы высшего образования? // Экономика и управление. 2016. № 10. С. 79–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27541717 (дата обращения: 12.01.2019).
- Leja K., Nagucka E. J. Creative destruction of the university. Culture Management. 2013. Vol. 6, No. 3. URL: https://depot.ceon.pl/bitstream/handle/123456789/14389/WP_GUTFME_A_14.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 12.01.2019).
- Han S. China’s Education Policy-Making: A Policy Network Perspective // Journal of Education Policy. 2017. Vol. 32, Issue 4. Pp. 389–413. doi: 10.1080/02680939.2017.1291998
- Chevalier A. Does Higher Education Quality Matter in the UK? // Factors Affecting Worker Well-being: The Impact of Change in the Labor Market (Research in Labor Economics, Vol. 40) / S. W. Polachek, K. Tatsiramos (ed.). Emerald Group Publishing Limited, 2014. Pp. 257–292. doi: 10.1108/S0147-912120140000040010
- Сивак Е. В., Юдкевич М. М. Академический инбридинг: за и против // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 170–187. doi: 10.17323/1814-9545-2009-1-170-187
- Sanina A. G., Balashov A. I., Kaysarova V. P. Public Administration Research in Contemporary Russia: An Analysis of Journal Publications, 2010–2014 // International Journal of Public Administration. 2017. Vol. 40, Issue 12. Pp. 1036–1049. doi: 10.1080/01900692.2016.1229678
Дополнительные файлы
