Социология образования или образование без социологии? Опыт науковедческого исследования

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. По мере роста числа научных публикаций по проблемам образования все чаще можно обнаружить стремление авторов рассматривать их как социологические. Однако многие из них не отвечают требованиям, предъявляемым к статьям, основанным на данных социологических эмпирических исследований. В связи с этим возникает необходимость разведения различных по характеру, направленности и функциям публикаций, в центре которых оказывается проблематика образования. Цель статьи – проанализировать критерии отнесения публикаций к дисциплинарной области социологии образования и выявить их специфику. Достижение этой цели позволит прояснить вопрос о доверии к научной публикации, результатам исследования, о целесообразности их использования для принятия управленческих решений в области образования.

Материалы и методы. Объектом исследования являются научные журналы, публикующие на регулярной основе статьи по проблемам образования, в том числе под рубрикой «Социология образования». В выборку вошли соответствующие издания и публикации в них за последние 5 лет. Предметом изучения стало содержание публикаций, которые были отнесены либо изданиями, либо авторами статей к числу социологических. В качестве основных применялись методы контент-анализа и историко-социологического анализа.

Результаты исследования. Определены специфика предметного поля социологии образования и тенденции его становления и развития. Сформулированы основные критерии, позволяющие определить отличия публикаций в области социологии образования.

Обсуждение и заключение. Статья имеет науковедческий характер. В процессе обсуждения полученных результатов обращается внимание на специфический характер, особые задачи и функции социологических исследований и публикаций в области образования. Показывается значение этих результатов для повышения качества эмпирических исследований образования и публикаций на их основе, а также возможность их использования для решения его практических проблем.

Об авторах

Гарольд Ефимович Зборовский

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Автор, ответственный за переписку.
Email: garoldzborovsky@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8153-0561
Scopus Author ID: 6505899907
ResearcherId: E-6142-2014

профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Россия, г. Екатеринбург

Список литературы

  1. Bidwell Ch. E., Friedkin N. E. The Sociology of Education // Handbook of Sociology ; ed. by N. J. Smelser. Newbury Park, California : Sage Publications, 1988. P. 449–471. URL: https://archive.org/details/handbookofsociol00smel (дата обращения: 28.02.2022).
  2. Brookover W. B., Gottlieb D. A Sociology of Education. New York : Van Nostrand Reinhold, 1964. 488 p. URL: https://archive.org/details/sociologyofeduca0000broo (дата обращения: 28.02.2022).
  3. Ballantine J. H. The Sociology of Education. Englewood Cliffs. 2nd ed. New York : Prentice-Hall, 1989. 401 p. URL: https://archive.org/details/sociologyofeduca00ball (дата обращения: 28.02.2022).
  4. Equality of Educational Opportunity / J. S. Coleman [et al.]. Washington, D.C. : Distributed by ERIC Clearinghouse, 1966. 746 p. URL: https://archive.org/details/equalityofeducat0000cole (дата обращения: 28.02.2022).
  5. Coleman J. S., Hoffer T. Public and Private High Schools: The Impact of Communities. New York : Basic Books, 1987. 254 p. URL: https://archive.org/details/publicprivatehig0000unse (дата обращения: 28.02.2022).
  6. Jensen J. E. Educational Sociology: An Approach to Its Development as a Practical Field of Study. N.Y. : Centre for Applied Research in Education, 1965. 112 p. URL: https://archive.org/details/educationalsocio0000jens (дата обращения: 28.02.2022).
  7. Parelius R., Parelius A. The Sociology of Education. 2nd ed. New York : Prentice-Hall, 1987. 352 p. URL: https://archive.org/details/sociologyofeduca0000pare (дата обращения: 28.02.2022).
  8. Persell C. Education and Inequality: The Roots and Results of Stratifi in America’s School. New York : Free Press, 1977. 244 p. URL: https://archive.org/details/educationinequal0000pers_h5u2 (дата обращения: 28.02.2022).
  9. Prichard K. W., Buxton T. H. Concepts and Theories in Sociology of Education. Lanham, MD : University Press of America, 1988. 168 p.
  10. Robinson P. Perspectives on the Sociology of Education. London ; Boston : Routledge & Kegan Paul, 1981. 243 p. URL: https://archive.org/details/perspectivesonso0000robi (дата обращения: 28.02.2022).
  11. Sewell W. H., Hauser R. M., Featherman D. L. Schooling and Achievement in American Society. New York : Academic Press, 1976. 535 p. URL: https://archive.org/details/schoolingachieve0000unse (дата обращения: 28.02.2022).
  12. Contemporary Themes in the Sociology of Education / A. Antikainen [et al.] // International Journal of Contemporary Sociology. 2011. Vol. 48, no. 1. P. 117–147. URL: https://www.researchgate.net/publication/275634625_Contemporary_Themes_in_the_Sociology_of_Education (дата обращения: 28.02.2022).
  13. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М. : Наука, 1980. 145 с.
  14. Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 1992. 120 с. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/40853 (дата обращения: 28.02.2022).
  15. Нечаев В. Я. Социология образования. М. : Изд. МГУ, 1992. 200 с. URL: https://clck.ru/dWDNv (дата обращения: 28.02.2022).
  16. Зборовский Г. Е. Социология образования : в 2 ч. Ч. 1. Социология допрофессионального образования. Екатеринбург : Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. 152 с.
  17. Зборовский Г. Е. Социология образования : в 2 ч. Ч. 2. Социология профессионального образования. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. 188 с.
  18. Осипов А. М. Общество и образование: лекции по социологии образования. Новгород : Изд-во НовГУ, 1998. 204 с.
  19. Зборовский Г. Е. Знание и образование в социологии: теория и реальность. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2013. 484 с.
  20. 20. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования: монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. 539 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78152/1/978-5-7741-0373-7_2019.pdf (дата обращения: 28.02.2022).
  21. Социология образования: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. М. Осипова. М. : Изд-во Юрайт, 2019. 367 с. URL: https://avidreaders.ru/book/sociologiya-obrazovaniya-uchebnik-i-praktikum-dlya.html (дата обращения: 28.02.2022).
  22. Докторов Б. З., Зборовский Г. Е. Поколенческий подход к современной отечественной социологии как теоретическая проблема: общероссийские и региональные аспекты // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 79–90. doi: http://doi.org/10.31857/S013216250015742-9
  23. Нечаев В. Я. Социология образования : курс лекций. М. : Центр социологии образования РАО, 1998. 190 с.
  24. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования : учеб. пособие для студентов социол. и пед. специальностей. М. : Гардарики, 2005. 383 с.
  25. Зарубежная социология образования : коллективная монография / А. М. Осипов [и др.]. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. 345 с.
  26. Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования : коллективная монография / под ред. А. М. Осипова. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого ; М. : Журнал РАН «Социологические исследования», 2015. 299 с.
  27. Учащаяся молодежь: от образовательной неуспешности к образовательной успешности : монография / под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2021. 328 с. URL: https://elar. urfu.ru/handle/10995/105860 (дата обращения: 28.02.2022).
  28. Константиновский Д. Л. Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 16 / отв. ред. М. К. Горшков. М. : Новый Хронограф, 2018. С. 171–191. doi: http://doi. org/10.19181/ezheg.2018.8
  29. Чередниченко Г. А. Траектории заочников высшей школы в сфере образования и труда // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 165–187. doi: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-165-187
  30. Селиверстова Н. А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77. doi: http://doi.org/10.31857/S013216250008802-5
  31. Шмелева Е. Д., Семенова Т. В. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 101–129. doi: https://doi.org/10.17323/1814- 9545-2019-3-101-129
  32. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Эмпирическая социология: учебник для вузов. Сургут : РИО СурГПУ ; Екатеринбург : УрФУ, 2016. 313 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/41599/1/978-5-93190-328-6_2016.pdf (дата обращения: 28.02.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Зборовский Г.Е., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».