Феномен психологического благополучия в контексте удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского вуза
- Авторы: Кочетова Ю.Ю.1, Баринова О.Г.1, Тимченко Н.С.1
-
Учреждения:
- Алтайский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 28, № 1 (2024)
- Страницы: 52-67
- Раздел: Педагогическая психология
- Статья получена: 23.03.2025
- Статья одобрена: 23.03.2025
- Статья опубликована: 15.03.2024
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/284665
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.052-067
- ID: 284665
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Сохранение и укрепление психического и психологического здоровья учащейся молодежи – одна из приоритетных задач развития современного профессионального образования в России. Однако данные последних исследований психологического благополучия студентов медицинского вуза показали средний и низкий уровень его сформированности. Обнаруженная проблема осложняется отсутствием исследований, в которых была бы показана связь между особенностями организации образовательной среды вуза и удовлетворенностью учебной деятельности обучающихся. Это важно для разработки и практической реализации оптимальных условий формирования психологического благополучия студентов медицинского вуза. Цель исследования – определить особенности состояния психологического благополучия студентов медицинского вуза в связи с уровнем их удовлетворенности учебной деятельностью. Материалы и методы. В исследовании принимали участие студенты 1, 2 и 5-го курсов медицинского вуза. В качестве диагностического инструментария использованы «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) и «Опросник удовлетворенности учебной деятельностью» (Л. В. Мищенко). Для выделения специфических групп выборки применялся кластерный анализ – иерархическая кластеризация (Hierarchical). Сравнение трех независимых групп осуществлялось с помощью непараметрического критерия Крускала – Уоллиса с последующим выполнением post hoc test (парное сравнение исследуемых групп) по критерию Манна – Уитни с поправкой Бонферрони.
Результаты исследования. Анализ результатов проведенного исследования обнаружил статистически значимые взаимосвязи между шкалами удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского вуза и их психологическим благополучием. Обучающиеся второго курса продемонстрировали высокие показатели психологического благополучия, самые низкие обнаружены у пятикурсников. Полученные результаты создают предпосылки для осмысления процесса оптимизации образовательной среды медицинского вуза, ориентированной на сохранение и укрепление психического здоровья учащейся молодежи. Обсуждение и заключение. Выводы по данному исследованию могут быть полезны для управленческого корпуса вуза с целью разработки и реализации оптимальных психолого-педагогических условий организации образовательной среды, а также повышения уровня удовлетворенности в студенческом сообществе всеми компонентами структуры учебной деятельности как одного из основных условий развития психологического благополучия молодежи.
Об авторах
Юлия Юрьевна Кочетова
Алтайский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kochetova20@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8116-7966
Scopus Author ID: 57220086138
кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Россия, г. БарнаулОксана Геннадьевна Баринова
Алтайский государственный медицинский университет
Email: barinov_77@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3033-9905
кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии
Россия, г. БарнаулНаталья Станиславовна Тимченко
Алтайский государственный медицинский университет
Email: nattimchenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6283-820X
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук
Россия, г. БарнаулСписок литературы
- Вершинина Т. С., Сайфетдинова Р. Р. Психологическое благополучие студентов первых курсов медицинского вуза // Системная интеграция в здравоохранении. 2023. № 4 (61). С. 63–72. URL: https://sys-int. ru/ru/journals/2023/4-61/psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov-pervyh-kursov-medicinskogo-vuza (дата обращения: 25.05.2023).
- Psychological Distress and Well-Being among Students of Health Disciplines: The Importance of Academic Satisfaction / J. Franzen [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, issue 4. Article no. 2151. https://doi.org/10.3390/ijerph18042151
- Medical Student Well-Being and Lifelong Learning: A Motivational Perspective / O. Babenko [et al.] // Education for Health. 2019. Vol. 32, issue 1. P. 25–32. https://doi.org/10.4103/efh.EfH_237_17
- Klein H. J., McCarthy S. M. Student Wellness Trends and Interventions in Medical Education: A Narrative Review // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. Vol. 9. Article no. 92. https://doi.org/10.1057/ s41599-022-01105-8
- Features of the Emotional Sphere of the Personality of Urban Medical Students in the Educational Process / K. G. Serdakova [et al.] // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 2. С. 245–261. https://doi. org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.245-261
- Medical Students’ Satisfaction from the Clinical Education Processes in Yazd / J. Ayatollahi [et al.] // The Journal of Medical Research. 2021. Vol. 7, issue 6. P. 195–198. URL: https://medicinearticle.com/ JMR_20216_08.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
- Бучацкая М. В., Капранова М. В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 2. C. 63–69. https://doi.org/10.17759/pse.2015200207
- Psychological Well-Being and Burnout Amongst Medical Students in India: A Report from a Nationally Accessible Survey / S. Philip [et al.] // Middle East Current Psychiatry. 2021. Vol. 28. Article no. 54. https://doi. org/10.1186/s43045-021-00129-1
- Bhat B.A. Psychological Well-Being of Senior Secondary School Students in Relation to Gender and Academic Achievement: An Empirical Study // Shanlax International Journal of Education. 2021. Vol. 9, no. 2. P. 96–101. https://doi.org/10.34293/education.v9i2.3704
- Wellbeing and Mental Health Amongst Medical Students in Canada / T. C. Wilkes [et al.] // International Journal of Social Psychiatry. 2022. Vol. 68, issue 6. P. 1283–1288. https://doi.org/10.1177/00207640211057724
- Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 2. C. 180–199. https://doi.org/10.17759/ sps.2020110211
- Huo J. The Role of Learners’ Psychological Well-Being and Academic Engagement on Their Grit // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article no. 848325. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.848325
- COVID-19 and the Mental Well-Being of Australian Medical Students: Impact, Concerns and Coping Strategies Used / Z. Lyons [et al.] // Australasian Psychiatry. 2020. Vol. 28, issue 6. P. 649–652. https://doi. org/10.1177/1039856220947945
- Psychological Well-Being and Coping Strategies of Healthcare Students during the Prolonged COVID-19 Pandemic / P. C. F. Chan [et al.] // Teaching and Learning in Nursing. 2022. Vol. 17, issue 4. P. 482–486. https:// doi.org/10.1016/j.teln.2022.05.008
- Psychological Well-Being among Postgraduate Students / N. Roslan [et al.] // Acta Medica Bulgarica. 2017. Vol. 44, issue 1. P. 35–41. https://doi.org/10.1515/amb-2017-0006
- Psychological Distress and Well-Being among Students of Health Disciplines in Geneva, Switzerland: The Importance of Academic Satisfaction in the Context of Academic Year-End and COVID-19 Stress on Their Learning Experience / N. T. Tran [et al.] // PLOS ONE. 2022. Vol. 17, issue 4. Article no. e0266612. https://doi. org/10.1371/journal.pone.0266612
- Bhugra D., Molodynski A. Well-Being and Burnout in Medical Students: Challenges and Solutions // Irish Journal of Psychological Medicine. 2022. P. 1–4. https://doi.org/10.1017/ipm.2022.26
- Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием / Д. А. Леонтьев [и др.] // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 6. C. 55–66. https://doi.org/10.17759/ pse.2018230605
- Improving Stress Management, Anxiety, and Mental Well-Being in Medical Students through an Online Mindfulness-Based Intervention: A Randomized Study / T. Fazia [et al.] // Scientific Reports. 2023. Vol. 13. Article no. 8214. https://doi.org/10.1038/s41598-023-35483-z
- Al Shaikh A. M. Learning Styles and Satisfaction with Educational Activities among Pediatric Physicians at King Abdulaziz Medical City Jeddah // Journal of Taibah University Medical Sciences. 2015. Vol. 10, issue 1. P. 102–108. https://doi.org/10.1016/j.jtumed.2015.02.002
- Medical Student Wellbeing – a Consensus Statement from Australia and New Zealand / S. Kemp [et al.] // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19. Article no. 69. https://doi.org/10.1186/s12909-019-1505-2
- A Cross-Sectional Study to Assess the Level of Satisfaction with Virtual Education in Peruvian Medical Students / P. Grados-Espinoza [et al.] // Frontiers in Public Health. 2022. Vol. 10. Article no. 1004902. https://doi. org/10.3389/fpubh.2022.1004902
- Cadête Filho A. de A., Peixoto J. M., Moura E. P. Medical Students’ Academic Motivation: An Analysis from the Perspective of the Theory of Self-Determination // Revista Brasileira de Educação Médica. 2021. Vol. 45, issue 2. Article no. e086. https://doi.org/10.1590/1981-5271v45.2-20200129
- An M., Ma X., Wu H. Medical Students’ Academic Satisfaction: Social Cognitive Factors Matter // Medical Education. 2023. Vol. 57, issue 12. P. 1239–1247. https://doi.org/10.1111/medu.15070
- Yoon J., Hur E. An Exploratory Study of Factors that Affect Psychological Well-Being of 4-Year College Freshmen in South Korea // Sustainability. 2021. Vol. 13, issue 9. Article no. 5230. https://doi.org/10.3390/su13095230
- Understanding the Impact of the Psychological Cognitive Process on Student Learning Satisfaction: Combination of the Social Cognitive Career Theory and SOR Model / G. Zhang [et al.] // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article no. 712323. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.712323
- Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.
- Мищенко Л. В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. Т. 4, № 3. С. 122–128. URL: https://psyjournals.ru/journals/ bppe/archive/2007_n3/28868 (дата обращения: 25.05.2023).
- What Academic Factors Influence Satisfaction with Clinical Practice in Nursing Students? Regressions vs. fsQCA / D. Fernández-García [et al.] // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article no. 585826. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.585826
Дополнительные файлы
