Феномен психологического благополучия в контексте удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского вуза

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Сохранение и укрепление психического и психологического здоровья учащейся молодежи – одна из приоритетных задач развития современного профессионального образования в России. Однако данные последних исследований психологического благополучия студентов медицинского вуза показали средний и низкий уровень его сформированности. Обнаруженная проблема осложняется отсутствием исследований, в которых была бы показана связь между особенностями организации образовательной среды вуза и удовлетворенностью учебной деятельности обучающихся. Это важно для разработки и практической реализации оптимальных условий формирования психологического благополучия студентов медицинского вуза. Цель исследования – определить особенности состояния психологического благополучия студентов медицинского вуза в связи с уровнем их удовлетворенности учебной деятельностью. Материалы и методы. В исследовании принимали участие студенты 1, 2 и 5-го курсов медицинского вуза. В качестве диагностического инструментария использованы «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) и «Опросник удовлетворенности учебной деятельностью» (Л. В. Мищенко). Для выделения специфических групп выборки применялся кластерный анализ – иерархическая кластеризация (Hierarchical). Сравнение трех независимых групп осуществлялось с помощью непараметрического критерия Крускала – Уоллиса с последующим выполнением post hoc test (парное сравнение исследуемых групп) по критерию Манна – Уитни с поправкой Бонферрони.

Результаты исследования. Анализ результатов проведенного исследования обнаружил статистически значимые взаимосвязи между шкалами удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского вуза и их психологическим благополучием. Обучающиеся второго курса продемонстрировали высокие показатели психологического благополучия, самые низкие обнаружены у пятикурсников. Полученные результаты создают предпосылки для осмысления процесса оптимизации образовательной среды медицинского вуза, ориентированной на сохранение и укрепление психического здоровья учащейся молодежи. Обсуждение и заключение. Выводы по данному исследованию могут быть полезны для управленческого корпуса вуза с целью разработки и реализации оптимальных психолого-педагогических условий организации образовательной среды, а также повышения уровня удовлетворенности в студенческом сообществе всеми компонентами структуры учебной деятельности как одного из основных условий развития психологического благополучия молодежи.

Об авторах

Юлия Юрьевна Кочетова

Алтайский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kochetova20@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8116-7966
Scopus Author ID: 57220086138

кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Россия, г. Барнаул

Оксана Геннадьевна Баринова

Алтайский государственный медицинский университет

Email: barinov_77@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3033-9905

кандидат педагогических наук, доцент кафедры клинической психологии

Россия, г. Барнаул

Наталья Станиславовна Тимченко

Алтайский государственный медицинский университет

Email: nattimchenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6283-820X

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук

Россия, г. Барнаул

Список литературы

  1. Вершинина Т. С., Сайфетдинова Р. Р. Психологическое благополучие студентов первых курсов медицинского вуза // Системная интеграция в здравоохранении. 2023. № 4 (61). С. 63–72. URL: https://sys-int. ru/ru/journals/2023/4-61/psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov-pervyh-kursov-medicinskogo-vuza (дата обращения: 25.05.2023).
  2. Psychological Distress and Well-Being among Students of Health Disciplines: The Importance of Academic Satisfaction / J. Franzen [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, issue 4. Article no. 2151. https://doi.org/10.3390/ijerph18042151
  3. Medical Student Well-Being and Lifelong Learning: A Motivational Perspective / O. Babenko [et al.] // Education for Health. 2019. Vol. 32, issue 1. P. 25–32. https://doi.org/10.4103/efh.EfH_237_17
  4. Klein H. J., McCarthy S. M. Student Wellness Trends and Interventions in Medical Education: A Narrative Review // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. Vol. 9. Article no. 92. https://doi.org/10.1057/ s41599-022-01105-8
  5. Features of the Emotional Sphere of the Personality of Urban Medical Students in the Educational Process / K. G. Serdakova [et al.] // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 2. С. 245–261. https://doi. org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.245-261
  6. Medical Students’ Satisfaction from the Clinical Education Processes in Yazd / J. Ayatollahi [et al.] // The Journal of Medical Research. 2021. Vol. 7, issue 6. P. 195–198. URL: https://medicinearticle.com/ JMR_20216_08.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
  7. Бучацкая М. В., Капранова М. В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 2. C. 63–69. https://doi.org/10.17759/pse.2015200207
  8. Psychological Well-Being and Burnout Amongst Medical Students in India: A Report from a Nationally Accessible Survey / S. Philip [et al.] // Middle East Current Psychiatry. 2021. Vol. 28. Article no. 54. https://doi. org/10.1186/s43045-021-00129-1
  9. Bhat B.A. Psychological Well-Being of Senior Secondary School Students in Relation to Gender and Academic Achievement: An Empirical Study // Shanlax International Journal of Education. 2021. Vol. 9, no. 2. P. 96–101. https://doi.org/10.34293/education.v9i2.3704
  10. Wellbeing and Mental Health Amongst Medical Students in Canada / T. C. Wilkes [et al.] // International Journal of Social Psychiatry. 2022. Vol. 68, issue 6. P. 1283–1288. https://doi.org/10.1177/00207640211057724
  11. Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 2. C. 180–199. https://doi.org/10.17759/ sps.2020110211
  12. Huo J. The Role of Learners’ Psychological Well-Being and Academic Engagement on Their Grit // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article no. 848325. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.848325
  13. COVID-19 and the Mental Well-Being of Australian Medical Students: Impact, Concerns and Coping Strategies Used / Z. Lyons [et al.] // Australasian Psychiatry. 2020. Vol. 28, issue 6. P. 649–652. https://doi. org/10.1177/1039856220947945
  14. Psychological Well-Being and Coping Strategies of Healthcare Students during the Prolonged COVID-19 Pandemic / P. C. F. Chan [et al.] // Teaching and Learning in Nursing. 2022. Vol. 17, issue 4. P. 482–486. https:// doi.org/10.1016/j.teln.2022.05.008
  15. Psychological Well-Being among Postgraduate Students / N. Roslan [et al.] // Acta Medica Bulgarica. 2017. Vol. 44, issue 1. P. 35–41. https://doi.org/10.1515/amb-2017-0006
  16. Psychological Distress and Well-Being among Students of Health Disciplines in Geneva, Switzerland: The Importance of Academic Satisfaction in the Context of Academic Year-End and COVID-19 Stress on Their Learning Experience / N. T. Tran [et al.] // PLOS ONE. 2022. Vol. 17, issue 4. Article no. e0266612. https://doi. org/10.1371/journal.pone.0266612
  17. Bhugra D., Molodynski A. Well-Being and Burnout in Medical Students: Challenges and Solutions // Irish Journal of Psychological Medicine. 2022. P. 1–4. https://doi.org/10.1017/ipm.2022.26
  18. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием / Д. А. Леонтьев [и др.] // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 6. C. 55–66. https://doi.org/10.17759/ pse.2018230605
  19. Improving Stress Management, Anxiety, and Mental Well-Being in Medical Students through an Online Mindfulness-Based Intervention: A Randomized Study / T. Fazia [et al.] // Scientific Reports. 2023. Vol. 13. Article no. 8214. https://doi.org/10.1038/s41598-023-35483-z
  20. Al Shaikh A. M. Learning Styles and Satisfaction with Educational Activities among Pediatric Physicians at King Abdulaziz Medical City Jeddah // Journal of Taibah University Medical Sciences. 2015. Vol. 10, issue 1. P. 102–108. https://doi.org/10.1016/j.jtumed.2015.02.002
  21. Medical Student Wellbeing – a Consensus Statement from Australia and New Zealand / S. Kemp [et al.] // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19. Article no. 69. https://doi.org/10.1186/s12909-019-1505-2
  22. A Cross-Sectional Study to Assess the Level of Satisfaction with Virtual Education in Peruvian Medical Students / P. Grados-Espinoza [et al.] // Frontiers in Public Health. 2022. Vol. 10. Article no. 1004902. https://doi. org/10.3389/fpubh.2022.1004902
  23. Cadête Filho A. de A., Peixoto J. M., Moura E. P. Medical Students’ Academic Motivation: An Analysis from the Perspective of the Theory of Self-Determination // Revista Brasileira de Educação Médica. 2021. Vol. 45, issue 2. Article no. e086. https://doi.org/10.1590/1981-5271v45.2-20200129
  24. An M., Ma X., Wu H. Medical Students’ Academic Satisfaction: Social Cognitive Factors Matter // Medical Education. 2023. Vol. 57, issue 12. P. 1239–1247. https://doi.org/10.1111/medu.15070
  25. Yoon J., Hur E. An Exploratory Study of Factors that Affect Psychological Well-Being of 4-Year College Freshmen in South Korea // Sustainability. 2021. Vol. 13, issue 9. Article no. 5230. https://doi.org/10.3390/su13095230
  26. Understanding the Impact of the Psychological Cognitive Process on Student Learning Satisfaction: Combination of the Social Cognitive Career Theory and SOR Model / G. Zhang [et al.] // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article no. 712323. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.712323
  27. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.
  28. Мищенко Л. В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. Т. 4, № 3. С. 122–128. URL: https://psyjournals.ru/journals/ bppe/archive/2007_n3/28868 (дата обращения: 25.05.2023).
  29. What Academic Factors Influence Satisfaction with Clinical Practice in Nursing Students? Regressions vs. fsQCA / D. Fernández-García [et al.] // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Article no. 585826. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.585826

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кочетова Ю.Ю., Баринова О.Г., Тимченко Н.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».