Особенности гражданской идентичности российских подростков (на примере отдыхающих в международном детском центре «Артек»)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Для российской психологии все острее встает проблема определения содержания гражданской идентичности и диагностики ее компонентов, понимание чего является необходимым условием для ее формирования в контексте ключевых задач российского образования. Актуальность исследования определяется общественной и научной значимостью проблемы формирования гражданской идентичности, так как уровень ее сформированности является основой дальнейшего развития России. Цель статьи – представить результаты эмпирического изучения особенностей гражданской идентичности современных российских подростков.

Материалы и методы. В эмпирической части исследования приняли участие 640 респондентов – подростков в возрасте 15–17 лет. С целью диагностики степени сформированности гражданской идентичности подростков и изучения ее структуры использовался авторский опросник «Профиль гражданской идентичности личности». Для анализа уровня сформированности и структуры гражданской идентичности подростков применялся комплекс методов математической обработки данных.

Результаты исследования. Проведенное исследование показало удовлетворительный уровень сформированности гражданской идентичности современных подростков. При этом наблюдалась определенная асинхронность в формировании различных компонентов гражданской идентичности. Изучение степени сформированности гражданской идентичности личности определило ее высокий уровень в исследуемой выборке. Анализ отдельных составляющих внутренней позиции личности как основы формирования гражданской идентичности свидетельствует, что у подростков в наибольшей степени развито ценностное отношение к себе. Ценность других подростками еще не осознается, при этом они признают ценность окружающей их действительности. Пол респондентов не оказывает значимого влияния ни на уровень сформированности гражданской идентичности, ни на составляющие внутренней позиции личности.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в развитие представлений о психологических компонентах гражданской идентичности и их сформированности у современных российских подростков. Материалы статьи могут быть использованы в прикладных разработках по формированию гражданской идентичности, при организации воспитательной работы школах, подготовке и переподготовке педагогических кадров, способных эффективно осуществлять воспитательную работу, направленную на формирование гражданской идентичности обучающегося.

Об авторах

Елена Владимировна Беловол

Московский педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ev.belovol@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0003-0285-159X
Scopus Author ID: 8665009900

профессор кафедры психологии развития личности, кандидат психологических наук, доцент

Россия, Москва

Сергей Викторович Мелков

Московский педагогический государственный университет

Email: sv.melkov@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0002-0670-6325

доцент кафедры психологии развития личности, кандидат психологических наук

Россия, Москва

Татьяна Николаевна Сахарова

Московский педагогический государственный университет

Email: tn.sakharova@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0001-9688-2674

профессор кафедры психологии развития личности, директор Института педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент

Россия, Москва

Список литературы

  1. Pinteric U. National and Supranational Identity in Context of the European Integration and Globalization // Društvena istraživanja : časopis za opća društvena pitanja. 2005. Vol. 14, no. 3. P. 401–420. URL: https://hrcak.srce.hr/file/27368 (дата обращения: 07.12.2021).
  2. Целуйкина Т. Г. Психологические особенности формирования гражданской идентичности студентов на разных этапах обучения в вузе [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN219.pdf (дата обращения: 07.12.2021).
  3. Попп И. А. Конструирование гражданской идентичности российской молодежи через проекты по сохранению исторической памяти // Вопросы всеобщей истории. 2020. № 23. С. 355–362. doi: http://doi.org/10.26170/vvi20-01-30
  4. Селезнева А. В., Зиненко В. Е. Молодежная политика как фактор формирования гражданского самосознания российской молодежи: политико-психологический анализ // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. Вып. 87. С. 96–104. doi: http://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-87-96-104
  5. Дробижева Л. М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. C. 480–498. doi: http://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1261
  6. Андриченко Л. В. Правовые механизмы сохранения этнокультурной самобытности народов Российской Федерации и формирования общероссийской гражданской идентичности // Журнал российского права. 2020. № 6. С. 38–51. doi: http://doi.org/10.12737/jrl.2020.066
  7. Фролова С. В. Субъективные образы прошлого, настоящего и будущего страны как предикторы приверженности личности стране // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 442–447. doi: http://doi.org/10.18500/1819-7671-2019- 19-4-442-447
  8. Sherrod L. R., Torney-Purta J., Flanagan C. A. Handbook of Research on Civic Engagement in Youth. Hoboken, N.J. : John Wiley & Sons, Inc., 2010. 706 p. doi: http://doi.org/10.1002/9780470767603
  9. Yates M., Youniss J. Community Service and Political-Moral Identity in Adolescents // Journal of Social Issues. 1998. Vol. 54, no. 3. P. 495–512. URL: https://digitalcommons.unomaha.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1029&context=slceciviceng&httpsredir=1&referer= (дата обращения: 07.12.2021).
  10. Furrow J. L., Wagener L. M. Editor’s Introduction: Identity and Transcendence Among Youth: A View of the Issues // Applied Developmental. 2003. Vol. 7, issue 3. P. 116–118. doi: http://doi.org/10.1207/S1532480XADS0703_1
  11. Lerner R. M. Liberty: Thriving and Civic Engagement Among American Youth. Thousand Oaks, CA : SAGE Publications, Inc., 2004. 232 p. doi: http://doi.org/10.4135/9781452233581
  12. Atkins R., Hart D. Neighbors, Adults, and the Development of Civic Identity in Urban Youth // Applied Developmental Science. 2003. Vol. 7, issue 3. P. 156–164. doi: http://doi.org/10.1207/S1532480XADS0703_6
  13. Kirshner B. “Power in Numbers”: Youth Organizing as a Context for Exploring Civic Identity // Journal of Research on Adolescence. 2009. Vol. 19, issue 3. P. 414–440. doi: http://doi.org/10.1111/j.1532-7795.2009.00601.x
  14. Youniss J., McLellan J., Yates M. What We Know about Engendering Civic Identity // The American Behavioral Scientist. 1997. Vol. 40, issue 5. P. 620–631. URL: https://digitalcommons.unomaha.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1015&context=slceciviceng (дата обращения 07.12.2021).
  15. Санина А. Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. Вып. 4. С. 281–286. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-osnovaniya-grazhdanskoy-identichnosti-v-sovremennom-obschestve-substantsionalnyy-prostranstvennyy-i-deyatelnostnyy (дата обращения: 07.12.2021).
  16. Johnson M.R. Understanding College Students’ Civic Identity Development: A Grounded Theory // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2017. Vol. 21, no. 3. P. 31–59. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1156195.pdf (дата обращения: 07.12.2021).
  17. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «Гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 250–254. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/11/pedagogika/efimenko.pdf (дата обращения: 07.12.2021).
  18. Асмолов А. Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 6. С. 4–10.
  19. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5–6. С. 140–142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-grazhdanskaya (дата обращения: 07.12.2021).
  20. Дробижева Л. М. Гражданская идентичность как условие ослабления этническою негативизма // Мир России: Социология, этнология. 2017. Т. 26, № 1. С. 7–31. URL: https://mirros.hse.ru/article/view/4875/5238 (дата обращения 07.12.2021).
  21. Дегтярев А. К. Образы этничности и гражданственности в массовом сознании: опыт Северокавказского социума // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4 (76). С. 59. URL: http://nmkav.ru/ru/archive/2013/4/obrazy-etnichnosti-i-grazhdanstvennosti-v-massovom-soznanii-opyt-severokavkazskogo-sotsiuma (дата обращения: 07.12.2021).
  22. Hart D., Richardson C., Wilkenfeld B. Civic Identity // Handbook of Identity Theory and Research ; S. J. Schwartz et al. (Eds.). New York : Springer, 2011. P. 771–787. doi: http://doi.org/10.1007/978-1-4419-7988-9_32
  23. Rubin B. “There’s Still Not Justice”: Youth Civic Identity Development Amid Distinct School AND Community Contexts // Teachers College Record. 2007. Vol. 109, no. 2. P. 449–481. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.188.9545&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 07.12.2021).
  24. Мухина В. С., Мелков С. В. Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, № 1. C. 105–112. doi: http://doi.org/10.17759/chp.2022180110
  25. Головашина О. В. Ассоциативный эксперимент для измерения гражданской идентичности // Социологические исследования. 2015. № 7. C. 64–71. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_7/Golovaschina.pdf (дата обращения: 07.12.2021).
  26. Кожанов И. В. Диагностика сформированности гражданской идентичности у студентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 1504–1508. URL: https://s.fundamental-research.ru/pdf/2014/6-7/34369.pdf (дата обращения: 07.12.2021).
  27. Ольховая Т. А., Каратаева Т. А. Актуальные задачи научно-методического сопровождения процесса формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10 (210). С. 120–126. URL: http://vestnik.osu.ru/2017_10/26.pdf (дата обращения: 07.12.2021).
  28. Борисов Р. В. Гражданская идентичность в терминах психодиагностики // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 31, вып. 4. С. 95–99. doi: https://doi.org/10.21779/2542-0313-2016-31-4-95-99
  29. Шакурова М. В. Диагностика результатов процесса формирования гражданской идентичности школьников // Классный руководитель. 2014. № 1. С. 58–72.
  30. Ковров В. В., Кожухарь Г. С. Теоретические подходы и организация исследования российской идентичности подростков в образовательных организациях // АРТЕК – СОБЫТИЕ. 2016. № 1 (13). С. 27–34. URL: http://media.artek.org/media/uploads/so-bitie/artek-so-2016-113.pdf (дата обращения: 07.12.2021).
  31. MIRIPS Questionnaire // Mutual Intercultural Relations ; J. W. Berry (ed.). Cambridge : Cambridge University Press, 2017. P. 375–387. doi: http://doi.org/10.1017/9781316875032.019
  32. Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Плотка И. Д. Множественные идентичности, аккультурация и адаптация русских в Латвии и Грузии // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 2. С. 54–64. doi: http://doi.org/10.17759/chp.2019150206
  33. Doolittle A., Faul A. Civic Engagement Scale: A Validation Study // SAGE Open. 2013. Vol. 3, issue 3. doi: https://doi.org/10.1177/2158244013495542
  34. Mabry J. Pedagogical Variations in Service-Learning and Student Outcomes: How Time, Contact, and Reflection Matter // Michigan Journal of Community Service Learning. 1998. Vol. 5, issue 1. P. 32–47. URL: https://clck.ru/h2o4z (дата обращения: 07.12.2021).
  35. Astin A., Sax L. How Undergraduates are Affected by Service Participation // Journal of College Student Development. 1998. Vol. 39, no. 3. P. 251–263. URL: https://digitalcommons.unomaha.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1012&context=slcehighered (дата обращения: 07.12.2021).
  36. Psychometric Properties and Correlates of the Civic Attitudes and Skills Questionnaire (CASQ): A Measure of Students’ Attitudes Related to Service Learning / B. Moely [et al.] // Michigan Journal of Community Service Learning. 2002. Vol. 8, issue 2. P. 15–26. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ645399 (дата обращения: 07.12.2021).
  37. Promoting Political Competence and Engagement in College Students / E. Beaumont [et al.] // Journal of Political Science Education. 2006. Vol. 2, issue 3. P. 249–270. doi: https://doi.org/10.1080/15512160600840467
  38. Lep Ž., Zupančič M. Civic Identity in Emerging Adulthood: Validation of the Civic Identity Status Scale // European Journal of Psychological. 2022. doi: https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000696 (Advance article).
  39. Теоретические подходы к разработке и апробация опросника «Профиль гражданской идентичности личности» / Е. В. Беловол [и др.] // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 101–123. doi: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-4-101-123

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Беловол Е.В., Мелков С.В., Сахарова Т.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».