Готовность и способность к саморазвитию одаренных сельских школьников

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Рассматривается проблема становления у одаренных сельских школьников готовности и способности к саморазвитию как ресурсных качеств личности, характеризующих потенциал ее самореализации. Актуальность проблемы определяется системным характером сопровождения одаренных школьников, предполагающим учет индивидуальных качеств одаренных субъектов, специфика которых определяется проживанием в сельской местности. Цель статьи – анализ результатов эмпирического исследования готовности и способности к саморазвитию и самообразованию одаренных сельских школьников старшего подросткового и старшего школьного возраста.

Материалы и методы. Выборка испытуемых включала 420 учащихся из восьми сельских школ Алтайского края. Среди них 49 человек были идентифицированы как одаренные. Базовой моделью выявления одаренности школьников явилась трехфакторная модель Дж. Рензулли. Для исследования готовности к саморазвитию, способности к саморазвитию и самообразованию использовались тестовые и опросные методы.

Результаты исследования. Эмпирически выявлено, что у большинства одаренных сельских школьников низкая готовность к саморазвитию, а также она имеет различия по полу (выше у мальчиков, чем у девочек). Среди школьников, у которых не диагностирована одаренность, больше тех, которые готовы к самосовершенствованию, но не готовы к самопознанию. Интеллектуальные характеристики более выражены у одаренных мальчиков, чем у девочек; творческие – у одаренных девочек, чем у мальчиков.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования открывают новые возможности для разработки практических методов психолого-педагогической деятельности, для коррекции и профилактики выявленных трудностей в условиях сельского образовательно-культурного пространства. Материалы статьи будут полезны субъектам образовательного пространства, занимающимся системными взаимодействиями в вопросах эффективного развития одаренности детей и молодежи.

Об авторах

Ольга Геннадьевна Холодкова

Алтайский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: holodkova.fnk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1494-112X
Scopus Author ID: 57192187055

доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук

Россия, Барнаул

Галина Леонидовна Парфенова

Алтайский государственный педагогический университет

Email: gal.parfyonova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1149-3210
Scopus Author ID: 57192199997

доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук

Россия, Барнаул

Ольга Александровна Бокова

Алтайский государственный педагогический университет

Email: olgbokova7@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7928-5536
Scopus Author ID: 57204567911
Россия, Барнаул

Список литературы

  1. Парфенова Г. Л., Холодкова О. Г., Мельникова Ю. А. Комплексное научное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в социально-образовательном пространстве: обоснование модели // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 6. С. 88–105. doi: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1906.06
  2. Kholodkova O.G., Parfenova G.L. Peculiarities of Psychological Culture Development for Gifted Senior Pupils in Rural Settings // Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 907. Springer, Cham, 2019. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_4
  3. Анцыферова Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1973. Т. 19, № 4. С. 173–180.
  4. Аракчеева С. А. К вопросу о готовности подростков к саморазвитию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 1. С. 159–161. URL: https://vestnik-pip.ksu.edu.ru/attachments/article/353/vestnik-pip-2018-1-ru.pdf (дата обращения: 13.09.2021).
  5. Бабаева Ю. Д. Современные тенденции в исследовании одаренности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 2. С. 154–168. URL: http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive/vestnik_2008-2.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
  6. Астахова Л. Г. Готовность к саморазвитию как свойство психологически здоровой личности // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2020. Т. 3, вып. 4. С. 38–44. URL: https://tksu.ru/upload/iblock/46c/b9jga73g6hgecml6z6g5gqy5vvc8l0u6/VKU_Seriya1_2020_T3_4_9_.pdf (дата обращения: 13.09.2021).
  7. Иванова И. В., Макарова В. А. Готовность подростка к саморазвитию и ее формирование в условиях дополнительного образования // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7, № 1. С. 54–60. doi: https://doi.org/10.12737/article_5ad99aa474bc50.65135605
  8. Papadopoulos D. Examining the Relationships Among Cognitive Ability, Domain-Specific Self-Concept, and Behavioral Self-Esteem of Gifted Children Aged 5–6 Years: A Cross-Sectional Study // Behavioral Sciences. 2021. Vol. 11, issue 7. doi: http://doi.org/10.3390/bs11070093
  9. Casino-García A.M., Llopis-Bueno M.J., Llinares-Insa L.I. Emotional Intelligence Profiles and Self-Esteem/Self-Concept: An Analysis of Relationships in Gifted Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, issue 3. doi: http://doi.org/10.3390/ijerph18031006
  10. Ибрашева Л. Р. Система управления развитием талантами естественнонаучной одаренности школьников региона: опыт взаимодействия с профильными предприятиями // Управление устойчивым развитием. 2020. № 6 (31). С. 85–90. URL: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=351044 (дата обращения: 29.09.2021).
  11. Буршит И. Е., Виневская А. В. Проектирование интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: городская школа сельская школа // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (41). С. 47–55. URL: https://zabvektor.com/wp-content/uploads/160219020248-burshit,%20vinevskaja.pdf (дата обращения: 13.09.2021).
  12. Закиров А. А., Берман С. С. Формирование государственной политики в области работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в условиях инновационного развития России // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 16. С. 267–272. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-raboty-s-odarennymi-detmi-i-talantlivoy-molodezhyu-v-usloviyah-innovatsionnogo/viewer (дата обращения: 13.09.2021).
  13. Urben S. Les capacités de mémoire de travail chez les enfants et adolescents avec un haut potentiel: Une perspective cognitive et neuroscientifique // Approche Neuropsychologique des Apprentissages chez l'Enfant – A.N.A.E. 2021. Vol. 171. P. 185–193. URL: https://www.cra-rhone-alpes.org/cid/opac_css/index.php?lvl=notice_display&id=46481 (дата обращения: 11.09.2021).
  14. Measurement of Executive Functioning and High Intellectual Ability in Childhood: A Comparative Meta-Analysis / L. Viana-Sáenz [et al.] // Sustainability (Switzerland). 2020. Vol. 12, issue 11. doi: http://doi.org/10.3390/su12114796
  15. Dai D. Y. Assessing and Accessing High Human Potential: A Brief History of Giftedness and What It Means to School Psychologists // Psychology in the Schools. 2020. Vol. 57, issue 10. P. 1514–1527. doi: https://doi.org/10.1002/pits.22346
  16. The Children’s Congress: A Benefit to All Levels of Schooling by Strengthening Computational Thinking / S. Hinterplattner, J. S. Skog, C. Kröhn, B. Sabitzer // International Journal of Learning. 2020. Vol. 6, no. 4. P. 241–246. URL: http://www.ijlt.org/index.php?m=content&c=index&a=show&catid=149&id=798 (дата обращения: 20.09.2021).
  17. Eysink T. H. S., van Dijk A. M., de Jong T. BE COOL! A Digital Learning Environment to Challenge and Socially Include Gifted Learners // Educational Technology Research and Development. 2020. Vol. 68. P. 2373–2393. doi: https://doi.org/10.1007/s11423-020-09754-9
  18. Ежкова Н. С., Ефич Н. М. Влияние родителей на развитие одаренных детей // Уральский научный вестник. 2019. Т. 6, № 2. С. 89–94.
  19. Llinares-Insa L. I., Casino-García A. M., García-Pérez J. Subjective Well-Being, Emotional Intelligence, and Mood of Parents: A Model of Relationships. Impact of Giftedness // Sustainability (Switzerland). 2020. Vol. 12, issue 21. doi: https://doi.org/10.3390/su12218810
  20. Хазова С. А. Особенности самореализации старшеклассников с признаками интеллектуальной одаренности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. № 4. С. 113–121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samorealizatsii-starsheklassnikov-s-priznakami-intellektualnoy- odarennosti (дата обращения: 13.04.2021).
  21. Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 34–43. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/963/963034.htm (дата обращения: 20.09.2021).
  22. Нальгиева И. А., Курбанова А. Б., Булуева Ш. И. Развитие творческих способностей одаренных детей в начальной школе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 64–66. doi: https://doi.org/10.24412/1991-5500-2020-685-64-66
  23. Каргаполова Е. В., Войков В. В., Давыдова Ю. А. Региональный школьный технопарк в национальном проекте «Образование» // ЦИТИСЭ. 2020. № 1. С. 14–26. doi: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.02
  24. Фёдоров О. Д. Учитель для России: система ценностей // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). C. 122–130. URL: https://w2f.ru/edpolicy/magazine/03/#124 (дата обращения: 14.09.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Холодкова О.Г., Парфенова Г.Л., Бокова О.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».