Взаимосвязь нейропсихологических и личностных факторов с выбором студентами социономической сферы стратегий принуждения или ненасилия
- Авторы: Маралов В.Г.1, Кудака М.А.1, Смирнова О.В.1, Ситаров В.А.2, Корягина И.И.3, Романюк Л.В.4
-
Учреждения:
- Череповецкий государственный университет
- Московский городской педагогический университет
- Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Московский гуманитарный университет
- Выпуск: Том 26, № 2 (2022)
- Страницы: 247-265
- Раздел: Психология образования
- Статья получена: 29.05.2025
- Статья одобрена: 29.05.2025
- Статья опубликована: 15.06.2022
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/294347
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.107.026.202202.247-265
- ID: 294347
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью формирования способности к ненасильственному взаимодействию у студентов социономической (помогающей) сферы как важнейшей профессиональной компетенции, что предполагает изучение факторов и условий ее становления и развития. Цель исследования – выявление взаимосвязи нейропсихологических и личностных факторов с выбором студентами – будущими медиками, психологами, педагогами-психологами в процессе взаимодействия стратегий принуждения или ненасилия.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 334 студента российских вузов из Москвы, Череповца, Иванова. В качестве диагностического инструментария использовался авторский опросник на выявление у студентов позиций взаимодействия, опросник Карвера – Уайта в адаптации Г. Г. Князева, опросник диагностики пяти факторов личности в адаптации Л. Ф. Бурлачука и Д. К. Королева, шкала «Моральная нормативность» опросника «Адаптивность» Маклакова – Чермянина. Математическая обработка проводилась с использованием корреляционного анализа, применялся ранговый коэффициент корреляции Спирмена.
Результаты исследования. В результате исследования было установлено, что выбор студентами в процессе взаимодействия стратегии принуждения связан с высоким уровнем активации поведения, низкими уровнями доброжелательности, добросовестности и моральной нормативности. Выбор стратегии манипулирования коррелирует с высоким нейротизмом. Ненасилие обнаружило положительную связь с доброжелательностью, добросовестностью и моральной нормативностью, отрицательную – с нейротизмом. Невмешательство отрицательно коррелирует с системой активации поведения и положительно – с системой торможения поведения, а также с нейротизмом, интроверсией и закрытостью опыту, а также низкой добросовестностью.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят определенный вклад в понимание проблемы взаимосвязи выбора студентами в процессе взаимодействия стратегий принуждения или ненасилия с нейропсихологическими и личностными факторами, что дает возможность разрабатывать специальные программы, направленные одновременно и на обучение способам ненасильственного взаимодействия, и на развитие некоторых личностных качеств с учетом индивидуальной выраженности систем активации и торможения поведения.
Об авторах
Владимир Георгиевич Маралов
Череповецкий государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vgmaralov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9627-2304
Scopus Author ID: 57128513900
ResearcherId: X-5925-2018
профессор кафедры психологии, доктор психологических наук, профессор
Россия, ЧереповецМарина Александровна Кудака
Череповецкий государственный университет
Email: kydakam@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0352-390X
Scopus Author ID: 57204363267
заведующий кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент
Россия, ЧереповецОльга Валериевна Смирнова
Череповецкий государственный университет
Email: novale@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-3659-1626
доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент
Россия, ЧереповецВячеслав Алексеевич Ситаров
Московский городской педагогический университет
Email: sitarov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8426-7487
Scopus Author ID: 6504289657
профессор департамента педагогики, доктор педагогических наук, профессор
Россия, МоскваИрина Ивановна Корягина
Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: koryaginairina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7821-6819
Scopus Author ID: 57207467561
ResearcherId: G-9740-2019
доцент кафедры гуманитарных наук, кандидат педагогических наук, доцент
Россия, ИвановоЛариса Валерьевна Романюк
Московский гуманитарный университет
Email: lora1408@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2764-8205
Scopus Author ID: 57216297268
профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы, доктор педагогических наук, профессор
Россия, МоскваСписок литературы
- Peace Psychology for a Peaceful World / D. J. Christie [et al.] // American Psychologist. 2008. Vol. 63, issue 6. P. 540–552. doi: https://doi.org/10.1037/0003-066X.63.6.540
- Маралов В. Г., Ситаров В. А. Психология ненасилия: проблематика исследований и перспективы развития // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 195–215. doi: https://doi.org/10.15507/2078-9823.046.019.201902.195-215
- Nielsen R., Marrone J. A. Humility: Our Current Understanding of the Construct and its Role in Organizations [Electronic resource] // International Journal of Management Reviews. 2018. Vol. 20, issue 4. P. 805–824. doi: https://doi.org/10.1111/ijmr.12160
- Маралов В. Г., Ситаров В. А. Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 131–146. doi: http://dx.doi. org/10.17805/zpu.2017.1.9
- Orazbayeva K. O. Professional Competence of Teachers in the Age of // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 9. P. 2659–2672. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ EJ1114610.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
- Кухтова Н. В. Структурные компоненты просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3, № 3. С. 273–287. doi: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-273-287
- Wacker R., Dziobek I. Preventing Empathic Distress and Social Stressors at Work Through Nonviolent Communication Training: A Field Study with Health Professionals // Journal of Occupational Health Psychology. 2018. Vol. 23, issue 1. P. 141–150. doi: https://doi.org/10.1037/ocp0000058
- Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза / М. В. Ветлужская [и др.] // Интеграция образования. 2019. Vol. 23, № 3. С. 404–422. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422
- Ashraf R., Fatima I. Role of Personality and Spirituality in Nonviolent Behavior in Young Adults // Journal of Behavioural Sciences. 2014. Vol. 24, issue 1. P. 57–70.
- Smits D. J. M., Boeck P. D. From BIS/BAS to the Big Five // European Journal of Personality. 2006. Vol. 20, issue 4. P. 255–270. doi: https://doi.org/10.1002/per.583
- An Analysis of Reinforcement Sensitivity Theory and the Five‐Factor Model / J. T. Mitchell [et al.] // European Journal of Personality. 2007. Vol. 21, issue 7. P. 869–887. doi: https://doi.org/10.1002/per.644
- Morris A., Cushman F. A Common Framework for Theories of Norm Compliance // Social Philosophy and Policy. 2018. Vol. 35, issue 1. P. 101–127. doi: https://doi.org/10.1017/S0265052518000134
- Пащенко А. К. Структурно-диалектический подход к пониманию проблемы нормативного поведения личности // Филология и культура. 2012. № 3 (29). С. 299–304. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-dialekticheskiy-podhod-k-ponimaniyu-problemy-normativnogo-povedeniya-lichnosti/viewer (дата обращения 01.12.2021).
- Bagnoli C. The Sources and Stances of Moral Normativity // Etica & Politica / Ethics & Politics, XXIII. 2021. No. 2. P. 397–414. doi: https://doi.org/10.13137/1825-5167/32392
- Individual Factors Influencing Effective Nonviolent Behavior and Fighting in Peer Situations: A Qualitative Study with Urban African American Adolescents / A. D. Farrell [et al.] // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2008. Vol. 37, issue 2. P. 397–411. doi: https://doi.org/10.1080/15374410801955821
- Farrell A. D., Bettencourt A. F. Adolescents’ Appraisal of Responses to Problem Situations and Their Relation to Aggression and Nonviolent Behavior // Psychology of Violence. 2020. Vol. 10, issue 3. P. 312–323. doi: https://doi.org/10.1037/vio0000261
- Patterns of Parental Messages Supporting Fighting and Nonviolence among Urban Middle School Students / K. E. O’Connor [et al.] // Journal of Research on Adolescence. 2020. Vol. 30, issue 4. P. 913–927. doi: https://doi.org/10.1111/jora.12570
- Макаренко О. В., Богомаз С. А. Личностные особенности студентов-психологов, склонных к манипулированию // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286. С. 105–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11992428 (дата обращения: 02.01.2022).
- Maralov V. G., Sitarov V. A., Romanyuk L. V. Interaction Positions among Medical Students and Students Trained as Educators and Psychologists // International Journal of Pharmaceutical Research & Allied Sciences. 2019. Vol. 8, issue 2. P. 35–47. URL: https://clck.ru/iWdKS (дата обращения: 01.12.2021).
- Психологические профили студентов, склонных к принуждению (манипулированию), ненасилию и невмешательству / В. Г. Маралов [и др.] // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). C. 282–301. doi: https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.20
- Голдберг Л. Р., Шмелев А. Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 4. С. 32–39.
- Corr P. J., McNaughton N. Neuroscience and Approach/Avoidance Personality Traits: A Two Stage (Valuation-Motivation) Approach // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2012. Vol. 36, issue 10. P. 2339–2354. doi: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2012.09.013
- Carlson S. R., Pritchard A. A., Dominelli R. M. Externalizing Behavior, the UPPS-P Impulsive Behavior Scale and Reward and Punishment Sensitivity // Personality and Individual Differences. 2013. Vol. 54, issue 2. P. 202–207. doi: https://doi.org/10.1016/j.paid.2012.08.039
- Krupić D. High BAS and Low BIS in Overconfidence, and Their Impact on Motivation and Self-Efficacy after Feedback // Primenjena psihologija. 2017. Vol. 10, no. 3. P. 297–312.
- Kimbrel N. A., Nelson-Gray R. O., Mitchell J. T. BIS, BAS, and Bias: The Role of Personality and Cognitive Bias in Social Anxiety // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52, issue 3. P. 395–400. doi: https://doi.org/10.1016/J.PAID.2011.10.041
- The Dark Triad and BIS/BAS: A Meta-Analysis / K. A. Włodarska [et al.] // Current Psychology: A Journal for Diverse Perspectives on Diverse Psychological Issues. 2021. Vol. 40, issue 11. P. 5349–5357. doi: https:// doi.org/10.1007/s12144-019-00467-8
- Guo S., Lim L. S., Bentley P. J. Teams Frightened of Failure Fail More: Modelling Reward Sensitivity in Teamwork // 2020 IEEE Symposium Series on Computational Intelligence (SSCI). 2020. P. 109–116. doi: https://doi.org/10.1109/SSCI47803.2020.9308533
- Pourmohseni K. F. The Relation between Behavioral-Brain Systems Activity with Forgiveness and Marital Satisfaction in Couples // Contemporary Psychology. 2014. Vol. 8, no. 2. P. 17–26. URL: https://www.sid.ir/en/journal/ViewPaper.aspx?id=376430 (дата обращения: 02.01.2022).
- House B. R. How Do Social Norms Influence Prosocial Development? // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 20. P. 87–91. doi: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.08.011
- Kondo T. Some Notes on Rational Behavior, Normative Behavior, Moral Behavior, and Cooperation // Journal of Confl Resolution. 1990. Vol. 34, issue 3. P. 495–530. doi: https://doi.org/10.1177/0022002790034003006
- Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Александрович М. О. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 116–138. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-116-138
- Krahé B., Möller I. Links between Self-Reported Media Violence Exposure and Teacher Ratings of Aggression and Prosocial Behavior among German Adolescents // Journal of Adolescence. 2011. Vol. 34, issue 2. P. 279–287. doi: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2010.05.003
- Jung J., Schröder-Abé M. Prosocial Behavior as a Protective Factor against Peers’ Acceptance of Aggression in the Development of Aggressive Behavior in Childhood and Adolescence // Journal of Adolescence. 2019. Vol. 74, issue 1. P. 146–153. doi: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2019.06.002
- Dymnicki A. B., Antônio T., Henry D. V. Levels and Growth of Specific and General Norms for Nonviolence among Middle School Students // Journal of Adolescence. 2011. Vol. 34, issue 5. P. 965–976. doi: https:// doi.org/10.1016/j.adolescence.2010.11.012
- Маралов В. Г., Ситаров В. А. Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов – будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 167–177. doi: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.1.13
- Бурлачук Л. Ф., Королев Д. К. Адаптация опросника для диагностики пяти факторов личности // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 126–134. URL: https://lib.iitta.gov.ua/707228/1/korolyov_lokator_bolshoy_pyatyerki.PDF (дата обращения: 01.12.2021).
- Carver C., White T. Behavioral Inhibition, Behavioral Activation, and Affective Responses to Impending Reward and Punishment: The BIS/BAS Scales // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 67, issue 2. P. 319–333. doi: https://doi.org/10.1037/0022-3514.67.2.319
- Активация и торможение поведения как основа индивидуальных различий / Г. Г. Князев [и др.] // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 4. С. 28–40.
- Using Bayesian Methods to Update and Expand the Meta-Analytic Evidence of the Five-Factor Model’s Relation to Antisocial Behavior / C. E. Vize [et al.] // Clinical Psychology Review. 2019. Vol. 67. P. 61–77. doi: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2018.09.001
- Peace and Personality: The Relationship between the Five-Factor Model’s Personality Traits and the Peace Attitude Scale / M. Cavarra [et al.] // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 2021. Vol. 27, issue 3. P. 508–511. doi: https://doi.org/10.1037/pac0000484
- Sarkar A., Garg N. A Multilevel Model Exploring the Relationships between Individual Spirituality, Spiritual Climate, and Nonviolent Work Behavior // Conflict Resolution Quarterly. 2021. Vol. 38, issue 3. P. 209–229. doi: https://doi.org/10.1002/crq.21298
Дополнительные файлы
