Взаимосвязь нейропсихологических и личностных факторов с выбором студентами социономической сферы стратегий принуждения или ненасилия

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью формирования способности к ненасильственному взаимодействию у студентов социономической (помогающей) сферы как важнейшей профессиональной компетенции, что предполагает изучение факторов и условий ее становления и развития. Цель исследования – выявление взаимосвязи нейропсихологических и личностных факторов с выбором студентами – будущими медиками, психологами, педагогами-психологами в процессе взаимодействия стратегий принуждения или ненасилия.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 334 студента российских вузов из Москвы, Череповца, Иванова. В качестве диагностического инструментария использовался авторский опросник на выявление у студентов позиций взаимодействия, опросник Карвера – Уайта в адаптации Г. Г. Князева, опросник диагностики пяти факторов личности в адаптации Л. Ф. Бурлачука и Д. К. Королева, шкала «Моральная нормативность» опросника «Адаптивность» Маклакова – Чермянина. Математическая обработка проводилась с использованием корреляционного анализа, применялся ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты исследования. В результате исследования было установлено, что выбор студентами в процессе взаимодействия стратегии принуждения связан с высоким уровнем активации поведения, низкими уровнями доброжелательности, добросовестности и моральной нормативности. Выбор стратегии манипулирования коррелирует с высоким нейротизмом. Ненасилие обнаружило положительную связь с доброжелательностью, добросовестностью и моральной нормативностью, отрицательную – с нейротизмом. Невмешательство отрицательно коррелирует с системой активации поведения и положительно – с системой торможения поведения, а также с нейротизмом, интроверсией и закрытостью опыту, а также низкой добросовестностью.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят определенный вклад в понимание проблемы взаимосвязи выбора студентами в процессе взаимодействия стратегий принуждения или ненасилия с нейропсихологическими и личностными факторами, что дает возможность разрабатывать специальные программы, направленные одновременно и на обучение способам ненасильственного взаимодействия, и на развитие некоторых личностных качеств с учетом индивидуальной выраженности систем активации и торможения поведения.

Об авторах

Владимир Георгиевич Маралов

Череповецкий государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vgmaralov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9627-2304
Scopus Author ID: 57128513900
ResearcherId: X-5925-2018

профессор кафедры психологии, доктор психологических наук, профессор

Россия, Череповец

Марина Александровна Кудака

Череповецкий государственный университет

Email: kydakam@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0352-390X
Scopus Author ID: 57204363267

заведующий кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент

Россия, Череповец

Ольга Валериевна Смирнова

Череповецкий государственный университет

Email: novale@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-3659-1626

доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, доцент

Россия, Череповец

Вячеслав Алексеевич Ситаров

Московский городской педагогический университет

Email: sitarov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8426-7487
Scopus Author ID: 6504289657

профессор департамента педагогики, доктор педагогических наук, профессор

Россия, Москва

Ирина Ивановна Корягина

Ивановская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: koryaginairina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7821-6819
Scopus Author ID: 57207467561
ResearcherId: G-9740-2019

доцент кафедры гуманитарных наук, кандидат педагогических наук, доцент

Россия, Иваново

Лариса Валерьевна Романюк

Московский гуманитарный университет

Email: lora1408@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2764-8205
Scopus Author ID: 57216297268

профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы, доктор педагогических наук, профессор

Россия, Москва

Список литературы

  1. Peace Psychology for a Peaceful World / D. J. Christie [et al.] // American Psychologist. 2008. Vol. 63, issue 6. P. 540–552. doi: https://doi.org/10.1037/0003-066X.63.6.540
  2. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Психология ненасилия: проблематика исследований и перспективы развития // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 195–215. doi: https://doi.org/10.15507/2078-9823.046.019.201902.195-215
  3. Nielsen R., Marrone J. A. Humility: Our Current Understanding of the Construct and its Role in Organizations [Electronic resource] // International Journal of Management Reviews. 2018. Vol. 20, issue 4. P. 805–824. doi: https://doi.org/10.1111/ijmr.12160
  4. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 131–146. doi: http://dx.doi. org/10.17805/zpu.2017.1.9
  5. Orazbayeva K. O. Professional Competence of Teachers in the Age of // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 9. P. 2659–2672. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ EJ1114610.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
  6. Кухтова Н. В. Структурные компоненты просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3, № 3. С. 273–287. doi: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-273-287
  7. Wacker R., Dziobek I. Preventing Empathic Distress and Social Stressors at Work Through Nonviolent Communication Training: A Field Study with Health Professionals // Journal of Occupational Health Psychology. 2018. Vol. 23, issue 1. P. 141–150. doi: https://doi.org/10.1037/ocp0000058
  8. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза / М. В. Ветлужская [и др.] // Интеграция образования. 2019. Vol. 23, № 3. С. 404–422. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.404-422
  9. Ashraf R., Fatima I. Role of Personality and Spirituality in Nonviolent Behavior in Young Adults // Journal of Behavioural Sciences. 2014. Vol. 24, issue 1. P. 57–70.
  10. Smits D. J. M., Boeck P. D. From BIS/BAS to the Big Five // European Journal of Personality. 2006. Vol. 20, issue 4. P. 255–270. doi: https://doi.org/10.1002/per.583
  11. An Analysis of Reinforcement Sensitivity Theory and the Five‐Factor Model / J. T. Mitchell [et al.] // European Journal of Personality. 2007. Vol. 21, issue 7. P. 869–887. doi: https://doi.org/10.1002/per.644
  12. Morris A., Cushman F. A Common Framework for Theories of Norm Compliance // Social Philosophy and Policy. 2018. Vol. 35, issue 1. P. 101–127. doi: https://doi.org/10.1017/S0265052518000134
  13. Пащенко А. К. Структурно-диалектический подход к пониманию проблемы нормативного поведения личности // Филология и культура. 2012. № 3 (29). С. 299–304. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-dialekticheskiy-podhod-k-ponimaniyu-problemy-normativnogo-povedeniya-lichnosti/viewer (дата обращения 01.12.2021).
  14. Bagnoli C. The Sources and Stances of Moral Normativity // Etica & Politica / Ethics & Politics, XXIII. 2021. No. 2. P. 397–414. doi: https://doi.org/10.13137/1825-5167/32392
  15. Individual Factors Influencing Effective Nonviolent Behavior and Fighting in Peer Situations: A Qualitative Study with Urban African American Adolescents / A. D. Farrell [et al.] // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2008. Vol. 37, issue 2. P. 397–411. doi: https://doi.org/10.1080/15374410801955821
  16. Farrell A. D., Bettencourt A. F. Adolescents’ Appraisal of Responses to Problem Situations and Their Relation to Aggression and Nonviolent Behavior // Psychology of Violence. 2020. Vol. 10, issue 3. P. 312–323. doi: https://doi.org/10.1037/vio0000261
  17. Patterns of Parental Messages Supporting Fighting and Nonviolence among Urban Middle School Students / K. E. O’Connor [et al.] // Journal of Research on Adolescence. 2020. Vol. 30, issue 4. P. 913–927. doi: https://doi.org/10.1111/jora.12570
  18. Макаренко О. В., Богомаз С. А. Личностные особенности студентов-психологов, склонных к манипулированию // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286. С. 105–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11992428 (дата обращения: 02.01.2022).
  19. Maralov V. G., Sitarov V. A., Romanyuk L. V. Interaction Positions among Medical Students and Students Trained as Educators and Psychologists // International Journal of Pharmaceutical Research & Allied Sciences. 2019. Vol. 8, issue 2. P. 35–47. URL: https://clck.ru/iWdKS (дата обращения: 01.12.2021).
  20. Психологические профили студентов, склонных к принуждению (манипулированию), ненасилию и невмешательству / В. Г. Маралов [и др.] // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). C. 282–301. doi: https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.20
  21. Голдберг Л. Р., Шмелев А. Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 4. С. 32–39.
  22. Corr P. J., McNaughton N. Neuroscience and Approach/Avoidance Personality Traits: A Two Stage (Valuation-Motivation) Approach // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2012. Vol. 36, issue 10. P. 2339–2354. doi: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2012.09.013
  23. Carlson S. R., Pritchard A. A., Dominelli R. M. Externalizing Behavior, the UPPS-P Impulsive Behavior Scale and Reward and Punishment Sensitivity // Personality and Individual Differences. 2013. Vol. 54, issue 2. P. 202–207. doi: https://doi.org/10.1016/j.paid.2012.08.039
  24. Krupić D. High BAS and Low BIS in Overconfidence, and Their Impact on Motivation and Self-Efficacy after Feedback // Primenjena psihologija. 2017. Vol. 10, no. 3. P. 297–312.
  25. Kimbrel N. A., Nelson-Gray R. O., Mitchell J. T. BIS, BAS, and Bias: The Role of Personality and Cognitive Bias in Social Anxiety // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52, issue 3. P. 395–400. doi: https://doi.org/10.1016/J.PAID.2011.10.041
  26. The Dark Triad and BIS/BAS: A Meta-Analysis / K. A. Włodarska [et al.] // Current Psychology: A Journal for Diverse Perspectives on Diverse Psychological Issues. 2021. Vol. 40, issue 11. P. 5349–5357. doi: https:// doi.org/10.1007/s12144-019-00467-8
  27. Guo S., Lim L. S., Bentley P. J. Teams Frightened of Failure Fail More: Modelling Reward Sensitivity in Teamwork // 2020 IEEE Symposium Series on Computational Intelligence (SSCI). 2020. P. 109–116. doi: https://doi.org/10.1109/SSCI47803.2020.9308533
  28. Pourmohseni K. F. The Relation between Behavioral-Brain Systems Activity with Forgiveness and Marital Satisfaction in Couples // Contemporary Psychology. 2014. Vol. 8, no. 2. P. 17–26. URL: https://www.sid.ir/en/journal/ViewPaper.aspx?id=376430 (дата обращения: 02.01.2022).
  29. House B. R. How Do Social Norms Influence Prosocial Development? // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 20. P. 87–91. doi: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2017.08.011
  30. Kondo T. Some Notes on Rational Behavior, Normative Behavior, Moral Behavior, and Cooperation // Journal of Confl Resolution. 1990. Vol. 34, issue 3. P. 495–530. doi: https://doi.org/10.1177/0022002790034003006
  31. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Александрович М. О. Моральные основания и социальные нормы безопасного просоциального поведения молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 116–138. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-116-138
  32. Krahé B., Möller I. Links between Self-Reported Media Violence Exposure and Teacher Ratings of Aggression and Prosocial Behavior among German Adolescents // Journal of Adolescence. 2011. Vol. 34, issue 2. P. 279–287. doi: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2010.05.003
  33. Jung J., Schröder-Abé M. Prosocial Behavior as a Protective Factor against Peers’ Acceptance of Aggression in the Development of Aggressive Behavior in Childhood and Adolescence // Journal of Adolescence. 2019. Vol. 74, issue 1. P. 146–153. doi: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2019.06.002
  34. Dymnicki A. B., Antônio T., Henry D. V. Levels and Growth of Specific and General Norms for Nonviolence among Middle School Students // Journal of Adolescence. 2011. Vol. 34, issue 5. P. 965–976. doi: https:// doi.org/10.1016/j.adolescence.2010.11.012
  35. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов – будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 167–177. doi: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.1.13
  36. Бурлачук Л. Ф., Королев Д. К. Адаптация опросника для диагностики пяти факторов личности // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 126–134. URL: https://lib.iitta.gov.ua/707228/1/korolyov_lokator_bolshoy_pyatyerki.PDF (дата обращения: 01.12.2021).
  37. Carver C., White T. Behavioral Inhibition, Behavioral Activation, and Affective Responses to Impending Reward and Punishment: The BIS/BAS Scales // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 67, issue 2. P. 319–333. doi: https://doi.org/10.1037/0022-3514.67.2.319
  38. Активация и торможение поведения как основа индивидуальных различий / Г. Г. Князев [и др.] // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 4. С. 28–40.
  39. Using Bayesian Methods to Update and Expand the Meta-Analytic Evidence of the Five-Factor Model’s Relation to Antisocial Behavior / C. E. Vize [et al.] // Clinical Psychology Review. 2019. Vol. 67. P. 61–77. doi: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2018.09.001
  40. Peace and Personality: The Relationship between the Five-Factor Model’s Personality Traits and the Peace Attitude Scale / M. Cavarra [et al.] // Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. 2021. Vol. 27, issue 3. P. 508–511. doi: https://doi.org/10.1037/pac0000484
  41. Sarkar A., Garg N. A Multilevel Model Exploring the Relationships between Individual Spirituality, Spiritual Climate, and Nonviolent Work Behavior // Conflict Resolution Quarterly. 2021. Vol. 38, issue 3. P. 209–229. doi: https://doi.org/10.1002/crq.21298

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Маралов В.Г., Кудака М.А., Смирнова О.В., Ситаров В.А., Корягина И.И., Романюк Л.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».