Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Актуальность исследования определяется значимостью категории «психологическая безопасность» для поддержки качества жизни современного человека, на которое сложным образом влияют физическое здоровье, психологическое благополучие, ценностные предпочтения, особенности социальных отношений и их связь с характерными особенностями окружающей среды. Состояние психологической безопасности − значимый фактор, обеспечивающий эффективность обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Однако личностные ресурсы, способствующие поддержке данного состояния подростков и молодежи в образовательной среде, исследованы недостаточно. Цель статьи – представить результаты и алгоритм определения ресурсов подростков и молодежи, которые являются предикторами состояния психологической безопасности.

Материалы и методы. С целью изучения уровня психологической безопасности обучающихся применена методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой. Для оценки ценностных ориентаций личности использована методика Ш. Шварца, психологического благополучия – Шкала психологического благополучия К. Рифф, одиночества – Шкала одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон), безнадежности – Шкала безнадежности Бека, социального интеллекта – Шкала социального интеллекта Тромсо, агрессии – Опросник склонности к агрессии Басса – Перри, жизнестойкости – Тест жизнестойкости (С. Мадди). Методы математической статистики (описательная статистика, корреляционный и регрессионный анализы) реализованы в пакете IBM SPSS Statistics 19.

Результаты исследования. Доказано, что ресурсами психологической безопасности подростка в образовательной среде являются ценности, психологическое благополучие, социальный интеллект, низкий уровень агрессивности, жизнестойкость. Влияние на состояние психологической безопасности оказывают такие их проявления, как конформность и следование традициям, позитивный образ будущего, переживание общности с другими людьми, способность понимать и прогнозировать чувства и поведение других людей, чувство вовлеченности в события жизни.

Обсуждение и заключение. Полученные в исследовании результаты могут выступать основанием для разработки программ сопровождения психологической безопасности обучающихся в образовательной среде, развития их личностных ресурсов, способствующих устойчивости молодого поколения к негативным воздействиям социальной среды. Материалы статьи будут полезны исследователям психологических проблем безопасности в образовании, практическим психологам и специалистам системы образования для доказательности программ профилактики и обеспечения вопросов безопасности образовательной среды и ее участников.

Об авторах

Ирина Александровна Баева

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Автор, ответственный за переписку.
Email: irinabaeva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2457-8221
Scopus Author ID: 56662208400
ResearcherId: Q-1687-2015

профессор кафедры психологии развития и образования, заведующий научно-исследовательской лабораторией, доктор психологических наук, профессор, академик РАО

Россия, Санкт-Петербург

Лариса Альфисовна Гаязова

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Email: gayazova_l@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0542-6687
Scopus Author ID: 57189357359
ResearcherId: I-4035-2013

младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и безопасность в образовании», кандидат психологических наук

Россия, Санкт-Петербург

Ирина Владимировна Кондакова

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Email: kondakovaiv@herzen.spb.ru
ORCID iD: 0000-0001-6320-5757
Scopus Author ID: 57221619955
ResearcherId: AAA-2353-2019

доцент кафедры психологии развития и образования, кандидат психологических наук

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Зинченко, Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление / Ю. П. Зинченко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – № 4. – С. 4–11. – URL: http://msupsyj.ru/pdf/vestnik20114/vestnik_2011-4_4-11.Pdf (дата обращения: 20.03.2021). – Рез. англ.
  2. Environmental Harshness and Unpredictability, Life History, and Social and Academic Behavior of Adolescents in Nine Countries / L. Chang, H. J. Lu, J. E. Lansford [и др.]. – doi: 10.1037/dev0000655 // Developmental Psychology. – 2019. – Vol. 55, issue 4. – Pp. 890–903.
  3. Биктимирова, З. З. Безопасность в концепции развития человека / З. З. Биктимирова // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6. – С. 135–142. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/023/766/1217/14.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
  4. Барцевич, В. Н. Факторы психологической безопасности школьной среды / В. Н. Барцевич // Психология и психотехника. – 2012. – № 6 (45). – С. 61–69. – URL:https://nbpublish.com/libraryread_article. php?id=-18857 (дата обращения: 19.03.2021).
  5. Гришина, Е. В. Антивитальные переживания подростков в образовательной среде с разным уровнем психологической безопасности / Е. В. Гришина // Научное мнение. – 2017. – № 10. – С. 47–54. – URL: http://unipress.pro/catalog.php?pid=133&aid=3230 (дата обращения: 19.03.2021).
  6. Елисеева, О. А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды / О. А. Елисеева. – Текст : электронный // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2011. – Т. 3, № 3. – URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47424.shtml (дата обращения: 19.03.2021). – Рез. англ.
  7. Леонова, О. И. Эмоционально-личностное состояние подростков в школах с психологически опасной и безопасной образовательной средой / О. И. Леонова // Культурно-историческая психология. – 2010. – Т. 6, № 2. – С. 76–82. – URL: https://psyjournals.ru/kip/2010/n2/Leonova_full.shtml (дата обращения: 17.03.2021). – Рез. англ.
  8. Люсова, О. В. Психологическая безопасность образовательной среды и субъективное благополучие обучающихся / О. В. Люсова. – doi: 10.15688/jvolsu11.2015.2.16 // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. – 2015. – № 2. – С. 132–140. – Рез. англ.
  9. Тарасова, Л. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников / Л. Е. Тарасова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т. 1, вып. 2. – С. 18–22. – URL: https://akmepsy.sgu.ru/ru/articles/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-kak-uslovie-razvitiya-adaptacionnoy (дата обращения: 19.03.2021). – Рез. англ.
  10. Informational and Psychological Safety of the Educational Environment in Forming a Person’s Personality: Current Challenges and Risks (Ecological and Psychological Approach) / V. B. Salakhova, S. Sh. Umerkaeva, S. E. Ignatyev [и др.] // Eurasian Journal of Biosciences. – 2019. – Vol. 13, issue 2. – Pp. 1797–1803. – URL: http://www.ejobios.org/article/informational-and-psychological-safety-of-the-educational-environment-in-forming-a-persons-7338 (дата обращения: 18.03.2021).
  11. The Longitudinal Relationship of School Climate with Adolescent Social and Emotional Health / M. D. Wong, K. K. Dosanjh, N. J. Jackson [и др.]. – doi: 10.1186/s12889-021-10245-6 // BMC Public Health. – 2021. – Vol. 21.
  12. School Environment and Adolescent Depressive Symptoms: A Multilevel Longitudinal Study / F. N. Briere, S. Pascal, V. Dupere, M. Janosz. – doi: 10.1542/peds.2012-2172 // Pediatrics. – 2013. – Vol. 131, issue 3. – Pp. 702–708.
  13. Смык, Ю. В. Состояние психологической защищенности подростков, склонных к девиантному поведению / Ю. В. Смык. – Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – Т. 6, № 4. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN418.pdf (дата обращения: 19.03.2021). – Рез. англ.
  14. Understanding Experiences with Bullying and Bias-Based Bullying: What Matters and for Whom? / K. L. Mulvey, A. J. Hoffman, S. Gönültaş [и др.]. – doi: 10.1037/vio0000206 // Psychology of Violence. – 2018. – Vol. 8, issue 6. – Pp. 702–711.
  15. Tiffany, J. S. A New Measure for Assessing Youth Program Participation / J. S. Tiffany, D. Exner-Cortens, J. Eckenrode. – doi: 10.1002/jcop.20508 // Journal of Community Psychology. – 2012. – Vol. 40, issue 3. – Pp. 277–291.
  16. Addressing Substance Use Utilizing a Community-Based Program among Urban Native American Youth Living in Florida / R. Wimbish-Cirilo, J. Lowe, E. Millender, E. R. Orellana. – doi: 10.3390/genealogy4030079. – Текст : электронный // Genealogy. – 2020. – Vol. 4, issue 3.
  17. Eriksen, I. M. Conceptualizing Well-Being in Youth: The Potential of Youth Clubs / I. M. Eriksen, I. Seland. – doi: 10.1177/1103308820937571 // YOUNG. – 2021. – Vol. 29, issue 2. – Pp. 175–190.
  18. Loneliness among Young Adults during Covid-19 Pandemic: The Mediational Roles of Social Media Use and Social Support Seeking / E. Lisitsa, K. S. Benjamin, S. K. Chun [и др.]. – doi: 10.1521/jscp.2020.39.8.708 // Journal of Social and Clinical Psychology. – 2020. – Vol. 39, no. 8. – Pp. 708–726.
  19. Kachimskaya, A. Y. Subjective Perception of Psychological Security by Schoolchildren in the Space of Interpersonal Relations with the Teacher / A. Y. Kachimskaya, Y. V. Smyk. – doi: 10.15293/2658-6762.2001.06 // Science for Education Today. – 2020. – Vol. 10, issue 1. – Pp. 97–111.
  20. Day-to-Day Inconsistency in Parent Knowledge: Links with Youth Health and Parents’ Stress / M. A. Lippold, S. M. McHale, K. D. Davis, E. E. Kossek. – doi: 10.1016/j.jadohealth.2014.11.017 // Journal of Adolescent Health. – 2015. – Vol. 56, issue 3. – Pp. 293–299.
  21. Maghsoudi, R. Examining How Online Risk Exposure and Online Social Capital Influence Adolescent Psychological Stress / R. Maghsoudi, J. Shapka, P. Wosniewski. – doi: 10.1016/j.chb.2020.106488. – Текст : электронный // Computers in Human Behavior. – 2020. – Vol. 113.
  22. “It is Like a Mind Attack”: Stress and Coping Among Urban School-Going Adolescents in India / R. Parikh, M. Sapru, M. Krishna [и др.]. – doi: 10.1186/s40359-019-0306-z. – Текст : электронный // BMC Psychology. – 2019. – Vol. 7.
  23. School Sense of Community, Teacher Support, and Students’ School Safety Perceptions / M. Lenzi, Sharkey, M. J. Furlong [и др.]. – doi: 10.1002/ajcp.12174 // American Journal of Community Psychology. – 2017. – Vol. 60, issue 3-4. – Pp. 527–537.
  24. Даценко, T. А. Освоение техник психолого-педагогической поддержки ребенка как условие профессионального роста педагога / T. А. Даценко. – doi: 10.24195/2414-4665-2016-5-25 // Science and Education. – 2016. – Issue 5. – Pp. 162–165. – Рез. англ.
  25. Формирование коммуникативных умений подростков с низким уровнем эмпатии / В. И. Долгова, П. В. Огнивова, А. Н. Богачев [и др.]. // Вестник национальной академии наук Республики Казахстан. – 2020. – Vol. 6, no. 388. – Pp. 313–321. – URL: http://bulletin-science.kz/images/pdf/20206/313-321.pdf. (дата обращения: 21.03.2021). – Рез. англ.
  26. Do Trait Emotional Intelligence and Dispositional Mindfulness Have a Complementary Effect on the Children’s and Adolescents’ Emotional States? / J. M. Mestre, J. Turanzas, M. Garcia-Gomez [и др.]. – doi: 10.3389/fpsyg.2019.02817. – Текст : электронный // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10.
  27. The Perils of Murky Emotions: Emotion Differentiation Moderates the Prospective Relationship between Naturalistic Stress Exposure and Adolescent Depression / L. R. Starr, R. Hershenberg, Z. A. Shaw [и др.]. – doi: 10.1037/emo0000630 // Emotion. – 2020. – Vol. 20, issue 6. – Pp. 927–938.
  28. Антонова, Н. А. Субъективное благополучие подростков и молодежи: концептуализация и измерение / Н. А. Антонова, К. Ю. Ерицян, Л. А. Цветкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2018. – № 187. – С. 69–78. – URL: https://lib.herzen. spb.ru/media/magazines/contents/1/187/antonova_187_69_78.pdf (дата обращения: 17.06.2021). – Рез. англ.
  29. Кочеров, А. В. Агрессивное поведение подростков как фактор риска психологической безопасности образовательной среды / А. В. Кочеров // Инновационное развитие. – 2018. – № 1. – С. 87–90. – URL: https://xn----7sbe2acjpbdjwjw0d5c.xn--p1ai/file/arhiv/ir/ir-01-2018.pdf (дата обращения: 18.06.2021). – Рез. англ.
  30. School-Related Subjective Well-Being Promotes Subsequent Adaptability, Achievement, and Positive Behavioural Conduct / D. Putwain, K. Loderer, D. Gallard, J. Beaumont. – doi: 10.1111/bjep.12266 // The British Journal of Educational Psychology. – 2020. – Vol. 90, issue 1. – Pp. 92–108.
  31. Черныш, М. Ф. Факторы, влияющие на переживание счастья в российском обществе / М. Ф. Черныш. – doi: 10.19181/snsp.2019.7.2.6407 // Социологическая наука и социальная практика. – 2019. – Т. 7, № 2. – С. 9–33. – Рез. англ.
  32. Лобза, О. В. Жизнестойкость как компонент психологической безопасности личности / О. В. Лобза // Вестник Прикамского социального института. – 2019. – № 2 (83). – С. 75–79. – URL: https://www.psi.perm.ru/images/docs/nauka/vestnik_psi/vestnikpsi_2_83_2019.pdf (дата обращения: 18.03.2021). – Рез. англ.
  33. Хотинец, В. Ю. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде / Ю. В. Хотинец, А. И. Плетников. – DOI 10.31857/ S020595920000072-5 // Психологический журнал. – 2018. – T. 39, № 4. – C. 72–85. – Рез. англ.
  34. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи / И. А. Баева, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова, Е. Б. Лактионова. – doi: 10.17759/pse.2020250601 // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25, № 6. – С. 5–18. – Рез. англ.
  35. Рерке, В. И. Развитие социальной активности подростков как условие их психологической безопасности / В. И. Рерке, О. С. Маякова. – doi: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).7. – Текст : электронный // Baikal Research Journal. – 2019. – Т. 10, № 2. – Рез. англ.
  36. Soares, A. S. Developmental Assets Predictors of Life Satisfaction in Adolescents / A. S. Soares,
  37. J. L. Pais-Ribeiro, I. Silva. – doi: 10.3389/fpsyg.2019.00236 // Frontiers in Psychology. – 2020. – Vol. 10.
  38. Орлова, Д. Г. Оценка психометрического качества и модификация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / Д. Г. Орлова // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – Т. 26, № 3. – С. 53–62. – URL: https://journals.udsu.ru/philosophy-psychology-pedagogy/article/view/2717 (дата обращения: 23.03.2021). – Рез. англ.
  39. Silvera, D. H. The Tromsø Social Intelligence Scale, a Self-Report Measure of Social Intelligence /
  40. D. H. Silvera, M. Martinussen, T. I. Dahl. – doi: 10.1111/1467-9450.00242 // Scandinavian Journal of Psychology. – 2001. – Vol. 42, issue 4. – Pp. 313–319.
  41. Шевелев, В. В. Психометрическое обоснование опросника «Шкала социального интеллекта Тромсо» (“The Tromso Social Intelligence Scale”, TSIS) на выборке городских подростков / В. В. Шевелев. – Текст : непосредственный // Научное мнение: научный журнал. – 2016. – № 16. – URL: http://unipress.pro/catalog.php?pid=116&aid=2957 (дата обращения: 26.03.2021). – Рез. англ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».