Психолого-педагогические компоненты готовности детей с нарушениями слуха к обучению в условиях обновления содержания образования

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Новая модель обучения, внедренная в общеобразовательные школы Республики Казахстан, характеризуется системой критериев оценки знаний учащегося (вовлечение учащегося, самооценка), стимулирующей его активность в получении знаний и коммуникативных навыков. В данном исследовании рассматривается проблема психолого-педагогической готовности школьников с нарушениями слуха к переходу на новые учебные программы на примере Республики Казахстан. Цель статьи – представить результаты исследования готовности детей с нарушениями слуха к обучению в рамках внедрения новых учебных программ, педагогических технологий и способов взаимодействия всех участников образовательного процесса через сравнение результатов их психолого-педагогической диагностики с условно здоровыми сверстниками.

Материалы и методы. В соответствии с целями исследования были определены экспериментальная (обучающиеся специальной школы) и контрольная (школьники, не имеющие нарушений в развитии) группы. На общей выборке, включающей 138 детей и подростков 10–15 лет, составивших в соответствии с образовательной ступенью четыре основные и четыре контрольные группы, изучены эмоционально-волевые, интеллектуальные и познавательные особенности неслышащих и слабослышащих детей и успешность выполнения ими заданий классических и обновленных программ.

Результаты исследования. Проведенное психолого-педагогическое исследование изучаемой проблемы показывает, что дети с нарушениями слуха лучше справляются с некоторыми задачами, составленными в соответствии с обновленными образовательными программами, что свидетельствует об их эффективности для данной категории учащихся. При этом отмечается снижение количества когнитивных процессов у учащихся коррекционных школ с нарушением слуха по сравнению с их сверстниками, а именно зрительного внимания, слухоречевой памяти и мышления. Следовательно, необходимо учитывать уровень развития этих процессов при формировании и реализации программ обучения.

Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие современного специального образования, позволяя, в рамках анализа эмоционально-волевых, мотивационных и когнитивных особенностей детей с нарушениями слуха в сочетании с оценкой успешности их обучения, определять потенциальную возможность корреляции внедряемых учебных программ обновленного содержания с их адаптированными аналогами.

Об авторах

Алексей Михайлович Сивинский

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

Автор, ответственный за переписку.
Email: sivinskiy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6683-584X

докторант кафедры социально-педагогических дисциплин, учитель информатики и математики областной специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с нарушениями слуха 

Казахстан, Кокшетау

Айгуль Казихановна Садыкова

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

Email: look57@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4556-8145

доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент

Казахстан, Кокшетау

Камбат Казыхановна Куламбаева

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

Email: look57@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4219-5243

профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, доктор педагогических наук, профессор

Казахстан, Кокшетау

Максут Мухамбетназарулы Жаманкарин

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

Email: zhamankarin@yandex.kz
ORCID iD: 0000-0002-5254-9797

заведующий кафедрой информатики, доктор делового администрирования (DBA)

Казахстан, Кокшетау

Асия Хайрушевна Кукубаева

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

Email: kukubaeva_2011@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2865-3455

профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, доктор психологических наук, профессор

Казахстан, Кокшетау

Айгерим Нуралиевна Кошербаева

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Email: aigera63@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3307-9814

заведующий кафедрой педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор

Казахстан, Алматы

Список литературы

  1. Ишембитова, К. Р. Особенности развития детей с нарушениями слуха / К. Р. Ишембитова, Л. Н. Уварова // Colloquium-Journal. – 2019. – № 7. – С. 24–26. – URL: http://www.colloquium-journal.org/wp-content/ uploads/2019/04/Colloquium-journal-731-chast-3.pdf (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
  2. Marschark, M. Cognitive Functioning in Deaf Adults and Children / M. Marschark, L. Wauters. – doi: 10.1093/oxfordhb/9780199750986.013.0034. – Текст : электронный // The Oxford Handbook of Deaf Studies, Language, and Education; ed. by. M. Marschark, P. E. Spencer. – 2012. – Vol. 1.
  3. Caio, S. Technologies For Educating Deaf Children – A Systematic Literature Review / S. Caio, F. Deller, R. Cassio. – doi: 10.5753/cbie.sbie.2019.1161 // Conference: XXX Simpósio Brasileiro de Informática na Educação (Brazilian Symposium on Computers in Education). – Brasilia: SBC, 2019. – Pp. 1161–1170.
  4. Makoelle, T. M. Teacher Education and Inclusive Education in Kazakhstan / T. M. Makoelle, V. Burmistrova. – doi: 10.1080/13603116.2021.1889048 // International Journal of Inclusive Education. – 2021. – Pp. 1–17. (ahead-of-print)
  5. Cawthon, S. W. Evidence-Based Practices in Deaf Education: A Call to Center Research and Evaluation on the Experiences of Deaf People / S. W. Cawthon, C. L. Garberoglio. – doi: 10.3102/0091732X20985070 // Review of Research in Education. – 2021. – Vol. 45, issue 1. – Pp. 346–371.
  6. Алехина, С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С. В. Алехина. – doi: 10.17759/pse.2016210112 // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 1. – С. 136–145. – Рез. англ.
  7. Жетписбаева, Б. А. Особенности инклюзивного образования в Республике Казахстан / Б. А. Жетписбаева, М. А. Жетписбаева // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 22–27. – URL: https://articlekz.com/article/17922 (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
  8. Зайцева, Г. Л. Диалог с Л. С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики / Г. Л. Зайцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – Т. 2, № 3. – С. 21–27. – URL: https://psyjournals.ru/kip/2006/n3/Zaitseva_full.shtml (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
  9. Doherty, M. T. Inclusion and Deaf Education: The Perceptions and Experiences of Young Deaf People in Northern Ireland and Sweden / M. T. Doherty. – doi: 10.1080/13603116.2010.523905 // International Journal of Inclusive Education. – 2012. – Vol. 16, issue 8. – Pp. 791–807.
  10. Alduais, A. The Effect of the National Plan (2010–2020) on the Development of Special Education in China: Evidence from Before–After Design at a 7-Year Interval / A. Alduais, M. Deng. – doi: 10.3390/educsci9020095 // Education Sciences. – 2019. – Vol. 9, no. 2. – Pp. 95.
  11. Semantic Categorization: A Comparison between Deaf and Hearing Children / E. A. Ormel, M. A. Gijsel, D. Hermans [и др.]. – doi: 10.1016/j.jcomdis.2010.03.001 // Journal of Communication Disorders. – 2010. – Vol. 43, issue 5. – Pp. 347–360.
  12. Сивинский, А. М. История и современное состояние системы обучения детей с нарушениями слуха в Республике Казахстан / А. М. Сивинский, К. К. Куламбаева, А. Н. Кошербаева. – doi: 10.25629/HC.2019.03.04 // Человеческий капитал. – 2019. – № 3. – С. 38–45. – Рез. англ.
  13. Spaulding, L. S. A Review and Analysis of the History of Special Education and Disability Advocacy in the United States / L. S. Spaulding, S. M. Pratt // American Educational History Journal. – 2015. – Vol. 42, no. 1. – Pp. 91–109. – URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1143593 (дата обращения: 14.01.2021).
  14. Fernandes, P. R. d. S. The Soft Skills of Special Education Teachers: Evidence from the Literature / P. R. d. S. Fernandes, J. Jardim, M. C. d. S. Lopes. – doi: 10.3390/educsci11030125 // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11, no. 3. – Pp. 125.
  15. Special Education Policy Prospects: Lessons From Social Policies Past / J. M. Kauff B. Ahrbeck, D. Anastasiou [и др.]. – doi: 10.1080/09362835.2020.1727326 // Exceptionality. – 2021. – Vol. 29, issue 1. – Pp. 16–28.
  16. Salisbury, F. Are They Ready? Exploring Student Information Literacy Skills in the Transition from Secondary to Tertiary Education / F. Salisbury, S. Karasmanis. – doi: 10.1080/00048623.2011.10722203 // Australian Academic & Research Libraries. – 2011. – Vol. 42, issue 1. – Pp. 43–58.
  17. Шульга, Т. И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников / Т. И. Шульга // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2012. – № 1. – С. 60–66. – URL: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2805 (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
  18. Hamilton, H. Memory Skills of Deaf Learners: Implications and Applications / H. Hamilton. – doi: 10.1353/aad.2011.0034 // American Annals of the Deaf. – 2011. – Vol. 156, no. 4. – Pp. 402–423.
  19. Smolucha, L. Vygotsky’s Theory In-play: Early Childhood Education / L. Smolucha, F. Smolucha. – doi: 10.1080/03004430.2020.1843451 // Early Child Development and Care. – 2021. – Vol. 191, issue 7-8. – Pp. 1041–1055.
  20. Newman, S. Vygotsky, Education, and Teacher Education / S. Newman, A. Latifi. – doi: 10.1080/02607476.2020.1831375 // Journal of Education for Teaching. – 2021. – Vol. 47, issue 1. – Pp. 4–17.
  21. Зверева, Н. В. Произвольная модально-специфическая память у детей и подростков при разных типах дизонтогенеза: оценка эффективности запоминания / Н. В. Зверева, Е. Е. Балакирева // Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2017. – № 2. – С. 23–28. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proizvolnaya-modalno-spetsificheskaya-pamyat-u-detey-i-podrostkov-pri-raznyh-tipah-dizontogeneza-otsenka-effektivnosti-zapominaniya (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
  22. Dye, M. W. G. Visual Attention in Deaf Children and Adults: Implications for Learning Environment / M. W. G. Dye, P. Hauser, D. Bavelier. – doi: 10.1093/acprof:oso/9780195368673.003.0009 // Deaf Cognition ; M. Marschark, P. Hauser (Eds.). – New York: Oxford University Press, 2008. – Pp. 250–263.
  23. The School Career of Children with Hearing Loss in Different Primary Educational Settings – A Large Longitudinal Nationwide Study / T. F. K. Van der Straaten, J. J. Briaire, E. Dirks [и др.]. – doi: 10.1093/deafed/enab008 // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. – 2021. – Vol. 26, issue 3. – Pp. 405–416.
  24. Clark, T. Assessment and Development of Deaf Children with Multiple Challenges / T. Clark. – doi: 10.1093/oso/9780190880545.003.0002 // Evidence-Based Practices in Deaf Education. – Oxford: Oxford University Press, 2018. – Pp. 33–58.
  25. Engagement of Children who are Deaf or Hard-of-Hearing Attending Mainstream Schools / M. Todorov, K. Galvin, S. Klieve, F. Rickards. – doi: 10.1093/deafed/enab003 // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. – 2021. – Vol. 26, issue 3. – Pp. 395–404.
  26. Глухова, Е. С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования / Е. С. Глухова, С. А. Литвина // Психология обучения. – 2013. № 1. – С. 28–39. – URL: https://edit.muh.ru/mag/jour3.php?link=po012013 (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
  27. Kyle, F. E. A Comparison of Deaf and Hearing Children’s Reading Comprehension Profiles / F. E. Kyle, K. Cain. – doi: 10.1097/TLD.0000000000000053 // Topics in Language Disorders. – 2015. – Vol. 35, issue 2. – Pp. 144–156.
  28. AuBuchon, A. M. Elementary Cognitive Processes Underlying Verbal Working Memory in Pre-Lingually Deaf Children with Cochlear Implants / A. M. AuBuchon, D. B. Pisoni, W. G. Kronenberger. – doi: 10.1007/978-1-4939-2788-3_17 // Pediatric Cochlear Implantation ; N. Young, K. Iler Kirk (eds). – New York: Springer, NY, 2016. – Pp. 257–273.
  29. Сивинский, А. М. Эффективность учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха и технология ее оценки / А. М. Сивинский, К. К. Куламбаева. – doi: 10.26907/esd14.2.08 // Образование и саморазвитие. – 2019. – Т. 14, № 2. – C. 92–104. – Рез. англ.
  30. Iskakova, R. K. A Modern Assessment of Students in Schools in the Education System of Kazakhstan / R. K. Iskakova, S. K. Azhigenova, Z. Zengin // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. – 2018. – No. 2. – Pp. 155–161. – URL: https://rep.ksu.kz/bitstream/handle/data/3674/Iskakova_A%20modern_2018-90-2.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 14.01.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сивинский А.М., Садыкова А.К., Куламбаева К.К., Жаманкарин М.М., Кукубаева А.Х., Кошербаева А.Н., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».