Психолого-педагогические компоненты готовности детей с нарушениями слуха к обучению в условиях обновления содержания образования
- Авторы: Сивинский А.М.1, Садыкова А.К.1, Куламбаева К.К.1, Жаманкарин М.М.1, Кукубаева А.Х.1, Кошербаева А.Н.2
-
Учреждения:
- Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
- Казахский национальный педагогический университет имени Абая
- Выпуск: Том 25, № 3 (2021)
- Страницы: 401-420
- Раздел: Международный опыт интеграции образования
- Статья получена: 23.05.2025
- Статья одобрена: 23.05.2025
- Статья опубликована: 15.09.2021
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/293501
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.401-420
- ID: 293501
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Новая модель обучения, внедренная в общеобразовательные школы Республики Казахстан, характеризуется системой критериев оценки знаний учащегося (вовлечение учащегося, самооценка), стимулирующей его активность в получении знаний и коммуникативных навыков. В данном исследовании рассматривается проблема психолого-педагогической готовности школьников с нарушениями слуха к переходу на новые учебные программы на примере Республики Казахстан. Цель статьи – представить результаты исследования готовности детей с нарушениями слуха к обучению в рамках внедрения новых учебных программ, педагогических технологий и способов взаимодействия всех участников образовательного процесса через сравнение результатов их психолого-педагогической диагностики с условно здоровыми сверстниками.
Материалы и методы. В соответствии с целями исследования были определены экспериментальная (обучающиеся специальной школы) и контрольная (школьники, не имеющие нарушений в развитии) группы. На общей выборке, включающей 138 детей и подростков 10–15 лет, составивших в соответствии с образовательной ступенью четыре основные и четыре контрольные группы, изучены эмоционально-волевые, интеллектуальные и познавательные особенности неслышащих и слабослышащих детей и успешность выполнения ими заданий классических и обновленных программ.
Результаты исследования. Проведенное психолого-педагогическое исследование изучаемой проблемы показывает, что дети с нарушениями слуха лучше справляются с некоторыми задачами, составленными в соответствии с обновленными образовательными программами, что свидетельствует об их эффективности для данной категории учащихся. При этом отмечается снижение количества когнитивных процессов у учащихся коррекционных школ с нарушением слуха по сравнению с их сверстниками, а именно зрительного внимания, слухоречевой памяти и мышления. Следовательно, необходимо учитывать уровень развития этих процессов при формировании и реализации программ обучения.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие современного специального образования, позволяя, в рамках анализа эмоционально-волевых, мотивационных и когнитивных особенностей детей с нарушениями слуха в сочетании с оценкой успешности их обучения, определять потенциальную возможность корреляции внедряемых учебных программ обновленного содержания с их адаптированными аналогами.
Ключевые слова
Об авторах
Алексей Михайлович Сивинский
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Автор, ответственный за переписку.
Email: sivinskiy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6683-584X
докторант кафедры социально-педагогических дисциплин, учитель информатики и математики областной специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с нарушениями слуха
Казахстан, КокшетауАйгуль Казихановна Садыкова
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Email: look57@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4556-8145
доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент
Казахстан, КокшетауКамбат Казыхановна Куламбаева
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Email: look57@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4219-5243
профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, доктор педагогических наук, профессор
Казахстан, КокшетауМаксут Мухамбетназарулы Жаманкарин
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Email: zhamankarin@yandex.kz
ORCID iD: 0000-0002-5254-9797
заведующий кафедрой информатики, доктор делового администрирования (DBA)
Казахстан, КокшетауАсия Хайрушевна Кукубаева
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Email: kukubaeva_2011@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2865-3455
профессор кафедры социально-педагогических дисциплин, доктор психологических наук, профессор
Казахстан, КокшетауАйгерим Нуралиевна Кошербаева
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Email: aigera63@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3307-9814
заведующий кафедрой педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор
Казахстан, АлматыСписок литературы
- Ишембитова, К. Р. Особенности развития детей с нарушениями слуха / К. Р. Ишембитова, Л. Н. Уварова // Colloquium-Journal. – 2019. – № 7. – С. 24–26. – URL: http://www.colloquium-journal.org/wp-content/ uploads/2019/04/Colloquium-journal-731-chast-3.pdf (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
- Marschark, M. Cognitive Functioning in Deaf Adults and Children / M. Marschark, L. Wauters. – doi: 10.1093/oxfordhb/9780199750986.013.0034. – Текст : электронный // The Oxford Handbook of Deaf Studies, Language, and Education; ed. by. M. Marschark, P. E. Spencer. – 2012. – Vol. 1.
- Caio, S. Technologies For Educating Deaf Children – A Systematic Literature Review / S. Caio, F. Deller, R. Cassio. – doi: 10.5753/cbie.sbie.2019.1161 // Conference: XXX Simpósio Brasileiro de Informática na Educação (Brazilian Symposium on Computers in Education). – Brasilia: SBC, 2019. – Pp. 1161–1170.
- Makoelle, T. M. Teacher Education and Inclusive Education in Kazakhstan / T. M. Makoelle, V. Burmistrova. – doi: 10.1080/13603116.2021.1889048 // International Journal of Inclusive Education. – 2021. – Pp. 1–17. (ahead-of-print)
- Cawthon, S. W. Evidence-Based Practices in Deaf Education: A Call to Center Research and Evaluation on the Experiences of Deaf People / S. W. Cawthon, C. L. Garberoglio. – doi: 10.3102/0091732X20985070 // Review of Research in Education. – 2021. – Vol. 45, issue 1. – Pp. 346–371.
- Алехина, С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С. В. Алехина. – doi: 10.17759/pse.2016210112 // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 1. – С. 136–145. – Рез. англ.
- Жетписбаева, Б. А. Особенности инклюзивного образования в Республике Казахстан / Б. А. Жетписбаева, М. А. Жетписбаева // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 22–27. – URL: https://articlekz.com/article/17922 (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
- Зайцева, Г. Л. Диалог с Л. С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики / Г. Л. Зайцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – Т. 2, № 3. – С. 21–27. – URL: https://psyjournals.ru/kip/2006/n3/Zaitseva_full.shtml (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
- Doherty, M. T. Inclusion and Deaf Education: The Perceptions and Experiences of Young Deaf People in Northern Ireland and Sweden / M. T. Doherty. – doi: 10.1080/13603116.2010.523905 // International Journal of Inclusive Education. – 2012. – Vol. 16, issue 8. – Pp. 791–807.
- Alduais, A. The Effect of the National Plan (2010–2020) on the Development of Special Education in China: Evidence from Before–After Design at a 7-Year Interval / A. Alduais, M. Deng. – doi: 10.3390/educsci9020095 // Education Sciences. – 2019. – Vol. 9, no. 2. – Pp. 95.
- Semantic Categorization: A Comparison between Deaf and Hearing Children / E. A. Ormel, M. A. Gijsel, D. Hermans [и др.]. – doi: 10.1016/j.jcomdis.2010.03.001 // Journal of Communication Disorders. – 2010. – Vol. 43, issue 5. – Pp. 347–360.
- Сивинский, А. М. История и современное состояние системы обучения детей с нарушениями слуха в Республике Казахстан / А. М. Сивинский, К. К. Куламбаева, А. Н. Кошербаева. – doi: 10.25629/HC.2019.03.04 // Человеческий капитал. – 2019. – № 3. – С. 38–45. – Рез. англ.
- Spaulding, L. S. A Review and Analysis of the History of Special Education and Disability Advocacy in the United States / L. S. Spaulding, S. M. Pratt // American Educational History Journal. – 2015. – Vol. 42, no. 1. – Pp. 91–109. – URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1143593 (дата обращения: 14.01.2021).
- Fernandes, P. R. d. S. The Soft Skills of Special Education Teachers: Evidence from the Literature / P. R. d. S. Fernandes, J. Jardim, M. C. d. S. Lopes. – doi: 10.3390/educsci11030125 // Education Sciences. – 2021. – Vol. 11, no. 3. – Pp. 125.
- Special Education Policy Prospects: Lessons From Social Policies Past / J. M. Kauff B. Ahrbeck, D. Anastasiou [и др.]. – doi: 10.1080/09362835.2020.1727326 // Exceptionality. – 2021. – Vol. 29, issue 1. – Pp. 16–28.
- Salisbury, F. Are They Ready? Exploring Student Information Literacy Skills in the Transition from Secondary to Tertiary Education / F. Salisbury, S. Karasmanis. – doi: 10.1080/00048623.2011.10722203 // Australian Academic & Research Libraries. – 2011. – Vol. 42, issue 1. – Pp. 43–58.
- Шульга, Т. И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников / Т. И. Шульга // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2012. – № 1. – С. 60–66. – URL: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2805 (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
- Hamilton, H. Memory Skills of Deaf Learners: Implications and Applications / H. Hamilton. – doi: 10.1353/aad.2011.0034 // American Annals of the Deaf. – 2011. – Vol. 156, no. 4. – Pp. 402–423.
- Smolucha, L. Vygotsky’s Theory In-play: Early Childhood Education / L. Smolucha, F. Smolucha. – doi: 10.1080/03004430.2020.1843451 // Early Child Development and Care. – 2021. – Vol. 191, issue 7-8. – Pp. 1041–1055.
- Newman, S. Vygotsky, Education, and Teacher Education / S. Newman, A. Latifi. – doi: 10.1080/02607476.2020.1831375 // Journal of Education for Teaching. – 2021. – Vol. 47, issue 1. – Pp. 4–17.
- Зверева, Н. В. Произвольная модально-специфическая память у детей и подростков при разных типах дизонтогенеза: оценка эффективности запоминания / Н. В. Зверева, Е. Е. Балакирева // Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2017. – № 2. – С. 23–28. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ proizvolnaya-modalno-spetsificheskaya-pamyat-u-detey-i-podrostkov-pri-raznyh-tipah-dizontogeneza-otsenka-effektivnosti-zapominaniya (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
- Dye, M. W. G. Visual Attention in Deaf Children and Adults: Implications for Learning Environment / M. W. G. Dye, P. Hauser, D. Bavelier. – doi: 10.1093/acprof:oso/9780195368673.003.0009 // Deaf Cognition ; M. Marschark, P. Hauser (Eds.). – New York: Oxford University Press, 2008. – Pp. 250–263.
- The School Career of Children with Hearing Loss in Different Primary Educational Settings – A Large Longitudinal Nationwide Study / T. F. K. Van der Straaten, J. J. Briaire, E. Dirks [и др.]. – doi: 10.1093/deafed/enab008 // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. – 2021. – Vol. 26, issue 3. – Pp. 405–416.
- Clark, T. Assessment and Development of Deaf Children with Multiple Challenges / T. Clark. – doi: 10.1093/oso/9780190880545.003.0002 // Evidence-Based Practices in Deaf Education. – Oxford: Oxford University Press, 2018. – Pp. 33–58.
- Engagement of Children who are Deaf or Hard-of-Hearing Attending Mainstream Schools / M. Todorov, K. Galvin, S. Klieve, F. Rickards. – doi: 10.1093/deafed/enab003 // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. – 2021. – Vol. 26, issue 3. – Pp. 395–404.
- Глухова, Е. С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования / Е. С. Глухова, С. А. Литвина // Психология обучения. – 2013. № 1. – С. 28–39. – URL: https://edit.muh.ru/mag/jour3.php?link=po012013 (дата обращения: 14.01.2021). – Рез. англ.
- Kyle, F. E. A Comparison of Deaf and Hearing Children’s Reading Comprehension Profiles / F. E. Kyle, K. Cain. – doi: 10.1097/TLD.0000000000000053 // Topics in Language Disorders. – 2015. – Vol. 35, issue 2. – Pp. 144–156.
- AuBuchon, A. M. Elementary Cognitive Processes Underlying Verbal Working Memory in Pre-Lingually Deaf Children with Cochlear Implants / A. M. AuBuchon, D. B. Pisoni, W. G. Kronenberger. – doi: 10.1007/978-1-4939-2788-3_17 // Pediatric Cochlear Implantation ; N. Young, K. Iler Kirk (eds). – New York: Springer, NY, 2016. – Pp. 257–273.
- Сивинский, А. М. Эффективность учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха и технология ее оценки / А. М. Сивинский, К. К. Куламбаева. – doi: 10.26907/esd14.2.08 // Образование и саморазвитие. – 2019. – Т. 14, № 2. – C. 92–104. – Рез. англ.
- Iskakova, R. K. A Modern Assessment of Students in Schools in the Education System of Kazakhstan / R. K. Iskakova, S. K. Azhigenova, Z. Zengin // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. – 2018. – No. 2. – Pp. 155–161. – URL: https://rep.ksu.kz/bitstream/handle/data/3674/Iskakova_A%20modern_2018-90-2.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 14.01.2021).
Дополнительные файлы
