Возможности применения цифровых и медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Важность изучения возможностей применения цифровых медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки обусловлена необходимостью организации культурно-просветительской деятельности России за рубежом в ответ на современные социальные, политические и экономические вызовы. Остаются нерешенными проблемы комплексного анализа факторов цифровизации образовательных процессов в регионе, выявления интересов местного населения к изучению русского языка и культуры, предпочтений потенциальной целевой аудитории по использованию цифровых средств для обучения, определения условий реализации программ по продвижению русского языка и культуры в регионе. Цель исследования – проанализировать на примере Республик Кот-д’Ивуар и Гана возможности применения цифровых дидактических решений для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки.

Материалы и методы. В качестве респондентов выступили 92 африканских студента, разделенных на две группы, различающихся по интегрированности в русскую культуру и изучению русского языка. Инструментарий разрабатывался на основе методологии социокультурного подхода, в основе которого лежит учет культурных образцов и норм поведения при проектировании образовательных практик. Исследование проводилось в три этапа при дифференциации выборки по геополитическому, лингвистическому, образовательному принципу с помощью онлайн-анкетирования и фокус-группы. Разработанный алгоритм способствовал выявлению, корректировке и определению релевантных маркеров потенциала и рисков цифровизации медиадидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки.

Результаты исследования. Выявлены маркеры возможностей и ограничений создания цифрового контента для стран Западной Африки: мировоззренческая корреляция образа России с русским языком и русской культурой, позитивное восприятие страны, значимость высшего образования и академических обменов, стремление к получению информации через средства актуальной медиасреды. Определены коммуникативные приоритеты африканских студентов: групповые офлайн-контакты с использованием аудиовизуального контента, поддержка очного общения дополнительными материалами в социальных сетях и мессенджерах. Для научной дискуссии представлены триггеры риска продвижения цифровых продуктов: недостаточный уровень развития и доступности сотовой связи, сети Интернет, информационных технологий в Западной Африке, низкая цифровая грамотность населения; устойчивый коммуникативный приоритет живого коллективного общения; ограничения в отношении использования социальных сетей и программного обеспечения.

Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть полезны исследователям социокультурных основ изучения русского языка как иностранного, разработчикам российских культурных и образовательных проектов, преподавателям центров открытого образования на русском языке в Африке.

Полный текст

Введение

Африка на данный момент – наиболее перспективный партнер для России в связи с его лидирующими позициями по темпам роста потребления: на африканском континенте развиваются все отрасли промышленности, повышается спрос на развитие инфраструктуры. Министерство иностранных дел Российской Федерации считает Африку одним из приоритетов российской внешней политики и акцентирует задачу придания комплексного характера1 российско-африканскому взаимодействию. Таким образом, культурно-просветительская деятельность России за рубежом – ответ на современные социальные, политические и экономические вызовы, действенный инструмент «мягкой силы». Россия поддерживает и развивает торгово-экономическое и политическое сотрудничество с Южно-Африканской Республикой и странами Северной Африки. Западная Африка – относительно новый объект интереса в сфере экономического и политического взаимодействия.

Западная Африка включает 16 государств, 15 из которых являются бывшими европейскими колониями, находятся на стадии внешнеполитической диверсификации и поиска новых партнеров для международного сотрудничества. Кот-Д’Ивуар и Гана выбраны в качестве ареала исследования в связи с их географическим соседством, схожестью исторических этапов деколонизации и становления государственности, общностью культурных и религиозных традиций при различии превалирующего языка общения (Кот-д’Ивуар – французский, Гана – английский). Российская Федерация имеет опыт экономического и политического сотрудничества с Ганой со времен Советского Союза, а с Кот-д’Ивуаром такие отношения только начинают выстраиваться. Таким образом, изучение возможностей применения цифровых медиадидактических решений для популяризации русского языка и культуры в республиках Кот-д’Ивуар и Гана может быть репрезентативным по отношению к региону Западной Африки в целом.

В ходе исследований на базе центров открытого образования в Кот-д’Ивуаре и Гане выявлено отсутствие в школьных учебниках информации о России и ее культуре (найдено 7 упоминаний о географическом положении страны). Анализ ресурса с цифровыми учебными материалами для африканских школ показал отсутствие контента относительно русского языка и российской культуры2. Анализ онлайн-платформ для изучения русского языка как иностранного (Learn Russian, Russian on-line, Время говорить по-русски, Образование на русском и др.) зафиксировал дефицит учебных материалов для изучения русского языка и российской культуры, учитывающих особенности целевой аудитории стран Западной Африки: приоритет сохранения этнической самобытности, высокую восприимчивость к невербальным средствам обучения (музыка, ритм, моторика и язык телодвижений), экспрессивность и простоту языковых форм, интерес к современной социально-бытовой жизни россиян. Это свидетельствует о необходимости теоретико-методологического обоснования, разработки и апробации цифровых дидактических решений для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки (на примере Кот-д’Ивуара и Ганы) с учетом особенностей и традиций национальной культуры и культурно-образовательных потребностей представителей вероятной целевой аудитории.

Цель исследования – выявление потенциала цифровизации образовательно-просветительских процессов и процедур по продвижению русского языка и культуры на африканском континенте (в республиках Кот-д’Ивуар и Гана).

Обзор литературы

В связи с обусловленностью дидактического процесса социальными и культурными условиями у исследователей вызывают интерес дидактические средства, формирующиеся в ответ на вызовы цифровой трансформации разных сфер жизни общества, в частности в международной интеграции образовательной и просветительской деятельности.

Широкое применение и повсеместное распространение цифровых технологий в образовании поддерживается обеспечением доступа к непрерывному обучению [1], расширением возможностей для развития учебной самостоятельности и обучающихся сообществ3, позитивным отношением современных студентов к дистанционному и смешанному обучению [2], упрощением поиска, обработки и сохранения информации, увеличением количества способов обмена знаниями и повышением мотивации к обучению [3].

Анализ возможностей и рисков цифровой трансформации образования [4] выделил положительные эффекты использования цифровых технологий в обучении: повышение ценности навыков анализа данных, перспективы использования высокотехнологичного оборудования в образовательном процессе, мультидисциплинарное представление учебного материала, увеличение объемов представляемого учащимся материала за счет текстов новой природы, расширение видов учебной деятельности. Вероятными негативными последствиями считаются риски личностного развития обучающихся: изменение мышления с рассуждающего на дивергентное и алгоритмическое, ослабление внимания из-за избыточности информации, снижение критичности к собственным образовательным результатам.

Угроза «расчеловечивания» образования [5], проблемы безопасности и конфиденциальности, использование в образовательном процессе цифрового контрафакта и фальсификата [6], академическое мошенничество обучающихся [7] относятся к рискам применения цифровых средств обучения в современных научных публикациях.

Авторам данной статьи близка позиция А. Л. Семенова, отраженная в его «концепции расширенной личности» [8]. В настоящее время наблюдается процесс делегирования человеком части своих когнитивных функций «цифровым помощникам». Перед современной педагогикой стоит задача интеграции дидактических и технологических возможностей применения цифровых средств для эффективного решения различных задач обучения, дидактического обоснования ограничений их использования, мотивированного содержанием учебных задач.

В представленных выше источниках речь идет об общемировых трендах цифровой трансформации образования, однако важно учитывать региональную специфику. Необходимо обратиться к анализу актуальности применения цифровых дидактических средств для просветительской работы России за рубежом, в частности в странах Западной Африки.

Африка продолжает оставаться самым бедным регионом мира. Цифровизацию на африканском континенте сдерживают малые доходы населения, недостаточная электрификация, низкий уровень доступности образования. Причинами отставания государств Африки в данном направлении являются отсутствие у большей части населения доступа к сети Интернет и отсутствие контента на национальных языках [9]; медленное течение процессов цифровой трансформации экономики: «выработано немало региональных и национальных инициатив, направленных на развитие интернет-инфраструктуры, внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь африканского населения и развитие цифровых навыков» [10]. Вынужденный переход на дистанционное обучение в период пандемии COVID-19 не изменил ситуацию. Несмотря на активизацию цифровизации образования [11], в странах Западной Африки сохраняются проблемы с техническим обеспечением: недостаточный доступ студентов к компьютерной технике [12], слабая пропускная способность сигнала сети Интернет, дефицит специалистов по обслуживанию цифрового оборудования [13], низкая компетентность педагогов в сфере применения цифровых дидактических решений [14].

Перспективы цифровизации Африки видятся в увеличении экономических показателей и доступе к государственным услугам, решении социальных проблем региона – повышении доступа населения к образованию [15].

Российский ученый С. В. Володенков рассматривает цифровизацию как инструмент расширения доступа населения к цифровым технологиям. Это создает новые возможности для знакомства с российскими традиционными духовно-нравственными ценностями посредством русского культурного кода, оптимизирует средства влияния на мировое общественное мнение с целью донесения идей и гуманитарной повестки Российской Федерации, способствует снятию временных и пространственных ограничений коммуникации [16].

Таким образом, ряд нерешенных вопросов требует дополнительных исследований потенциала цифровизации образовательно-просветительских процессов и процедур по продвижению русского языка и культуры на африканском континенте: выделение реальных потребностей целевой аудитории стран Западной Африки для определения востребованности аспектов цифрового обучения и препятствий на пути их реализации; изучение культурных особенностей восприятия и использования цифровых технологий в странах Западной Африки; разработка цифровых учебно-методических материалов для центров открытого образования на русском языке с учетом технических условий и выявленных трудностей. Данные вопросы актуализирую поиск теоретических и методических оснований создания устойчивых и эффективных систем продвижения русского языка и культуры в западноафриканском регионе.

 Материалы и методы

Эмпирическое исследование проведено с целью уточнения результатов теоретического анализа, конкретизации статистических данных и выяснения потребностей потенциальных пользователей цифровых дидактических решений для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки (Кот-д’Ивуар, Гана).

Инструментарий исследования (анкета) разрабатывался на основе методологии социокультурного подхода, постулирующего учет культурных образцов и норм поведения при проектировании образовательных практик. Применение социокультурного подхода в обучении русскому языку как иностранному отражает лингводидактическое осмысление требований культуросообразности обучающих коммуникаций с учетом социокультурного контекста применения цифровых средств обучения в конкретный культурно-исторический период [17]. Использование социокультурного подхода к исследованию возможностей цифровых дидактических средств для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки (на примере Республик Кот-д’Ивуар и Гана) отражает лингводидактическое осмысление требований культуросообразности образовательных коммуникаций с учетом социокультурного контекста образования и изучения языка в конкретный культурно-исторический период и в конкретном геополитическом регионе мира. Использованные методы: опрос (онлайн-анкетирование), фокус-группа. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (13–14 мая 2024 г.) – онлайн-анкетирование 18 африканских студентов российского педагогического вуза для выявления первичных показателей потенциала цифровизации образовательно-просветительских решений в сознании респондентов.

Второй этап (2–13 июля 2024 г.) – онлайн-анкетирование 76 обучающихся центра открытого образования при университете Республики Гана для определения возможностей и рисков цифровизации образовательно-просветительского контента о России и дидактических решений.

Третий этап – фокус-группы (очный формат, июнь 2024 г. – группа 1; дистанционный формат, июль 2024 г. – группа 2) для корректировки ранее полученных результатов.

Эмпирическую базу исследования составили:

  1. Результаты онлайн-опроса (май 2024 г.) с целью определения первичных маркеров возможностей и ограничений создания цифрового и медиа-контента о России для пользователей стран Западной Африки. Респондентами выступили африканские студенты (n = 16) программы академического обмена в Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского в 2023–2024 учебном году, изучающие русский язык как иностранный (группа 1). Уровень интегрированности в русскую культуру и изучение русского языка данной группы выборки определен как исходно высокий. Метод сбора данных – Google-формы и связанные Google-таблицы.
  2. Результаты онлайн-опроса (июль 2024 г.) среди студентов (n = 76) университета Республики Гана, изучающих русский язык и культуру в Центре открытого образования (группа 2). Уровень вовлеченности в изучение русского языка данной группы определен как средний. Метод сбора данных – Google-форма и связанная Google-таблица.
  3. Итоги уточнения опроса с помощью фокус-групп: очной (группа 1) и дистанционной (группа 2). В процессе конкретизировались формулировки ответов респондентов на открытые вопросы, обсуждались вопросы, вызвавшие затруднения, предоставлялась возможность свободного высказывания предложений по использованию цифровых и медиаресурсов для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки.

В исследовании приняло участие 92 чел. в возрасте 19–22 лет. Соотношение лиц мужского и женского пола в выборке примерно одинаковое. Все респонденты рекрутированы через учебные заведения. Участие в исследовании является добровольным. Информантам гарантирована деперсонализация данных при публикации результатов.

Данные были обработаны в программе MS Excel.

Результаты исследования

Рассмотрим ключевые маркеры возможностей и ограничений создания цифрового и медиа-контента о России для пользователей стран Западной Африки и приведем выборочные материалы количественного анализа и контент-анализа полученных результатов.

Вовлечение в изучение русского языка и культуры (табл. 1, 2). Данный маркер свидетельствует об изменении студенческой западноафриканской ментальной парадигмы в отношении России, однако не является индикатором цифрового сопровождения образовательных и просветительских практик. Продвижение целей и ценностей российского образования и культуры на территории Африки (республик Ганы и Кот-д´Ивуар) посредством партнерских программ за последние два года привело к формированию значимой мировоззренческой корреляции образа России с русским языком (78 %) и русской культурой (34 %). Это подтверждается связью инкультурации с социализацией российской действительности (69 %, группа 1), изучения русского языка (53 %, группа 2) с формированием позитивного восприятия России в сознании африканских студентов Ганы и Кот-д´Ивуара (55 %) (табл. 2). По результатам опроса 2023 г. выделяются маркеры России в сознании студентов университетов республик Ганы и Кот-д’Ивуар: ресурсы (62 % жителей Ганы, 52 % – Кот-д’Ивуар) и государство (58 и 67 % соответственно)4.

 

Т а б л и ц а  1.  Распределение ответов на вопрос «Россия для Вас это в большей мере…», % от числа опрошенных

T a b l e  1.  Distribution of answers to the question “What are your main associations with Russia?, % of the number of respondents

Ответы респондентов /

Respondentsʼ answers

Группа 1 /

Group 1

Группа 2 /

Group 2

Среднее по выборке /

Sample average

Государство, Российская Федерация /

State, Russian Federation

63

29

35

Территория, Россия на карте /

Territory, Russia on the map

31

17

30

Ресурсы (нефть, газ) /

Resources (oil, gas, etc.)

38

28

28

Русские национальные ценности и традиции /

Russian national values and traditions

13

21

20

Русский характер, русский человек /

Russian character, Russian people

13

34

30

Известные деятели /

Famous people

19

12

13

Русский язык /

Russian language

56

83

78

Русская культура, искусство /

Russian culture and art

6

40

34

Качественное образование /

High quality education

31

28

28

Итого / Total

270

292

296

 Примечание: здесь и далее в таблицах полужирным шрифтом выделены лидирующие по рангу позиции; сумма не равна 100 %, так как респондент мог выбрать более одного варианта ответа.

Note: Hereinafter in the tables the leading positions by rank are highlighted in bold; the sum does not equal 100%, as the respondent could choose more than one answer option.

 

Источник: здесь и далее в статье все таблицы составлены авторами.

Source: Hereinafter in this article all tables were drawn up by authors.

 

Т а б л и ц а  2.  Распределение ответов на коррелятивные вопросы «После пребывания в России Ваше восприятие ее стало…» (группа 1) и «После начала изучения русского языка Ваше восприятие ее стало…» (группа 2), % от числа опрошенных

T a b l e  2.  Distribution of answers to the correlative questions “After being in Russia, your perception of it has become...” (group 1) and “After your start learning Russian, your perception of Russia has become…” (group 2), % of the number of respondents

Ответы респондентов /

Respondentsʼ answers

Группа 1 /

Group 1

Группа 2 /

Group 2

Среднее по выборке / Sample average

Более позитивным /

More positive

69

53

55

Более негативным /

More negative

Осталось таким же позитивным / Remained positive

25

19

21

Осталось таким же негативным / Remained negative

Осталось таким же нейтральным / Remained neutral

6

28

24

Итого / Total

100

100

100

 

Таким образом, трансформирующийся в сознании западноафриканской студенческой молодежи образ России ассоциируется с русским языком и русской культурой, освобождаясь от привычной стереотипизации благодаря академическому обмену и образовательно-просветительским практикам субъектов русского образования в Африке. Закрепление и повышение данного эффекта является важной стратегической задачей.

Информационная значимость институций образования и медиа в отношении России: индивидуальный и массовый уровни. Индивидуальный уровень. Согласно результатам фокус-группы, интервью и опроса относительно личностно значимых источников информации о России (табл. 3), данный маркер свидетельствует о высоком значении институтов высшего образования (62 %), в том числе с возможностью академического обмена (58 %). Полученные результаты совпадают с итогами опроса 2023 г.: студенты университетов Ганы и Кот-д’Ивуар определили университет как приоритетный источник знаний о России (79,1 и 75,7 % соответственно)5.

 

Т а б л и ц а  3.  Распределение ответов на вопрос «Какие источники знания о России для Вас наиболее значимы?», % от числа опрошенных

T a b l e  3.  Distribution of answers to the question “What sources of information about Russia are most important to you?”, % of the number of respondents

Ответы респондентов /

Respondentsʼ answers

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

Среднее по выборке / Sample average

СМИ, новости, реклама /

Mass media, news, advertising

56

37

42

Интернет / Internet

50

28

33

Соцсети, блоги /

Social networks, blogs

38

25

27

Произведения искусства –

книги, фильмы, мультфильмы /

Books, films, cartoons

38

45

43

Школа / School

19

37

34

Университет / University

69

61

62

Поездка в Россию для обучения /

Study trips to Russia

69

55

58

Проекты и информация государственных организаций (посольства и др.) / Projects and information from government organizations (embassies, etc.)

25

15

16

Частные образовательные и/или культурные центры / Private educational and/or cultural centers

13

9

10

Затрудняюсь ответить / Difficult to answer

6

3

3

Итого / Total

383

315

328

 

Начальное и среднее образование, по мнению респондентов, не является системно значимым источником (34 %), однако опережает информационную значимость сети Интернет. Адаптация образовательных и культурно-просветительских проектов для африканских школ способна повысить среди детей, подростков и молодежи уровень знания о России, закрепляя положительный образ страны в культурной памяти поколений. Потенциал медийно-цифрового инструментария станет для юных участников российско-африканских образовательных проектов перспективным с точки зрения устойчивого развития, внедрения равных возможностей роста доступности цифровых устройств, интернета, IT на африканском континенте.

Если информационная значимость высшего образования в составе индивидуального уровня указанного маркера является максимальной, то роль медиа и цифрового контента оказывается дискуссионной. Африканские студенты продемонстрировали взаимно уточняющие результаты при выстраивании иерархии источников знания о России. Третьей по значимости позицией группа 1 зафиксировала высокий информационный статус СМИ, новостей, рекламы (56 %), группа 2 – произведений искусства (книги, фильмы, мультфильмы) (45 %). В ходе фокус-группы участники группы 1 устно засвидетельствовали идеологически тенденциозный характер новостного медийного контента и негативную позицию о России в африканских СМИ.

Массовый уровень источников знания о России представляет ожидаемый набор (табл. 4): университет (61 %); Интернет (54 %); СМИ, новости, реклама (50 %). Вектор интерпретации респондентами – студентами университета – является субъективным и не может быть экстраполирован на всех соотечественников, что косвенно подтверждает экспертное мнение фокус-группы 2023 г., в котором лидирующие позиции занимают СМИ, новости, реклама (100 %) и социальные сети, блоги (66 %)6. Важно учитывать «наплыв из глобализирующегося пространства не раскодируемых этнокультурой сигналов, сливающихся в информационный шум» [18]: актуальную медийную африканскую повестку как значимый информационный фон, выступающий для продвижения достоверного знания о России в качестве препятствия.

 

Т а б л и ц а  4.  Распределение ответов на вопрос «Какие источники знания о России наиболее актуальны для жителей африканских государств?», % от числа опрошенных

T a b l e  4.  Distribution of answers to the question “What are the main sources of information about Russia in your country?”, % of the number of respondents 

Ответы респондентов /

Respondentsʼ answers

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

Среднее по выборке / Sample average

СМИ, новости, реклама /

Mass media, news, advertising

56

46

50

Интернет / Internet

63

53

54

Соцсети, блоги /

Social networks, blogs

31

29

29

Произведения искусства –

книги, фильмы, мультфильмы /

Books, films, cartoons

13

17

16

Школа / School

6

26

23

Университет/ University

63

70

61

Поездка в Россию для обучения /

Study trips to Russia

13

32

28

Проекты и информация государственных организаций (посольства и др.) / Projects and information from government organizations (embassies, etc.)

25

24

24

Частные образовательные и/или культурные центры / Private educational and/or cultural centers

31

29

29

Затрудняюсь ответить / Difficult to answer

38

11

15

Итого / Total

339

337

329

 

Анализ приоритетов определил источником информации о России высшее образование, художественную культуру и актуальную медиасреду. Это позволяет установить научно-образовательный и художественный дискурс как компонент планируемых к разработке медийных и цифровых образовательных продуктов, современные медийные и цифровые средства – как инструменты, форматы, платформы для продвижения, а университетское образование – как основную площадку и среду взаимодействия.

Востребованность офлайн- и онлайн-коммуникации. Коммуникативные предпочтения африканских студентов (табл. 5) определены в пользу офлайн-формата (86 %). При переходе в онлайн приоритет отдается групповому общению в чатах или беседах (57 %), что свидетельствует о развитом коллективизме африканцев7. В связи с высоким уровнем владения языка студентами Ганы анкетирование проходило коллективно: перевод, обсуждение, формулировка ответов. Африканские студенты выбрали русский язык для проведения интервью, при этом уровень владения русским у ганцев существенно выше, чем у недавно приехавших в Россию ивуарийцев. Ганцы охотно переводили для ивуарийцев вопросы на английский язык, обсуждали ответы и помогали формулировать их на русском языке. Наблюдение за процессом интервью демонстрирует высокую вовлеченность африканских студентов в офлайн-формат, в отличие от заполнения онлайн-анкет, которое проходило в менее экспрессивной атмосфере. Данные приоритеты отмечены в докладах и дискуссиях международной конференции «Россия – Африка 2023: парадигма образования»8 (исследованиями, позиционирующими «чувство общности» как основу африканской специфики коммуникации, жизни, культуры9 [19]).

 

Т а б л и ц а  5.  Распределение ответов на вопрос «Как предпочитают общаться Ваши соотечественники?», % от числа опрошенных

T a b l e  5.  Distribution of answers to the question “What ways of socializing are popular in your country?”, % of the number of respondents

Ответы респондентов /

Respondentsʼ answers

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

Среднее по выборке / Sample average

Лично в реальных ситуациях /

Person-to-person (in real life)

75

88

86

Онлайн на официальных площадках /

Online on official platforms

69

56

55

В групповых чатах или беседах /

In group chats or forums

63

55

57

В социальных сетях и мессенджерах

в личные сообщения / Use of social networks and messengers to send personal messages

56

46

48

В компьютерных играх / When playing computer games

5

4

Затрудняюсь ответить /

Difficult to answer

6

1

Итого / Total

269

250

251

 

Вторым по значимости приоритетом онлайн-общения респонденты считают официальные площадки (55 %), фиксируя их социально-коммуникативную значимость.

Согласно мнению информантов, у жителей Ганы и Кот-д’Ивуара наибольшим спросом среди социальных сетей и мессенджеров (табл. 6) пользуются WhatsApp (98 %), TikTok (87 %), Instagram10 (77 %), что позволяет определить приоритетную платформу организации цифрового медиадискурса о России (WhatsApp) и сделать выводы о значимости аудиовизуального и визуального контента (TikTok, Instagram), об интересе к информационной, коммуникативной и развлекательной функциям. Финансовая малодоступность онлайн-гейминга (табл. 5) обуславливает отсутствие востребованности компьютерных игр (4 %).

 

Т а б л и ц а  6.  Распределение ответов на вопрос «Какие социальные сети или мессенджеры популярны в Вашей родной стране?», % от числа опрошенных

T a b l e  6.  Distribution of answers to the question “Which social networks or messengers are popular in your country?”, % of the number of respondents

Ответы респондентов /

Respondentsʼ answers

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

Среднее по выборке / Sample average

Facebook

94

68

73

Instagram

56

81

77

Twitter

38

70

65

TikTok

88

86

87

WhatsApp

100

96

98

Telegram

69

77

76

Другое (Snapchat) / Other (Snapchat)

1

1

Итого / Total

445

479

477

 

При смене ракурса исследования с коммуникационных на информационные приоритеты жителей Африки, живое общение с другими людьми также занимает высокие позиции в сознании студенческой молодежи Ганы и Кот-д’Ивуара (50 %). Инновационные для Африки медийные/цифровые варианты получения информации (табл. 7) включают воспроизведение на своем мобильном девайсе (смартфоне, планшете) готовой записи аудио или видео (61 %), поиск и просмотр видеоролика онлайн (59 %). Приоритетными становятся видео и аудио дискурс, подготовка видео и аудио продуктов, потенциал их загрузки на доступные для целевой аудитории платформы.

В результате коммуникативные приоритеты африканских студентов Ганы и Кот-д’Ивуара определены как дихотомия офлайн и онлайн, групповых и индивидуальных видов коммуникации, внутри официальных и неофициальных онлайн-платформ, международных и локальных социальных сетей и мессенджеров, аудиовизуального и вербального контента.

 

Т а б л и ц а  7.   Распределение ответов на вопрос «Какие варианты получения и воспроизведения информации наиболее востребованы Вашими соотечественниками?», % от числа опрошенных

T a b l e  7.  Distribution of answers to the question “How do students in your country like to receive and reproduce information?”, % of the number of respondents

Ответы респондентов /

Respondentsʼ answers

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

Среднее по выборке / Sample average

Получить готовую запись аудио или видео и включить на своем мобильном девайсе (смартфоне, плейере, планшете) / Get a video or an audio recording from the teacher and watch/listen to it on their mobile device (smartphone, tablet)

44

59

61

Найти и посмотреть видеоролик онлайн на своем мобильном девайсе (смартфоне, планшете) / Search for and watch a video online on their mobile device (smartphone, tablet)

44

62

59

Найти и послушать подкаст/аудио онлайн на своем мобильном девайсе (смартфоне, планшете) / Search for and listen to a podcast/audio online on their mobile device (smartphone, tablet)

38

20

23

Посмотреть видеозапись на компьютере / Watch a video offline on a computer

25

28

27

Послушать запись аудио, подкаста на компьютер / Listen to an audio or podcast offline on a computer

31

9

13

Искать, читать, смотреть и слушать онлайн на компьютере / Search for, read, listen to or watch (a video, audio or text) online on a computer

25

41

37

Получать и воспроизводить информацию на любом устройстве университета, школы, другой организации / Receive and reproduce information on a device belonging to the university, school, or other organization

19

22

22

Если нет своего смартфона или планшета, смотреть и слушать на устройстве другого студента, родственника, знакомого / Listen to or watch (a video, audio or text) on somebody else’s (e.g. a fellow student, friend or relative) device if they do not have a smartphone or tablet of their own

25

18

20

Телевидение, радио / Television, radio

50

18

23

Печатные издания – книги, журналы, газеты / Paper – based print media, e.g. books, magazines, newspapers

44

26

29

Живое общение с другими людьми / Live communication with other people

63

47

50

Итого / Total

408

350

364

 

Форматы и формы обучения и привлекаемых медийных и цифровых решений. Необходимость соблюдения баланса «человеческое, естественное – техническое, искусственное» обуславливается желанием студентов Ганы и Кот-д’Ивуара обучаться очно с применением современных медийных средств и цифровых технологий (53 % среднее по выборке).

При распределении ответов на вопрос «Какой формат обучения лично для Вас наиболее привлекателен?» вторым по рангу стал смешанный формат (в аудитории с преподавателем и дистанционно с привлечением современных медийных и цифровых средств) (25 % среднее по выборке). Второй ранг данного выбора показывает группа 2 (28 %), у группы 1 на втором месте традиционный формат обучения (с преподавателем в аудитории в школе или университете) (25 %), смешанный – смещается на третий ранг (13 %). Дистанционный формат обучения с использованием специальных платформ для организации конференций не выбрал ни один участник, 1 % респондентов группы 2 показал заинтересованность в онлайн-образовании на образовательных платформах без личного общения с преподавателем.

Приоритеты оформления медийного и цифрового образовательного контента определяются комфортным способом изучения русского языка (аудиовизуальные способы) (85 %) (табл. 8).

 

Т а б л и ц а  8.  Распределение ответов на вопрос «Что Вам представляется наиболее приятным и комфортным для обучения из медийной и цифровой среды?», % от числа опрошенных

T a b l e  8.  Distribution of answers to the question “What do you find most enjoyable and convenient about the use of media and digital environments for learning?”, % of the number of respondents

Ответы респондентов /

Respondentsʼ answers

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

Среднее по выборке / Sample average

Смотреть на дисплей /

Look at a display

31

36

35

Слушать аудио /

Listen to audio recordings

38

25

27

Смотреть и слушать одновременно (например, видеозапись) / Watch and listen at the same time (e.g., video)

75

87

85

Листать страницы на сенсорном дисплее /

Swipe the touchscreen

6

8

8

Переходить по QR-кодам / Navigate through web pages using QR-codes

19

9

11

Пользоваться компьютерной мышкой и клавиатурой / Use a computer mouse and keyboard

0

9

8

Использовать приложения с дополненной реальностью / Use augmented reality applications

6

12

11

Погружаться в виртуальную реальность / Immerse yourself in virtual reality

44

26

29

Ничего из перечисленного, в учебе не надо использовать медийные и цифровые средства / None of the above, you should not use media and digital tools in your studies

1

1

Итого / Total

219

213

215

 

Мультимедийными средствами для обучения русскому языку и русской культуре могут выступить проектор (64 % среднее по выборке), личные мобильные устройства студентов (48 % среднее по выборке), интернет (47 %), что технически ограничивает креатуру решений. Рациональность использования сети Интернет высоко оценивают африканские студенты Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского (50 % – группа 1, 46 % – группа 2), на представление которых мог повлиять опыт жизни и обучения в России, сопровождаемый доступностью сотовой и сетевой связи. Вероятна корреляция с технической оснащенностью центра открытого образования при университете Республики Гана: 54 % респондентов группы 2 убеждены в возможности работать с интерактивной доской (против 38 % группы 1). Распределение ответов на вопрос «Какие мультимедийные средства реально использовать для обучения русскому языку и русской культуре Ваших соотечественников?» свидетельствует о снижении уверенности в вероятности задействовать интерактивную доску (40 % среднее по выборке), компьютер (37 %), мобильные устройства университета (29 %), аудио и видеомагнитофоны (25 %).

Несмотря на наличие опыта применения в обучении онлайн-платформ (58 %), электронных обучающих программ (57 %), сайтов (41 %) (табл. 9), большинство информантов на занятиях по русскому языку отдают предпочтение просмотру видео-лекций и обучающих роликов (73 %) (табл. 10).

 

Т а б л и ц а  9.  Распределение ответов на вопрос «Какие ресурсы/продукты Вы использовали в обучении?», % от числа опрошенных

T a b l e  9.  Distribution of answers to the question “What resources/products have you previously used in your training?”, % of the number of respondents

Ответы респондентов /

Respondentsʼ answers

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

Среднее по выборке / Sample average

Электронные обучающие программы / E-Learning courses

69

54

57

Электронные учебники / Electronic textbooks

50

38

40

Электронные тренажеры /

Electronic simulators

13

5

7

Электронные энциклопедии и справочники / Electronic encyclopedias and reference books

25

7

10

Сайты / Websites

56

38

41

Онлайн-платформы /

Online platforms

69

55

58

Мессенджеры / Messengers

19

11

12

Мультимедийные учебники и энциклопедии / Multimedia textbooks and encyclopaedias

19

28

26

Цифровые аудио и видеозаписи /

Digital audio and video recordings

44

29

32

Программное обеспечение /

Software products

13

15

14

Сайты с готовыми домашними заданиями, коллекции готовых рефератов и работ / Websites with pre-written homework, collections of pre-written essays and papers

19

11

12

Ничего подобного не использовал /

None of the above

3

3

Итого / Total

396

294

312

 

Т а б л и ц а  10.  Распределение ответов на вопрос «Вам было бы интересней на занятии по изучению русского языка или русской культуры...», % от числа опрошенных

T a b l e  10.  Distribution  of answers to the question “What would be more interesting for you to do in class while studying Russian language and culture?”, % of the number of respondents

Ответы респондентов /

Respondentsʼ answers

Группа 1 / Group 1

Группа 2 / Group 2

Среднее по выборке / Sample average

Смотреть видео лекции и обучающие ролики / Watch video lectures and tutorials

56

75

73

Выполнять задания в электронной образовательной среде / Fulfill tasks in the electronic educational environment

7

10

10

Создавать образовательные продукты самостоятельно / Create my own educational products

6

2

2

Слушать аудиоподкасты / Listen to podcasts

4

3

Проходить онлайн-курсы / Take online courses

31

9

12

Итого / Total

100

100

100

 

В ходе исследования определены устойчивые маркеры и основания возможностей и рисков цифровизации образовательно-просветительского процесса популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки. Выявлены ключевые ассоциации с Россией, изменение восприятия страны после пребывания и начала изучения русского языка, наиболее значимые источники знания, коммуникативные приоритеты и предпочтительные способы общения, популярные социальные сети и мессенджеры, востребованные варианты получения и воспроизведения информации. Обобщены результаты в отношении привлекательных для респондентов форматов и форм цифровизации обучения, а также представлений о реалистичности использования мультимедийных средств для обучения русскому языку и русской культуре.

Обсуждение и заключение

В результате анализа ответов следует верифицировать ключевые дискуссионные триггеры риска продвижения цифровых медиапродуктов о России.

Первый триггер – недостаточный уровень развития и доступности сотовой связи, интернета, информационных технологий в Западной Африке, невысокая степень цифровой грамотности населения. Данный риск носит переменный характер, и в перспективе развития территорий возможно его постепенное нивелирование; ограничивает форматы, инструменты, платформы планируемых к разработке продуктов. Это подтверждается результатами Глобального цифрового отчета[11]: в странах Западной Африки на начало 2024 г. около 50 % населения – пользователи сети Интернет, однако отмечаются различия по странам и положительная динамика прироста пользователей.

В Гане насчитываются 24,06 млн интернет-пользователей (начало 2024 г.), что составляет 69,8 % от всего населения Республики. В период 2023–2024 гг. количество интернет-пользователей в Гане увеличилось на 454 тыс. чел. (+1,9 %). Социальными сетями пользуются 7,4 млн чел. (21,5 %). Число пользователей социальных сетей в Гане увеличилось на 1,8 млн (+31,0 %) в период 2023–2024 гг. Популярными социальными сетями являются Facebook (7,4 млн  чел.), YouTube (6,87 млн чел.), Instagram (2,2 млн чел.) и Twitter (1,17 млн чел.).

На начало 2024 г. доля интернет-пользователей среди жителей Республики Кот-д’Ивуар составила 38,4 %, что на 2,5 % выше, чем в 2023 г. Несмотря на меньший охват подключения к Интернету, динамика присоединения жителей Кот-д’Ивуар к глобальной сети повышается, что позволяет прогнозировать дальнейшее выравнивание данных стран по этому показателю. 23,9 % населения пользуются социальными сетями, что эквивалентно доле пользователей Ганы. Популярными социальными сетями среди жителей Кот-д’Ивуар являются Facebook (7 млн чел.) и Instagram (1,1 млн чел.), Twitter (221,6 тыс. чел.).

В Глобальном цифровом отчете отсутствует информация по пользователям WhatsApp, несмотря на востребованность данного мессенджера среди жителей Африки [20].

Второй триггер – устойчивый, укорененный в африканских социокультурных традициях и зафиксированный участниками фокус-группы и опроса коммуникативный приоритет группового и коллективного офлайн-общения. В странах с высоким уровнем индивидуализма, меньшей дистанцией власти, женственностью и низким уровнем избегания неопределенности выше распространение информационных технологий [21]. К этнокультурным особенностям жителей Африки – студентов Ганы и Кот-д’Ивуара – относятся противоположные интенции: коллективизм, авторитет силы власти, приверженность традициям, патернализм [22].

Таким образом, с одной стороны, динамика развития цифровых технологий при внедрении в повседневность расширит коммуникативные форматы и будет способствовать развитию онлайн-коммуникаций среди молодежной студенческой аудитории. С другой – текущий момент отличается традиционностью коммуникативных предпочтений, и корректное вхождение в образовательную и культурно-просветительскую деятельность связано с постепенной интеграцией цифровых медиапродуктов о России в очный и смешанный форматы обучения. Комплекс возможных цифровых решений может быть расширен за счет приложений с алгоритмами и элементами инструментов искусственного интеллекта при наличии технической возможности и перехода обучающихся на продвинутый уровень.

Третий триггер – ограничения в отношении использования мессенджеров, социальных сетей, ресурсов, программного обеспечения, возникшие вследствие санкций и напряженной геополитической ситуации. Их планируемая компенсация за счет выбора юридически легитимных и технически доступных ресурсов не может полностью покрыть риски непредвиденных обстоятельств или решений о блокировке или запрете.

Среди ведущих для респондентов ресурсов (Facebook, Instagram, Telegram, Twitter и YouTube) гарантированным от блокировки российских проектов является Telegram. Вне зависимости от конкретного проекта «виртуального посольства», перед страной стоит задача создания и продвижения собственных платформ: в современном цифровом мире значимость государственных и негосударственных акторов определяется присутствием в сети [23].

Различия в программном обеспечении и подходах к дизайну цифровых ресурсов в России и Африке могут стать барьером к выбору африканскими жителями российских университетов для обучения. Отсутствие информации о российских образовательных организациях в иностранных социальных сетях снижает популярность и востребованность русского языка, поскольку создает сложность поиска достоверной информации об условиях жизни в России, не формирует конкуренции политически окрашенной негативной информации о стране в иностранных СМИ [24].

Таким образом, полученные результаты подтверждают перспективность использования цифровых дидактических решений для популяризации русского языка и культуры в странах Западной Африки с позиции культурно-образовательных потребностей представителей потенциальной целевой аудитории. Отставание стран Африки в распространении интернета и цифровых образовательных сервисов в ближайшее время будет компенсировано. Своевременная разработка цифровых дидактических средств позволит России занять конкурентную позицию в сфере языкового обучения и трансфера образовательных технологий. На данном этапе продвижение русского языка и культуры через очную работу центров открытого образования соответствует коммуникативным предпочтениям целевой аудитории, однако оптимальной представляется интеграция цифровых продуктов о России в очный и смешанный форматы обучения.

Материалы статьи могут быть применены для разработки моделей культурно-просветительской деятельности России в странах Западной Африки, дидактических средств для осуществления такой деятельности с учетом специфики и потребностей целевой аудитории. Выявленные предпочтения использования жителями Африки цифровых средств обучения должны учитываться при реализации проектов продвижения ценностей русской культуры и русского образования среди студентов университетов Западной Африки, в том числе при проектировании программ культурного обмена и академической мобильности, а также для организации работы культурно-просветительских центров открытого образования на русском языке.

 

1 МИД назвал Африку одним из приоритетов российской внешней политики [Электронный ресурс] // РИА Новости : офиц. сайт. URL: https://ria.ru/20201105/afrika-1583121578.html (дата обращения: 29.06.2024).

2 Tactileo Support [Электронный ресурс]. URL: https://support.tactileo.com/ (дата обращения: 29.06.2024)

3 Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров [и др.]. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 344 с. EDN: ANYGHO

4 Система образования в республике Кот-д’Ивуар : коллективная моногр. ; под ред. И. Ю. Тарханова. Ярославль : РИО ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2023. 171 с.

5  Система образования в Республике Кот-д’Ивуар : коллективная моногр.

6 Система образования в Республике Кот-д’Ивуар : коллективная моногр.

7 Triandis H.C. The Self and Social Behavior in Differing Cultural Contexts. Psychological Review. 1989;96(3):506–520. https://doi.org/10.1037/0033-295X.96.3.506

8 «Россия – Африка 2023: парадигма образования» : междунар. науч.-практич. конф. [Электронный ресурс]. URL: https://newyspu.ru/russia-africa (дата обращения: 29.06.2024).

9 Kigongo J.K. The Relevance of African Ethics to Contemporary African Society. In: Dalfovo A.T., Kigongo J.K., Kisekka J., Tusabe G., Wamala E., Munyonyo R. et al. (eds) Ethics, Human Rights and Development in Africa. Washington : The Council for Research in Values and Philosophy, 2002. p. 51–67. URL: https://www.crvp.org/publications/Series-II/8-Contents.pdf (дата обращения: 29.06.2024).

10 Instagram и Facebook, упоминаемые в статье, принадлежат компании Meta, призванной экстремистской организацией и запрещенной на территории Российской Федерации.

11 Global Digital Report [Электронный ресурс] // Meltwater : офиц. сайт. URL: https://www.meltwater.com/en/global-digital-trends (дата обращения: 29.06.2024).

×

Об авторах

Наталия Николаевна Летина

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Автор, ответственный за переписку.
Email: n.letina@yspu.org
ORCID iD: 0000-0003-1884-7827
SPIN-код: 5326-0502
Scopus Author ID: 57190950703
ResearcherId: S-8538-2016

доктор культурологии, доцент, профессор кафедры культурологии, начальник отдела научных исследований

Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Ирина Юрьевна Тарханова

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Email: i.tarkhanova@yspu.org
ORCID iD: 0000-0002-7166-650X
SPIN-код: 4366-4145
Scopus Author ID: 57205532756
ResearcherId: A-4057-2014

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, директор института педагогики и психологии 

Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Список литературы

  1. Носкова Т.Н. Цифровая образовательная среда: методологический аспект запуска инноваций. Информатика и образование. 2023;38(6):45–51. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2023-38-6-45-51
  2. Мельник А.Д. Роль смешанного обучения в высшем образовании: «первые шаги» студентов к неустойчивой работе и жизни. Интеграция образования. 2023;27(3):506–521. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.506-521
  3. Колесников Ю.Ю. Развитие информационных технологий в сфере образования и пути их совершенствования. Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2023;(1):37–42. EDN: CKJUAS
  4. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях цифровой трансформации. Педагогика. 2022;(1):40–50.
  5. Dewi N. Lest We Forget: Inhumanity Threats in Teaching in the New Era. LLT Journal: A Journal on Language and Language Teaching. 2021;24(1):117–125. https://doi.org/10.24071/llt.v24i1.3156
  6. Грунис М.Л., Кирилова Г.И. Цветовая дифференциация цифровых рисков в педагогическом образовании. Интеграция образования. 2023;27(2):325–339. https://doi.org/10.15507/1991-9468.111.027.202302.325-339
  7. Безгодова С.А., Микляева А.В. Академический обман в цифровой среде: социально-психологический анализ. Science for Education Today. 2021;11(4):64–90. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.04
  8. Семенов А.Л., Зискин К.Е. Концепция расширенной личности как ориентир цифрового пути образования. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021;(4):530–535. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-66
  9. Шкваря Л.В., Ахмади Ф.А. Анализ уровня и перспектив цифровизации в развивающихся регионах (на примере Северной Африки). Горизонты экономики. 2022;(4):62–68. EDN: UMTBXC
  10. Приходько Д.В. Цифровизация в странах Африки и факторы ее сдерживающие. Фундаментальные исследования. 2024;(2):31–36. https://doi.org/10.17513/fr.43567
  11. Agbaglo E., Bonsu E.M. The Role of Digital Technologies in Higher Education during the Coronavirus Pandemic: Insights from a Ghanaian University. Social Education Research. 2022;3(3):45–57. https://doi.org/10.37256/ser.3320221402
  12. Asamoah M.K., Osafo J., Biney I., Agyekum B. Psychological and Educational Effects of the COVID-19 Pandemic on Online Students and Faculty of a Ghanaian University. Journal of Adult and Continuing Education. 2023;30(2):302–320. http://dx.doi.org/10.1177/14779714231180298
  13. Sarpong R. Digitalisation of Education in Ghana: An Overview. Teacher Education Journal of Bangladesh. 2023;2(1):97–106. Available at: https://www.researchgate.net/publication/377255805_Digitalisation_of_Education_in_Ghana_An_Overview (accessed 29.06.2024).
  14. Loglo F.S. Media Usage Patterns of African Higher Education Students: A Ghanaian Perspective. Ubiquity Proceedings. 2023;3(1):326–333. https://doi.org/10.5334/uproc.104
  15. Абдулай М.С.Ю. Цифровые аспекты развития стран и регионов Африки. Сегодня и завтра Российской экономики. 2023;(117):5–13.
  16. Володенков С.В. Политика в цифровом формате в исследованиях российских и зарубежных ученых: представляю номер. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2022;24(3):339–350. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-3-339-350
  17. Сафонова В.В. Лингводидактические основы моделирования проблемно-ориентированной образовательной среды в университетском языковом образовании. Вестник Московского Университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;27(1):9–25. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-1
  18. Логинова М.В. Этноэстетика в системе этнокультуры: теоретико-методологический аспект. Финно-угорский мир. 2021;13(2):169–179. https://doi.org/10.15507/2076-2577.013.2021.02.169-179
  19. Харитонова Е.В. Этика и политика в Африке: прецеденты применения элементов традиционных этических систем в урегулировании политических конфликтов (на примере Руанды и ЮАР). Конфликтология. 2018;(3):55–69. https://doi.org/10.7256/2454-0617.2018.3.27545
  20. Gougou S.A.M., Mahona J.P. Digital Sociability and the Construction of Social Links on Social Digital Network in Ivory Coast: A Case Study of Young Abidjanese. Direct Research Journal of Social Science and Educational Studies. 2022;10(7):118–127. Available at: https://directresearchpublisher.org/drjsses/files/2022/08/PUBLICATIONDRJSSES91144695.pdf (accessed 29.06.2024).
  21. Jung I., Lee Y. YouTube Acceptance by University Educators and Students: A Cross-Cultural Perspective. Innovations in Education and Teaching International. 2015;52(3):243–253. https://doi.org/10.1080/14703297.2013.805986
  22. Летина Н.Н. Культуросообразный алгоритм исследования оснований российско-африканского диалога. Верхневолжский филологический вестник. 2023;(4):261–272. EDN: CFIELG
  23. Арляпова Е.С., Пономарева Е.Г. Виртуальное посольство: новые технологии представительства и влияния (осмысляя американский опыт). Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2023;18(3):32–47. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2023-03-02
  24. Бондаренко В.В., Полутин С.В., Юдина В.А., Танина М.А., Лескина О.Н. Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг. Интеграция образования. 2022;26(1):72–92. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Летина Н.Н., Тарханова И.Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».