Чтение как способ предупреждения аттриции у детей-носителей русского эритажного языка

Обложка
  • Авторы: Кожевникова М.Н.1, Стрельчук Е.Н.2
  • Учреждения:
    1. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    2. ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
  • Выпуск: Том 30, № 6 (2025)
  • Страницы: 1334-1347
  • Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
  • URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/359909
  • ID: 359909

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Рассмотрена связь аттриции с чтением книг у детей из русскоязычных семей, проживающих за рубежом. Выдвигается предположение о том, что чтение является основным способом предупреждения аттриции, происходящей под влиянием доминирующего языка в стране проживания. Актуальность обусловлена необходимостью поддержки русского языка за рубежом, особенно среди подрастающего поколения носителей языка. Цель исследования – подтвердить или опровергнуть гипотезу о приоритетной роли чтения для формирования у ребенка грамотной устной речи в условиях разделения сфер использования родного (семья) и доминирующего (школа и общество) языка.

Материалы и Методы. Материалом для исследования послужили результаты лонгитюдного опроса и наблюдения, проводившегося на базе русскоязычного сообщества г. Дубай (ОАЭ) в 2023–2025 гг. Проанализированы данные по трем возрастным группам детей из русскоязычных семей, обучающихся на английском языке в международных школах. В письменном и устном опросе приняли участие родители (43 респондента), описавшие особенности речевого развития своих детей (70 детей) после переезда за рубеж.

Результаты исследования. Полученные данные были систематизированы, обработаны и представлены в виде графиков и диаграмм. Основными методами послужили изучение научной литературы и статистических данных, анкетирование, устный опрос, наблюдение в естественных условиях без организации эксперимента, анализ и математическая обработка данных. Исследование строилось с использованием коммуникативно-деятельностного подхода, утверждающего взаимосвязь видов речевой деятельности; теории речевого инпута (С. Крашен); концепции эритажного (унаследованного, наследного) языка (С. Монтрул, С. Кепке и др.).

Выводы. Несмотря на использование русского языка в качестве единственного языка семейного общения, устная речь детей, проживающих в условиях доминирующего второго языка, подвержена аттриции, если они не читают книги на русском языке. Проблемы с чтением обусловлены недостатком мотивирующих действий со стороны родителей, ограниченным доступом к бесплатным книгам и отсутствием сформированного школой навыка чтения на русском языке. Роль чтения в предотвращении аттриции преобладает над влиянием других видов речевого инпута (просмотра на русском языке мультфильмов, Интернета и др.), что наиболее ярко проявилось у детей младшего школьного возраста.

Об авторах

Мария Николаевна Кожевникова

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: kozhevnmariya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0724-1846

доктор педагогических наук, доцент

Россия, 119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1

Елена Николаевна Стрельчук

ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»

Email: strelchukl@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2161-3722
SPIN-код: 3397-3210

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания

Россия, 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. 1. Хамраева Е.А. Обучение детей-билингвов технике чтения: вы читаете по-русски? // Русский язык за рубежом. 2018. № 6 (271). С. 17-23. https://elibrary.ru/vpjzpu
  2. 2. Протасова Е.Ю. Закономерности и парадоксы двуязычного чтения // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2020. № 2-2. С. 87-94. https://elibrary.ru/jsascp
  3. 3. Горецкий В.Г. Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразователь-ной школы: дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада. Москва, 1986. 55 с.
  4. 4. Начарова Л.А., Микерова Г.Ж. К вопросу о сущности понятия «навык чтения» в историческом ас-пекте, его компоненты и параметры оценки // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. Ст. 16. https://doi.org/10.17513/spno.31871, https://elibrary.ru/scqqlo
  5. 5. Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компе-тентности (диагностика общепредметных умений) // Наука и школа. 2015. № 6. С. 87-94. https://elibrary.ru/vkauyj
  6. 6. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Развитие собственной активной речи ребенка // Ис-следования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет. Хрестоматия / под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. Москва, 2013. С. 234-247.
  7. 7. Афанасьева Э.М., Пашков А.В. Интерактивное чтение русской классической литературы на занятиях с детьми-билингвами в зарубежных центрах партнерской сети «Институт Пушкина» // Русский язык за рубежом. 2017. № 1 (260). С. 26-28. https://elibrary.ru/yfuspr
  8. 8. Кулибина Н.В. Роль художественного текста в обучении детей-билингвов русскому языку // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2017. Т. 14. № 3. С. 431-435. https://doi.org/10.22363/2312-8011-2017-14-3-431-435, https://elibrary.ru/zizsxf
  9. 9. Хамраева Е.А. Обучение чтению на русском языке детей-билингвов в условиях ограниченной языко-вой среды // Билингвальный детский сад и начальная школа: международный и российский опыт: материалы Междунар. практ. конф. Москва, 2017. С. 6-11. https://elibrary.ru/xobuol
  10. 10. Ivanova-Sullivan T. Heritage Russian in the US and the new type of pluricentricity in the context of immi-gration // The Soft Power of the Russian Language. Pluricentricity, Politics and Policies / eds. by A. Musta-joki, E. Protassova, M. Yelenevskaya. Abingdon: Routledge, 2020. P. 223-236.
  11. 11. Köpke B., Schmid M.S. Language attrition: The next phase // First language attrition: Interdisciplinary pers-pectives on methodological. Amsterdam: John Benjamins, 2004. P. 1-45.
  12. 12. Montrul S. How similar are L2 learners and heritage speakers? Spanish clitics and word order // Applied Psycholinguistics. 2010. Vol. 31. № 1. P. 167-207.
  13. 13. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая теория двуязычия (билингвизма). Москва, 1969. 160 с. https://elibrary.ru/gogown
  14. 14. Кожевникова М.Н. Билингвизм как социолингвистический феномен: отношение к эритажному языку в семьях мигрантов и экспатов // Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты: материалы науч.-практ. конф. Москва, 2025. С. 313-318. https://elibrary.ru/qhxcxz
  15. 15. Кожевникова М.Н., Стрельчук Е.Н. Как сохранить родной язык: образование русскоязычных детей в ОАЭ // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педаго-гика. Психология. 2024. № 74. С. 83-95. https://doi.org/10.15382/sturIV202474.83-95, https://elibrary.ru/ryjfqq
  16. 16. Билингвальное образование / под ред. Е.А. Хамраевой. Санкт-Петербург, 2023. 299 с.
  17. 17. Karayayla T., Schmid M.S. First Language Attrition as a Function of Age at Onset of Bilingualism: First Language Attainment of Turkish-English Bilinguals in the United Kingdom // Language Learning. 2019. Vol. 69. № 1. P. 106-142.
  18. 18. Krashen S.D. Principles and Practice in Second Language Acquisition (Language Teaching Methodology Series). Oxford: Pergamon Press, 1982. 202 p.
  19. 19. Furenes M.I., Kucirkova N., Bus A.G. A Comparison of Children’s Reading on Paper Versus Screen: A Me-ta-Analysis // Review of Educational Research. 2021. Vol. 91 (4). P. 483-517. https://doi.org/10.3102/0034654321998074, https://elibrary.ru/mgsaba

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».