Компоненты педагогической модели профессионального воспитания студентов
- Авторы: Усманов В.В.1, Филиппов А.Н.2
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
- Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской православной церкви»
- Выпуск: Том 27, № 2 (2022)
- Страницы: 340-349
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298212
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-340-349
- ID: 298212
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Важную роль в профессиональном воспитании студентов играет процесс становления-уподобления обучающегося-воспитанника преподавателю-воспитателю. Проблемы педагогического взаимодействия преподавателя-воспитателя и обучающегося-воспитанника включают различные аспекты образовательного процесса, с одной стороны, актуальный уровень соответствия содержания образовательной программы современным достижениям науки и технологий, с другой – уровень педагогического мастерства преподавателя-воспитателя. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по профессиональному воспитанию студентов в контексте будущей профессиональной деятельности выпускников образовательной программы по направлению подготовки бакалавров «Теология», проблема в такой постановке рассматривается впервые. Целью данного исследования является анализ содержания и взаимосвязи компонентов профессионального воспитания студентов, особенности профессионального воспитания студентов в условиях практического приобщения обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Теология» к деятельности священнослужителей. Исследование проводилось в ходе профессиональной и практической подготовки студентов, обучающихся по образовательной программе «Теология». В исследовании приняли участие 51 преподаватель и 69 студентов. Были выявлены компоненты профессионального воспитания, – поведение и поступки обучающегося-воспитанника как результат его воспитания; формы мотивации студента на успех в образовательной и будущей профессиональной деятельности; комплекс портфолио студента-воспитанника и преподавателя-воспитателя. Результаты исследования открывают новое теоретическое направление в профессиональном воспитании студентов, в котором практическая подготовка занимает особое место в теоретическом обучении студентов. Приведены результаты анализа компонентов профессионального воспитания студентов и сделан вывод о значении мотивации и дисциплины-послушания в системе высшего духовного образования как эффективных средств организации профессионального воспитания студентов.
Об авторах
В. В. Усманов
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Email: usmanov_1951@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7219-7530
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Педагогика и психология»
440026, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, 40А. Н. Филиппов
Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской православной церкви»
Автор, ответственный за переписку.
Email: penza78@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5413-9986
проректор по воспитательной работе, доцент кафедры церковной истории и философии
440023, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Перекоп, 4Список литературы
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
- Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: УГППУ, 1998. 126 с.
- Демкина Е.В. Моделирование системы профессионального воспитания личности специалиста с учетом социальных и профессиональных качеств // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 4 (109). С. 31-41.
- Вишняков С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, актуальная лексика.М.: НИЦ СПО, 1999. 538 с.
- Пикулик О.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2013. 25 с.
- Менщикова И.А. Субъектная позиция профессионального самоопределения студентов университета на завершающем этапе их обучения // Фундаментальные исследования. 2014. № 1. С. 154-159.
- Байдашева Е.Н. Профессиональное воспитание будущих специалистов в условиях вузовского образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2009. 24 с.
- Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. 207 с.
- Хортова М.В. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения студентов вузов: дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 171 с.
- Сафин В.Ф. Самоопределение личности. Теоретические и эмпирические аспекты исследования. Уфа: Глем, 2004. 258 с.
- Жуковская Т.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 267 с.
- Павлов Н.А. Индивидуальная помощь студентам при затруднениях в обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2013. 21 с.
- Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: дис. … канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 219 с.
- Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта учебно-профессиональной деятельности: методология, теория, практика проектирования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2011. 51 с.
- Мугуев Г.И. Формирование целостного образовательного пространства в многоуровневом профессиональном учебном заведении: дис. … д-ра пед. наук. Якутск, 2010. 402 с.
Дополнительные файлы
