Компоненты педагогической модели профессионального воспитания студентов

Обложка
  • Авторы: Усманов В.В.1, Филиппов А.Н.2
  • Учреждения:
    1. ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
    2. Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской православной церкви»
  • Выпуск: Том 27, № 2 (2022)
  • Страницы: 340-349
  • Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298212
  • DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-340-349
  • ID: 298212

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Важную роль в профессиональном воспитании студентов играет процесс становления-уподобления обучающегося-воспитанника преподавателю-воспитателю. Проблемы педагогического взаимодействия преподавателя-воспитателя и обучающегося-воспитанника включают различные аспекты образовательного процесса, с одной стороны, актуальный уровень соответствия содержания образовательной программы современным достижениям науки и технологий, с другой – уровень педагогического мастерства преподавателя-воспитателя. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по профессиональному воспитанию студентов в контексте будущей профессиональной деятельности выпускников образовательной программы по направлению подготовки бакалавров «Теология», проблема в такой постановке рассматривается впервые. Целью данного исследования является анализ содержания и взаимосвязи компонентов профессионального воспитания студентов, особенности профессионального воспитания студентов в условиях практического приобщения обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Теология» к деятельности священнослужителей. Исследование проводилось в ходе профессиональной и практической подготовки студентов, обучающихся по образовательной программе «Теология». В исследовании приняли участие 51 преподаватель и 69 студентов. Были выявлены компоненты профессионального воспитания, – поведение и поступки обучающегося-воспитанника как результат его воспитания; формы мотивации студента на успех в образовательной и будущей профессиональной деятельности; комплекс портфолио студента-воспитанника и преподавателя-воспитателя. Результаты исследования открывают новое теоретическое направление в профессиональном воспитании студентов, в котором практическая подготовка занимает особое место в теоретическом обучении студентов. Приведены результаты анализа компонентов профессионального воспитания студентов и сделан вывод о значении мотивации и дисциплины-послушания в системе высшего духовного образования как эффективных средств организации профессионального воспитания студентов.

Об авторах

В. В. Усманов

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Email: usmanov_1951@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7219-7530

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Педагогика и психология»

440026, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Красная, 40

А. Н. Филиппов

Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской православной церкви»

Автор, ответственный за переписку.
Email: penza78@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5413-9986

проректор по воспитательной работе, доцент кафедры церковной истории и философии

440023, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Перекоп, 4

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
  2. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: УГППУ, 1998. 126 с.
  3. Демкина Е.В. Моделирование системы профессионального воспитания личности специалиста с учетом социальных и профессиональных качеств // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 4 (109). С. 31-41.
  4. Вишняков С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, актуальная лексика.М.: НИЦ СПО, 1999. 538 с.
  5. Пикулик О.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2013. 25 с.
  6. Менщикова И.А. Субъектная позиция профессионального самоопределения студентов университета на завершающем этапе их обучения // Фундаментальные исследования. 2014. № 1. С. 154-159.
  7. Байдашева Е.Н. Профессиональное воспитание будущих специалистов в условиях вузовского образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2009. 24 с.
  8. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. 207 с.
  9. Хортова М.В. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения студентов вузов: дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 171 с.
  10. Сафин В.Ф. Самоопределение личности. Теоретические и эмпирические аспекты исследования. Уфа: Глем, 2004. 258 с.
  11. Жуковская Т.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 267 с.
  12. Павлов Н.А. Индивидуальная помощь студентам при затруднениях в обучении: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2013. 21 с.
  13. Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: дис. … канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 219 с.
  14. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта учебно-профессиональной деятельности: методология, теория, практика проектирования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2011. 51 с.
  15. Мугуев Г.И. Формирование целостного образовательного пространства в многоуровневом профессиональном учебном заведении: дис. … д-ра пед. наук. Якутск, 2010. 402 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».