Разработка системы электронного дифференциала для электромобилей на основе нейросети глубокого обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В состав большинства современных автомобилей входит трансмиссия, состоящая из двигателя внутреннего сгорания (ДВС), передающего усилие через коробку передач к валу дифференциала, который передает крутящий момент на колёса. В случае с электротранспортом электродвигатели могут быть прикреплены непосредственно к колесам через понижающий редуктор, и при правильной системе управления автомобиль может передавать различный крутящий момент на колеса с каждой стороны автомобиля для реализации высокой управляемости. Такая система носит название – электронный дифференциал, его реализация может быть как очень простой, основанной на модели Аккермана-Жантана, которая не способна полноценно заменить простой механический дифференциал, так и основана на механизмах робастого управления с рысканьем по моменту. Последний метод требует довольно сложную систему управления и дорогостоящие датчики. Но есть и третий подход – использование нейронных сетей для управления скоростью электротранспорта.

Цель. Предоставить материалы и программное обеспечение для реализации электронного дифференциала, основанного на искусственных нейронных сетях, для расширения спектра решений проблемы управления несколькими приводами электроавтомобилей и иного электротранспорта.

Материалы и методы. Нейронная сеть учитывает совокупность аспектов, которые влияют или не влияют на работу электронного дифференциала путем подбора специальных коэффициентов – весов для нейронов внутри сети. В качестве основы для получения данных используются специальные карты трасс на основе переходной кривой.

Результаты. Результаты теста позволили получить точность прогнозирования равную 0,7273, среднеквадратичное отклонение для тренировочной выборки равное 0,064, а для тестовой выборки равное 0,065.

Заключение. Решение использовать нейросетевое управление электроприводом имеет право быть хорошим вариантом на замену иным алгоритмам. Кроме того, поскольку нейронные сети имеют большую гибкость и обучаемость, то на базе данного дифференциала можно также реализовать дополнительные функции помощи воителю, такие как ESP, ABS, круиз-контроль и др.

Об авторах

Андрей Анатольевич Лисов

Южно-Уральский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lisov.andrey2013@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7282-8470
SPIN-код: 1956-3662

аспирант

Россия, Челябинск

Список литературы

  1. Khan-Ngern W, Keyoonwong W. Embedded electronic differential system on two brushless DC motor drives for electric vehicle steering control. In: 2018 International Conference on Embedded Systems and Intelligent Technology & International Conference on Information and Communication Technology for Embedded Systems (ICESIT-ICICTES). IEEE; 2018. doi: 10.1109/ICESIT-ICICTES.2018.8442060
  2. Meier T, Rinderknecht S, Fietzek R. Electric power train configurations with appropriate transmission systems. SAE Technical Paper. 2011. doi: https://doi.org/10.4271/2011-01-0942
  3. Yıldırım M, Öksüztepe E, Tanyeri B, Kürüm H. Electronic differential system for an electric vehicle with in-wheel motor. In: 9th International Conference on Electrical and Electronics Engineering (ELECO). IEEE; 2015;1048–1052. doi: 10.1109/ELECO.2015.7394567
  4. Chen S, Yin G, Jin X. Study on the active steering system with direct yaw-moment control for electric vehicle with electric motored wheels. In: 35th Chinese Control Conference (CCC). IEEE; 2016:8945–8950. doi: 10.1109/ChiCC.2016.7554785
  5. Hu J.S, Wang Y, Fujimoto H, Hori Y. Robust yaw stability control for in-wheel motor electric vehicles. ASME Transactions On Mechatronics. 2017;22(3):1360–1370. doi: 10.1109/TMECH.2017.2677998
  6. Nam K, Oh S, Hori Y. Robust yaw stability control for electric vehicles based on active steering control. IEEE Vehicle Power and Propulsion Conference. IEEE; 2010:1–5. doi: 10.1109/VPPC.2010.5729202
  7. Bose BK. Neural network applications in power electronics and motor drives – An introduction and perspective. IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2007; 54(1):14–33. doi: 10.1109/TIE.2006.888683
  8. Lisov AA, Kulganatov AZ, Panishev SA. Using convolutional neural networks for acoustic based emergency vehicle detection. Modern Transportation Systems and Technologies. 2023;9(1):95–107 (in Russ.) doi: 10.17816/transsyst20239195-107
  9. Vozmilov A, Andreev L, Lisov A. Development of an algorithm for the program to recognize defects on the surface of hot-rolled metal. In: International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM). 2022:1004–1008. doi: 10.1109/ICIEAM54945.2022.9787116
  10. Cirrincione M, Pucci M, Cirrincione G, Capolino GA. Sensorless control of induction machines by a new neural algorithm: The TLS EXIN neuron. IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2007;54(1):127–49. doi: 10.1109/TIE.2006.888774
  11. Karandeev DJ, Engel EA. Direct torque control of induction motor using adaptive neurocontroller under conditions of uncertainty. Online journal “Science Studies”. 2015;5(30):124–131. doi: 10.15862/91TVN515
  12. Zhang W, Liu Z, Chen Q. Electronic differential system based on adaptive SMC combined with QP for 4WID electric vehicles. World Electric Vehicle Journal. 2021;12(3):126–132. doi: 10.3390/wevj12030126
  13. Haddoun A, Benbouzid ME, Diallo D, et al. Analysis, modeling and neural network traction control of an electric vehicle without differential gears. IEEE International Electric Machines & Drives Conference. IEEE; 2007:854–859. doi: 10.1109/IEMDC.2007.382780
  14. J Lee JS, Ryoo YJ, Lim YC, et al. A neural network model of electric differential system for electric vehicle. In: 26th Annual Conference of the IEEE Industrial Electronics Society. IECON IEEE; 2000:83–88. doi: 10.1109/IECON.2000.973130
  15. Rubaai A, Castro-Sitiriche MJ, Garuba M, Burge L. Implementation of artificial neural network-based tracking controller for high-performance stepper motor drives. IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2007;54(1):218–27. doi: 10.1109/TIE.2006.888785
  16. Jung S, su Kim S. Hardware implementation of a real-time neural network controller with a DSP and an FPGA for nonlinear systems. IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2007;54(1):265–71. doi: 10.1109/TIE.2006.888791
  17. Lin FJ, Huang PK, Chou WD. Recurrent-fuzzy-neural-network-controlled linear induction motor servo drive using genetic algorithms. IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2007;54(3):1449–1461. doi: 10.1109/TIE.2007.892256
  18. Lin CM, Hsu CF. Recurrent-neural-network-based adaptive-backstepping control for induction servomotors. IEEE Transactions on industrial electronics. 2005;5;52(6):1677–1684. doi: 10.1109/TIE.2005.858704
  19. Wlas M, Krzeminski Z, Guzinski J, et al. Artificial-neural-network-based sensorless nonlinear control of induction motors. IEEE Transactions on Energy Conversion. 2005;20(3):520–8. doi: 10.1109/TEC.2005.847984
  20. Yousefzadeh M, Azadi S, Soltani A. Road profile estimation using neural network algorithm. Journal of mechanical science and technology. 2010:24:743–54. doi: 10.1007/s12206-010-0113-1
  21. Šabanovič E, Žuraulis V, Prentkovskis O, Skrickij V. Identification of road-surface type using deep neural networks for friction coefficient estimation. Sensors. 2020;20(3):612. doi: 10.3390/s20030612
  22. Yi T, Xin Z, Liang Z, Xinn Z. Intelligent energy management based on driving cycle identification using fuzzy neural network. Second International Symposium on Computational Intelligence and Design 2009:501–504. doi: 10.1109/ISCID.2009.271

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Конфигурация трансмиссии с 2-мя независимыми двигателями сзади

Скачать (150KB)
3. Рис. 2. Структура электронной дифференциальной системы с использованием нейронной сети

Скачать (126KB)
4. Рис. 3. Схема круговой кривой

Скачать (203KB)
5. Рис. 4. Принцип вычисления отклонения для тренировки ИНС

Скачать (151KB)
6. Рис. 5. Карты поворотов для сбора данных

Скачать (119KB)
7. Рис. 6. Модель электромобиля в сборе

Скачать (279KB)
8. Рис. 7. График потерь (loss) в процессе обучения ИНС

Скачать (105KB)
9. Рис. 8. График точности прогнозирования (accuracy) в процессе обучения

Скачать (188KB)
10. Рис. 9. Графики прогноза модели нейронной сети на тестовой

Скачать (216KB)

© Лисов А.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».