№ 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Наука, культура, педагогическое образование – консолидация возможностей

Митина Л.М., Осадчева И.И., Митин Г.В.

Аннотация

В статье представлены процесс проведения и анализ результатов XIX Международной научно-практической конференции «Учитель будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик», организованной в рамках проведения Года педагога и наставника в Российской Федерации, которая состоялась 4–5 июля 2023 г. на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО» в Москве. Итоги конференции рассматриваются в контексте решения важной теоретико-практической задачи – определение благоприятных психолого-педагогических условий личностного и профессионального развития педагога будущего как конвергенции национальных традиций российского образования, современного научного знания и инновационных технологий. Именно такой педагог способен помочь учащемуся выйти на траекторию самоопределения и самореализации.

Education & Pedagogy Journal. 2024;(1):5-22
pages 5-22 views

Цифровая образовательная среда как фактор трансформации личности обучающегося

Корытова Г.С.

Аннотация

В условиях цифровизации современной системы образования происходит психологическое развитие и трансформация личности обучающегося. Вопросы, связанные с цифровизацией российского образования, активно обсуждаются в современном психолого-педагогическом сообществе. Цифровая среда выступает фактором, оказывающим влияние на процесс развития личности обучающегося. Благодаря глобальной цифровизации в современный образовательный процесс привносится много новых возможностей, но ее последствия также представляют собой серьезные социальные и психологические проблемы. Параллельно с всеобщей цифровизацией в цифровом обществе происходит формирование личности ребенка, который практически с первого момента своего рождения погружается в цифровое пространство и проживает цифровое детство. Цифровизация образования, применение новейших цифровых образовательных технологий, пребывание обучающегося в виртуальной среде оказывают существенное влияние на психологическое развитие школьника, приводят к трансформациям его поведения, формированию специфической цифровой личности. В статье приведены результаты эмпирического исследования представлений педагогических работников о личностных и поведенческих особенностях современных обучающихся, пребывающих в условиях цифрового пространства. Показано, что современные обучающиеся обладают психологическими свойствами и качествами, присущими представителям цифрового поколения.

Education & Pedagogy Journal. 2024;(1):23-35
pages 23-35 views

Обеспечение психологической безопасности современных детей в процессе организации педагогического взаимодействия с ними

Пазухина С.В.

Аннотация

Актуальность состоит в изучении особенностей организации педагогического взаимодействия с современными детьми в контексте обеспечения их психологической безопасности. Рассматриваются новые вызовы и угрозы, связанные с цифровизацией всех сфер жизнедеятельности, которые необходимо учитывать в процессе организации педагогического общения и учебного взаимодействия с детьми поколения Z. Научная новизна связана с тем, что проблема обеспечения психологической безопасности современных школьников в образовательной среде рассматривается с позиции двух подходов: возрастно-психологического и информационно-педагогического. Первый из них базируется на учете особенностей поколения Z при выстраивании взаимодействия с ними, второй подход предполагает обоснованное использования цифровых технологий в образовании с основе прогнозирования рисков и угроз, которые могут возникать при их применении. Традиционные общепсихологические закономерности обучения, воспитания, личностного развития детей пересматриваются в связи с необходимостью учета особенностей цифрового поколения и современных условий реализации образовательного процесса. Подчеркивается важность повышения авторитета учителя, развития у него педагогических способностей, формирования ценностного отношения к развитию личности ребенка, профессии, себе как постоянно само-образующейся личности и профессионалу. Выявленные риски и угрозы составляют особый пласт воспитательной работы современного учителя в контексте обеспечения психологической безопасности детей в учебном процессе и за его пределами.

Education & Pedagogy Journal. 2024;(1):36-47
pages 36-47 views

Иррациональные установки в мышлении и эмоциональное выгорание матерей

Сунцова Я.С.

Аннотация

В статье представлено описание связи феномена иррациональных установок в мышлении с показателями эмоционального выгорания матерей. Значимость проведенного исследования обусловлена необходимостью оказания психологической помощи матерям, столкнувшимся с проблемой родительского выгорания, неспособностью осуществлять свои родительские обязанности по воспитанию и развитию детей, преодолению стрессовых ситуаций, которые связаны со спецификой иррациональных установок в мышлении. Не изученность вопроса о том, как эмоциональное выгорание матерей связано с их иррациональными установками в мышлении, составило проблемное поле проведенного исследования. Представлены результаты исследования 108 матерей в возрасте от 20 до 36 лет, воспитывающие детей до 7 лет. В работе использованы следующие методики: тест «Диагностика иррациональных установок» (А. Эллис); тест «Родительское выгорание» (И.Н. Ефимова); шкала «Субъективного благополучия» (А. Перуэ-Баду, адаптация М.В. Соколовой). Выявлены связи показателей эмоционального выгорания матерей с их иррациональными установками, такими как «катастрофизация», «долженствование в отношении других», «долженствование в отношении себя», «непереносимость фрустрации», «оценочная установка». Наибольшее количество связей зафиксировано с иррациональными установками «непереносимость фрустрации» и «оценочная установка», отражающих степень непереносимости матерями различных фрустрирующих ситуаций и склонности оценивать личность в целом, по отдельным ее чертам или поступкам. В практическом плане результаты исследования могут быть использованы в консультативной, коррекционной, профилактической работе психолога, в частности в области профилактики синдрома эмоционального выгорания матерей, с целью снижения его последствий.

Education & Pedagogy Journal. 2024;(1):48-61
pages 48-61 views

Опросник самомониторинга общения М. Снайдера: короткая версия, надежность, валидность, факторная структура

Шейнов В.П., Девицын А.С.

Аннотация

Активное использование смартфонов и социальных сетей существенно влияет на качество общения. Меняются его характеристики, в частности, такой его признак, как самомониторинг общения, изучение которого весьма актуально. При этом в исследованиях активно используется созданная 40 лет назад М. Снайдером «Шкала самомониторинга общения». В отношении давно разработанных методик в психологической науке (у нас и за рубежом) сложилось убеждение, что их нужно перепроверить, поскольку ответы респондентов в настоящее время могут значительно отличаться от ответов их давних предшественников, на ответах которых много лет назад создавались эти опросники. Актуальна и установка на сокращение опросников, поскольку большие опросники вызывают трудности в сборе материалов и (как показали соответствующие исследования в офлайне и в онлайне) дают худшее качество получаемых ответов. Цели данного исследования: 1) разработка надежной и валидной короткой версии опросника «Самомониторинг общения»; 2) построение состоятельной факторной модели самомониторинга общения. Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 1911 испытуемых из Беларуси и России, в том числе 1206 женщин и 605 мужчин. В основу разработки положен классический тест М. Снайдера «Самомониторинг общения», использованы опросники зависимости от смартфона (автор – В.П. Шейнов), зависимости от социальных сетей (авторы – В.П. Шейнов, А.С. Девицын), опросник «Шкалы академической мотивации» Валлеранда (в адаптации к русскоязычному социуму Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина). Статистический анализ проведен с помощью программ пакета SPSS-22 и пакета jamovi версии 2.3.21 на базе R. В результате данного исследования сконструирована состоящая из 8 вопросов валидная и надежная короткая версия опросника «Самомониторинг общения», обладающая лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия М. Снайдера. Построена состоятельная двухфакторная модели самомониторинга общения. Короткая версия опросника «Самомониторинг общения» позволяет собирать выборки большего объема при лучшем качестве ответов.

Education & Pedagogy Journal. 2024;(1):62-74
pages 62-74 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».