Цифровая образовательная среда как фактор трансформации личности обучающегося
- Авторы: Корытова Г.С.1
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 23-35
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/270454
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2024-1-23-35
- ID: 270454
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях цифровизации современной системы образования происходит психологическое развитие и трансформация личности обучающегося. Вопросы, связанные с цифровизацией российского образования, активно обсуждаются в современном психолого-педагогическом сообществе. Цифровая среда выступает фактором, оказывающим влияние на процесс развития личности обучающегося. Благодаря глобальной цифровизации в современный образовательный процесс привносится много новых возможностей, но ее последствия также представляют собой серьезные социальные и психологические проблемы. Параллельно с всеобщей цифровизацией в цифровом обществе происходит формирование личности ребенка, который практически с первого момента своего рождения погружается в цифровое пространство и проживает цифровое детство. Цифровизация образования, применение новейших цифровых образовательных технологий, пребывание обучающегося в виртуальной среде оказывают существенное влияние на психологическое развитие школьника, приводят к трансформациям его поведения, формированию специфической цифровой личности. В статье приведены результаты эмпирического исследования представлений педагогических работников о личностных и поведенческих особенностях современных обучающихся, пребывающих в условиях цифрового пространства. Показано, что современные обучающиеся обладают психологическими свойствами и качествами, присущими представителям цифрового поколения.
Об авторах
Галина Степановна Корытова
Томский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: gkorytova@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор Томск, Россия
Список литературы
- Ivahnenko E. N., Nikol’skiy V. S. ChatGPT v vysshem obrazovanii i nauke: ugrozy or tsennyy resurs [ChatGPT in higher education and science: a threat or a valuable resource]. Vysshee obrazovanie v Rossii – Higher Education in Russia. 2023;32(4):9-22. (In Russian).
- Yanickij M.S. Psikhologicheskie aspekty tsifrovogo obrazovaniya [Psychological aspects of digital education]. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom – Professional Education in Russia and Abroad. 2019;(2):38-44 (in Russian).
- Deryuga V.E. Education of the XXI century: what dostaetsya cifre, what ostaetsya uchitelyu? In: Razvitie lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Personal development in the conditions of digitalization of education: materials of the All-Russian Scientific Conference]. Yelets, Yelets State University Publ., 2020:13-20 (in Russian).
- Musina A.A. Tsifrovaya gramotnost’ mladshikh shkol’nikov [Digital literacy of junior schoolchildren]. In: Razvitie lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Personal development in the conditions of digitalization of education: materials of the All-Russian scientific conference, October 15–16, 2020]. Yelets, Yelets State University Publ., 2020:72-176 (in Russian).
- Korytova G.S., Eremina Yu.A. Faktornaya struktura koping-povedeniya materey, vospityvayushchikh detey rannego vozrasta s normativnym urovnem psihosocial’nogo razvitiya [Factor structure of coping behavior of mothers raising toddlers with normative level of psychosocial development]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal – Siberian Journal of Psychology. 2017;(65):22-39 (in Russian).
- Belova S.V., Botova S.N., Hanaev A.S. Problema psikhologicheskoy razumnosti studentsov v usloviyah tsifrovizatsii obrazovaniya [The problem of psychological reasonableness of students in the conditions of digitalization of education]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta – Proceedings of Voronezh State University. 2022;(3):18-22 (in Russian).
- Semchuk N.N. Cifrovaya obrazovatel’naya sreda – unikal’nye vozmozhnosti [Digital educational environment – unique opportunities]. In: Razvitie lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Personal development in the conditions of digitalization of education: materials of the All-Russian Scientific Conference]. Yelets, Yelets State University Publ., 2020:286-292 (in Russian).
- Balashov O.L. Sub“ektnost’ sovremennykh podrostkov: kommunikativnyy aspekt v virtual’noy srede [Subjectivity of modern adolescents: a communicative aspect in a virtual environment]. In: Razvitie lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Personal development in the conditions of digitalization of education: materials of the All-Russian Scientific Conference]. Yelets, Yelets State University Publ., 2020:83-85 (in Russian).
- Geller G.A. Gumanizatsiya vzaimodeystviya podrostkov v informacionnoy srede [Humanization of teenagers’ interaction in the information environment]. In: Razvitie lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Personal development in the conditions of digitalization of education: materials of the All-Russian Scientific Conference]. Yelets, Yelets State University Publ., 2020:189-194 (in Russian).
- Suhorukov I.S. Psikhologicheskie mekhanizmy preodoleniya dezorientiruyushchikh vliyaniy informacionnoy sredy [Psychological mechanisms of overcoming disorienting influences of the information environment]. In: Razvitie lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Personal development in the conditions of digitalization of education: materials of the All-Russian Scientific Conference]. Yelets, Yelets State University Publ., 2020:292-299 (in Russian).
- Soldatova G.V. Tsifrovaya lichnost’ kak fenomen 21 veka: vstrecha s “novoy normal’nost’yu” [Digital personality as a phenomenon of the 21st century: meeting with the “new normality”]. Psihologicheskaya gazeta – Psychological gazeta. 2021, November 2 (in Russian). URL: https://psy.su/feed/9511/ (accessed August 8 2023).
- VCIOM: pochti dve treti rossiyan pol’zuyutsya internetom ezhednevno [VTSIOM: almost two thirds of Russians use the Internet daily]. 2018. URL: https://tass.ru/obschestvo/5585026 (accessed August 8 2023).
- Palfri Dzh., Gasser U. Deti tsifrovoy epokhi [Children of the digital age]. Moscow, EKSMO Publ., 2011:364 p. (in Russian).
- Kondakov A.M., Kostyleva A.A. Tsifrovaya identichnost’, tsifrovaya samoidentifikatsiya, tsifrovoy profil’: postanovka problemy [Digital identity, digital self-identification, digital profile: problem statement]. Vestnik RUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya – RUDN Journal of Informatization in Education. 2019;16(3):207-218 (in Russian).
- Ozhiganova E.M. Teoriya pokoleniy N. Houva i V. Shtrausa [Theory of generations by N. Howe and V. Strauss. Possibilities of practical application]. Business education v ekonomike znaniy. 2015;(1):1-4 (in Russian).
- Vasilenko S.V. Psychological features of generation Z (digital generation)]. In: Razvitie lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Personal development in the conditions of digitalization of education: materials of the All-Russian Scientific Conference]. Yelets, Yelets State University Publ., 2020:91-93 (in Russian).
- Korytova G.S., Korytova A.I., Eremina Yu.A. Faktornaya struktura rannego materinskogo kopinga s pozicii raznourovnevogo psihosocial’nogo razvitiya rebenka [Factor structure of early maternal coping in terms of different levels of child psychosocial development]. Science for Education Today. 2019;9(3):157-170 (in Russian).
- Arshinskaya E.L., Korytova G.S. Vzaimodejstvie psihologa i pedagogov shkoly po resheniyu osnovnyh zadach psihoprofilaktiki [Teacher-psychologist cooperation as a means to solve major problems of psycho-prophylaxis]. Psihologo-pedagogicheskiy poisk – Psychological and pedagogical search. 2014;(4 (32)):109-116 (in Russian).
- Korytova G.S. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika (teoreticheskie osnovaniya) [Psychological and pedagogical diagnostics (theoretical foundations)]. Tomsk, Tomsk State Pedagogical University, Publ. 2016:272 p. (in Russian).
- Korytova G.S. Vnutrennyaya kartina zdorov’ya i social’nye predstavleniya o nem studentsov pedagogicheskogo vuza [The internal picture of health and social ideas about it of pedagogical university students]. Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal – Siberian Journal of Psychology. 2012;(46):131-143 (in Russian).
Дополнительные файлы
