Обеспечение психологической безопасности современных детей в процессе организации педагогического взаимодействия с ними

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность состоит в изучении особенностей организации педагогического взаимодействия с современными детьми в контексте обеспечения их психологической безопасности. Рассматриваются новые вызовы и угрозы, связанные с цифровизацией всех сфер жизнедеятельности, которые необходимо учитывать в процессе организации педагогического общения и учебного взаимодействия с детьми поколения Z. Научная новизна связана с тем, что проблема обеспечения психологической безопасности современных школьников в образовательной среде рассматривается с позиции двух подходов: возрастно-психологического и информационно-педагогического. Первый из них базируется на учете особенностей поколения Z при выстраивании взаимодействия с ними, второй подход предполагает обоснованное использования цифровых технологий в образовании с основе прогнозирования рисков и угроз, которые могут возникать при их применении. Традиционные общепсихологические закономерности обучения, воспитания, личностного развития детей пересматриваются в связи с необходимостью учета особенностей цифрового поколения и современных условий реализации образовательного процесса. Подчеркивается важность повышения авторитета учителя, развития у него педагогических способностей, формирования ценностного отношения к развитию личности ребенка, профессии, себе как постоянно само-образующейся личности и профессионалу. Выявленные риски и угрозы составляют особый пласт воспитательной работы современного учителя в контексте обеспечения психологической безопасности детей в учебном процессе и за его пределами.

Об авторах

Светлана Вячеславовна Пазухина

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Автор, ответственный за переписку.
Email: pazuhina@mail.ru
доктор психологических наук, доцент Тула, Россия

Список литературы

  1. Mazurova E.V. Formirovanie psikhologicheski bezopasnoy obrazovatel’noy sredy: diagnosticheskiy instrumentariy, programmy i tekhnologii [Formation of a psychologically safe educational environment: diagnostic tools, programs and technologies]. Barnaul, Altai Regional Center for Psychological, Pedagogical, medical and social assistance Publ., 2019:72 p. (in Russian).
  2. Baeva I. A., Gayazova L. A., Kondakova I. V., et al. Psikhologicheskaya bezopasnost’ lichnosti i tsennosti podrostkov i molodezhi [Psychological security of the personality and values of adolescents and young people]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye – Psychological Science and Education. 2020;25(6):5-18 (in Russian).
  3. Ostapenko R.I., Ostapenko G.S., Shcherbakova I.V. Obespecheniye psikhologicheskoy bezopasnosti lits s ogranichennymi vozmozhnostyami s uchetom gendernykh i vozrastnykh razlichiy. Perspectives of Science and Education. 2021;(3 (51)):316-328.
  4. Lyashko V.G. Bezopasnost’ zhiznedeyatel’nosti [Life safety]. Tula, Publishing House of Tula State University Publ., 2015:236 p. (in Russian).
  5. Kovrov V.V. Sovremennyye vyzovy psihologicheskoy bezopasnosti obrazovatel’noy sredy [Modern challenges of psychological safety of the educational environment]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena – Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. 2013;(158):56-67 (in Russian).
  6. Tylets V.G., Krasnyanskaya T.M., Iokhvidov V.V. Temporal’nyye markery psikhologicheskoy bezopasnosti sub’’ektov pozdnikh periodov zhizni [Temporal markers of psychological safety of subjects of late periods of life]. Problemy sovremennogo obrazovaniya – Problems of modern education. 2019;(4):84-97 (in Russian).
  7. Gumenyuk D.Yu., Tsvetkov A.V. Ob indikatorakh psikhologicheskoy bezopasnosti obrazovatel’nogo prostranstva shkoly [On indicators of psychological safety of the educational space of the school]. Vectnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki – Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2007; (10(54)):138-139 (in Russian).
  8. Ozhiganova E.M. Teoriya pokoleniy N. Houva i V. Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya [Theory of generations by N. Howe and V. Strauss. Practical application possibilities]. Biznes-obrazovaniye v ekonomike znaniy – Business education in the Knowledge Economy. 2015;(1). (in Russian) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnostiprakticheskogo-primeneniya/viewer (accessed 04.12.2023).
  9. Dutko Yu.A. Pokoleniye Z: osnovnyye ponyatiya, kharakteristiki i sovremennyye issledovaniya [Generation Z: basic concepts, characteristics and modern research]. Problemy sovremennogo obrazovaniya – Problems of modern education. 2020;(4):28-37 (in Russian).
  10. Bol’shinstvo shkol’nikov v RF khotyat zarabatyvat’ blogerami: opros [Most schoolchildren in the Russian Federation want to earn money as bloggers: opros]. Informatsionnoye agentstvo “Krasnaya Vesna”. 29 noyabrya 2021 g. (in Russian) URL: https://rossaprimavera.ru/news/f93b1dd3 (accessed 26 July 2023).
  11. Bozhovich L.I. Lichnost’ i eye formirovaniye v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint Peterburg, Piter Publ., 2008:398 p. (in Russian).
  12. Kozinets P.A. Tsifrovizatsiya v obrazovanii: problemy, riski, perspektivy [Digitalization in education: problems, risks, prospects]. Akademiya pedagogicheskih proektov Rossiyskoy Federatsii (in Russian). URL: https://педпроект.рф/козинец-п-апубликация/ (accessed 26 July 2023).
  13. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. 3rd ed Moscow, MPSU Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 2010:447 p. (in Russian).
  14. Gor’kiy M. A.P. Chekhov [A.P. Chekhov]. Moscow, Eksmo Publ., 2003:18 p. (in Russian).
  15. Gordeeva T.O. Kognitivnyye i obrazovatel’nyye effekty sistemy razvivayushchego obucheniya D.B. El’konina – V.V. Davydova: vozmozhnosti i ogranicheniya [Cognitive and educational effects of the system of developmental learning D.B. Elkonin – V.V. Davydov: opportunities and limitations]. Kul’turno-istoricheskaya psikholgoya – Cultural and historical psychology. 2020;16(4):14-25 (in Russian).
  16. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskiye sochineniya [Pedagogical essays]. In 6 volumes. Ed. collegium: S.F. Egorov, I.D. Zverev, et al. Moscow, Pedagogika Publ., 1990;(5):15 (in Russian).
  17. Pazukhina S.V. Tsennostnoye otnosheniye budushchego pedagoga k lichnosti uchashchegosya: antropologicheskiy podkhod. Avtoref. dis. dokt. psikhol. nauk [Value attitude of the future teacher to the student’s personality: an anthropological approach. Abstract of thesis doc. psychol. sci.]. Moscow, 2012:47 p. (in Russian).
  18. Uchitel’ i uchenik: tsitaty o vzaimootnosheniyakh [Teacher and student: quotes about the relationship] (in Russian). URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/265718117 (accessed 26 July 2023).
  19. Natanzon E.Sh. Priemy pedagogicheskogo vozdeystviya [Methods of pedagogical influence]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1972:215 p. (in Russian).
  20. Kozlova S.A., Shakhmanova A.S. Metod “razvivayushchego diskomforta” v vospitanii detey doshkol’nogo vozrasta [The method of “developing discomfort” in the upbringing of preschool children]. A preschooler. The methodology and practice of education and training. Moscow, School Press Publ., 2018;(5):19-26 (in Russian).
  21. Sorokoumova E.A., Zhurinskaya V.O. Psikhologicheskaya gotovnost’ k shkole detey pokoleniya Z [Psychological readiness for school of children of generation Z]. Kollektsiya gumanitarnykh issledovaniy – Collection of humanitarian studies. 2017; (3(6)):69-76 (in Russian).
  22. Zakirova-Zieva E.V. Uchebnoye sotrudnichestvo kak usloviye formirovaniya kommunikativnoy kompetentnosti uchashchegosya nachal’noy shkoly [Educational cooperation as a condition for forming the communicative competence of a primary school student]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta – Buletin of Voronezh state technical University. 2012;8(10-2):77-81 (in Russian).
  23. Vlasov V.S. Sfera obshcheniya podrostkov kak faktor sotsializatsii v podrostkovom vozraste [The sphere of communication of adolescents as a factor of socialization in adolescence]. Innovatsionnaya nauka – Innovative science. 2021;(5):188-193 (in Russian).
  24. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub’’ektivnoy real’nosti v ontogeneze [Psychology of human development. The development of subjective reality in ontogenesis]. Moscow, Publishing House of the Orthodox St. Tikhon’s University for the Humanities Publ., 2013:395 p. (in Russian).
  25. Khanova T.G., Serebrovskaya N.E., Bednaya P.A. Osobennosti professional’nogo samoopredeleniya v starshem shkol’nom vozraste [Features of professional self-determination in high school age]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. 2022;(76-1):316-319 (in Russian).
  26. Zaporozhets A.V. Psikhicheskoye razvitiye rebenka [Mental development of the child]. In: Izbrannye psikhologicheskiye trudy: v 2 tomakh [Selected psychological works: in 2 volumes]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986;1:381 p. (in Russian).
  27. Teacher and student: quotes about the relationship [Uchitel’ i uchenik: citaty o vzaimootno-sheniyah]. (in Russian). URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/265718117 (accessed 04.12.2023).
  28. Natanzon E.S. Methods of pedagogical influence [Priemy pedagogicheskogo vozdejstviya]. 2nd ed., ispr. and add. Moscow: Enlightenment, 1972. 215 p. (in Russian).
  29. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology [Pedagogicheskaya psihologiya]. Moscow: AST [et al.], 2005, 670 p. (in Russian).
  30. Uchitel’ i uchenik: tsitaty o vzaimootnosheniyakh [Teacher and student: quotes about the relationship]. (in Russian). URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/265718117 (accessed 04.12.2023).
  31. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, AST Publ., 2005:670 p. (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».