🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Theatrical activities as a factor in the formation of historical thinking in primary school children during their study in an Orthodox Sunday school

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The object of the study is the formation of historical thinking in primary school students. The subject of the study is theatrical activity as a factor in the formation of historical thinking in primary school students in the process of studying in an Orthodox Sunday school. The relevance of the work is determined by the consequences of the crisis of spirituality in the late 20th - early 21st centuries. The mass introduction of extreme liberal values led to the loss of clear spiritual guidelines for the personal development of the younger generation and the loss of awareness of the significance of historical processes and the loss of faith in the possibility of influencing them of each specific person.

The article raises the problem of using the pedagogical traditions of the parish and modern Orthodox Sunday school in secular education. According to the author, theatrical activity based on the cultural principles of Christian thinking allows to level the situation of methodological uncertainty in the formation of historical thinking and a stable matrix of spiritual values of the individual in secular and Orthodox Sunday schools. The leading research methods in the work are theoretical and analytical, systemic, problem-historical, comparative analysis, which made it possible to determine the pedagogical advantages of the Orthodox Sunday school in the development of the cultural foundations of historical thinking in primary school students.

As a result, the thesis is substantiated that theatrical activity based on the Christian type of thinking allows developing communicative, intellectual, adaptive abilities in primary school students. In the process of theatrical activity, the personal experience of the primary school student is enriched through comprehension, comparison on a historical scale, analysis of the actions of the Old and New Testament heroes and characters. Theatrical activity in the form of a role-playing game activates different types of memory in children (family, historical, ethnic, etc.) and contributes to the formation of historical thinking on this basis.

About the authors

Savvatij Nikitin

Tambov Theological Seminary

Email: serz4868@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7616-1263
Hieromonk, Senior Lecturer Department of Philological and Church- Practical Disciplines Vice-Rector for Educational Work

References

  1. Союз писателей России раскритиковал современные детские книги (27.09.2024) // BOOKMIX: клуб любителей книг : сайт. URL: https://bookmix.ru/news/index.phtml?id=17948 (дата обращения: 01.04.2025).
  2. Антонова О. А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5, № 12. С. 335-344.
  3. Артюхова Т. Ю, Петрова Т. И. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 31-35.
  4. Дивногорцева С. Ю. Развитие православной культуры в современной России // Педагогика. 2011. № 4. С. 50-59.
  5. Жужгова Н. В. Формирование исторического мышления в условиях современного образования // Пермский педагогический журнал. 2011. № 22. С. 91-95.
  6. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. Москва : Зимородок, 2006. 418 с.
  7. Максимова С. М. Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника // Молодой учёный. 2016. № 13 (117). С. 824-826.
  8. Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2015. 240 с.
  9. Мищенко Т. А., Шаболтай А. Проблема формирования исторического мышления и содержание учебников по истории России XX-XXI вв. (на примере изучения Великой Отечественной войны) // Копытинские чтения - IV : сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Могилев, 19-20 марта 2020. Могилев : Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2020. С. 94-96.
  10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. Москва : Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
  11. Никитин С. В. Театрализованная деятельность как механизм религиозной социализации младших школьников в условиях обучения в православной воскресной школе // Православный собеседник. 2023. № 1 (31). С. 142-151.
  12. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: автореф.дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Москва, 2009. 23 с.
  13. Никонова Н. И. К проблеме содержания понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе // Наука и образование. 2010. № 1. С. 70-73.
  14. Орлов М. О. Изучение религиозных традиций как фактор обеспечения светского характера культуры и образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 405-409.
  15. Савватий (Никитин С. В.), иеродиак. Возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 3 (24). С. 179-190.
  16. Склярова Т. В. Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 35-37.
  17. Уфимцева Е. И. Воскресная школа в системе религиозного образования Русской Православной Церкви // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 44-52.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».