🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Театрализованная деятельность как фактор формирования исторического мышления у младших школьников в условиях обучения в православной воскресной школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Объектом исследования выступает формирование исторического мышления у младших школьников. Предметом исследования является театрализованная деятельность как фактор формирования исторического мышления у младших школьников в процессе обучения в православной воскресной школе. Актуальность работы определяется последствиями кризиса духовности в конце XX - начале XXI века. Массовое внедрение крайних либеральных ценностей привело к потере четких духовных ориентиров для личностного развития молодого поколения, утрате осознания значимости исторических процессов и потере веры в возможность влияния на них каждой конкретной личности.

В статье поднимается проблема использования педагогических традиций церковно-приходской и современной православной воскресной школы в светском образовании. По мнению автора, нивелировать ситуацию методологической неопределенности при формировании исторического мышления и устойчивой матрицы духовных ценностей личности в светской и православной воскресной школах позволяет театрализованная деятельность, основанная на культурологических принципах христианского мышления.

Ведущими методами исследования в работе являются теоретикоаналитический, системный, проблемно-исторический, компаративный анализы, которые позволили определить педагогические преимущества православной воскресной школы в развитии культурологических основ исторического мышления у младших школьников.

В результате обосновывается тезис о том, что театрализованная деятельность, основанная на христианском типе мышления, позволяет развивать у младшего школьника коммуникативные, интеллектуальные, адаптивные способности. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение личного опыта у младшего школьника посредством осмысления, сопоставления в историческом масштабе, анализа поступков ветхо- и новозаветных героев и персонажей. Театрализованная деятельность в форме сюжетно-ролевой игры активизирует у детей разные виды памяти (родовую, историческую, этническую и др.) и способствует формированию на этой основе исторического мышления.

Об авторах

Савватий Никитин

Тамбовская духовная семинария

Email: serz4868@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7616-1263
иеромонах, старший преподаватель кафедры филологических и церковно-практических дисциплин, проректор по воспитательной работе

Список литературы

  1. Союз писателей России раскритиковал современные детские книги (27.09.2024) // BOOKMIX: клуб любителей книг : сайт. URL: https://bookmix.ru/news/index.phtml?id=17948 (дата обращения: 01.04.2025).
  2. Антонова О. А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5, № 12. С. 335-344.
  3. Артюхова Т. Ю, Петрова Т. И. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 31-35.
  4. Дивногорцева С. Ю. Развитие православной культуры в современной России // Педагогика. 2011. № 4. С. 50-59.
  5. Жужгова Н. В. Формирование исторического мышления в условиях современного образования // Пермский педагогический журнал. 2011. № 22. С. 91-95.
  6. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. Москва : Зимородок, 2006. 418 с.
  7. Максимова С. М. Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника // Молодой учёный. 2016. № 13 (117). С. 824-826.
  8. Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2015. 240 с.
  9. Мищенко Т. А., Шаболтай А. Проблема формирования исторического мышления и содержание учебников по истории России XX-XXI вв. (на примере изучения Великой Отечественной войны) // Копытинские чтения - IV : сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Могилев, 19-20 марта 2020. Могилев : Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2020. С. 94-96.
  10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. Москва : Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
  11. Никитин С. В. Театрализованная деятельность как механизм религиозной социализации младших школьников в условиях обучения в православной воскресной школе // Православный собеседник. 2023. № 1 (31). С. 142-151.
  12. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: автореф.дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Москва, 2009. 23 с.
  13. Никонова Н. И. К проблеме содержания понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе // Наука и образование. 2010. № 1. С. 70-73.
  14. Орлов М. О. Изучение религиозных традиций как фактор обеспечения светского характера культуры и образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 405-409.
  15. Савватий (Никитин С. В.), иеродиак. Возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 3 (24). С. 179-190.
  16. Склярова Т. В. Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 35-37.
  17. Уфимцева Е. И. Воскресная школа в системе религиозного образования Русской Православной Церкви // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 44-52.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».