Том 7, № 1 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 24.06.2025
- Статей: 9
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-5480/issue/view/18412
Весь выпуск
Теория и философия культуры
«Сакральная вертикаль» России как страны-цивилизации в парадигме «информация – коммуникация – культура»
Аннотация
Введение. Актуальность исследования связана с важностью решения проблемы информатизации российской культуры, осознания современной наукой потенциала культурно-информационных ресурсов России, необходимых для воспроизводства российской идентичности, что особенно остро ощущается в условиях информационной экспансии западной культуры. «Уход» культуры в виртуальные миры цифровых экосистем и метавселенных актуализирует тему цивилизационного будущего России в парадигме «информация – коммуникация – культура». Возникает социальный запрос на ясную артикуляцию целей исторического развития страны и ее обеспечение новейшими информационными технологиями. Цель исследования – анализ трудов известных российских мыслителей и современных авторов, позволяющих раскрыть сущность информационной природы культуры и ее роль в сохранении цивилизационной идентичности России.
Материалы и методы. Материалом исследования являются философские и культурологические концепции информации и культуры, способствующие решению проблемы информатизации российской культуры, осмыслению социокультурных процессов, происходящих в современном российском обществе. Анализируя тексты с высокой ценностной и символической нагрузкой, позволяющие репрезентировать «сакральную вертикаль» России как стержень ее культурной идентичности (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Ю. М. Лотман, В. С. Степин, В. Л. Цымбурский и др.), автор использует методологию культурологической герменевтики. Применяются элементы социокодового анализа и нуклеарной концепции культуры А. И. Ракитова, позволяющие интерпретировать культуру в терминах информационных технологий.
Результаты исследования и их обсуждение. Представляя цивилизационное будущее страны, автор обосновывает потенциал культурно-информационных ресурсов, который необходим для воспроизводства российской идентичности. Информация и культура рассматриваются в качестве независимых переменных по отношению к макросистеме «Россия – страна-цивилизация». Культура как надбиологическая программа кодирования и транслирования накопленного социального опыта рассматривается одновременно и как традиция, и как генератор новых программ деятельности. Информация представлена как категория, позволяющая описать процессы приведения социальных объектов в ту или иную социокультурную форму. Информационная природа культуры делает ее доминирующим фактором исторического развития, при этом борьба за историческое выживание сопряжена со столкновениями и конфликтами в сфере культуры. Поскольку ядро культуры (базовые сакральные ценности и смыслы) имеет информационную природу, автор делает вывод о важности технологического обеспечения его сохранности во внутрироссийском пользовании и активного транслирования его содержания вовне.
Заключение. Сделанные автором выводы вносят вклад в осмысление современных культурных процессов в России, проблем информационного суверенитета страны, воспроизводства российской идентичности. Материалы статьи могут быть полезны в исследовательской и преподавательской деятельности.



Камертон философии культуры: история экранизаций романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения проблемы перевода на язык кинематографа классики мировой литературы и связанной с ней проблемы разграничения понятий «экранизация», «фильм, созданный по мотивам», «режиссерская версия классического текста». В статье исследуются три экранных версии романа Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» (1929): «На Западном фронте без перемен» (1930; реж. Льюис Майлстоун, США); «На Западном фронте без перемен» (1979, реж. Делберт Манн, США); «На Западном фронте без перемен» (2022, реж. Эдвард Бергер, Германия). Цель исследования – установление обоснованности классификации указанных фильмов как экранизаций, анализ историко-культурных, социополитических и эстетических факторов их успешности в конкретных исторических контекстах, а также оценка последствий режиссерской интерпретации исходного материала для рецепции аудиторией и трансформации культурного канона.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили роман Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» и три его экранных воплощения. Методология исследования – главным образом, рефлексия в парадигме феноменологии интермедиальности. Автор использует интегративный и системно-культурологический подходы, историко-ситуационный принцип (позволяющий проанализировать особенности культурной среды функционирования современной кинопродукции), методы сравнительно-исторического (для выявления общего и специфического в развитии кинематографа на определенном этапе общественной жизни) и культурно-исторического (для определения специфики ценностных ориентацией человека и общества в современных социокультурных условиях) анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Наибольшую симпатию публики вызвала самая поздняя «экранизация» романа Э. М. Ремарка, максимально отдаленная, по сравнению с предыдущими, от исходного материала. Это приводит к определенным выводам философско-эстетического (о судьбе реализма в искусстве), аксиологического, этического, а также социально-педагогического характера: экспрессионистское мировидение начала прошлого века закономерно теряет актуальность в 1970-х гг.; миллениум же, когда постмодернистское мышление все дальше уводит нас от исторической правды, заменяет психологизм экшеном, богатую внутреннюю жизнь героев – внешней событийностью в парадигме триллера. Автор обеспокоен наблюдаемой у нынешнего поколения тенденцией знакомиться с реальными историческими событиями (ставшими первопричиной этики и эстетики «потерянного поколения») через призму «осмысления осмысленного», т. е. через призму современного режиссерского видения литературного произведения, отразившего духовную культуру «потерянного поколения».
Заключение. Статья вносит вклад в изучение проблемы интермедиальности, в частности, перевода литературных произведений на язык кино, а также влияния различных версий «экранизации» классики на общественное сознание.



Теория искусства
Пластическое мышление в хореографическом искусстве: к основам анализа и синтеза
Аннотация
Введение. Теоретическое исследование пластического мышления в хореографическом искусстве предполагает границы его измерения как антропоизменяемого феномена и практического вида художественной деятельности человека. Поскольку важность указанной проблематики усиливается в российской и зарубежной искусствоведческой практике, данная тема становится ключевой для современных методологических исследований. Цель исследования – изучить и представить модальность пластического мышления в хореографическом искусстве через анализ и синтез прикладного искусствоведения.
Материалы и методы. В качестве теоретической опоры использовались фундаментальные труды российских и зарубежных ученых, посвященные исследованию рациональных и внерациональных оснований творчества; историко-теоретические исследования природы хореографического искусства с включением смысловых значений танцевального творчества; современные научные модели анализа тела и специфичности его функционирования в хореографии. Иконографический анализ применялся для изучения взаимосвязи телесных практик с культурными и сценическими формами через движение. Формальный анализ использовался для классификации типологических сред танца (чувственная, интеллектуальная, экспериментальная и др.). Сравнительно-сопоставительный анализ проводился через сопоставление языка тела, пространства и времени в академическом и современном танце, что позволило выявить их ключевые различия и эволюцию. Историко-культурный анализ был задействован для изучения телесного опыта в танце как культурно-антропологического феномена в исторической перспективе.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование базируется на поиске новых типологических планов пластического мышления, тела и движения, а также выявлении новых когнитивных форм трансляции человеческого опыта в хореографическом искусстве с учетом комплексных подходов и междисциплинарных методических связей в философии и антропологии искусства. Анализируется пространствопонимание танца как феномен объемного смысла и структурности пластического мышления. Показано, как постепенно складывались структурно-системные образования пластического мышления в хореографическом искусстве в контексте теоретического и прикладного искусствоведения.
Заключение. Данное исследование вносит вклад в область историко-теоретических и философско-методологических основ искусствоведения. Основные части научной работы посвящены анализу роли пластического мышления в хореографическом искусстве в антропологическом аспекте. Полученные результаты могут быть полезны для исполнителей и педагогов хореографов, а также экспертов, интересующихся актуальными вопросами современного пластического театра.



Теория интертекстуальности в современном музыковедении (на примере китайско-российского культурного диалога)
Аннотация
Введение. В XX в. музыкальное искусство перешло на новый виток развития и на современном этапе характеризуется тенденцией к полистилистике, развернутостью музыкальной практики ко всей культурной традиции. В связи с этим в публикациях современных музыковедов наблюдается рост интереса к проблемам диалогичности, полистилистики и интертекстуальности. Цель исследования – изучить вопрос развития теории интертекстуальности (в основе которой – диалогический принцип М. М. Бахтина) в исследованиях музыкального искусства.
Материалы и методы. В фокусе исследования находятся музыкальные произведения китайских композиторов, а также их рефлексия в современных музыковедческих трудах. Методологической основой работы выступает культурологический подход, который трактует интертекстуальность как феномен, укорененный в национально-культурном контексте. В исследовании применяется комплекс методологических подходов: интертекстуальный (для детального изучения конкретных произведений китайской музыки), интегративный (для использования широкой эмпирической базы различных областей гуманитарных наук), аксиологический (для установления ценностных ориентиров взаимодействующих культур) и диалогический метод (способствующий осмыслению музыкальных традиций).
Результаты исследования и их обсуждение. Авторы показывают, что современное музыковедение идет по пути освоения уже накопленного научного опыта в смежных областях гуманитарного знания и старается выработать собственные методы исследования текста, в частности, путем обращения к интертекстуальности как механизму сохранения и передачи культурной информации. Интертекстуальность в музыке реализуется как условие и способ существования текста в семиотической культурной среде применительно к композиционному процессу отдельного художника с учетом индивидуальных приемов межтекстового взаимодействия, результатом которого становится диалог самобытных культурных концепций.
Заключение. Исследование вносит вклад в разработку теории интертекстуальности и ее применения при анализе музыки, в изучение китайско-российского культурного диалога. Материалы статьи могут быть полезны специалистам в области сравнительного музыковедения, изучения китайской музыкальной культуры, китайско-российских культурных взаимосвязей.



Литературоведение и лингвистика
Язык современного поэтического эссе и метаязык культуры:к проблеме лингвокультуротворчества
Аннотация
Введение. Язык современного поэтического эссе рассматривается как культурно-символическая система, особый поэтико-философский тезаурус, понимание которого сопряжено с овладением метаязыком русской культурной матрицы. Исследование языка поэтического эссе подчеркивает сложность и многогранность проблемы поэтического языка, сводящейся к освоению символического метаязыка русской культуры и ее констант. Цель исследования – анализ современных методов изучения поэтического эссе как продукта лингвокультуротворческой деятельности, требующего овладения особым метаязыком культуры.
Материалы и методы. Материал исследования – жанр поэтического эссе. В работе применяются культурно-генетический и типологический подходы, раскрывающие поэтическое эссе как феномен лингвокультуротворчества, в котором пересекаются литература, культура и общество. Теоретической основой выступают труды по литературоведению, семиотике и философии языка, что способствует комплексному изучению структуры и метаязыковой природы жанра. Используется диалогическая методология М. М. Бахтина, позволяющая рассматривать поэзию как динамическое взаимодействие различных культурных традиций, исторических эпох и индивидуальных мировоззрений. Анализ концептной структуры поэтического эссе фундирован эволюционно-семиотическими рядами Ю. С. Степанова.
Результаты исследования и их обсуждение. Автор предлагает комплексную методологию исследования современного поэтического эссе, которая объединяет культурно-генетический и типологический подходы, проясняющие взаимодействие литературы, культуры и общества. Концептная система поэтического эссе в рамках такой методологии позволяет выявить систему ценностей автора и составить представление о тезаурусе констант русской культуры, неизменно воплощающих в актуальной форме поэзиса ее архетипы. Современное поэтическое эссе обладает синтетическими свойствами поэтического, философского текста и признаками эссе – конкретно-прозаического текста, ограниченного заданностью темы и рамками компактного объема.
Заключение. Материалы статьи могут быть полезны в научной и педагогической работе при анализе современного поэтического творчества. Сделанные автором выводы вносят вклад в понимание метаязыковой специфики современного поэтического эссе и в целом способствуют более глубокому осознанию механизмов лингвокультуротворчества и восприятия литературы.



Мужской лирический субъект в поэзии Алины Подгорновой
Аннотация
Введение. Статья посвящена изучению поэтики современной мордовской женской лирики. Предметом исследования является субъектная организация лирических текстов эрзянского автора Алины Подгорновой. Цель исследования – раскрыть специфику репрезентации мужского субъекта в ее стихотворениях.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили произведения Алины Подгорновой. В работе использованы традиционные методы литературоведческого анализа: структурно-семантический, метод целостного анализа художественного текста.
Результаты исследования и их обсуждение. В лирике Алины Подгорновой представлен мужской лирический субъект, что свидетельствует об обновлении и обогащении мотивно-образного кластера национальной женской поэзии. Маскулинный лирический субъект не является постоянной формой авторской саморепрезентации, обращение к «мужской маске» обусловлено постмодернистским мироощущением автора, его стремлением изменить устоявшийся гендерный миропорядок, посмотреть на мир глазами мужчины. Поэт моделирует взаимоотношения между женщиной и мужчиной в соответствии с индивидуально-творческой позицией, создает субъективное представление о манере поведения, интенциях мужчины, традиционных маскулинных чертах и их трансформации в определенных условиях. Раскрыта методика репрезентирования мужского субъекта в стихотворениях Алины Подгорновой, основанная на переосмыслении мужского и женского архетипов и опровержении идеологии гегемонной маскулинности, вследствие чего мужской субъект часто изображается в сатирическом ракурсе, наделяется негативными коннотациями (слабость характера, отсутствие этических принципов), вызывает разнородные эмоции реципиента.
Заключение. Материалы статьи могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин филологического профиля в вузе. Перспективы дальнейшего исследования проблемы связаны с изучением особенностей субъектной организации лирических произведений авторов-женщин.



Биографические и архивные исследования
Непримиримый «неофициальный оппонент» М. М. Бахтина (реконструкция биографии М. П. Теряевой)
Аннотация
Введение. Актуальность исследования заключается в необходимости создания наиболее объективной и точной научной биографии М. М. Бахтина. Одним из условий достижения этого является воссоздание ее контекста, что предполагает, в частности, характеристику представителей окружения мыслителя: как друзей, так и недоброжелателей. Цель исследования – дать представление о личности «неофициального оппонента» на защите диссертации М. М. Бахтина – М. П. Теряевой.
Материалы и методы. В статье использованы разнообразные источники: протокол защиты диссертации М. М. Бахтина и связанные с ней материалы, введенные в научный оборот Н. А. Паньковым; тексты М. П. Теряевой, ее сестры – В. П. Зазубриной-Теряевой и дочери – И. И. Липилиной; издания научного, справочного, документального и популярного характера, содержащие информацию о представителях семьи Теряевых и лицах, входивших в их близкое окружение, и др. Применялись историко-культурный, сравнительно-исторический и биографический методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенная реконструкция биографии М. П. Теряевой показывает, что формирование ее личности происходило в непростых обстоятельствах жизни ее семьи, оказавшейся вовлеченной в жестокие события революции и Гражданской войны, пережившей репрессии 1930-х гг., утраты в Великой Отечественной войне. Автор приводит аргументы в пользу того, что «образ» М. П. Теряевой, рассматриваемый в бахтиноведении как однозначно негативный, заслуживает более корректных оценок: ее отношение к диссертации М. М. Бахтина не определялось какими-либо конъюнктурными соображениями, она была убежденным «борцом» с любыми (действительными или мнимыми) отклонениями от идеалов, которые отстаивала с юности и которым оставалась верна до конца.
Заключение. Статья вносит вклад в реконструкцию историко-литературного и социокультурного контекста, связанного с фигурой М. М. Бахтина, в устранение лакун в его научной биографии, в исследование его окружения. Сделанные автором выводы позволяют переосмыслить некоторые ключевые эпизоды истории академической жизни советского периода, избегая их упрощенных, однозначных трактовок. Материалы статьи могут быть полезны бахтиноведам, специалистам в области истории социально-гуманитарной науки в СССР.



Издания с маргиналиями М. М. Бахтина (из архива мыслителя)
Аннотация
Введение. Проблемы создания научной биографии М. М. Бахтина в последнее десятилетие находятся в центре внимания бахтиноведов. Читательские пометы философа на различных изданиях, включая художественные произведения и учебные пособия, остаются неиследованными и представляют интерес для дальнейшего изучения. Цель исследования – представить список изданий с бахтинскими маргиналиями из личного архива мыслителя.
Материалы и методы. Основным материалом для исследования послужили книги и статьи с читательскими пометами М. М. Бахтина из его личного архива, собрание сочинений М. М. Бахтина. Биографический метод использован для анализа взаимосвязи жизненного пути, концепции «малого времени» и творчества ученого в контексте его «персональной среды»; описательный – для систематизации маргиналий и реконструкции рабочих процессов Бахтина; сравнительно-исторический – для выявления творческих диалогов мыслителя с современниками на фоне эволюции гуманитарной мысли XX в.
Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлен алфавитный список 19 книг и оттисков статей с маргиналиями М. М. Бахтина из личного архива мыслителя. Авторы отмечают, что страницы всех изданий хранят карандашные пометы М. М. Бахтина (от одной до семи линий на полях), читательские знаки «NB», в отдельных случаях – дополнительное горизонтальное подчеркивание словосочетаний и предложений. Обоснована важность детального изучения этих изданий в контексте научной биографии М. М. Бахтина, определения источниковедческой ценности сохранившихся читательских помет на полях конкретных книг и статей, осмысления бахтинских маргиналий с точки зрения созвучия проработанных текстов научным интересам ученого в определенный период, а также рассмотрения ряда изданий с читательскими пометами как материала, который М. М. Бахтин использовал в преподавательской и просветительской деятельности.
Заключение. Исследование маргиналий и переходных текстов М. М. Бахтина позволяет уточнить представления о его работе с источниками, восстановить контуры научного диалога с современниками и предшественниками, а также определить оригинальность его идей в контексте интеллектуальных трендов времени. Перспективы исследования связаны с восстановлением и изучением бахтинских диалогов в соответствии с его идеей диалогизирующего чтения.



Хроники


