Риск-ориентированное профессиональное развитие будущих инженеров как научно-педагогическая проблема

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Переход к новому технологическому укладу актуализирует повышение значимости инженерного образования. Требования к подготовке будущих инженеров предполагают помимо универсальных и профессиональных компетенций профессиональное развитие специалиста, умеющего обеспечить безопасность промышленного производства и своевременное снижение риск-образующих факторов. Это актуализирует необходимость осуществления риск-ориентированного профессионального развития будущих инженеров.

Цель – анализ научных подходов к профессиональному развитию инженерных специалистов, обладающих рискологическими компетенциями.

Материалы и методы. В качестве методов исследования были использованы методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение) и методы конкретно-научного уровня (систематизация и обобщение концепций, контент-анализ).

Результаты. Подготовка инженеров к управлению профессиональными и техногенными рисками является объективной необходимостью,  обусловленной, с одной стороны,  государственным заказом, связанным с созданием условий для профессионального развития специалистов в области управления безопасностью промышленных объектов, с другой стороны, ускорением развития Индустрии 4.0, что интенсифицирует технологические процессы и повышает риск техногенных аварий. Внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность университетов, в содержание и структуру образовательных программ создает основу для развития готовности к риску специалистов инженерного и иного профиля. Реализация программ обучения инженеров безопасности на производстве основана на развитой нормативно-правовой базе (федеральные законы и подзаконные акты, стандарты ISO).  Риск-ориентированное профессиональное развитие включает в себя подготовку будущих инженеров и формирование у них рискологических компетенций. Автором отмечается, что развитие рискологических компетенций в области управления профессиональными и техногенными рисками осуществляется в процессе активного и интерактивного обучения с применением цифровых средств. Практическая значимость исследования связана с раскрытием основных направлений риск-ориентированного профессионального развития будущих инженеров.  

Об авторах

Расуля Рифкатовна Аетдинова

Набережночелнинский институт Казанского федерального университета

Автор, ответственный за переписку.
Email: rasulya_a@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3047-5918
Scopus Author ID: 56275343400
ResearcherId: O-7961-2015

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятий и организаций

Россия, пр. Мира, 68/19, г. Набережные Челны, 423810, Российская Федерация

Список литературы

  1. Абрамова, И. Г. (1996). Теория педагогического поиска (диссертация доктора педагогических наук). Санкт-Петербург. 381 с.
  2. Аетдинова, Р. Р. (2024). Риск-ориентированный подход в подготовке будущих инженеров. В сборнике: Практико-ориентированность как основа развития высшего и среднего профессионального образования (XVIII Международная научно-практическая конференция, Казань, с. 106–109).
  3. Акопьян, В. А. (2024). Системный подход к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций: региональный опыт. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология, 30(1), 63–70. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-1-63-70
  4. Асхадуллина, Н. Н. (2016). Сущностная характеристика рискологической компетенции будущего учителя. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, (52)(3), 8–15.
  5. Багдасарьян, Н. Г. (2018). НБИК-технологии как вызов образованию. Гуманитарный вестник, (1), 1–12. https://doi.org/10.18698/2306-8477-2018-1-500
  6. Баянов, Д. И., & Масалимова, А. Р. (2023). Социально-педагогические риски и компоненты готовности наставников авиастроительной отрасли к их разрешению. Вестник НЦБЖД, (55), 37–45.
  7. Белоновская, И. Д. (2010). Формирование готовности будущего инженера к управлению производственно-технологическими рисками. В сборнике: Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития (с. 7–9). Красноярск.
  8. Гафнер, В. В. (2011). Педагогика безопасности как новое научное направление современной педагогики. В сборнике: Материалы всероссийской научной конференции «Грани педагогики безопасности» (с. 6–13). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т.
  9. Гафнер, В. В. (2014). Педагогика безопасности: предпосылки его возникновения. Наука и безопасность, (4), 3–11.
  10. Гафнер, В. В. (2021). Безопасность жизнедеятельности (учебное пособие для студентов квалификации бакалавр). Екатеринбург. 484 с.
  11. Гафнер, В. В. (2013). Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности. Безопасность жизнедеятельности, (9), 18–23.
  12. Герасимова, И. А. (2018). Инженерное знание в техногенной цивилизации. Эпистемология и философия науки, 55(2), 6–17. https://doi.org/10.5840/eps201855222
  13. Днепров, С. А. (2015). Рискологическая компетенция в формировании профессиональной безопасности бакалавров нефтегазовой отрасли. Результаты применения кейс-стади. Высшее образование сегодня, (12), 4–10.
  14. Доминина, И. Г. (2017). Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающегося. Гуманизация образования, (4), 85–91.
  15. Заика, И. Т. (2018). Риск-ориентированное мышление в деятельности университетов: некоторые итоги эмпирического исследования. В сборнике: Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики (с. 55–57). Барнаул: Изд-во АлтГУ.
  16. Кушнарёва, О. В. (2020). Рискологическая компетентность студентов политехнического вуза как предмет научно-педагогического анализа. Казанский педагогический журнал, (142), 97–106.
  17. Маниковская, М. А. (2019). Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали. Власть и управление на Востоке России, (87), 100–106. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2019-87-2-100-106
  18. Муравьева, Е. В., & Романовский, В. Л. (2007). Педагогические технологии в подготовке специалистов в области прикладной техносферной рискологии. Казанский педагогический журнал, (1), 14–21.
  19. Непрокина, И. В. (2012). Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг (учебное пособие). Тольятти: Изд-во ТГУ. 92 с.
  20. Пак, М. С. (2016). Педагогика безопасности: актуальность, специфика. В сборнике: Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и современность» (с. 197–199). Уфа: МЦИИ Омега Сайнс.
  21. Папченко, Е. В. (2020). Цифровизация инженерного образования: новые вызовы и возможности. В сборнике: Материалы Международного форума «Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения» (Москва, 28–29 ноября 2019 года). Москва: Издательство Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. С. 504–506.
  22. Гафнер, В. В. (2015). Педагогика безопасности: понятийно-терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 254 с.
  23. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 "Послание Президента Федеральному Собранию". Получено с http://kremlin.ru/events/president/news/73585
  24. Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 997 (редакция от 29.12.2023) "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования". Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388663/
  25. Прайд, В. (2008). Феномен NBIC-конвергенции: реальность и ожидания. Философские науки, (1), 97–116.
  26. Пусько, В. С. (2016). Гуманитарная парадигма высшего технического образования. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, (1), 185–197.
  27. Савенкова, Е. В. (2016). Формирование рискологической компетентности при реализации магистерских программ в педагогическом вузе. Образовательные технологии, (1), 43–57.
  28. Санин, Р. Е. (2011). Особенности формирования рискологической компетенции у будущих офицеров внутренних войск (на примере Пермского военного института внутренних войск МВД России). Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, (52), 208–212.
  29. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/
  30. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  31. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19559/
  32. Шагбанова, Х. С. (2023). Педагогика безопасности как научное направление современной педагогики. Образование и право, (2), 315–320. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-2-315-320
  33. Ширшов, В. Д. (2017). Рискологический подход при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Вопросы педагогики, (1), 33–38.
  34. Шубин, Р. А. (2012). Надежность технических систем и техногенный риск (учебное пособие). Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ». 80 с.
  35. Beck, U. (1992). From Industrial Society to Risk Society. Theory, Culture and Society, 9(1), 97–123.
  36. IAEA. (1991). Safety Culture (Safety series No. 75-INSAG-4). Vienna: IAEA.
  37. ISO 31000:2019. Менеджмент риска – Рекомендации. Получено с https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1709987395&tld=ru&lang=ru&name=gost-r-iso-31000-2019.pdf
  38. Luhmann, N. (1993). Risk: A Sociological Theory. New York: Aldine de Gruyter.
  39. Roco, M., & Bainbridge, W. (Eds.). (2004). Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Arlington. https://doi.org/10.1007/978-94-017-0359-8_1

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».