Риск-ориентированное профессиональное развитие будущих инженеров как научно-педагогическая проблема
- Авторы: Аетдинова Р.Р.1
-
Учреждения:
- Набережночелнинский институт Казанского федерального университета
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 175-198
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4034/article/view/301002
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-766
- EDN: https://elibrary.ru/NUTIZI
- ID: 301002
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Переход к новому технологическому укладу актуализирует повышение значимости инженерного образования. Требования к подготовке будущих инженеров предполагают помимо универсальных и профессиональных компетенций профессиональное развитие специалиста, умеющего обеспечить безопасность промышленного производства и своевременное снижение риск-образующих факторов. Это актуализирует необходимость осуществления риск-ориентированного профессионального развития будущих инженеров.
Цель – анализ научных подходов к профессиональному развитию инженерных специалистов, обладающих рискологическими компетенциями.
Материалы и методы. В качестве методов исследования были использованы методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение) и методы конкретно-научного уровня (систематизация и обобщение концепций, контент-анализ).
Результаты. Подготовка инженеров к управлению профессиональными и техногенными рисками является объективной необходимостью, обусловленной, с одной стороны, государственным заказом, связанным с созданием условий для профессионального развития специалистов в области управления безопасностью промышленных объектов, с другой стороны, ускорением развития Индустрии 4.0, что интенсифицирует технологические процессы и повышает риск техногенных аварий. Внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность университетов, в содержание и структуру образовательных программ создает основу для развития готовности к риску специалистов инженерного и иного профиля. Реализация программ обучения инженеров безопасности на производстве основана на развитой нормативно-правовой базе (федеральные законы и подзаконные акты, стандарты ISO). Риск-ориентированное профессиональное развитие включает в себя подготовку будущих инженеров и формирование у них рискологических компетенций. Автором отмечается, что развитие рискологических компетенций в области управления профессиональными и техногенными рисками осуществляется в процессе активного и интерактивного обучения с применением цифровых средств. Практическая значимость исследования связана с раскрытием основных направлений риск-ориентированного профессионального развития будущих инженеров.
Об авторах
Расуля Рифкатовна Аетдинова
Набережночелнинский институт Казанского федерального университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: rasulya_a@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3047-5918
Scopus Author ID: 56275343400
ResearcherId: O-7961-2015
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятий и организаций
Россия, пр. Мира, 68/19, г. Набережные Челны, 423810, Российская ФедерацияСписок литературы
- Абрамова, И. Г. (1996). Теория педагогического поиска (диссертация доктора педагогических наук). Санкт-Петербург. 381 с.
- Аетдинова, Р. Р. (2024). Риск-ориентированный подход в подготовке будущих инженеров. В сборнике: Практико-ориентированность как основа развития высшего и среднего профессионального образования (XVIII Международная научно-практическая конференция, Казань, с. 106–109).
- Акопьян, В. А. (2024). Системный подход к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций: региональный опыт. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология, 30(1), 63–70. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-1-63-70
- Асхадуллина, Н. Н. (2016). Сущностная характеристика рискологической компетенции будущего учителя. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, (52)(3), 8–15.
- Багдасарьян, Н. Г. (2018). НБИК-технологии как вызов образованию. Гуманитарный вестник, (1), 1–12. https://doi.org/10.18698/2306-8477-2018-1-500
- Баянов, Д. И., & Масалимова, А. Р. (2023). Социально-педагогические риски и компоненты готовности наставников авиастроительной отрасли к их разрешению. Вестник НЦБЖД, (55), 37–45.
- Белоновская, И. Д. (2010). Формирование готовности будущего инженера к управлению производственно-технологическими рисками. В сборнике: Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития (с. 7–9). Красноярск.
- Гафнер, В. В. (2011). Педагогика безопасности как новое научное направление современной педагогики. В сборнике: Материалы всероссийской научной конференции «Грани педагогики безопасности» (с. 6–13). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т.
- Гафнер, В. В. (2014). Педагогика безопасности: предпосылки его возникновения. Наука и безопасность, (4), 3–11.
- Гафнер, В. В. (2021). Безопасность жизнедеятельности (учебное пособие для студентов квалификации бакалавр). Екатеринбург. 484 с.
- Гафнер, В. В. (2013). Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности. Безопасность жизнедеятельности, (9), 18–23.
- Герасимова, И. А. (2018). Инженерное знание в техногенной цивилизации. Эпистемология и философия науки, 55(2), 6–17. https://doi.org/10.5840/eps201855222
- Днепров, С. А. (2015). Рискологическая компетенция в формировании профессиональной безопасности бакалавров нефтегазовой отрасли. Результаты применения кейс-стади. Высшее образование сегодня, (12), 4–10.
- Доминина, И. Г. (2017). Педагогическая технология формирования риск-ориентированного мышления обучающегося. Гуманизация образования, (4), 85–91.
- Заика, И. Т. (2018). Риск-ориентированное мышление в деятельности университетов: некоторые итоги эмпирического исследования. В сборнике: Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики (с. 55–57). Барнаул: Изд-во АлтГУ.
- Кушнарёва, О. В. (2020). Рискологическая компетентность студентов политехнического вуза как предмет научно-педагогического анализа. Казанский педагогический журнал, (142), 97–106.
- Маниковская, М. А. (2019). Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали. Власть и управление на Востоке России, (87), 100–106. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2019-87-2-100-106
- Муравьева, Е. В., & Романовский, В. Л. (2007). Педагогические технологии в подготовке специалистов в области прикладной техносферной рискологии. Казанский педагогический журнал, (1), 14–21.
- Непрокина, И. В. (2012). Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг (учебное пособие). Тольятти: Изд-во ТГУ. 92 с.
- Пак, М. С. (2016). Педагогика безопасности: актуальность, специфика. В сборнике: Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и современность» (с. 197–199). Уфа: МЦИИ Омега Сайнс.
- Папченко, Е. В. (2020). Цифровизация инженерного образования: новые вызовы и возможности. В сборнике: Материалы Международного форума «Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения» (Москва, 28–29 ноября 2019 года). Москва: Издательство Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. С. 504–506.
- Гафнер, В. В. (2015). Педагогика безопасности: понятийно-терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 254 с.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 "Послание Президента Федеральному Собранию". Получено с http://kremlin.ru/events/president/news/73585
- Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 997 (редакция от 29.12.2023) "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования". Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388663/
- Прайд, В. (2008). Феномен NBIC-конвергенции: реальность и ожидания. Философские науки, (1), 97–116.
- Пусько, В. С. (2016). Гуманитарная парадигма высшего технического образования. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, (1), 185–197.
- Савенкова, Е. В. (2016). Формирование рискологической компетентности при реализации магистерских программ в педагогическом вузе. Образовательные технологии, (1), 43–57.
- Санин, Р. Е. (2011). Особенности формирования рискологической компетенции у будущих офицеров внутренних войск (на примере Пермского военного института внутренних войск МВД России). Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, (52), 208–212.
- Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Получено с https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19559/
- Шагбанова, Х. С. (2023). Педагогика безопасности как научное направление современной педагогики. Образование и право, (2), 315–320. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-2-315-320
- Ширшов, В. Д. (2017). Рискологический подход при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Вопросы педагогики, (1), 33–38.
- Шубин, Р. А. (2012). Надежность технических систем и техногенный риск (учебное пособие). Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ». 80 с.
- Beck, U. (1992). From Industrial Society to Risk Society. Theory, Culture and Society, 9(1), 97–123.
- IAEA. (1991). Safety Culture (Safety series No. 75-INSAG-4). Vienna: IAEA.
- ISO 31000:2019. Менеджмент риска – Рекомендации. Получено с https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1709987395&tld=ru&lang=ru&name=gost-r-iso-31000-2019.pdf
- Luhmann, N. (1993). Risk: A Sociological Theory. New York: Aldine de Gruyter.
- Roco, M., & Bainbridge, W. (Eds.). (2004). Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science. Arlington. https://doi.org/10.1007/978-94-017-0359-8_1
Дополнительные файлы
