Стилистические функции односоставных глагольных предложений в газетном дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения языковых средств газетного дискурса, являющегося неотъемлемой частью современного медиаинформационного пространства. Цель работы – выявить типы односоставных глагольных предложений, употребляющихся в языке газеты, определить частотность разных типов и проанализировать их стилистические функции в газетных текстах.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – публикации газеты «Аргументы и факты». Используются метод сплошной выборки, статистический метод, методы структурно-семантического и функционально-стилистического анализа языковых единиц, контекстуальный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено 455 односоставных глагольных предложений; определена частотность их типов. Установлено, что в газетных публикациях в наибольшем количестве представлены безличные конструкции, за ними следуют определённо-личные и неопределённо-личные, частотность которых в языке газеты примерно одинаковая. Четвёртое место занимают инфинитивные предложения. Минимальным количеством представлены обобщённо-личные конструкции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Определённо-личные предложения активны в языке газеты как источник лаконизма, динамичности, выразительности. Неопределённо-личные предложения придают газетным текстам живость и лёгкость, акцентируют внимание читателя на действии без упоминания субъекта. Обобщённо-личные конструкции используются с целью вовлечения читателя в описываемые события, «обобщения» автора с аудиторией. Безличные предложения прежде всего характерны для жанра интервью, который передаёт особенности устной речи. Инфинитивные предложения используются с целью передачи речи собеседника в диалоге и суждений автора публикации; для воспроизведения афористического высказывания; для привлечения внимания читателей к содержанию статьи в составе подзаголовка; для привлечения внимания потенциальных потребителей в рекламных текстах.

Об авторах

Н. В. Черникова

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: chernikovanat@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1572-2316

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Россия, 393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101

Список литературы

  1. Космарская И.В., Цветаева Е.Н. Ещё раз об односоставных предложениях // Вестник Московского госу-дарственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 9 (801). С. 48-57. https://elibrary.ru/vtquqn
  2. Юсуфова Л.О. Место односоставных предложений в системе типов простого предложения // Вестник Социально-педагогического института. 2020. № 3 (35). С. 27-31. https://elibrary.ru/dxdrsb
  3. Саидов Д.И., Салимов Р.Д. К вопросу об односоставности обобщённо-личных предложений в русском языке // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2021. № 3-4 (75). С. 215-223. https://elibrary.ru/utmbhs
  4. Авдеева И.Б. Двусоставные и односоставные предложения: традиционные, социальные и временные тен-денции в русском языке // Преподаватель ХХI век. 2023. № 1-2. С. 313-322. https:doi: 10.31862/2073-9613-2023-1-313-32, https://elibrary.ru/lrhqjp
  5. Суси М., Ангграени Д., Нани И. Безличные предложения в русском языке и их переводы на индонезийский язык // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. № 42-4. P. 48-52. https://elibrary.ru/gfirgf
  6. Корнева В.В. Инфинитивные предложения в русском и испанском языках // Вестник ВГУ. Серия: Лин-гвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 1. С. 51-60. https://doi.org/10.17308/lic.2020.1/2730, https://elibrary.ru/cjqzlg
  7. Тумгоева Ф.З. К вопросу о грамматической основе односоставных предложений в русском и ингушском языках // Litera. 2023. № 2. С. 94-107. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2023.2.39845, https://elibrary.ru/decsxj
  8. Бибилова Р.П., Мисикова Б.Г. Изучение обобщённо-личных односоставных предложений русского языка как средство развития речи учащихся в полилингвальной аудитории (на материале книги Т.Дз. Мамсурова «Построй свою башню») // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4 (25). С. 102-106. https://elibrary.ru/sedlcv
  9. Гайнанова Л.М. Специфика изучения глагольных односоставных предложений на занятиях русского языка как иностранного // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 10. C. 355-358. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.10.75, https://elibrary.ru/vavaod
  10. Сулейманова С.Р. Односоставные конструкции в структуре сложных предложений // Новые горизонты русистики. 2020. № 10. С. 29-33. https://elibrary.ru/pgsyie
  11. Конькова М.Ю. Лингвистическая и коммуникативная специфика односоставных предложений // Акту-альные исследования. 2022. № 17 (96). С. 47-51. https://elibrary.ru/nitwdl
  12. Анастасян Ж. Стилистическая функция односоставных предложений // Учёные записки Арцахского го-сударственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 194-199. https://artsakhlib.am/ru/2018/11/
  13. Изюмская С.С., Меликова О.С. Современный газетный дискурс и англицизмы: коммуникативно-функциональный статус // Научное обозрение. Педагогические науки. 2023. № 1. С. 42-46. https://doi.org/10.17513/srps.2469, https://elibrary.ru/hrhufo
  14. Первухина С.В., Рудь Е.Е. Коммуникативно-ситуативный подход в изучении газетного дискурса // Из-вестия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10. № 3. С. 10-20. https://elibrary.ru/cswaxl
  15. Подкина Ю.В. Функции односоставных предложений в текстах периодической печати // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3-2. С. 68-71. https://elibrary.ru/scjlop
  16. Данилова Е.А. Глагольные односоставные предложения в функции газетного заголовка // Международ-ный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. С. 139-142. https://elibrary.ru/xbeltv
  17. Данилова Е.А. Специфика функционирования глагольных односоставных предложений в рекламном сло-гане // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017. № 1 (93). С. 55-60. https://elibrary.ru/ygslov
  18. Федотова Н.Л., Го Ц. Семантический аспект функционирования неопределённо-личных предложений в заголовках интернет-новостей // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 10-3 (112). С. 139-142. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.094, https://elibrary.ru/wkrcbz

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».