Стилистические функции односоставных глагольных предложений в газетном дискурсе
- Авторы: Черникова Н.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
- Выпуск: Том 11, № 2 (2025)
- Страницы: 232-241
- Раздел: ПАРАДИГМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6953/article/view/297428
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-232-241
- ID: 297428
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения языковых средств газетного дискурса, являющегося неотъемлемой частью современного медиаинформационного пространства. Цель работы – выявить типы односоставных глагольных предложений, употребляющихся в языке газеты, определить частотность разных типов и проанализировать их стилистические функции в газетных текстах.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – публикации газеты «Аргументы и факты». Используются метод сплошной выборки, статистический метод, методы структурно-семантического и функционально-стилистического анализа языковых единиц, контекстуальный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено 455 односоставных глагольных предложений; определена частотность их типов. Установлено, что в газетных публикациях в наибольшем количестве представлены безличные конструкции, за ними следуют определённо-личные и неопределённо-личные, частотность которых в языке газеты примерно одинаковая. Четвёртое место занимают инфинитивные предложения. Минимальным количеством представлены обобщённо-личные конструкции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Определённо-личные предложения активны в языке газеты как источник лаконизма, динамичности, выразительности. Неопределённо-личные предложения придают газетным текстам живость и лёгкость, акцентируют внимание читателя на действии без упоминания субъекта. Обобщённо-личные конструкции используются с целью вовлечения читателя в описываемые события, «обобщения» автора с аудиторией. Безличные предложения прежде всего характерны для жанра интервью, который передаёт особенности устной речи. Инфинитивные предложения используются с целью передачи речи собеседника в диалоге и суждений автора публикации; для воспроизведения афористического высказывания; для привлечения внимания читателей к содержанию статьи в составе подзаголовка; для привлечения внимания потенциальных потребителей в рекламных текстах.
Об авторах
Н. В. Черникова
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: chernikovanat@mail.ru
ЧЕРНИКОВА Наталия Владимировна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин393760, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101 Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
