№ 3(114) (2023)
Предисловие



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Перспективные направления дидактических исследований в России
Аннотация
В статье приводятся результаты проведённого по проекту РФФИ исследования «Перспективные направления дидактических исследований в России». Охарактеризованы социокультурные вызовы дидактике, среди которых — нестабильность, нестандартность жизненных и профессиональных ситуаций, динамичность профессиональной сферы, рез-кое усложнение профессиональных задач и другие. Показано расширение её исследовательского поля от выявления закономерностей школьного, затем высшего образования к охвату дошкольного, постдипломного, корпоративного, семейного образования, репетиторства, обучения людей «серебряного возраста». Поставлены вопросы дидактике в связи с цифровой трансформацией образования. Охарактеризовано изменение методологического регулятива дидактических исследований на основе представлений В. С. Стёпина о типах научной рациональности: классической, неклассической, постнеклассической. Подробно рассмотрены дидактические исследования в высшем образовании на основе интеграции компетентностного и ценностно-смыслового подходов, что ориентирует обучение на поиск и осуществление личностных смыслов как в самом образовании, так и в последующей деятельности. Указаны специфические черты образовательных практик в сфере образования взрослых и вызовы, которые они ставят перед дидактикой: вызов изменившихся субъектов, полисубъектности в образовательном процессе, множественности «точек сборки», «некогнитивных» видов опыта, смены позиции педагога, связности и сложностности дидактической теории.



Исследование развития субъектности подростков поколения Z в условиях дополнительного образования
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития субъектности подростка в условиях дополнительного образования. Представлен теоретический анализ исследований, определяющих субъектные характеристики современных подростков, факторы развития их субъектности. Приводится авторское понимание субъектности подростка как интегрированной характеристики его личности, проявляющейся в его способности к самоорганизации и самореализации, построению эффективных социальных коммуникаций, социального взаимодействия и нравственно- ценностных отношений с другими, направленной на удовлетворение его деятельностной потребности в миросозидании. Представлены результаты лонгитюдного экспериментального исследования, в ходе которого было реализовано комплексное воздействие на личность подростка. Обосновывается применение дополнительной образовательной программы «Социальный полигон», позволяющей совершенствовать те качества подростков, которые повышают уровень их субъектности. Отслеживалось её воздействие на такие характеристики, как общий уровень субъектности, лидерский потенциал и социальная креативность. Подтверждена высокая эффективность социально-обогащённой среды дополнительного образования для формирования субъектности подрастающего поколения Z.



Трудности решения задач социализации одарёнными старшеклассниками: причины возникновения и возможности преодоления
Аннотация
Современные образовательные реалии демонстрируют увеличение внимания педагогов к работе с одарёнными детьми. При этом основной акцент сделан на создании условий для развития и реализации специальных способностей ребёнка. Итогом данной работы становится участие такого обучающегося в конкурсах и олимпиадах, создание творческих продуктов в разных областях деятельности. Мы видим внешне успешного ребёнка, который при этом может страдать от трудностей в самоопределении, неумения самопрезентовать себя, тяготиться сложными взаимоотношениями с микросоциумом и т.д. Данные сложности могут стать причиной виктимизации одарённого ребёнка, препятствуя его успешному будущему. Источником названных проблем для данной категории детей нередко становятся отсутствие решения или несвоевременное решение задач социализации (по А.В. Мудрику). Особую значимость данная проблема приобретает в старшем школьном возрасте. Цель исследования: выявить трудности одарённых старшеклассников в решении естественно-культурных, социально- культурных и социально- психологических за-дач социализации и определить социально-педагогические условия по преодолению и предупреждению трудностей в решении ими задач социализации. Исследованием были охвачены старшеклассники Многопредметной школы КГУ «Вектор развития», г. Кострома (n = 11); участники смен ОЦ «Сириус», г. Сочи (n = 22); воспитанники ГБНОУ «Академия талантов», г. Санкт- Петербург (n = 22); обучающиеся кафедры довузовской подготовки ОмГТУ, г. Омск (n = 48). Общая выборка — 103 человека. Диагностический инструментарий: методика «Гендерная автобиография» И.С. Клециной, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, анкета «Изучение активности ребёнка по отношению к школьной и внешкольной деятельности» В.С. Юркевич, анкета для друзей (авторская), опросник «Субъектная позиция» В.К. Зарецкого, «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева, методика «Коммуникативные и организатор-ские способности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина, методика «Опросник профессиональных установок подростков» И.М. Кондакова. На основе выявленных трудностей решения задач социализации у одарённых старшеклассников сформулированы социально-педагогические условия их преодоления и предупреждения.



Среднее образование за рубежом в контексте современных вызовов обществу
Аннотация
В статье показано, что в XXI в. перед образованием встали проблемы, обусловленные современными тенденциями общественного развития: глобализацией, цифровизацией и интеграцией. Автор статьи указывает на то, что образование оказалось перед новыми вызовами обществу в условиях постоянно меняющихся возможностей и одновременно появления новых рисков. Подчёркивается, что риски в новых условиях развития общества приобрели опасный характер. В статье объяснено, как вызовы обществу и образованию преодолели границы государств, приобрели глобальный характер и стали преобразовывать социальную структуру общества, обусловившую огромные перемены в образовании. Автор статьи проанализировала, как в ответ на вызовы образованию учёные, международные организации и национальные государства стали искать новые подходы к образованию, разрабатывать инструменты реформирования образовательных систем. Охарактеризованы современные цели, парадигма и тренды в образовании, изменившиеся подходы к гуманизации образования, потребовавшие раз-работки и применения компетентностного подхода и теории четырёх основ обучения.



ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Методология и технология индивидуализации в инклюзивном образовании
Аннотация
Обеспечение качества инклюзивного образования продолжает оставаться одной из важнейших проблем, требующих проведения фундаментальных научных исследований. В статье представлены результаты исследования «Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих на городских и сельских территориях», проведённого по проекту РФФИ в 2020–2022 гг. Исследование направлено на решение фундаментальной научной задачи современной педагоги-ческой науки, связанной с теоретико- методологической разработкой и эмпирическим анализом педагогических механизмов и условий индивидуализации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ. Индивидуализация в авторской интерпретации раскрыта в контексте интегративного подхода и рассмотрена в качестве фактора, обеспечивающего включённость обучающихся с ОВЗ в социально- образовательную среду и, соответственно, достижение доступности и качества инклюзивного образования. В статье отражены разработанные авторами методологические основания индивидуализации, обоснованы её психолого- педагогические механизмы и условия, повышающие ресурсную оснащённость инклюзивного образования и обеспечивающие «сонастройку» педагогической деятельности и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных спецификой их индивидуального психосоциального развития. Описаны авторские диагностические инструменты, позволившие изучить готовность педагога к индивидуализации образовательного процесса, и типология такой готовности, выявленная в ходе исследования. Раскрыты понятие инклюзивной методической компетентности педагога и её операциональные аспекты с точки зрения повышения квалификации педагогических кадров в вопросах индивидуализации. Представлены авторская технология и организационные модели педагогически целесообразного командного взаимодействия разнопрофильных педагогов по индивидуализации образовательного процесса.



ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР, УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Психологические проблемы подростков и интернет-среда: диагностика и способы совладания
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, в процессе которого была создана и стандартизирована методика «Психологические проблемы подростков в реальной и виртуальной среде»; получены эмпирические данные, характеризующие уровень проблемной озабоченности современных подростков, в том числе и в связи с погружённостью в интернет среду. Создана и стандартизирована методика «Индекс погружённости в интернет среду»; установлены взаимосвязи уровня проблемной озабоченности и индекса погружённости в интернет среду; выявлены стратегии совладания с использованием интернет ресурсов. Перечисленные результаты получены на выборке подростков в возрасте 13–17 лет в 2020–2022 гг. Выборку составили 1157 подростков, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Созданные и стандартизированные методики базировались на теоретических основаниях, отражающих авторское понимание сущности психологической проблемы, охарактеризованное как эмоционально рефлексивный подход. Кроме того, дано теоретическое обоснование такому явлению, как погружённость в интернет среду, в рамках которого создана соответствующая методика.



Цифровой дидактический инструментарий: концептуальное обоснование, структура и алгоритм использования
Аннотация
Представлена ведущая идея создания цифрового дидактического инструментария с конкретизацией особенностей его использования в процессе интеграции цифровой научно-педагогической платформы и цифровой платформы образовательной практики. Обоснована концептуальная схема рефлексии результатов научно-педагогических исследований цифровой образовательной практике. Разработана модель взаимодействия субъектов цифровой платформы образовательной практики и цифровой научно-педагогической платформы. Охарактеризовано содержание и обозначен пользовательский функционал цифровой платформы образовательной практики и цифровой научно-педагогической платформы. Цифровой дидактический инструментарий представлен как научное понятие. Сформулированы принципы использования данных: исследование, основанное на данных; управление, основанное на данных. Представлена архитектура цифрового образовательного процесса, базирующаяся на культурологическом и ситуационном подходах, обеспечивающая усвоение всех основных элементов содержания образования. Цифровой дидактический инструментарий рассмотрен как средство создания инновационных педагогических практик.



Междисциплинарные предпосылки концепции цифрового учебника и апробации его фрагментов на базе образовательной платформы «Учим учиться»
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью представления учебных материалов в электронной форме, в частности в виде цифровых учебников (ЦУ) или их фрагментов на базе цифровых образовательных платформ. Обсуждаются предпосылки создания ЦУ, среди которых выделены психодидактические, экопсихологические и кибернетические, поскольку проблема носит междисциплинарный характер. Цель статьи — изложение опыта психодидактической разработки фрагментов ЦУ и его апробации на базе цифровой платформы. Психодидактическим фундаментом исследования стала концепция создания интерактивного учебника по русскому языку (Г. Г. Граник с сотр.). В качестве экопсихологических предпосылок использована экопсихологическая модель становления субъектности и экопсихологическая типология субъект- средовых взаимодействий (В. И. Панов). Третьим основанием является опыт использования кибернетического подхода в виде цифровой учебной платформы «Учим учиться» (Д. Д. Рубашкин, И. Н. Кондратьева). Показано, что научно разработанная цифровая платформа создаёт условия для развития субъектности обучающихся и активизации их коммуникативных взаимодействий. Благодаря обратной связи (цифровому следу) учитель получает возможность интерактивного управления учебным процессом, в результате субъектом обучения становится полисубъектная группа «обучающийся—учитель—цифровая платформа». Приведены результаты апробации фрагментов ЦУ, направленные на проверку понимания электронного учебного текста. Показано, что цифровая платформа может стать не только эффективным средством размещения материалов ЦУ, но и педагогическим инструментом развития субъектности учащихся, поддержки учебного процесса в целом.



Концепция цифрового университета: структура, управление и организация педагогического процесса
Аннотация
Целью данного исследования стала разработка концепции цифрового университета, его структуры, управления и организации педагогического процесса. Как показал обзор академических публикаций, подходы к разработке цифрового университета можно разделить на две группы: цифровой университет как бизнес- модель и цифровой университет как общественное благо. В результате исследования на основе интегративного подхода была разработана концепция цифрового университета, которая представляет собой совокупность четырёх взаимозависимых элементов: формат обучения, цифровая среда, цифровые ресурсы, цифровая платформа. Цифровой формат — это форма комбинирования цифровых технологий (в каком виде происходит взаимодействие) и одновременно содержание (что является актом взаимодействия, собственно контент). Цифровая среда — это пространство, место (где происходит взаимодействие). Цифровые ресурсы —это инструменты активации идеи цифрового университета (что используют участники). Цифровая платформа — это алгоритм, способ реализации идеи цифрового университета (как воплощается взаимодействие) и в то же время площадка для взаимодействия (в рамках какой структуры происходит взаимодействие). Разработана структура управления цифровым университетом, представляющая собой синтез концепции цифрового университета и классической теории управления, включающая в себя прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль, направленный на формулировку и достижение цели организации. В качестве базовой методологии управления цифровой трансформацией университетов предлагаются политика инклюзии и экосистемный подход. Разработана модель педагогической деятельности в условиях цифровизации высшего образования, включающая организацию учебного процесса, преподавание, воспитание и внеучебную деятельность, методическую деятельность, научно-исследовательскую деятельность, самообразование и повышение квалификации. Обозначены перспективы развития, конечной точкой которых становится воплощение модели университета 4.0.



ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА В ПЕРСПЕКТИВЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профиль субъектности современного педагога в рамках экопсихологической парадигмы и его взаимосвязь с типами межличностных отношений в образовательной среде
Аннотация
Рассмотрена параллельно-последовательная модель стадий становления субъектности, успешно опробованная на выборках студентов, для педагогов дошкольного и начального школьного образования. Получен профиль стадий становления субъектности педагогов с высокой выраженностью стадий субъектности «мотивированный индивид», «наблюдатель», «мастер» и «творец», на низком уровне — «ученик», на крайне низком — «подмастерье», «критик». Выявлены взаимосвязи стадий субъектности с типами межличностных отношений, и рассмотрена стратегия поведения в конфликте.



Связь педагогического мышления с личностными характеристиками учителя
Аннотация
Статья посвящена обобщению результатов многолетнего цикла исследований с целью выявления связи педагогического мышления с личностными характеристиками учителя. Исследование основано на теоретическом обобщении эмпирических данных, полученных посредством применения психодиагностических методик, в том числе и авторских, прошедших полную психометрическую проверку. В статье впервые представлен обзор результатов 16 кандидатских исследований, направленных на выявление особенностей педагогического мышления на всех уровнях образования: дошкольном, школьном, вузовском и послевузовском, а также в условиях дополнительного образования. Рассматриваются вопросы о психологических механизмах и закономерностях связи личностных характеристик учителя с особенностями педагогического мышления. Показано, что ведущим психологическим механизмом профессионализации педагогического мышления служит переход с ситуативного уровня обнаружения проблемности на надситуативный. Благодаря этому происходит развитие субъекта педагогической деятельности, а не только совершенствование выполняемой им деятельности. Возникновение новых личностных образований способствует сбалансированности профессионального и личностного развития педагога и повышает уровень ресурсности его мышления. Проведённый цикл исследований позволил разработать концепцию как систему обобщённых эмпирических результатов, сформулированных в виде совокупности теоретических представлений о профессионализации мышления педагога, что необходимо для совершенствования образовательного процесса.



Субъектная позиция учителя в формировании читательской компетентности учащихся
Аннотация
Предмет исследования — формирование читательской компетентности учащихся с точки зрения субъектной позиции учителя. Актуальность статьи связана с ролью чтения как ключевого навыка обучения и академической успешности, а также с всё ещё низкими результатами российских школьников по уровню чтения и понимания текста. Представлена структура читательской компетентности учащихся основной школы, со-стоящая из пяти компонентов: 1) сформированный навык чтения; 2) наличие высокой мотивации к чтению; 3) умение работать с книгой, владение базовыми читательскими умениями (поиск и анализ информации, понимание и интерпретация текста, оценка его содержания и формы); 4) начитанность, стремление читать не только программные, но и внепрограммные произведения; 5) готовность и способность обсуждать прочитанное в устной и/или письменной форме. Выявлена роль субъектной позиции педагога в формировании каждого из пяти компонентов читательской компетентности учащихся основной школы. Показано, что учитель с выраженной субъектной позицией проявляет устойчивый интерес к формированию читательской компетентности учащихся (мотивационный компонент); имеет соответствующие знания о содержании данной компетентности и путях её развития, учит школьников овладевать приёмами работы с книгой (когнитивный компонент); насыщает жизнь класса и общешкольную жизнь событиями вокруг чтения и книги (поведенческий компонент).



КОНФЕРЕНЦИИ. КОНГРЕССЫ. СИМПОЗИУМЫ
XVIII Симпозиум Международного общества Ф.М. Достоевского (Нагоя, Япония, 24–28 августа 2023 г.)
Аннотация
XVIII Симпозиум Международного общества Ф. М. Достоевского был посвящён 150-летию со дня выхода романа «Бесы». В докладах его участников рассмотрен широкий круг вопросов по текстологии, поэтике; представлены различные интерпретации романа, раскрыто мировое и национальное значение наследия Достоевского. Участники Симпозиума отметили «бум Достоевского» в Китае и Японии. К 200-летнему юбилею Достоевского РФФИ/РЦНИ провёл тематический конкурс исследовательских проектов «Источники и методы в изучении наследия Достоевского в русской и мировой культуре». По результатам конкурса были изданы 30 научных трудов. Презентация «юбилейной библиотеки» и аннотированного каталога «“След, оставленный на века”: к 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского» явилась значительным событием в мировой философии и критике.


