Междисциплинарные предпосылки концепции цифрового учебника и апробации его фрагментов на базе образовательной платформы «Учим учиться»
- Авторы: Панов В.И.1, Рубашкин Д.Д.2, Кондратьева И.Н.3, Борисенко Н.А.1
-
Учреждения:
- Психологический институт РАО
- Инновационный центр «Технологии современного образования», НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербургский филиал)
- ООО «Мультимедиа-студия “Март”»
- Выпуск: № 3(114) (2023)
- Страницы: 100-115
- Раздел: ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР, УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6090/article/view/307056
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-114-03-100-115
- ID: 307056
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью представления учебных материалов в электронной форме, в частности в виде цифровых учебников (ЦУ) или их фрагментов на базе цифровых образовательных платформ. Обсуждаются предпосылки создания ЦУ, среди которых выделены психодидактические, экопсихологические и кибернетические, поскольку проблема носит междисциплинарный характер. Цель статьи — изложение опыта психодидактической разработки фрагментов ЦУ и его апробации на базе цифровой платформы. Психодидактическим фундаментом исследования стала концепция создания интерактивного учебника по русскому языку (Г. Г. Граник с сотр.). В качестве экопсихологических предпосылок использована экопсихологическая модель становления субъектности и экопсихологическая типология субъект- средовых взаимодействий (В. И. Панов). Третьим основанием является опыт использования кибернетического подхода в виде цифровой учебной платформы «Учим учиться» (Д. Д. Рубашкин, И. Н. Кондратьева). Показано, что научно разработанная цифровая платформа создаёт условия для развития субъектности обучающихся и активизации их коммуникативных взаимодействий. Благодаря обратной связи (цифровому следу) учитель получает возможность интерактивного управления учебным процессом, в результате субъектом обучения становится полисубъектная группа «обучающийся—учитель—цифровая платформа». Приведены результаты апробации фрагментов ЦУ, направленные на проверку понимания электронного учебного текста. Показано, что цифровая платформа может стать не только эффективным средством размещения материалов ЦУ, но и педагогическим инструментом развития субъектности учащихся, поддержки учебного процесса в целом.
Об авторах
В. И. Панов
Психологический институт РАО
Автор, ответственный за переписку.
Email: ecovip@mail.ru
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики
Россия, МоскваД. Д. Рубашкин
Инновационный центр «Технологии современного образования», НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербургский филиал)
Email: ddr.cv.lab@gmail.com
кандидат технических наук, директор, доцент
Россия, Санкт-ПетербургИ. Н. Кондратьева
ООО «Мультимедиа-студия “Март”»
Email: kin@mart.spb.ru
директор
Россия, Санкт-ПетербургН. А. Борисенко
Психологический институт РАО
Email: borisenko_natalya@list.ru
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, МоскваСписок литературы
- Панов В.И., Борисенко Н.А., Капцов А.В. и др. Некоторые итоги цифровизации образования на примере вынужденного удалённого школьного обучения / В.И. Панов, Н.А. Борисенко, А.В. Капцов, Е.И. Колесникова, Э.В. Патраков, И.В. Плаксина, Р.И. Суннатова // Педагогика. 2020. № 9. С. 65–77.
- Граник Г.Г., Борисенко, Н.А. Психолого-дидактические проблемы создания цифровых учебников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 3. C. 102–112. DOI:10 17759/pse 2021260307.
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
- Панов В.И. Психодидактический подход: истоки и перспективы // Психодидак-тика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: Сборник статей / Отв. ред. Н.А. Борисенко. М.: Психологический институт РАО; Мнемозина, 2019. С. 30–43.
- Граник Г.Г. Концепция курса «Русская филология». Почему нужны учебники нового типа. М.: Мой учебник, 2007.
- Панов В.И., Крупа Т.В. К проблеме психологических критериев оценки элек-тронных учебных пособий (психодидактический алгоритм) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2009/n1/Panov_Krupa.shtml (дата обращения: 10.07.2023).
- Борисенко Н.А., Граник Г.Г. Цифровой учебник для поколения Z: проблемы и перспективы создания // Экопсихологические исследования–6: Сборник научных ста-тей. М.; Курск, 2020. С. 430–434.
- Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.: Психологический ин-ститут РАО; СПб.: Нестор-История, 2014.
- Панов В.И. Экопсихологическая (онтологическая) модель становления субъект-ности в контексте психодидактики // Становление субъектности: от экопсихологиче-ской модели к психодидактическим технологиям: Коллективная монография / Под ред. В.И. Панова. СПб.: Нестор-История, 2022. С. 12–32.
- Воровщиков С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Вестник Института образования человека. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--h1am1a.xn--p1ai/journal/2012/0829-05.htm (дата обращения: 10.07.2023).
- Цифровой дебют образовательных отношений: Монография / Под общ. ред. О.Е. Лебедева, Н.А. Заиченко. СПб: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2021.
- Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография. М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020.
- Цифровизация начальной школы: сеанс одновременной игры: монография / Под общ. ред. О.Е. Лебедева, Н.А. Заиченко. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022.
- Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Начальная школа в условиях цифровизации: активные учебные практики как педагогический инструмент достижения метапредметных результатов // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: Сборник научных трудов. Ч. III. Казань: Изд-во Казанского университета, 2020.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999.
Дополнительные файлы
