🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Sale of goods through marketplaces: problems of realization and protection of consumer rights

Cover Page

Full Text

Abstract

The subject of the research in this article is the problems of legal regulation of the sale and protection of the rights of buyers when selling goods through marketplaces. The authors pay special attention to the characteristics of the application of this method of selling goods. The specifics of providing the marketplace to the consumer with reliable, complete and accurate information about the characteristics of the product, price, delivery and return conditions, the specifics of ordering and canceling the order, returning goods of inadequate quality and goods that did not suit the consumer in shape, dimensions, style, coloring, size or configuration are considered. The doctrinal approaches to the definition of the concepts of "marketplace" and "information aggregator" are investigated. It is noted that terminological certainty, which is so necessary in this field of legal regulation, is accepted as a condition for extending legal guarantees of the realization and protection of consumer rights in their universal meaning to the studied relations. The research was conducted using general philosophical (materialistic, dialectical), general scientific (logical, system-structural), private scientific (formal legal) methods. As a result of the study, it is proved that the sale of goods to consumers through marketplaces is characterized by a number of significant features that distinguish this method from distance trading in general, due to the presence of which there is a need to develop rules for the sale of goods (provision of services, performance of works) based on the marketplace. The authors propose to understand the marketplace as an intermediary platform between consumers of goods, works and services, organizations, individual entrepreneurs selling goods for personal, family and other consumption unrelated to entrepreneurial activity, built on the basis of a specific aggregator of information about goods, designed to create conditions for the conclusion, execution, termination and modification of the contract between the specified entities through e-commerce. It is noted that the mandatory components of the rules should be the rules for the exchange and return of goods purchased through the marketplace; the rules for refunding funds for goods of inadequate quality or goods that did not suit the consumer in shape, size, style, coloring, size or configuration; the rules for disclosing information about the sold product, including requirements for its originality; the rules registration and cancellation of the product order on the marketplace; rules for handling complaints and appeals to the marketplace.

References

  1. Илюшина М.Н. О значении наличия функций платежного агента маркетплейса для механизма правового регулирования его деятельности и определения его статуса как агрегатора // Банковское право. 2024. № 1. С. 66-72.
  2. Исмаилов И.Ш. Правовое регулирование деятельности финансовых платформ и маркетплейсов в контексте развития инструментов финансирования бизнеса: отечественный и зарубежный опыт // Финансовое право. 2022. № 11. С. 26-32.
  3. Фоменко Д.А. Инвестиционные платформы и маркетплейсы как субъекты антимонопольного регулирования: проблемы и перспективы в контексте законодательных нововведений // Конкурентное право. 2024. № 1. С. 6-9.
  4. Крусс И.А. Нормативно-правовое регулирование цифровой торговой инфраструктуры в Российской Федерации // Вестник Тверского государственного университета. Серия Право. 2023. №. 4. С. 75-82.
  5. Тимофеева Т.Ф., Тимофеев В.В. Проблемы правового регулирования торгового агрегатора как разновидности цифровой технологической платформы // Oeconomia et Jus. 2022. № 3. С. 73-79.
  6. Козинец Н.В. Правовое регулирование деятельности маркетплейсов: актуальные проблемы // Закон и власть. 2023. № 1. С. 29-31.
  7. Жигас М.Г. К вопросу о финансовом marketplace // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12. № 2. С. 4-14.
  8. Малышева Н.А., Мельник А.С. Платформа – не агрегатор? Перспективы частноправового регулирования цифровой инфраструктуры // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 149-153.
  9. Лопатина С.В. Применение альтернативных способов урегулирования споров маркетплейсами (информационными посредниками) в качестве альтернативы судопроизводству // Арбитражный и гражданский процесс. 2023. № 8. С. 19-22.
  10. Клименко А. И. Пробелы в правовом регулировании защиты прав потребителей на маркетплейсах // Эпомен: Юридические науки Epomen: law. 2023. № 2. С. 124-130.
  11. Высогурская Т.В. Правовое регулирование маркетплейсов на примере Вайлдберриз // Время науки – The Times of Science. 2023. №4-1. С. 37-43.
  12. Челяпина В., Лизакова Р.А. Особенности продажи товаров на маркетплейсах //Умная цифровая экономика. 2022. Т. 2. №. 3. С. 12-16.
  13. Бронникова М.Н., Рузанова В.Д. Некоторые проблемы реализации принципа свободы договора в предпринимательских сделках с участием агрегатора торговли (маркетплейса) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. №1. С. 67-69.
  14. Серова А. В. В поисках концепции правового регулирования платформенной занятости // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 477. С. 260-268.
  15. Белецкая А.А., Фефелов О.С. Правовое регулирование отношений маркетплейсов с потребителями (на примере «Авито») // Цифровые технологии и право: сборник трудов. Казань: Познание, 2022. С. 370-377.
  16. Савоськин А.В., Фликов И. Ответственность владельца агрегатора и продавца перед потребителем по договору купли-продажи на маркетплейсе // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2023. Т. 15. № 3 (67). С. 60-71.
  17. Бодиловский А. В. Ответственность посредника при заключении договоров по модели маркетплейса // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. №. 3. С. 168-170.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».