🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Реализация товаров через маркетплейсы: проблемы осуществления и защиты прав потребителей

Обложка
  • Авторы: Колесниченко О.В.1,2, Панкратова Д.В.3
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя"
    2. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет»
    3. Рязанский филиал ФГКОУ ВО "Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя"
  • Выпуск: № 3 (2024)
  • Страницы: 17-27
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://bakhtiniada.ru/2454-0668/article/view/361571
  • DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0668.2024.3.71092
  • EDN: https://elibrary.ru/IJGIOM
  • ID: 361571

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования в настоящей статье являются проблемы правового регулирования реализации и защиты прав покупателей при продаже товаров через маркетплейсы. Авторы обращают особое внимание на характеристику особенностей применения данного способа продажи товаров. Рассматривается специфика предоставления маркетплейсом потребителю достоверной, полной и точной информации о характеристиках товара, цене, условиях доставки и возврата, особенности оформления и отмены заказа, возврата товара ненадлежащего качества и товара, который не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Исследуются доктринальные подходы к определению понятий "маркетплейс" и "агрегатор информации". Отмечается, что столь необходимая в данной области правового регулирования терминологическая определенность принимается в качестве условия для распространения на исследуемые отношения правовых гарантий реализации и защиты прав потребителей в их универсальном значении. Исследование проведено с использованием общефилософских (материалистический, диалектический), общенаучных (логический, системно-структурный), частнонаучных (формально-юридический) методов. В результате исследования обосновано, что реализация товаров потребителям через маркетплейсы характеризуется рядом значимых особенностей, отличающих данный способ от дистанционной торговли в целом, в виду наличия которых существует потребность в разработке правил продажи товаров (оказания услуг, выполнения работ) на базе маркетплейса. Авторы предлагают под маркетплейсом понимать платформу-посредник между потребителями товаров, работ и услуг, организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими товары для личного, семейного и иного потребления, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, выстроенную на основе конкретного агрегатора информацию о товарах, предназначенную для создания условий для заключения, исполнения, прекращения и изменения договора между указанными субъектами посредством электронной коммерции. Отмечается, что обязательными составляющими правил должны стать правила обмена и возврата товара, приобретенного через маркетплейс; правила возврата денежных средств за товар ненадлежащего качества или товар, который не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации; правила раскрытия информации о реализуемом товаре, включая требования к его оригинальности; правила оформления и отмены заказа товара на маркетплейсе; правила рассмотрения жалоб и обращений к маркетплейсу.

Об авторах

Ольга Викторовна Колесниченко

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя"; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет»

Email: olja_korn@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3645-2861
доцент; кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин; гражданско-правовых дисциплин;

Дарья Васильевна Панкратова

Рязанский филиал ФГКОУ ВО "Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя"

Email: pankratovadaria30@gmail.com
консультант; Центр правовой помощи населению;

Список литературы

  1. Илюшина М.Н. О значении наличия функций платежного агента маркетплейса для механизма правового регулирования его деятельности и определения его статуса как агрегатора // Банковское право. 2024. № 1. С. 66-72.
  2. Исмаилов И.Ш. Правовое регулирование деятельности финансовых платформ и маркетплейсов в контексте развития инструментов финансирования бизнеса: отечественный и зарубежный опыт // Финансовое право. 2022. № 11. С. 26-32.
  3. Фоменко Д.А. Инвестиционные платформы и маркетплейсы как субъекты антимонопольного регулирования: проблемы и перспективы в контексте законодательных нововведений // Конкурентное право. 2024. № 1. С. 6-9.
  4. Крусс И.А. Нормативно-правовое регулирование цифровой торговой инфраструктуры в Российской Федерации // Вестник Тверского государственного университета. Серия Право. 2023. №. 4. С. 75-82.
  5. Тимофеева Т.Ф., Тимофеев В.В. Проблемы правового регулирования торгового агрегатора как разновидности цифровой технологической платформы // Oeconomia et Jus. 2022. № 3. С. 73-79.
  6. Козинец Н.В. Правовое регулирование деятельности маркетплейсов: актуальные проблемы // Закон и власть. 2023. № 1. С. 29-31.
  7. Жигас М.Г. К вопросу о финансовом marketplace // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12. № 2. С. 4-14.
  8. Малышева Н.А., Мельник А.С. Платформа – не агрегатор? Перспективы частноправового регулирования цифровой инфраструктуры // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 149-153.
  9. Лопатина С.В. Применение альтернативных способов урегулирования споров маркетплейсами (информационными посредниками) в качестве альтернативы судопроизводству // Арбитражный и гражданский процесс. 2023. № 8. С. 19-22.
  10. Клименко А. И. Пробелы в правовом регулировании защиты прав потребителей на маркетплейсах // Эпомен: Юридические науки Epomen: law. 2023. № 2. С. 124-130.
  11. Высогурская Т.В. Правовое регулирование маркетплейсов на примере Вайлдберриз // Время науки – The Times of Science. 2023. №4-1. С. 37-43.
  12. Челяпина В., Лизакова Р.А. Особенности продажи товаров на маркетплейсах //Умная цифровая экономика. 2022. Т. 2. №. 3. С. 12-16.
  13. Бронникова М.Н., Рузанова В.Д. Некоторые проблемы реализации принципа свободы договора в предпринимательских сделках с участием агрегатора торговли (маркетплейса) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. №1. С. 67-69.
  14. Серова А. В. В поисках концепции правового регулирования платформенной занятости // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 477. С. 260-268.
  15. Белецкая А.А., Фефелов О.С. Правовое регулирование отношений маркетплейсов с потребителями (на примере «Авито») // Цифровые технологии и право: сборник трудов. Казань: Познание, 2022. С. 370-377.
  16. Савоськин А.В., Фликов И. Ответственность владельца агрегатора и продавца перед потребителем по договору купли-продажи на маркетплейсе // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2023. Т. 15. № 3 (67). С. 60-71.
  17. Бодиловский А. В. Ответственность посредника при заключении договоров по модели маркетплейса // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. №. 3. С. 168-170.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».