№ 3 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Статистический анализ дифференциации регионов РФ по налоговым доходам консолидированных бюджетов средствами языка R

Апалькова Т.Г., Левченко К.Г.

Аннотация

Предметная область настоящей статьи – применение методов описательной статистики и многомерной классификации для описания региональных особенностей формирования налоговых составляющих доходов консолидированных бюджетов РФ. В работе преследуется цель продемонстрировать простоту и эффективность применения математико-статистических методов и функционала языка с открытым кодом R для решения задач структурного анализа налоговых поступлений, выявления региональной специфики, сравнительного анализа регионов с точки зрения налоговых доходов. Аппарат математической статистики, реализованный в языке R, в частности, открывает широкие возможности для классификации субъектов налогообложения, в том числе многомерной, существенно облегчая процедуры анализа, ранжирования и планирования. Описанный в статье функционал может быть использован в процессе формирования и корректировки налоговой политики на разных уровнях.   Возможности аппарата математической статистики в сочетании с инструментальными методами языка R раскрываются на примере классификационного анализа регионов РФ. При этом в качестве классификационных признаков выбраны абсолютные и относительные значения налоговых доходов в доходах региональных бюджетов. Рассматривается классификация по принадлежности к федеральному округу и исследование "естественного" расслоения методом кластерного анализа. Аппарат математической статистики и, особенно, инструментарий языка R применяются в исследованиях подобного рода неоправданно редко, несмотря на простоту использования и отсутствия необходимости в специальной подготовке, эти обстоятельства определяют актуальность настоящей статьи. Агрегирование по федеральным округам позволило выделить: Уральский федеральный округ как лидирующий по среднерегиональной доле налоговых доходов в доходной части бюджета и Северо-Кавказский федеральный округ, характеризуемый наименьшими среднерегиональными вкладами налоговых платежей в региональные бюджеты. Анализ естественного расслоения регионов РФ по их относительным налоговым вкладам в консолидированные бюджеты дал возможность выделить группы: наиболее типичных регионов, дотационных регионов, регионов-доноров и регионов, в которых сосредоточены наиболее дорогие активы предприятий Российской Федерации
Налоги и налогообложение. 2024;(3):1-11
pages 1-11 views

Налоговое стимулирование вложений в НКО в условиях мобилизационной экономики

Гарибов А.Г.

Аннотация

Предметом исследования является механизм налогового стимулирования некоммерческих организаций в условиях проведения специальной военной операции. В работе рассматриваются значимость НКО в контексте СВО, основные тенденции развития некоммерческого сектора, а также возможные меры налогового стимулирования работы НКО для решения первостепенных социальных задач. Автором делается акцент на центральном месте некоммерческих организаций в механизме обеспечения финансирования потребностей государства и общества, связанных с СВО, высокой степени важности некоммерческого сектора в оказании социальных услуг населению, борьбе с возникающими вызовами в социальной сфере. Особое внимание уделяется разработке предложений по налоговому стимулированию благотворительности со стороны юридических лиц в части налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость.  В качестве основных методов исследований используются анализ и синтез, аналогия и описание, индукция и дедукция, статистическая группировка. Научная новизна работы состоит в формулировании конкретных предложений по изменению действующего налогового законодательства для создания механизма дополнительного финансирования приоритетных социальных направлений и обеспечения необходимым конечных благополучателей в условиях мобилизационной экономики. Предлагаемый механизм строится на введении новых налоговых стимулов осуществления благотворительности и функционирования некоммерческих организаций, с особым вниманием к адресности и точечности предлагаемых мер. По итогам работы делается вывод об эффективности предлагаемых изменений законодательства на основе расчета выпадающих доходов государственного бюджета и выделении преимуществ данных предложений. Кроме того, уделяется внимание широким возможностям описываемых мер налогового стимулирования благотворительности благодаря закладываемым изначально вариантам варьирования категорий товаров, попадающих под действие налоговой преференции в зависимости от социального контекста и приоритетов государства в определенный период времени.
Налоги и налогообложение. 2024;(3):12-23
pages 12-23 views

Реализация фискального и регулирующего потенциала налога на прибыль организации

Мусаева Х.М., Иманшапиева М.М.

Аннотация

Предметом исследования являются фискальные и регулирующие возможности налога на прибыль организаций, его структурные элементы и их влияние на экономическую активность субъектов предпринимательства. Цель исследования – выявление возможных путей расширения использования фискального и регулирующего потенциала налога на прибыль организаций как важнейшего инструмента стимулирования экономической активности. В работе дается оценка уровню поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему Российской Федерации, анализируются факторы, сдерживающие реализацию его фискального потенциала. Особое внимание уделяется анализу поступлений в бюджет налога на прибыль организаций по материалам одного из субъектов РФ, с низким уровнем производственного и инвестиционного потенциала – Республики Дагестан. Аргументируется вывод, несмотря на превышения темпов роста налога на прибыль в бюджет над общим ростом налоговых поступлений, потенциал увеличения поступлений в бюджет за счет увеличения налоговой нагрузки исчерпан. Значительное место уделяется инструментам стимулирования инвестиционной активности, предусмотренные действующим налоговым законодательством по налогу на прибыль организаций. Необходимость достижения поставленной цели исследования обусловила целесообразность использования комплекса различных методов и приемов: переход от общего к частному, логическое умозаключение, наблюдение, обобщение, систематизация, сравнение, факторный анализ, синтез, системный подход. Исследование опирается на официальные аналитические данные Федеральной службы статистики РФ, ФНС России, а также Управления ФНС России по Республике Дагестан. Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса рекомендаций, направленных на реализацию фискального и регулирующего потенциала налога на прибыль в контексте стимулирования инвестиционной активности организаций и снижения налоговых рисков. Обосновывается вывод, что необходимо добиваться роста поступлений налога на прибыль организаций не путем увеличения фискальной нагрузки, а посредством наиболее полной реализации его регулирующего потенциала как инструмента стимулирования экономической активности. Формулируются рекомендации, направленные на совершенствование инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций как инструмента стимулирования ускорения обновления изношенных основных фондов. Отмечается, что стратегически важными внутренними резервами увеличения поступлений по налогу на прибыль могут стать как рост налоговой базы за счет активизации экономической активности субъектов Российской Федерации, так и комплексные решения, направленные на снижение налоговых рисков.
Налоги и налогообложение. 2024;(3):24-34
pages 24-34 views

Совершенствование налогового контроля по налогу на прибыль организаций: региональный аспект

Шелепова Н.В., Медведько А.С.

Аннотация

В статье рассматриваются направления совершенствования налогового контроля по налогу на прибыль организаций, основанные на уже известном опыте налоговых органов и налоговой отчетности УФНС России по Амурской области. Проведен анализ таких направлений налогового контроля как камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки по материалам УФНС по Амурской области. Проведенный анализ показал, что количество камеральных налоговых проверок, по результатам которых были выявлены налоговые правонарушения снижается, что может свидетельствовать о совершенствовании информационной деятельности УФНС России по Амурской области. Количество выездных налоговых проверок, по результатам которых выявлены налоговые правонарушения практически соответствует количеству проведенных выездных налоговых проверок, что свидетельствует о преимущественном использовании риск-ориентированного подхода к планированию выездных налоговых проверок УФНС России по Амурской области. Однако выявленное количество налоговых правонарушений по результатам проведения налоговых проверок не позволяет сделать вывод о достаточной эффективности налогового контроля. Рассмотрены наиболее распространенные схемы незаконной налоговой оптимизации и отдельные виды налоговых правонарушений. Также в статье предложены направления совершенствования налогового контроля по налогу на прибыль организаций направленные на регулирование, предупреждение и борьбу с налоговыми правонарушениями. Методы, используемые в исследовании – горизонтальный анализ, индукция и дедукция. Методология проведения работы – обоснование актуальности работы, постановка проблемы, исследование камеральных и выездных проверок, результаты исследования и выводы. По итогам работы сделаны выводы, что выявленное по результатам налоговых проверок количество налоговых правонарушений по материалам УФНС по Амурской области, предполагает необходимость совершенствования налогового контроля по налогу на прибыль организаций с применением таких методов предупреждения и борьбы с налоговыми правонарушениями как информационное оповещение налогоплательщиков о выявленных фактах налоговых правонарушений, обеспечительных мерах и налоговых санкциях по этим правонарушениям, повышение налоговых пений и штрафов в размере выше ставки налога по которому выявлено налоговое правонарушение и запрет регистрации более двух или трех организаций на одно физическое лицо. Что приведет к повышению объема денежных средств, поступающих в бюджет Амурской области и уменьшению налоговых правонарушений, совершаемых налогоплательщиками.
Налоги и налогообложение. 2024;(3):35-44
pages 35-44 views

Анализ зарубежной практики налогового стимулирования развития высокотехнологичной промышленности

Разу С.Б.

Аннотация

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета. Предметом исследования являются конкретные меры в области налогового регулирования промышленного развития ведущими индустриальными державами мира. Объектом исследования выступает налоговая политика данных стран, направленная на стимулирование развития отечественного высокотехнологичного производства, поспособствовавшая достижению и удержанию ими технологического и экономического лидерства на протяжении длительного периода времени. Цель работы состоит в том, чтобы исследовать использование налоговых инструментов влияния на производственный сектор различных стран и области их применения, рассмотрев их эволюцию и развитие. Результатом работы стало выявление наиболее перспективных методов налогового стимулирования предприятий высокотехнологичной промышленности, которые в перспективе возможны к внедрению в практику налогообложения в Российской Федерации с целью стимулирования достижения технологического суверенитета страны. Основными методами, использованными в настоящем исследовании, являлись сравнение, классификация, статистический, и ретроспективный анализ, а также экономико-математический расчет. Научная новизна исследования состоит в систематизации механизмов налогового стимулирования высокотехнологичной промышленности в индустриально развитых странах, выделении общих тенденций развития таких механизмов, а также в обосновании целесообразности использования их опыта в Российской Федерации с выделением конкретных механизмов, предлагаемых к заимствованию и внедрению в российскую практику. Также в исследовании оценен предполагаемый экономический эффект данных мер и обозначены конкретные отрасли высокотехнологичной промышленности, в которых наиболее целесообразно внедрить предложенные меры налогового стимулирования. Помимо этого, научная новизна заключается в вынесении предложений по адаптации и модификации данных механизмов с учетом специфики текущей социально-экономической ситуации в России, основанных на результатах сравнительного анализа показателей развития народного хозяйства России и зарубежных стран с использованием экономико-математических методов. Область применения работы – налоговая система Российской Федерации. Основные выводы заключаются в выделении среди проанализированных фискальных инструментов наиболее подходящих для нашей страны в текущих условиях, которые в перспективе способны оказать стимулирующее воздействие на формирование технологического суверенитета Российской Федерации, а также в расчете потенциальной налоговой выгоды для предприятий высокотехнологичной промышленности от их внедрения.
Налоги и налогообложение. 2024;(3):45-65
pages 45-65 views

Развитие налогового администрирования в Российской Федерации в условиях цифровой трансформации

Митин Д.А.

Аннотация

Цифровая трансформация бизнеса и государственного сектора оказала существенное влияние на ведение предпринимательской деятельности. Сформировались новые виды бизнеса, преимущественно осуществляемого в цифровом пространстве. Кроме того, появились новые средства платежа: криптовалюты и цифровые финансовые активы. Названные факты являются шоками для моделей налогового администрирования, создаваемых для взаимодействия с налогоплательщиками занимающимися традиционными видами деятельности. В связи с чем в 2020 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на XIII пленарном заседании Форума по налоговому администрированию была предложена концепции цифровой трансформации налогового администрирования «Налоговое администрирование 3.0: Цифровая трансформация налогового администрирования». С учетом отмеченных факторов в статье проведен теоретический анализ рисков, вызванных цифровой трансформацией для целей налогового администрирования, а также рассмотрены лучшие практики по нивелированию рисков, в том числе путем цифровизации налогового администрирования. Предметом исследования являются цифровая трансформация налогового администрирования в Российской Федерации. Цель исследования заключается в разработке предложений по развитию налогового администрирования в Российской Федерации с учетом лучших мировых практик, а также с использованием передовых технологий цифровой экономики.  В рамках исследования были использованы такие методы исследования как: ретроспективный анализ, синтез, сравнение и прогнозирование. В статье проводится общий анализ такого явления как цифровая трансформация и связанных с ним рисков для целей налогового администрирования; рассмотрены предложения ОЭСР по цифровой трансформации налогового администрирования, в том числе отмечены их преимущества и недостатки; отмечены фактические подходы к трансформации модели налогового администрирования, используемой в Российской Федерации. Научная новизна работы выражается в предложенных дальнейших направлениях развития налогового администрирования в Российской Федерации, в том числе: развитие электронного документооборота; расширение использования технологии Блокчейн; использование возможностей смарт-контрактов для автоматизации процесса исчисления и уплаты налогов. Предложенные в исследовании решения могут быть использованы при практической реализации мероприятий по развитию налогового администрирования в Российской Федерации.
Налоги и налогообложение. 2024;(3):66-96
pages 66-96 views

Анализ влияния климатических условий на налоговый потенциал регионов России методом кластерного анализа

Герасимова А.Е.

Аннотация

На налоговую нагрузку регионов оказывает влияние целый комплекс факторов, среди которых необходимо учитывать природно-климатические условия. Ведь именно от них зависит специализация регионов, производственные возможности, объемы производства и, соответственно, уровень налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. В статье проведен анализ налогового потенциала регионов в зависимости от климатического фактора. Предметом настоящего исследования является система статистических показателей, характеризующих природно-климатические условия регионов (температура и количество осадков июля и января за три года) и экономические результаты их деятельности, в т.ч. налоговые поступления в бюджеты. Целью работы является оценка влияния климатического фактора на налоговый потенциал регионов с помощью группировки методом кластерного анализа. Методом исследования является кластерный анализ (метод k-средних), реализованный с помощью языка программирования R и его пакетов, позволяющий объединять регионы по мере схожести по климатическим условиям минимизируя при этом вариацию внутри групп и максимизируя межгрупповые различия. В результате исследования были выделены регионы с самыми благоприятными климатическими условиями, группа регионов с неблагоприятным климатом и кластер с умеренным климатом, а также дана оценка их экономического состояния и налогового потенциала. Результаты исследования могут быть применены при разработке рекомендаций на государственном уровне по оптимизации налоговой нагрузки для схожих по условиям регионов. Новизна исследования состоит в возможности оценки и сравнительной характеристики регионов, со схожими климатическими условиями с точки зрения налогового потенциала, что необходимо для разработки мер развития территорий и повышения их налогового потенциала. В результате исследования доказано влияние климатического фактора на налоговый потенциал регионов и необходимости его учета в совокупности с другими факторами.
Налоги и налогообложение. 2024;(3):97-114
pages 97-114 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».