Том 14, № 2 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Анализ безопасности городских систем видеонаблюдения: уязвимости и стратегии защиты

Исрафилов А., Ситников П.Р., Соколов А.Д., Ишанхонов А.Ю., Благова И.Ю.

Аннотация

В эпоху цифровизации городских пространств, системы видеонаблюдения играют ключевую роль в обеспечении общественной безопасности. Однако уязвимости в программном обеспечении и аппаратной части этих систем могут привести к серьезным нарушениям приватности и безопасности. Важность этой темы обусловлена растущим количеством кибератак и утечек данных, целями которых часто становятся городские инфраструктуры.

Цель. Целью данной статьи является анализ уязвимостей систем видеонаблюдения в контексте городской инфраструктуры, а также определение потенциальных рисков для безопасности данных и личной приватности. Статья стремится выявить слабые места в технологиях и предложить рекомендации по их устранению.

Методы исследования. Для анализа использовались методы анализа данных о нарушениях в системах видеонаблюдения за последние пять лет и обзор современных технологий: Изучение современных методов шифрования и практик регулярного обновления программного обеспечения, направленных на минимизацию рисков.

Результаты. Исследование показало, что большинство систем видеонаблюдения уязвимы к атакам среднего уровня сложности. Наиболее часто встречающиеся уязвимости связаны с недостаточным шифрованием данных и устаревшим программным обеспечением. В результате анализа были разработаны предложения по усилению защиты данных, включая регулярное обновление ПО, использование многоуровневых систем аутентификации и шифрования.

Область применения результатов. Полученные результаты и рекомендации по укреплению систем видеонаблюдения могут быть применены в различных сферах городской инфраструктуры, включая общественный транспорт, муниципальные учреждения и коммерческие объекты. Особенно актуально применение этих рекомендаций для объектов с высокой проходимостью людей и повышенными требованиями к безопасности, таких как школы, больницы и торговые центры. Эффективное внедрение предложенных технологий шифрования и усиленные меры безопасности помогут предотвратить не только утечки данных, но и потенциальные акты терроризма или другие угрозы безопасности граждан.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):7-31
pages 7-31 views

Система определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания на основе измерения и анализа вибрации

Садриев А.Г., Шамсутдинов Д.М., Вильцын С.А., Низамутдинов М.Х., Иванова О.В.

Аннотация

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью обеспечения надежной эксплуатации транспортных средств и минимизации рисков перебоев в работе двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Часто встречаемым явлением в работе двигателя считается пропуск зажигания, который негативно отражается на эффективности работы ДВС и может привести к аварийным ситуациям, влекущим за собой значительные финансовые и временные потери для коммерческих компаний. Постановка проблемы заключается в необходимости раннего выявления и предотвращения подобных неисправностей.

Цель ‒ разработка и тестирование системы регистрации и анализа технического состояния ДВС посредством вибрационных измерений.

Метод и методология проведения работы. В работе применялся метод безразборного диагностирования, использование которого повышает эффективность определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания транспортного средства.

Результаты. В статье описана разработанная авторами система для проверки технического состояния двигателя внутреннего сгорания на основе измерения и анализа вибрационных сигналов. В среде MATLAB разработано программное обеспечение для обработки и записи данных вибрации и сигнала синхронизации. Проведено расчетно-экспериментальное исследование влияния дефектов в механизмах и системах ДВС на равномерность временно-амплитудной характеристики импульсов вибрации каждого отдельно взятого цилиндра, которые возникают во время работы двигателя.

В качестве основного вывода авторами отмечается, что разработанная система позволяет оперативно и неинвазивно определить неработающий цилиндр или тот цилиндр, вклад которого, по сравнению с другими, во вращательное движение коленчатого вала является наименьшим. Данная система позволяет провести диагностику двигателя за короткое время с использованием доступных средств.

Область применения результатов. Результаты исследований апробированы в условиях сервисного предприятия при проведении диагностирования ДВС легковых автомобилей и грузового автотранспорта, и могут быть применимы как авторемонтными мастерскими, так и автолюбителями.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):32-50
pages 32-50 views

Влияние бокового трения на движение транспорта на улице Фатима Аль-Захра в Кербеле: причины, результаты и пути решения

Кхудхаир Х.С., Коноплев В.Н., Аль-Джамиль Х.А.

Аннотация

Боковое трение считается одной из основных причин снижения эффективности дорожного движения в городских улицах и вызывается рядом факторов, таких как парковка транспортных средств на обочине, переход пешеходов в непредназначенных для них местах, въезд транспортных средств на главную дорогу с второстепенных и их выезд с нее на второстепенные дороги и др. Научная новизна данной работы заключается в том, что она впервые, насколько нам известно, дает статистическое описание влияния факторов бокового трения на эффективность дорожного движения на улице Фатима Аль-Захра в городе Кербела, а также как на классификации дорог. Результаты исследования показали, что боковое трение является причиной значительного снижения эффективности эксплуатации исследуемой дороги, а также снижения классификации дороги.

Цель – определение влияния бокового трения на эффективность дорожного движения на улице Фатимы Захры в городе Кербела и определение оптимальных решений для улучшения эффективности дорожного движения на этой улице. 

Методы исследования. В данной работе использовались как экспериментальные методы сбора данных, так и статистические методы их обработки.

Результаты исследования показали, что боковое трение является причиной снижения эффективности эксплуатации исследуемой дороги на величину в пределах 62,16–86,3%, а также понижения класса дороги с I или II до IV.

Область применения результатов. Рекомендуется применить результаты, полученные в Управлении управления дорожным движением города Кербела.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):51-63
pages 51-63 views

Оптимизация процессов производства запасных частей к автотранспортным средствам

Аветисян Т.В., Львович Я.Е., Преображенский А.П.

Аннотация

Целью проведенного исследования является разработка программной имитационной мультипродуктовой модели, предназначенной для эффективного управления запасами запасных частей. В ходе работы была использована математическая модель, позволяющая оптимизировать процесс производства и хранения запасных частей для транспортных средств. При этом учитывались такие существенные факторы, как общее количество запасных частей, находящихся на складе, частота выхода из строя определенных деталей, условия эксплуатации, интенсивность их использования, а также влияние человеческого фактора. Результаты показывают, что штрафы за доставку и динамичный расход запасных частей существенно влияют на функцию затрат, в то время как штрафы за отсутствие необходимых деталей существенно влияют на минимальный уровень запасов. Результаты могут быть применены при управлении запасами запасных частей в авторизованных сервисных центрах. В исследовании делается вывод, что сезонные колебания спроса на запасные части можно устранить путем создания научно обоснованной системы управления запасами запасных частей.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):64-80
pages 64-80 views

Классификация цепей поставок с учетом факторов транспортной логистики

Мочалин С.М., Мирошина И.В.

Аннотация

В статье рассматривается логистическая цепь поставок как объект, который классифицируется по определенным признакам, определяются основные классификации, выявляется проблематика отсутствия транспортно-технологических признаков, которые имеют широкое влияние на движение материального потока по логистической цепи поставок.

Цель. Определение классификационных признаков логистической цепи поставок, имеющих учет влияния параметров транспортного процесса.

Метод и методология проведения работы. В статье использовались сравнительные и статистические методы анализа.

Результаты. Среди известных и имеющихся в научном знании классификаций логистических цепей поставок нет такой классификации, которая бы учитывала изменение параметров транспортного процесса при движении материального потока от поставщика к потребителю.

Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять субъектами, осуществляющими деятельность, связанную с логистикой цепями поставок.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):81-103
pages 81-103 views

Технологическое проектирование станций технического обслуживания автомобилей с использованием генетических алгоритмов

Захаров Н.С., Козин Е.С.

Аннотация

В исследовании приведено обоснование использования эволюционных методов или генетических алгоритмов для технологического проектирования вновь сооружаемых или модернизируемых станций технического обслуживания автомобилей. Генетические алгоритмы являются одним из видов моделей машинного обучения и активно используются для решения многофакторных оптимизационных задач. Задачей такого типа является поиск технических параметров предприятия сервиса автомобилей, при которых экономические показатели его деятельности будут соответствовать установленным пользователем ограничениям по прибыли или капитальным затратам. В работе приведены параметры разработанной модели, функции приспособленности, а также приведена оценка эффективности использования метода генетических алгоритмов относительно метода простого перебора разных вариантов сочетаний исходных факторов.

Цель: повышение эффективности управления предприятиями автомобильного транспорта путем использования для задач стратегического планирования метода генетических алгоритмов.

Метод и методология проведения работы. В исследовании используется метод генетических алгоритмов для решения многокритериальной задачи обратной оптимизации при технологическом проектировании станции технического обслуживания автомобилей

Результаты. Обосновано использование метода генетических алгоритмов для проектирования станций технического обслуживания и предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с учетом установленных в начале проектирования ограничений или целевых показателей.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы руководством предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей при их проектировании, стратегическом планировании деятельности и модернизации.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):104-122
pages 104-122 views

Разработка веб-приложения для проведения конференции «Педагогический потенциал»

Камозина О.В., Охлупина О.В., Маганков К.С., Рябцев Н.П.

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью постоянного сотрудничества, обмена опытом среди преподавателей, учащихся различных образовательных учреждений. В то же время, требуется снижение затрат на организацию конференций, упрощение прохождения этапов подачи заявок, статей, оплаты оргвзноса, рассылки материалов и т.д. В связи с этим возникает необходимость внедрения цифровых технологий в проведение различных типов конференций.

Цель  – разработка веб-приложения для проведения конференции.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели в статье определен технологический стек реализации проекта. Использованы методы моделирования, анализа, синтеза.

Результаты. В работе описан процесс реализации технической и клиентской части веб-приложения для организации конференции. Выделены маршруты взаимодействия клиента с базой данных и отправки запросов на сервер приложения. Представлено создание базы данных веб-приложения, а также взаимодействие веб-приложения с сервером. Реализовано наполнение главной страницы. Определена форма подачи заявки на участие в конференции. Разграничены возможности участников и администраторов.

Область применения результатов. Веб-приложение было включено в проведение Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Педагогический потенциал», проходившей 27 ноября 2023 года в Брянском государственном инженерно-технологическом университете. Полученные результаты могут быть использованы для проведения конференций различного уровня.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):123-144
pages 123-144 views

Цифровизация в деятельности предприятий транспортной отрасли России

Миркина О.Н.

Аннотация

Информационные технологии и цифровизация активно используются в деятельности предприятий разных отраслей. Следует различать термины «цифровизация» и «цифровая трансформация». Довольно высока степень цифровизации у предприятий транспортной отрасли и логистики. Дальнейшему расширению внедрения цифровых технологий способствует принятие и реализация государственных стратегических документов. По мнению автора, в деятельности транспортных предприятий пока не наступил этап цифровой трансформации, хотя для этого существуют условия. Предприятия транспорта и логистики применяют разнообразные цифровые технологии и инструменты. Они способствуют получению предприятиями положительного экономического результата.

Цель – рассмотрение динамики и тенденций цифровизации деятельности отечественных предприятий транспортной отрасли.

Метод и методология проведения работы. В исследовании применялись системный подход и общенаучные методы – статистический, сравнительный анализ и логические обобщения.

Результаты. Показаны различия терминов «цифровизация» и «цифровая трансформация». Оценена степень цифровизация транспортных и логистических предприятий. Приведены перспективные направления развития цифровых технологий в деятельности предприятий транспорта и логистики.

Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять экономическим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере транспорта и логистики, а также государственного управления.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):145-157
pages 145-157 views

Транспортировка опасных грузов

Лежнёв А.И., Забытова Л.М., Луцюк А.Н.

Аннотация

Перевозка опасных грузов является одной из ключевых отраслей логистики, требующей специального внимания и навыков. Профессионалы этой сферы должны иметь глубокие знания о химических веществах, их свойствах и классификации, а также понимание законодательства и нормативных актов, регулирующих перевозку таких грузов.

Безопасность перевозки опасных грузов также включает строгое соблюдение правил поведения при аварийной ситуации. Оперативная реакция на возникающие проблемы и использование соответствующих средств и оборудования для ликвидации утечек или инцидентов являются неотъемлемой частью работы профессионалов в данной сфере. Регулярное обучение персонала и постоянное совершенствование систем безопасности являются ключевыми факторами для минимизации рисков при перевозке опасных грузов. Особое внимание уделено выделению сложностей, связанных с перевозкой таких грузов, на примере отдельных субъектов РФ. В результате будет получена исчерпывающая информацию о данной теме, что позволит лучше понимать и управлять рисками, связанными с организацией перевозок опасных грузов.

 Цель работы – определить особенности перевозки опасных грузов на территории Российской Федерации.

Метод и методология проведения работы. В данной статье были задействованы методы экономико-математического и статистического анализа для достижения цели исследования.

Результаты исследования. В данной статье подробно рассмотрены ключевые принципы и особенности перевозки опасных грузов, которым обязаны следовать все логистические компании, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Должное соответствие этим правилам является безопасной и эффективной частью транспортного процесса.

Область применения результатов. Полученные данные могут быть эффективно использованы логистическими компаниями, специализирующимися на перевозке опасных грузов, для соблюдения правил и обеспечения безопасности.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):158-168
pages 158-168 views

Формирование и пути оптимизации транспортных затрат производственного предприятия

Коновалова Т.В., Домбровский А.Н., Надирян С.Л., Коцурба С.В.

Аннотация

В статье проведено исследование закономерностей изменения транспортных расходов компании, осуществляющей предоставление транспортно-логистических услуг. В качестве объекта исследования выбрана транспортная компания «М». Была составлена таблица «Сумма транспортных расходов», а так же составлены диаграммы «Доля транспортных расходов» и «Сумма транспортных расходов компании». Проанализированы тарифные ставки и возможности их изменения. На основании полученных данных сделан вывод, что внедрение новых тарифных ставок непосредственно влияет на транспортные затраты предприятия.

Цель – исследование закономерностей изменения транспортных расходов компании, осуществляющей предоставление транспортно-логистических услуг на примере компании «М». Рассматривается изменение транспортных затрат производственного предприятия с учетом изменения тарифных ставок, нормируемых в зависимости от длины ездки.

Метод и методология проведения работы: при проведении исследования авторами были использованы методы статистического анализа и методы ценообразования.

Результаты: в результате исследования были получены следующие результаты: рассчитаны транспортные расходы компании «М», рассмотрены возможности изменения тарифных ставок и соответствующее изменение годовых затрат на транспортное обслуживание.

Область применения результатов: научно-исследовательская деятельность по разработке новых подходов в области тарификации транспортной работы производственного предприятия.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):169-180
pages 169-180 views

Разработка мобильного приложения кроссплатформенного виртуального голосового помощника студента

Сафиуллин Р.Н., Торкунова Ю.В.

Аннотация

Целью статьи является анализ  современных подходов и технологий создания голосовых помощников, основанных на искусственном интеллекте, а так же представление результатов мобильной разработки виртуального голосового помощника. В статье рассмотрены ключевые аспекты разработки, включая выбор алгоритмов обработки естественного языка, машинного обучения и технологий распознавания речи. Описана архитектура и функциональные возможности разработанного голосового помощника, а также приведены примеры его применения.

Материалы и методы: использованы современные методы визуального моделирования и программирования, возможности языка Dart и фреймворка Flutter для решения проблем разработки виртуального помощника.

Результаты: разработано кроссплатформенное мобильное приложение, сочетающее возможности  распознавания голоса, интеллектуального анализа текста, воспроизведения голоса и изображения.

В заключении сделаны выводы о дальнейших перспективах разработки, интеграции и внедрении в современную цифровую образовательную экосистему.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):181-193
pages 181-193 views

Развитие контрейлерного сообщения на маршруте международного транспортного коридора «Север-Юг»

Москвичев О.В., Пацев Ю.П.

Аннотация

В настоящей статье представлен способ реализации транспортно-логистической схемы доставки грузов с применением контрейлерных технологий на международном транспортном коридоре «Север-Юг». Актуальность и практическое значение представленного в статье решения определяется тем, что наиболее перспективный с точки зрения протяженности и грузооборота Западный маршрут международного транспортного коридора «Север-Юг», имеет главный инфраструктурный барьер – отсутствие железнодорожной линии на участке Астара – Решт в Иране. В статье проведен анализ инвестиционного участия Российской стороны в реализации проекта по строительству недостающего участка железной дороги в исламской республике Иран и представлен альтернативный вариант применения транспортно-логистической схемы доставки груза с включением контрейлерного сообщения.

Цель – разработка транспортно-логистической схемы доставки груза с использованием контрейлерных технологий на международном транспортном коридоре «Север-Юг».

Метод и методология проведения работы. В статье использовались статистические методы анализа, а также методы математического моделирования и прогнозирования денежных потоков.

Результаты. Определен перечень опорных железнодорожных станций остановки контрейлерного поезда на полигоне железных дорог. Разработана экономико-математическая модель, описывающая условие применения транспортно-логистической схемы доставки груза с включением в нее контрейлерного сообщения. Дана оценка экономической эффективности проекта по реализации регулярного контрейлерного сообщения на полигоне железной дороги от станции Санкт-Петербург до станции Астара.

Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять при проектировании транспортно-логистических схем доставки грузов с использованием нескольких видов транспорта.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):194-215
pages 194-215 views

Текущее состояние и перспективы развития Транссибирской магистрали

Князькина О.В., Хамитов Р.М.

Аннотация

Географическое положение РФ определяет ее огромный транзитный потенциал. В настоящее время наблюдается процесс перераспределения существующих грузопотоков с западного направления на восточное, в этой связи формируются новые логистические цепочки и перед Россией, как активным участником международных транспортных коридоров возникают новые вызовы. В этой связи возрастает актуальность Транссиба, как части международного транспортного коридора «Восток – Запад». В статье производится исследование транспортного потенциала Транссиба и описываются меры по увеличению провозной способности, и как следствие, привлекательности Транссиба для перевозки грузов. Обозначена проблема, связанная с переориентацией сложившихся грузопотоков в восточном направлении и, как следствие, росте спроса на перевозки универсальных контейнеров в полувагонах из-за нехватки фитинговых платформ и увеличении порожнего пробега полувагонов. В качестве решения может выступать строительство транспортно-логистического центра на территории Кемеровской области – Кузбасса, в ближайшей доступности к основным местам погрузки металлургической и угольной продукции, производство и добыча которых сосредоточены в Кузбассе.  

Цель – изучение логистической организации перевозки грузов и путей ее совершенствования на примере транспортного коридора «Восток – Запад» благодаря формированию транспортно-логистического центра на территории Кемеровской области – Кузбасса.

Метод и методология проведения работы. В статье использовались методы теории систем, системного анализа и синтеза, логистики, аналитические и статистические методы.

Результаты. Описано текущее состояние, проблемы и перспективы развития Транссибирской магистрали. Обоснована целесообразность строительства на территории Кемеровской области – Кузбасса транспортно-логистического центра.

Область применения результатов. Полученные результаты исследования могут быть востребованы в практике логистики для оптимизации организации перевозки грузов.

International Journal of Advanced Studies. 2024;14(2):216-233
pages 216-233 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».