Создание и апробирование дистанционной программы, направленной на развитие управляющих функций, произвольного внимания и слухоречевой памяти у младших школьников
- Авторы: Томенко Т.Р.1, Богданова М.А.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
- Выпуск: Том 18, № 4 (2023)
- Страницы: 731-734
- Раздел: Материалы конференции
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1829/article/view/256310
- DOI: https://doi.org/10.17816/gc623275
- ID: 256310
Цитировать
Аннотация
Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием произвольных форм деятельности, которые являются когнитивными предикторами академической успешности у детей [1]. Современные исследования показывают, что успех учебной деятельности во многом определяется уровнем развития рабочей памяти, когнитивной гибкости и самоконтроля — всё это относится к управляющим функциям мозга, а также уровнем развития слухоречевой памяти, который оказывает прямое влияние на развитие техники чтения и умение формулировать и излагать мысли [2, 3]. При этом, согласно различным источникам, число отстающих школьников в начальных классах варьируется от 15 до 40%, что может приводить к значительным длительным когнитивным, социальным трудностям и позволяет прогнозировать различные психосоциальные последствия. Именно поэтому возрастает значимость профилактических мер по развитию данных функций в младшем школьном возрасте, которые предупреждают формирование психических дефектов как основных факторов дезадаптации ребенка в обществе.
Работа посвящена анализу эффективности использования авторской дистанционной программы «Добрый Слон» для развития слухоречевой памяти, произвольного внимания и управляющих функций младших школьников.
Программа рассчитана на прохождение различных заданий в течение 7 недель в соответствии со стандартизированными методиками, а также с учётом нейродинамических показателей детей в данном возрасте.
В исследовании приняло участие 76 детей 7–9 лет, учащиеся 1 и 2 классов, соответственно (44 младших школьника проходили развивающую программу «Добрый Слон», а 32 — составили контрольную группу).
С помощью слухоречевой пробы и компьютерных методик «Анализ понимания предложений», «Корректурная проба Бурдона», «Руки-ноги-голова», «Понимание близких по звучанию слов» получены данные об уровне развития управляющих функций, произвольного внимания и слухоречевой памяти школьников в двух срезах с разницей в 7 недель [4]. Для изучения субъективной оценки работы функций программирования и контроля детей родители заполняли опросник BRIEF (Behavior Rating Inventory of Executive Function) до и после исследования [5]. Проведён анализ с целью определения значимости различий показателей между результатами двух групп.
Это работа показывает, что навык регулирования поведения, способность концентрировать внимание на одном виде деятельности, индекс утомляемости, продуктивность, объём слухоречевой памяти могут быть скорректированы и улучшены при помощи дистанционной методики развития.
Таким образом, развитие функций младших школьников может происходить в дистанционном формате, что решает проблему доступности развивающих мероприятий для родителей и даёт возможность большему количеству детей не отставать от сверстников и успешно проявляться в социальной среде. Авторы считают, что гаджеты вполне допустимы в повседневной жизни детей в определённом количестве, если правильно их адаптировать под развивающийся мозг.
Полный текст
Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием произвольных форм деятельности, которые являются когнитивными предикторами академической успешности у детей [1]. Современные исследования показывают, что успех учебной деятельности во многом определяется уровнем развития рабочей памяти, когнитивной гибкости и самоконтроля — всё это относится к управляющим функциям мозга, а также уровнем развития слухоречевой памяти, который оказывает прямое влияние на развитие техники чтения и умение формулировать и излагать мысли [2, 3]. При этом, согласно различным источникам, число отстающих школьников в начальных классах варьируется от 15 до 40%, что может приводить к значительным длительным когнитивным, социальным трудностям и позволяет прогнозировать различные психосоциальные последствия. Именно поэтому возрастает значимость профилактических мер по развитию данных функций в младшем школьном возрасте, которые предупреждают формирование психических дефектов как основных факторов дезадаптации ребенка в обществе.
Работа посвящена анализу эффективности использования авторской дистанционной программы «Добрый Слон» для развития слухоречевой памяти, произвольного внимания и управляющих функций младших школьников.
Программа рассчитана на прохождение различных заданий в течение 7 недель в соответствии со стандартизированными методиками, а также с учётом нейродинамических показателей детей в данном возрасте.
В исследовании приняло участие 76 детей 7–9 лет, учащиеся 1 и 2 классов, соответственно (44 младших школьника проходили развивающую программу «Добрый Слон», а 32 — составили контрольную группу).
С помощью слухоречевой пробы и компьютерных методик «Анализ понимания предложений», «Корректурная проба Бурдона», «Руки-ноги-голова», «Понимание близких по звучанию слов» получены данные об уровне развития управляющих функций, произвольного внимания и слухоречевой памяти школьников в двух срезах с разницей в 7 недель [4]. Для изучения субъективной оценки работы функций программирования и контроля детей родители заполняли опросник BRIEF (Behavior Rating Inventory of Executive Function) до и после исследования [5]. Проведён анализ с целью определения значимости различий показателей между результатами двух групп.
Это работа показывает, что навык регулирования поведения, способность концентрировать внимание на одном виде деятельности, индекс утомляемости, продуктивность, объём слухоречевой памяти могут быть скорректированы и улучшены при помощи дистанционной методики развития.
Таким образом, развитие функций младших школьников может происходить в дистанционном формате, что решает проблему доступности развивающих мероприятий для родителей и даёт возможность большему количеству детей не отставать от сверстников и успешно проявляться в социальной среде. Авторы считают, что гаджеты вполне допустимы в повседневной жизни детей в определённом количестве, если правильно их адаптировать под развивающийся мозг.
Об авторах
Т. Р. Томенко
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: m.a.trubnikova@gmail.com
Россия, Екатеринбург
М. А. Богданова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Email: m.a.trubnikova@gmail.com
Россия, Екатеринбург
Список литературы
- Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. Избранные психологические труды: В 2-х т. Москва : Педагогика; 1983. Т. 1. 392 с.
- Тихомирова Т.Н., Воронин И.А., Мисожникова Е.Б., Малых С.Б. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 2. С. 55–68.
- Bauer J.R., Booth A.E. Exploring potential cognitive foundations of scientific literacy in preschoolers: Causal reasoning and executive function // Early Childhood Research Quarterly. 2019. Vol. 46. P. 275–284. doi: 10.1016/j.ecresq.2018.09.007
- Горина Е.Ю., Ахутина Т.В. Оценка функций программирования и контроля у первоклассников: нейропсихологическое обследование, анализ ошибок на письме, опросник BRIEF // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 105–113.
- Ахутина Т.В., Кремлёв А.Е., Корнеев А.А., и др. Разработка компьютерных методик нейропсихологического обследования // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 15 июня 2017 г. Москва : ООО «Буки Веди»; 2017. С. 486–490.
Дополнительные файлы
