Создание и апробирование дистанционной программы, направленной на развитие управляющих функций, произвольного внимания и слухоречевой памяти у младших школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием произвольных форм деятельности, которые являются когнитивными предикторами академической успешности у детей [1]. Современные исследования показывают, что успех учебной деятельности во многом определяется уровнем развития рабочей памяти, когнитивной гибкости и самоконтроля — всё это относится к управляющим функциям мозга, а также уровнем развития слухоречевой памяти, который оказывает прямое влияние на развитие техники чтения и умение формулировать и излагать мысли [2, 3]. При этом, согласно различным источникам, число отстающих школьников в начальных классах варьируется от 15 до 40%, что может приводить к значительным длительным когнитивным, социальным трудностям и позволяет прогнозировать различные психосоциальные последствия. Именно поэтому возрастает значимость профилактических мер по развитию данных функций в младшем школьном возрасте, которые предупреждают формирование психических дефектов как основных факторов дезадаптации ребенка в обществе.

Работа посвящена анализу эффективности использования авторской дистанционной программы «Добрый Слон» для развития слухоречевой памяти, произвольного внимания и управляющих функций младших школьников.

Программа рассчитана на прохождение различных заданий в течение 7 недель в соответствии со стандартизированными методиками, а также с учётом нейродинамических показателей детей в данном возрасте.

В исследовании приняло участие 76 детей 7–9 лет, учащиеся 1 и 2 классов, соответственно (44 младших школьника проходили развивающую программу «Добрый Слон», а 32 — составили контрольную группу).

С помощью слухоречевой пробы и компьютерных методик «Анализ понимания предложений», «Корректурная проба Бурдона», «Руки-ноги-голова», «Понимание близких по звучанию слов» получены данные об уровне развития управляющих функций, произвольного внимания и слухоречевой памяти школьников в двух срезах с разницей в 7 недель [4]. Для изучения субъективной оценки работы функций программирования и контроля детей родители заполняли опросник BRIEF (Behavior Rating Inventory of Executive Function) до и после исследования [5]. Проведён анализ с целью определения значимости различий показателей между результатами двух групп.

Это работа показывает, что навык регулирования поведения, способность концентрировать внимание на одном виде деятельности, индекс утомляемости, продуктивность, объём слухоречевой памяти могут быть скорректированы и улучшены при помощи дистанционной методики развития.

Таким образом, развитие функций младших школьников может происходить в дистанционном формате, что решает проблему доступности развивающих мероприятий для родителей и даёт возможность большему количеству детей не отставать от сверстников и успешно проявляться в социальной среде. Авторы считают, что гаджеты вполне допустимы в повседневной жизни детей в определённом количестве, если правильно их адаптировать под развивающийся мозг.

Полный текст

Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием произвольных форм деятельности, которые являются когнитивными предикторами академической успешности у детей [1]. Современные исследования показывают, что успех учебной деятельности во многом определяется уровнем развития рабочей памяти, когнитивной гибкости и самоконтроля — всё это относится к управляющим функциям мозга, а также уровнем развития слухоречевой памяти, который оказывает прямое влияние на развитие техники чтения и умение формулировать и излагать мысли [2, 3]. При этом, согласно различным источникам, число отстающих школьников в начальных классах варьируется от 15 до 40%, что может приводить к значительным длительным когнитивным, социальным трудностям и позволяет прогнозировать различные психосоциальные последствия. Именно поэтому возрастает значимость профилактических мер по развитию данных функций в младшем школьном возрасте, которые предупреждают формирование психических дефектов как основных факторов дезадаптации ребенка в обществе.

Работа посвящена анализу эффективности использования авторской дистанционной программы «Добрый Слон» для развития слухоречевой памяти, произвольного внимания и управляющих функций младших школьников.

Программа рассчитана на прохождение различных заданий в течение 7 недель в соответствии со стандартизированными методиками, а также с учётом нейродинамических показателей детей в данном возрасте.

В исследовании приняло участие 76 детей 7–9 лет, учащиеся 1 и 2 классов, соответственно (44 младших школьника проходили развивающую программу «Добрый Слон», а 32 — составили контрольную группу).

С помощью слухоречевой пробы и компьютерных методик «Анализ понимания предложений», «Корректурная проба Бурдона», «Руки-ноги-голова», «Понимание близких по звучанию слов» получены данные об уровне развития управляющих функций, произвольного внимания и слухоречевой памяти школьников в двух срезах с разницей в 7 недель [4]. Для изучения субъективной оценки работы функций программирования и контроля детей родители заполняли опросник BRIEF (Behavior Rating Inventory of Executive Function) до и после исследования [5]. Проведён анализ с целью определения значимости различий показателей между результатами двух групп.

Это работа показывает, что навык регулирования поведения, способность концентрировать внимание на одном виде деятельности, индекс утомляемости, продуктивность, объём слухоречевой памяти могут быть скорректированы и улучшены при помощи дистанционной методики развития.

Таким образом, развитие функций младших школьников может происходить в дистанционном формате, что решает проблему доступности развивающих мероприятий для родителей и даёт возможность большему количеству детей не отставать от сверстников и успешно проявляться в социальной среде. Авторы считают, что гаджеты вполне допустимы в повседневной жизни детей в определённом количестве, если правильно их адаптировать под развивающийся мозг.

×

Об авторах

Т. Р. Томенко

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.a.trubnikova@gmail.com
Россия, Екатеринбург

М. А. Богданова

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Email: m.a.trubnikova@gmail.com
Россия, Екатеринбург

Список литературы

  1. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. Избранные психологические труды: В 2-х т. Москва : Педагогика; 1983. Т. 1. 392 с.
  2. Тихомирова Т.Н., Воронин И.А., Мисожникова Е.Б., Малых С.Б. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 2. С. 55–68.
  3. Bauer J.R., Booth A.E. Exploring potential cognitive foundations of scientific literacy in preschoolers: Causal reasoning and executive function // Early Childhood Research Quarterly. 2019. Vol. 46. P. 275–284. doi: 10.1016/j.ecresq.2018.09.007
  4. Горина Е.Ю., Ахутина Т.В. Оценка функций программирования и контроля у первоклассников: нейропсихологическое обследование, анализ ошибок на письме, опросник BRIEF // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 105–113.
  5. Ахутина Т.В., Кремлёв А.Е., Корнеев А.А., и др. Разработка компьютерных методик нейропсихологического обследования // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 15 июня 2017 г. Москва : ООО «Буки Веди»; 2017. С. 486–490.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».