


Том 18, № 3 (2023)
Научные обзоры
Современный взгляд на потенциал регенеративных продуктов жировой ткани в лечении патологий кожных покровов
Аннотация
На данном этапе развития регенеративной медицины жировая ткань как источник стволовых клеток является вариантом выбора ввиду её доступности, достаточного количества клеток и наиболее безболезненной процедуры забора материала. Высокий интерес к применению данного продукта в лечении рубцов, ран и других дерматологических заболеваний обусловлен продемонстрированными положительными результатами в других областях медицины.
В обзоре представлены данные об эффективности и безопасности использования клеточных и бесклеточных продуктов жировой ткани в лечении различных патологий кожных покровов. Использовали открытые электронные базы данных научной литературы PubMed (MEDLINE), Clinical Trials, eLIBRARY.RU. Поиск данных литературы проведён по следующим ключевым словам: «регенеративная медицина», «стромально-васкулярная фракция», «рубец», «кожа», «дерматология», «наножир», «стволовые клетки жировой ткани», «экзосомы», «липоаспират».
Показаны результаты использования регенеративных продуктов жировой ткани и обосновано их применение в лечении наиболее часто встречающихся и наиболее значимых заболеваний кожных покровов. Использование клеточных и бесклеточных продуктов жировой ткани в дерматологии и хирургии с целью улучшения качества кожных покровов — безопасное и перспективное направление. Для последующего эффективного применения методик необходимы дальнейшие исследования по оценке системного действия, а также разработка стандартизированных протоколов их использования.



Современные подходы к генетической модификации мезенхимальных стромальных клеток в целях повышения их терапевтической эффективности
Аннотация
Одним из инновационных, интенсивно развивающихся в настоящее время терапевтических подходов к лечению социально-значимых заболеваний является применение клеточных технологий на основе трансплантации и ко-трансплантации мезенхимальных стромальных клеток (МСК), а также использования компонентов их секретома. Низкая иммуногенность, относительная простота выделения и применения, широкий спектр терапевтически значимых эффектов и доказанная эффективность репаративного и иммуносупрессивного действия определяют интерес к этому направлению клеточной терапии.
К настоящему времени выполнено более 2000, а за последние пять лет успешно завершено более 200 клинических исследований по применению МСК или их продуктов при различных патологических состояниях. Как иммуносупрессивные, так и регенеративные эффекты МСК во многом обусловлены комплексом выделяемых ими факторов, среди которых присутствуют хемокины, факторы роста, некодирующие РНК и другие активные молекулы. Вместе с тем выраженность и направленность эффектов МСК зависят не только от микроокружения клеток и состояния организма, но и от особенностей самих МСК, включая генетическую детерминированность уровней синтеза биологически активных молекул. В обзоре рассмотрены варианты генетической модификации МСК с целью повышения их терапевтической эффективности.



Современные подходы к терапии спинальной мышечной атрофии
Аннотация
Спинальная мышечная атрофия (СМА) — аутосомно-рецессивное нейродегенеративное заболевание, обусловленное наличием мутаций в гене SMN1, которые приводят к снижению уровня белка SMN. Снижение функциональной активности упомянутого белка способствует дегенерации моторных нейронов. Понимание молекулярно-генетической причины спинальной мышечной атрофии позволило разработать и начать применять в клинической практике препараты Нусинерсен, Онасемноген абепарвовек и Рисдиплам для терапии данного заболевания. Основные подходы к терапии СМА заключаются либо в модификации сплайсинга гена SMN2, который из-за точечной мутации в экзоне 7 не способен производить полноразмерный белок SMN, либо в вирусной доставке функциональной копии гена SMN1.
Одобренные препараты отличаются особенностями применения, которые обусловлены, в частности, способом введения, побочными реакциями и ограничениями для использования, в том числе связанными с социально-экономическим бременем пациентов со СМА.
Разработка и применение отечественных продуктов для лечения СМА с сопоставимым клиническим эффектом и более низкой ценой позволило бы снизить затраты на лекарственную терапию тяжёлых форм заболевания.
Ключевые слова: спинальная мышечная атрофия; СМА; SMN1; SMN2; Нусинерсен; Рисдиплам; Онасемноген абепарвовек.



Анализ деятельности банков пуповинной крови в Российской Федерации
Аннотация
В обзоре проанализирована деятельность всех государственных и коммерческих банков пуповинной крови в Российской Федерации, выполнена оценка общего количества образцов пуповинной крови на хранении на начало 2023 года, а также определено практическое использование биоматериала для лечения (аллогенных и аутологичных трансплантаций при онкогематологических заболеваниях) и научно-исследовательской работы в области регенеративной медицины за весь период работы банков, составляющий двадцать лет.
На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 12 банков пуповинной крови, выполняющих персональное, публичное или смешанное хранение образцов. На данный момент на публичном хранении находится до 26 тыс. образов пуповинной крови, а на персональном хранении — около 75 тыс. образцов.
В рамках обзора изучены основные и дополнительные услуги, предоставляемые банками, а также их актуальная стоимость: средняя стоимость заготовки образца пуповинной крови в Российской Федерации составляет 62 500 руб., а средняя годовая стоимость хранения — 6000 руб. Подробно рассмотрены основные показатели рынка, тенденции, ключевые проблемы биобанкирования и перспективы применения клеток пуповинной крови в Российской Федерации в ближайшие годы.
Отдельно кратко представлены данные о перспективах применения мезенхимальных стволовых клеток пупочного канатика — широко изучаемого биоматериала, который, как и пуповинную кровь, можно собрать после родов и криоконсервировать для длительного хранения. Стволовые клетки пупочного канатика активно изучаются в регенеративной медицине благодаря их свойствам восстанавливать хрящевую, мышечную, костную ткань, стимулировать рост новых кровеносных сосудов, блокировать аутоиммунные реакции.
Дополнительно проанализированы актуальные задачи и результаты деятельности ассоциации специалистов и организаций в области заготовки, хранения, применения клеток пуповинной крови и клеточных технологий «Рускорд», которая за несколько лет своей работы уже внесла существенный вклад в развитие рынка биобанкирования: в сентябре 2020 года утверждён единый стандарт сбора, процессинга, хранения и выдачи пуповинной крови для применения — российский стандарт RUSCORD.



Оригинальные исследования
Модель токсического фиброза у крыс линии Wistar: морфологические и молекулярно-генетические параметры точки перехода в цирроз
Аннотация
Обоснование. На сегодняшний день при исследовании клеточных и молекулярно-генетических механизмов фиброгенеза печени на экспериментальных моделях крыс не уделяется достаточного внимания точке перехода фиброза в цирроз как отдельной стадии. По мере развития данной патологии изменения фенотипа клеток и экспрессии генов носят динамичный характер, поэтому необходимо их оценивать во временнόй долгосрочной динамике.
Цель — изучить морфологические и молекулярно-генетические изменения печени крыс Wistar при узловой перестройке паренхимы.
Методы. Фиброз и цирроз печени у крыс-самцов линии Wistar индуцировали свежеприготовленным раствором тиоацетамида, который вводили интрагастрально через зонд в дозе 200 мг/кг массы тела 2 раза в неделю в течение 13 нед. Уровень мРНК генов tweak (tnfsf12), fn14 (tnfrsf12a), ang, vegfa, cxcl12 (sdf) и mmp-9 в печени выявляли методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени. Иммуногистохимическое исследование проводили на парафиновых срезах. В качестве маркёров использовали α-SMA, FAP, CD68, CD206, СХ3СR1, CD45. Измеряли площадь междольковых вен и междольковых артерий (мкм2). Подсчитывали количество синусоидных капилляров и междольковых вен.
Результаты. На основании полученных результатов можно установить точку перехода фиброза в цирроз как самостоятельный отдельный этап фиброгенеза. В рамках настоящих исследований переход был зафиксирован на стадии F5, а сам процесс — с F4/F5 по F6.
При разрастании фиброзной ткани и узловой перестройке паренхимы печени не отмечали прогрессирования дистрофических процессов и увеличения зон некроза и некробиоза гепатоцитов. Количество клеток α-SMA+ и FAP+ на стадиях F4–F5 не изменилось (р=0,2073 и р=0,3775 соответственно). При этом достоверный цирроз стадии F6 сопровождался ростом числа этих клеток в 1,5 раза (p <0,00001). По количеству клеток CD68+ отличия выявлены только на стадии F4/F5 (в 2,0 раза выше контроля, p <0,00001). Число клеток CD206+, CX3CR1+ и CD45+ оставалось прежним. Установлено увеличение количества междольковых вен (p <0,00001) и снижение — синусоидных капилляров (p <0,00001) по сравнению с контролем.
Переход фиброза печени в цирроз характеризовался изменением уровней экспрессии мРНК tweak, fn14, ang, vegfa, cxcl12 и mmp-9, а также наличием и силой взаимосвязи между ними. Между генами-мишенями выявили значимые корреляционные связи (r=0,50–0,84; р <0,01).
Заключение. Точка перехода фиброза в цирроз имеет морфологические и молекулярно-генетические особенности, которые расширяют знания о патоморфологических изменениях печени.
Ключевые слова: крысы; фиброз печени; цирроз печени; экспрессия генов; уровень мРНК; иммуногистохимия; клетки; сосуды; корреляционные связи.


