Отслеживание нейронной активности при прослушивании естественной речи у детей с применением функции временного отклика

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Развитие речи играет ключевую роль в психическом развитии ребёнка. При помощи речи ребёнок не только взаимодействует с внешним миром, но и учится осознавать свои собственные состояния и управлять своим поведением. Также, несомненно, от развития речи зависят последующие успехи ребёнка в обучении и, как следствие, в профессиональной жизни. Поэтому крайне важно исследовать механизмы нарушений развития речи и разрабатывать методы их диагностики и коррекции.

В настоящее время проводится большое количество когнитивных и нейрофизиологических исследований речи и механизмов, лежащих в основе её нарушений у детей. Исследования речи с применением ЭЭГ показывают устойчивые вызванные ответы головного мозга на слуховые и зрительные стимулы, связанные с речью (отдельные фонемы, слоги, буквы и т.д.), а также изменения этих ответов у детей с диагностированными нарушениями речи. Тем не менее, вопрос о нейрофизиологических предикторах и коррелятах тех или иных нарушений речевого развития остается дискуссионным. Вероятная причина этого может заключаться в особенностях экспериментальных методик: например, метод вызванных потенциалов требует использования изолированных «идеальных» стимулов для получения устойчивого ответа, а также многократного повторения одного стимула. Экологическая валидность таких исследований может быть сниженной: реакции мозга на продолжительные, «натуральные» стимулы могут отличаться от реакций на изолированные стимулы.

В последние годы в исследованиях речи набирает популярность метод, который называется «функция временного отклика» (temporal response function). Этот метод позволяет оценивать нейрофизиологические реакции на продолжительные, естественные, экологически валидные стимулы [1–3]. Применительно к исследованиям речи данный метод позволяет изучить ответ мозга на изменение акустических, лингвистических и семантических характеристик, которые присутствуют в любом потоке естественной нарративной речи [1].

Математическую основу функции временного отклика (ФВО) составляет решение уравнения:

w=(STS+λE)–1·STR,

где S — матрица, содержащая рассматриваемые стимульные характеристики; R — матрица, содержащая нейрофизиологический сигнал, соответствующий стимулу; w — функция временного отклика — матрица коэффициентов линейного преобразования из пространства стимулов в пространство реакций.

Таким образом, ФВО является своеобразным «мостом» между стимулом и нейрофизиологическим ответом на него и отображает те нейронные операции, которые стоят между стимулом и реакцией [1]. Матрицы S и R являются матрицами временных лагов, что позволяет оценить ответ мозга на предъявленный стимул в заданном временном окне.

ФВО в последнее время широко используется в исследованиях речи [2, 3]. Однако применений данного метода в исследованиях с участием детей сравнительно мало [4, 5]. Использование экологически валидных речевых стимулов в исследованиях с детьми значительно упрощает выполнение ими экспериментальных парадигм, а также позволяет оценить мозговой ответ на ту речь, которую можно слышать и в реальной жизни, а не только в экспериментально смоделированных условиях. Разнообразие применений ФВО как к акустическим, так и к лингвистическим особенностям речи представляет особенный интерес при изучении психофизиологических механизмов развития речи у детей с различными траекториями развития. В нашей работе представлено применение данного подхода к исследованию развития речи у детей от 3 до 8 лет.

В исследовании приняли участие 56 детей (33 мальчика, 23 девочки) в возрасте от 3 до 8 лет (M=5,64; SD=1,33 лет). В ходе выполнения экспериментального задания участники прослушивали три заранее записанных женским голосом аудиоистории: детский рассказ про ежей, адаптированные варианты сказок «Кирпич и воск» и «Золотая утка». Все аудиостимулы сопровождались видеорядом для поддержания внимания детей. Общая длительность стимулов — 15 минут. Стимулы предъявлялись посредством программного обеспечения Presentation® (Neurobehavioral Systems, Inc., Berkeley, CA). После прослушивания каждого из рассказов детям задавалось 8 вопросов типа «да/нет», направленных на оценку понимания содержания прослушанного аудиоматериала. В отдельный день исследования изучался актуальный уровень развития рецептивной и экспрессивной речи ребёнка при помощи игровой методики Preschool Language Scales версии 5 (PLS-5).

Проводилась регистрация 32-канальной ЭЭГ с использованием электроэнцефалографа Brain Products actiCHamp (Brain Products GmbH, Gilching, Germany). Референт был установлен на позиции FCz. Предобработка ЭЭГ осуществлялась при помощи библиотеки MNE для Python и включала в себя фильтрацию данных в диапазоне от 1 до 15 Гц, визуальную инспекцию записи на наличие зашумленных каналов, интерполяцию плохих каналов (при необходимости), удаление глазодвигательных артефактов при помощи ICA, перереферирование записи на усредненный электрод. Синхронизация ЭЭГ и стимула производилась по метке на начало стимула. Далее и ЭЭГ, и стимул были сопоставлены в рамках выбранных эпох. Дальнейшая обработка выполнялась в среде MATLAB (версии 2021b) при помощи пакета mTRF Toolbox [1]. При помощи функций пакета выполнялось вычисление огибающей речевого стимула, которая затем подавалась в качестве стимула на вход ФВО. Производилось снижение частоты дискретизации стимула и ЭЭГ до 128 Гц. Для изучения было выбрано временное окно от –200 до 800 мс. Для анализа был выбран коэффициент прогнозирования ФВО, который представляет собой коэффициент корреляции между реальными данными и данными, которые предсказывает модель после кросс-валидации и обучения.

Среднее значение коэффициентов прогнозирования по всей выборке составило 0,041 (разброс от –0,002 до 0,106) и статистически значимо отличается от нуля (t(55)=13,1; p <0,001). Выявлена статистически значимая положительная корреляция между значениями коэффициента прогнозирования, усреднёнными интраиндивидуально по всем каналам ЭЭГ, и возрастом участников (r=0,379; p=0,004). Способность линейной модели, лежащей в основе ФВО, предсказывать ЭЭГ-сигнал увеличивается с возрастом ребёнка.

Выявлена положительная статистически значимая корреляция между значениями коэффициента прогнозирования и значениями по шкале рецептивной речи методики PLS-5 (r=0,33; p=0,026). Значения PLS-5 сильно положительно коррелируют с возрастом участников (r=0,596; p <0,001).

Также выявлена положительная корреляция между коэффициентом прогнозирования модели и результатами опросника на понимание прослушанного аудиоматериала (r=0,39; p=0,012). Кроме того, баллы опросника коррелируют со значениями по шкале рецептивной речи PLS-5 (r=0,82; p <0,001) и с возрастом участников (r=0,51; p=0,001).

Содержательно коэффициент прогнозирования функции временного отклика демонстрирует процесс кортикального отслеживания стимула, на которое в данный момент обращено внимание, и значимо коррелирует с пониманием услышанной речи [2, 3]. В нашей работе показано, что коэффициент прогнозирования статистически значимо положительно связан с возрастом детей и с их способностью к пониманию речи, измеренной при помощи методики PLS-5, а также с результатами опросника на понимание прослушанного, полученными непосредственно после выполнения экспериментальной задачи. Таким образом, применение функции временного отклика позволяет оценивать способность коры головного мозга к отслеживанию речевого акустического сигнала у детей. Также применение метода предоставляет нейрофизиологические корреляты рецептивной речи и процессов, связанных с пониманием услышанного. Возможно применение экспериментальной парадигмы для диагностики нейрофизиологических коррелятов рецептивной речи в различных возрастных группах у участников с различными уровнями развития языковых и речевых способностей. Представленная экспериментальная парадигма является частью исследования, проводимого направлением «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития» Научного центра когнитивных исследований университета «Сириус».

Полный текст

Развитие речи играет ключевую роль в психическом развитии ребёнка. При помощи речи ребёнок не только взаимодействует с внешним миром, но и учится осознавать свои собственные состояния и управлять своим поведением. Также, несомненно, от развития речи зависят последующие успехи ребёнка в обучении и, как следствие, в профессиональной жизни. Поэтому крайне важно исследовать механизмы нарушений развития речи и разрабатывать методы их диагностики и коррекции.

В настоящее время проводится большое количество когнитивных и нейрофизиологических исследований речи и механизмов, лежащих в основе её нарушений у детей. Исследования речи с применением ЭЭГ показывают устойчивые вызванные ответы головного мозга на слуховые и зрительные стимулы, связанные с речью (отдельные фонемы, слоги, буквы и т.д.), а также изменения этих ответов у детей с диагностированными нарушениями речи. Тем не менее, вопрос о нейрофизиологических предикторах и коррелятах тех или иных нарушений речевого развития остается дискуссионным. Вероятная причина этого может заключаться в особенностях экспериментальных методик: например, метод вызванных потенциалов требует использования изолированных «идеальных» стимулов для получения устойчивого ответа, а также многократного повторения одного стимула. Экологическая валидность таких исследований может быть сниженной: реакции мозга на продолжительные, «натуральные» стимулы могут отличаться от реакций на изолированные стимулы.

В последние годы в исследованиях речи набирает популярность метод, который называется «функция временного отклика» (temporal response function). Этот метод позволяет оценивать нейрофизиологические реакции на продолжительные, естественные, экологически валидные стимулы [1–3]. Применительно к исследованиям речи данный метод позволяет изучить ответ мозга на изменение акустических, лингвистических и семантических характеристик, которые присутствуют в любом потоке естественной нарративной речи [1].

Математическую основу функции временного отклика (ФВО) составляет решение уравнения:

w=(STS+λE)–1·STR,

где S — матрица, содержащая рассматриваемые стимульные характеристики; R — матрица, содержащая нейрофизиологический сигнал, соответствующий стимулу; w — функция временного отклика — матрица коэффициентов линейного преобразования из пространства стимулов в пространство реакций.

Таким образом, ФВО является своеобразным «мостом» между стимулом и нейрофизиологическим ответом на него и отображает те нейронные операции, которые стоят между стимулом и реакцией [1]. Матрицы S и R являются матрицами временных лагов, что позволяет оценить ответ мозга на предъявленный стимул в заданном временном окне.

ФВО в последнее время широко используется в исследованиях речи [2, 3]. Однако применений данного метода в исследованиях с участием детей сравнительно мало [4, 5]. Использование экологически валидных речевых стимулов в исследованиях с детьми значительно упрощает выполнение ими экспериментальных парадигм, а также позволяет оценить мозговой ответ на ту речь, которую можно слышать и в реальной жизни, а не только в экспериментально смоделированных условиях. Разнообразие применений ФВО как к акустическим, так и к лингвистическим особенностям речи представляет особенный интерес при изучении психофизиологических механизмов развития речи у детей с различными траекториями развития. В нашей работе представлено применение данного подхода к исследованию развития речи у детей от 3 до 8 лет.

В исследовании приняли участие 56 детей (33 мальчика, 23 девочки) в возрасте от 3 до 8 лет (M=5,64; SD=1,33 лет). В ходе выполнения экспериментального задания участники прослушивали три заранее записанных женским голосом аудиоистории: детский рассказ про ежей, адаптированные варианты сказок «Кирпич и воск» и «Золотая утка». Все аудиостимулы сопровождались видеорядом для поддержания внимания детей. Общая длительность стимулов — 15 минут. Стимулы предъявлялись посредством программного обеспечения Presentation® (Neurobehavioral Systems, Inc., Berkeley, CA). После прослушивания каждого из рассказов детям задавалось 8 вопросов типа «да/нет», направленных на оценку понимания содержания прослушанного аудиоматериала. В отдельный день исследования изучался актуальный уровень развития рецептивной и экспрессивной речи ребёнка при помощи игровой методики Preschool Language Scales версии 5 (PLS-5).

Проводилась регистрация 32-канальной ЭЭГ с использованием электроэнцефалографа Brain Products actiCHamp (Brain Products GmbH, Gilching, Germany). Референт был установлен на позиции FCz. Предобработка ЭЭГ осуществлялась при помощи библиотеки MNE для Python и включала в себя фильтрацию данных в диапазоне от 1 до 15 Гц, визуальную инспекцию записи на наличие зашумленных каналов, интерполяцию плохих каналов (при необходимости), удаление глазодвигательных артефактов при помощи ICA, перереферирование записи на усредненный электрод. Синхронизация ЭЭГ и стимула производилась по метке на начало стимула. Далее и ЭЭГ, и стимул были сопоставлены в рамках выбранных эпох. Дальнейшая обработка выполнялась в среде MATLAB (версии 2021b) при помощи пакета mTRF Toolbox [1]. При помощи функций пакета выполнялось вычисление огибающей речевого стимула, которая затем подавалась в качестве стимула на вход ФВО. Производилось снижение частоты дискретизации стимула и ЭЭГ до 128 Гц. Для изучения было выбрано временное окно от –200 до 800 мс. Для анализа был выбран коэффициент прогнозирования ФВО, который представляет собой коэффициент корреляции между реальными данными и данными, которые предсказывает модель после кросс-валидации и обучения.

Среднее значение коэффициентов прогнозирования по всей выборке составило 0,041 (разброс от –0,002 до 0,106) и статистически значимо отличается от нуля (t(55)=13,1; p <0,001). Выявлена статистически значимая положительная корреляция между значениями коэффициента прогнозирования, усреднёнными интраиндивидуально по всем каналам ЭЭГ, и возрастом участников (r=0,379; p=0,004). Способность линейной модели, лежащей в основе ФВО, предсказывать ЭЭГ-сигнал увеличивается с возрастом ребёнка.

Выявлена положительная статистически значимая корреляция между значениями коэффициента прогнозирования и значениями по шкале рецептивной речи методики PLS-5 (r=0,33; p=0,026). Значения PLS-5 сильно положительно коррелируют с возрастом участников (r=0,596; p <0,001).

Также выявлена положительная корреляция между коэффициентом прогнозирования модели и результатами опросника на понимание прослушанного аудиоматериала (r=0,39; p=0,012). Кроме того, баллы опросника коррелируют со значениями по шкале рецептивной речи PLS-5 (r=0,82; p <0,001) и с возрастом участников (r=0,51; p=0,001).

Содержательно коэффициент прогнозирования функции временного отклика демонстрирует процесс кортикального отслеживания стимула, на которое в данный момент обращено внимание, и значимо коррелирует с пониманием услышанной речи [2, 3]. В нашей работе показано, что коэффициент прогнозирования статистически значимо положительно связан с возрастом детей и с их способностью к пониманию речи, измеренной при помощи методики PLS-5, а также с результатами опросника на понимание прослушанного, полученными непосредственно после выполнения экспериментальной задачи. Таким образом, применение функции временного отклика позволяет оценивать способность коры головного мозга к отслеживанию речевого акустического сигнала у детей. Также применение метода предоставляет нейрофизиологические корреляты рецептивной речи и процессов, связанных с пониманием услышанного. Возможно применение экспериментальной парадигмы для диагностики нейрофизиологических коррелятов рецептивной речи в различных возрастных группах у участников с различными уровнями развития языковых и речевых способностей. Представленная экспериментальная парадигма является частью исследования, проводимого направлением «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития» Научного центра когнитивных исследований университета «Сириус».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Благодарности. Авторы благодарят всех участников исследования и команду проекта.

Источник финансирования. Финансирование проекта осуществлялось Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (Соглашение № 075-10-2021-093; Проект COG-RND-2262).

×

Об авторах

А. О. Рогачёв

Научно-технологический университет «Сириус»

Автор, ответственный за переписку.
Email: aorogachev@gmail.com
Россия, Краснодарский край

О. В. Сысоева

Научно-технологический университет «Сириус»; Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук

Email: aorogachev@gmail.com
Россия, Краснодарский край; Москва

Список литературы

  1. Crosse M.J., Di Liberto G.M., Bednar A., Lalor E.C. The Multivariate Temporal Response Function (mTRF) Toolbox: A MATLAB Toolbox for Relating Neural Signals to Continuous Stimuli // Frontiers in Human Neuroscience. 2016. Vol. 10. P. 604. doi: 10.3389/fnhum.2016.00604
  2. Alday P.M. M/EEG analysis of naturalistic stories: A review from speech to language processing // Language, Cognition and Neuroscience. 2019. Vol. 34, N 4. P. 457–473. doi: 10.1080/23273798.2018.1546882
  3. Di Liberto G.M., Hjortkjær J., Mesgarani N. Editorial: Neural Tracking: Closing the Gap Between Neurophysiology and Translational Medicine // Frontiers in Neuroscience. 2022. Vol. 16. P. 872600. doi: 10.3389/fnins.2022.872600
  4. Kalashnikova M., Peter V., Di Liberto G.M., et al. Infant-directed speech facilitates seven-month-old infants’ cortical tracking of speech // Scientific Reports. 2018. Vol. 8, N 1. doi: 10.1038/s41598-018-32150-6
  5. Di Liberto G.M., Peter V., Kalashnikova M., et al. Atypical cortical entrainment to speech in the right hemisphere underpins phonemic deficits in dyslexia // NeuroImage. 2018. Vol. 175. P. 70–79. doi: 10.1016/j.neuroimage.2018.03.072

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».