Формирование готовности будущих учителей к приобщению школьников к ценностям физической культуры в процессе изучения учебной дисциплины «Педагогика»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье актуальность решения задачи формирования готовности студентов - будущих учителей к приобщению школьников к ценностям физической культуры обосновывается в контексте проблемы сохранения человека как социального существа и как биологического вида. Ценности физической культуры рассматриваются как предпосылка достижения гармоничного сочетания в человеке телесного и духовного начал, как условие полноценного бытия школьника, студента. Выделяются конкретные ценности физической культуры: «двигательная активность человека», «жизнь человека», «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура», «настойчивость в достижении цели», «нравственное совершенство», «самореализация» и др. Приводится структура готовности будущего учителя к приобщению школьников к ценностям физической культуры, включающая когнитивный мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты. Раскрываются возможности учебной дисциплины «Педагогика» в формировании готовности будущих учителей к приобщению учащихся к ценностям физической культуры в теоретическом и практическом аспектах. Теоретический аспект: выделение на уровне научного материала разделов учебной дисциплины «Педагогика» ценностей физической культуры (раздел «Введение в педагогическую деятельность» - ценности «жизнь человека», «культура», «настойчивость в достижении цели», «самоопределение», «самоорганизация» и др.; раздел «Решение профессиональных задач» - ценности «здоровье», «здоровый образ жизни», «настойчивость в достижении цели», «престиж занятий физической культурой и спортом» «свобода», «справедливость» и др.). Практический аспект: конкретные примеры формирования готовности будущих учителей к приобщению школьников к ценностям физической культуры на лекционных и семинарских занятиях по разделам «Решение профессиональных задач» и «История педагогической мысли в России и за рубежом». Делается вывод о том, что освоенные студентами ценности станут ориентирами по воспитанию школьника, ответственно относящегося к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Об авторах

Александр Яковлевич Борисов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: borisov-samara@mail.ru

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания

Россия, Самара

Список литературы

  1. Минздрав: в России не осталось здоровых старшеклассников [Электронный ресурс] // Столетие: информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы. - http://stoletie.ru/lenta/ minzdrav_v_rossii_ne_ostalos_zdorovyh_starsheklassnikov_249.htm.
  2. Коровин С.С., Малорошвило Л.Н. Ценности физической культуры: структура, характеристика // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 287-293.
  3. Виленский М.Я. Образовательные ценности физической культуры в высшей школе: содержание, свойства, функции // Культура физическая и здоровье. 2017. № 1 (61). С. 62-67.
  4. Востриков В.А. Ценности социума и физической культуры как феномены становления личности // реферативный журнал «Научное обозрение». 2016. № 2. С. 31-41.
  5. Григорьева И.В., Волкова Е.Г. Современная система освоения ценностей физической культуры и ее инновационные направления // Воронежский научно-технический вестник. 2015. Т. 4. № 1. С. 22-26.
  6. Кораблева Е.Н. Структура, средства, система ценностей и функции физической культуры // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 27-1. С. 61-66.
  7. Левченко Е.П. Содержание понятия «физическая культура // Проблемы и перспективы современного образования: сборник научных статей. Самара: ПГСГА, 2009. С. 117-131.
  8. Леготкина Л.Р., Лопатина А.Б. Физическая культура как система ценностей // Успехи современной науки. 2016. Т. 2, № 11. С. 46-48.
  9. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура. 1996. № 2. С. 11-17.
  10. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Физическая культура. 1997. № 6. С. 10-15.
  11. Пономарева Т.А. Интенционные ценности физической культуры студенческой молодежи // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. Т. 12, № 1. С. 74-81.
  12. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 446 с.
  13. Шустерман Р. Мыслить через тело: гуманитарное образование // Вопросы философии. 2006. № 6. С. 52-67.
  14. Борисов А.Я. Готовность будущего учителя к приобщению школьников к ценностям физической культуры: методика формирования. Самара: ПГСГА, 2016. 108 с.
  15. Левченко Е.П. Подготовка будущих учителей физической культуры к реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Самара: СГПУ, 2007. 188 с.
  16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. 320 с.
  17. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. 104 с.
  18. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: РОССПЭН, 1997. 440 с.
  19. Кулюткин Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. С. 7-26.
  20. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 3-13.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Борисов А.Я., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».