№ 3 (2022)

Обложка

Весь выпуск

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ О ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЯХ

Катуржевская О.В., Кочурина Т.С.

Аннотация

Рассматривается вопрос изучения представлений современных подростков о традиционных ценностях в условиях трансформации политических, экономических и социальных процессов. Репрезентативная выборка охватывает 6 900 подростков 14–17 лет семи субъектов Российской Федерации: Чеченская Республика, Липецкая область, Ставропольский край, Краснодарский край, Волгоградская область, Белгородская область, Ростовская область. Метод исследования – анкетирование по месту проживания, структура выборки: многоступенчатая, репрезентативная; квотируемые признаки: возраст, тип населенного пункта. Опрос проведен с помощью гугл-форм, осуществленных с помощью цифровых компьютерных технологий. Основой опроса явилась разработанная анкета «Традиционные ценности современного подрастающего поколения», включающая 52 вопроса и учитывающая основные тенденции в аксиологических региональных трансформациях. Получен необходимый эмпирический материал для последующей теоретической интерпретации. Сделаны выводы о ценностной трансформации в ориентациях подрастающего поколения во втором десятилетии XXI в., сложном и противоречивом характере их протекания.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):8-18
pages 8-18 views

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ БЛОКА УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ТВОРЧЕСКОГО ЦИКЛА В КОНЦЕПЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сайбединов А.Г., Кузнецова Л.В., Герасименко Т.Б.

Аннотация

Исследуются особенности реализации концепции эмоционального образования в школе на примере Губернаторского Светленского лицея. Ставится проблема нарушения в массовой общеобразовательной школе баланса между естественно-научными, гуманитарными и дисциплинами художественно-эстетического блока с преобладанием естественно-научных предметов. Для решения данной проблемы предлагается концепция изменения содержания образования, которая подразумевает качественный баланс естественно-научного и художественно-эстетического образования. Авторы подчеркивают, что потенциал предметов художественно-эстетического цикла крайне недооценен мировой системой образования и сведен до уровня формирования первичных навыков, что лишает школу системных ресурсов творческого развития. Представлены основные идеи концепции эмоционального образования, на основе которых разработан и реализован блок предметов творческого цикла по авторским программам А. Сайбединова, созданы условия для эффективного влияния творчества на процесс обучения и воспитания в целом. Показана система эмоционального образования в Губернаторском Светленском лицее, которая включает предметы: «Изобразительное искусство» (1–7-е классы), «Практическая философия», «История искусств» (8–11-е классы), «Основы дизайна» (5–11-е классы). Подчеркивается необходимость системы безотметочного обучения учебных результатов детей в рамках данных дисциплин. Результаты внешнего мониторинга работы школы показывают эффективность их внедрения как в части достижения образовательных результатов, интеллектуального и творческого развития, так и социальных и воспитательных эффектов.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):19-25
pages 19-25 views

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Шишлянникова Н.П.

Аннотация

Проанализированы причины увлечения подростков и молодежи развлекательной шоу-продукцией и отторжения многими из них образцов серьезной классической музыки, формирующей истинный музыкальный вкус. Обосновано определение музыкального вкуса как способности слушать, слышать и наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой, вкуса как одного из элементов триединой задачи занятий музыкой в школе – формирование интереса к жизни через увлеченность музыкой, творческого художественно-образного мышления. Рекомендовано слушать с подростками не только классическую музыку, но и более ценные в художественном отношении образцы поп-музыки, обсуждать их достоинства и недостатки, что позволит совершенствовать вкус и избегать противостояния учителя и детей, классической музыки и музыки современных направлений и жанров. Приведены количественные и качественные результаты изучения студентами музыкальных потребностей подростков как одного из показателей уровня сформированности музыкальных вкусов. Интерпретация результатов подтвердила зависимость уровня сформированности музыкального вкуса от систематических занятий музыкой, репертуара, на котором воспитывается музыкальный вкус детей, от уровня профессионализма педагога-музыканта.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):26-33
pages 26-33 views

О ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Румбешта Е.А., Власова А.А., Яковлев И.Н.

Аннотация

Современный образовательный процесс учащихся средней школы в большой степени выстроен на основе деятельностного и компетентностного подходов. Одной из задач современного учителя становится формирование у учащихся в процессе активной учебной деятельности необходимых для жизни компетенций. Анализ процесса их формирования показал, что он до сих пор недостаточно изучен, недостает практических примеров работы с компетенциями. Достаточно востребованными для развития учеников и выстраивания успешной жизнедеятельности являются регулятивная компетенция и познавательная. Эти компетенции можно активно формировать в процессе обучения физике. Процесс формирования компетенций становится более эффективным, как установлено авторами, если выстраивается постепенно. Начинается формирование с универсальных учебных действий, входящих в состав компетенций, которые являются для учеников наиболее сложными. Для первоначального формирования на основе практики выделены сложные действия – составление учеником плана учебной деятельности, его корректировка, проявление и формулировка причинно-следственных связей в явлениях, процессах, рефлексивное действие. Формирование действий организовано на основе выполнения учениками в группах мини-проектов по конструированию действия. Показан пример формирования элемента регулятивной компетенции – действия составления плана изучения нового материала. Работа в группах строится на основе вопросов учителя по выстраиванию действия. Затем организуется межгрупповое обсуждение результатов работы групп с участием учителя, его корректировка. С помощью учителя происходит рефлексивное осмысление деятельности по выстраиванию действия и его присвоение. Аналогично выстраивается освоение элементов познавательной компетенции. Представленные способы последовательного активно-деятельностного, проектного формирования компетенций являются продуктивными и могут широко применяться в обучении.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):34-41
pages 34-41 views

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТА

Толстоухова И.В.

Аннотация

В технических университетах основным источником пополнения преподавательского состава являются обучающиеся данного вуза. Вопрос привлечения обучающихся в научную и научно-педагогическую деятельность является актуальным на сегодняшний день. Начальной ступенью мотивации и решения проблемы с педагогическими кадрами является педагогическая практика. Именно педагогическая практика магистрантов в стенах инженерного вуза способствует индивидуальному выбору дальнейшей профессии, обеспечивает мотивированную вовлеченность обучающихся в когнитивную сферу, в структуру как общего, так и педагогического образования. Цель статьи – раскрыть сущность педагогической практики магистрантов как начальный путь для развития и формирования профессиональной педагогической деятельности будущего педагога. Научная новизна состоит в обосновании роли педагогической практики как важнейшего фактора предподготовки педагогических кадров. Делается вывод, что для успешного решения проблем подготовки педагогических кадров в технических вузах через магистерское образование необходимы привлечение студентов бакалавриата (начиная с первых курсов) на профессионально-педагогическую подготовку с поступлением магистратуру, разработка инженерного ядра учебных дисциплин, в структуру которого должны войти педагогические дисциплины и педагогическая практика с целью мотивации на педагогическую деятельность, разработка внутривузовской программы поэтапного отбора и подготовки молодых преподавателей из числа магистрантов к профессионально-педагогической деятельности и их дальнейшего профессионального развития, создание для магистрантов комфортных организационно-педагогических условий и стимулов для получения профессионально-педагогической подготовки.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):42-49
pages 42-49 views

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Сидорова С.Н., Штоцкая А.А.

Аннотация

Представлено исследование по подготовке преподавателей технического вуза к реализации разработанного автором информационно-методического обеспечения дисциплин, предусмотренных учебными программами технического университета. Повышение качества процесса обучения в вузе напрямую зависит от квалификации и качества работы его педагогического состава. Педагогу необходимо ориентироваться на будущую профессиональную деятельность студентов, которых он обучает. Подготовить востребованных на рынке труда специалистов поможет грамотное использование в учебном процессе специально разработанного информационно-методического обеспечения. В аспекте проведенного исследования осуществлялся поиск эффективных методов реализации информационно-методического обеспечения в контексте подготовки преподавателей вуза. Целью же представленной статьи является обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке преподавателей к реализации разработанного автором информационно-методического обеспечения. Научное исследование проводилось с использованием методов и идей академика Г. В. Мухаметзяновой, в работах которой отмечалось существование нескольких идей реализации информационно-методического обеспечения: радикальный путь (полностью обновляется вся система); эволюционный путь (инновации внедряются постепенно). В исследовании представлена идея реализации информационно-методического обеспечения, осуществляемая по эволюционному пути. В заключительной части опытно-экспериментальной работы были определены направления деятельности и маршрут подготовки педагогических работников высшей школы к реализации разработанного информационно-методического обеспечения формирования готовности будущих инженеров к коммуникативно-управленческой деятельности.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):50-59
pages 50-59 views

СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОМЕНЕДЖМЕНТА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Асютина О.Н., Костюкова Т.А.

Аннотация

Рассматривается система социогуманитарных технологий самоменеджмента, направленная на формирование у студентов высших учебных заведений субъектной позиции при осуществлении образовательной деятельности и их готовности к саморазвитию при выстраивании траектории обучения. Цель – обоснование применения социогуманитарных технологий для повышения эффективности самостоятельной работы студентов в открытом образовательном пространстве вуза. Применялись теоретические методы исследования, такие как изучение и анализ психологических и педагогических источников, и эмпирические – изучение продуктов деятельности, рефлексивных материалов, контент-анализ. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы по проблематике исследования уточнено понятие социогуманитарных технологий – это совокупность рационально выстроенных методов, процедур и алгоритмов воздействия на индивидов, социальные группы и процессы, обладающие следующими особенностями: ориентация на разностороннее развитие личности студента; воздействие и на личность, и на социум; отсутствие единого воздействия при наличии алгоритма; ресурсоемкость, гибкость процедур; социальные отношения и процессы, направленные на получение гуманитарных результатов; субъект-субъектная направленность отношений. Был выявлен ряд проблем, негативно влияющих на успешное осуществление самостоятельной работы студентов в открытом образовательном пространстве вуза, для чего определен ряд технологий, выступающих ресурсом для развития самоменеджмента студентов и включающих в себя сопровождение, управление временем (тайм-менеджмент), самотьюторство и построение индивидуальной образовательной траектории. Каждая технология представляет собой отдельный модуль системы, что в совокупности позволяет качественно повысить навыки самостоятельной работы в процессе обучения. Применение системы социогуманитарных технологий позволяет существенно повысить уровень эффективности самостоятельной работы студентов и положительно влияет на их мотивацию к практико-ориентированной деятельности, что продемонстрировало исследование, проведенное со студентами бакалавриата направления подготовки «Организация работы с молодежью» по профилю «Социогуманитарные технологии сопровождения молодежных инициатив» Национального исследовательского Томского государственного университета.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):60-67
pages 60-67 views

БАРЬЕРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Яковлева К.И.

Аннотация

Представлен анализ трудностей преподавателей и студентов в высшем учебном заведении при взаимодействии в электронном формате, а также анализ результатов социологических исследований, проведенных в Томском государственном университете и Томском политехническом университете в 2016 г., и результатов фокус-группы «Сопровождение онлайн-курсов», организованной в Томском государственном университете в 2018/2019 гг. В результате исследования выделены и систематизированы педагогические, организационные, технические и экономические дефициты субъектов образовательного процесса при педагогическом сопровождении электронного обучения и сформулированы рекомендации по преодолению этих дефицитов. Полученные результаты будут полезны специалистам, занимающимся организацией электронного обучения в вузах, и преподавателям для создания эффективной системы педагогического сопровождения.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):68-78
pages 68-78 views

РАЗВИТИЕ АНДРАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК РЕГИОНА: ЭКОСИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И РЫНКА ТРУДА

Смышляева Л.Г., Суханова Е.А., Грузных С.Н., Кудашкина Л.А.

Аннотация

Показана современная специфика взаимодействия вузов и рынка труда региона в контексте содействия трудовой занятости населения с позиции нового мировоззренческого фокуса – экосистемного подхода. Приведено обоснование тенденций и направлений развития региональных андрагогических практик (дополнительное профессиональное образование), связанных с деятельностью служб занятости населения в логике синергии экосистемности и ценности развития человеческого капитала. Обозначены преимущества такой синергии и способы ее достижения. Обобщены эмпирические материалы служб занятости населения в Томской области (2017–2021 гг.) по апробации новых андрагогических сервисов антропоцентрированной направленности, включая опыт национального проекта «Демография» (Томская, Новосибирская, Омская, Кемеровская, Архангельская, Волгоградская области и Камчатский край). Представлены результаты анализа статистических данных, отражающих взаимосвязи образовательных программ, по которым обучались граждане, нацеленные на изменения в трудоустройстве (безработные; граждане, находящиеся в трудовых отношениях, но ищущие другую работы; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми; люди предпенсионного и пенсионного возраста), и результаты новых сценариев трудоустройства таких людей. Объяснены и обоснованы причины таких взаимосвязей и способы влияния на них. Актуализируется необходимость важного направления деятельности университетских сообществ России – антропоцентрированного преобразования андрагогических практик, включая дополнительное профессиональное образование, что создает обеспечение новых планируемых эффектов (общественно значимых результатов) через экосистемную синергию образования, рынка труда и служб занятости населения (при их посреднической функции). Для подготовки материалов статьи использованы методы: опрос (анкетирование, интервью), биографический метод, экспертный метод, образовательное проектирование.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):79-89
pages 79-89 views

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА

ОЦЕНКА ОБЪЕКТИВНОГО АСПЕКТА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ

Неумоева-Колчеданцева Е.В., Волосникова Л.М., Быков С.А.

Аннотация

Образовательная инклюзия рассматривается как контекст и онтологическая основа самоопределения личности педагога. Актуальность оценки самоопределения личности педагога связана с признанием личностного фактора как движущей силы инклюзии. Самоопределение личности педагога исследуется на основе субъектно-деятельностного подхода через категорию «отношение». Субъективный аспект самоопределения составляют отношения личности к себе как субъекту инклюзии. Объективный аспект самоопределения включает отношения личности к условиям и процессам инклюзии относительно группы людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Диалектический характер связи субъективного и объективного аспектов самоопределения вызывает необходимость выбора релевантного подхода и инструментария оценки. Таким подходом является субъектно-объектный: оценка осуществляется по формализованным показателям, но включенным в инклюзивные процессы субъектом (педагогом). Предметом настоящего исследования является объективный аспект самоопределения педагога в инклюзивном образовательном пространстве. Исследование направлено на выявление, анализ и интерпретацию актуального статуса отношения педагогов к условиям и процессам инклюзии в образовании. Представленные результаты исследования позволяют констатировать невыраженную позитивную тенденцию в динамике отношений педагогов к инклюзии. В связи с этим перспективы инклюзивного образования связываются с «усилением» выявленной позитивной тенденции в процессе профессиональной подготовки (и переподготовки) педагогов.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):90-100
pages 90-100 views

МЕДИАЦИОННАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Щербатых А.А.

Аннотация

Термин «медиация» введен в методическую литературу по обучению иностранным языкам в 2001 г. Несмотря на это, педагогам необходимо повысить свою квалификацию в отношении расширения представлений об этом понятии как в практическом, так и в теоретическом плане, поскольку в отечественной методике преподавания существует проблема нехватки исследований по медиации непосредственно в контексте обучения иностранному языку. Современное общество придает большое значение коммуникативным связям и отношениям. Обществу нужна личность, обладающая гибким мышлением, умением грамотно излагать свои мысли и легко взаимодействовать с окружающими. Формируя эти умения, учителя воспитывают всестороннюю личность, которая будет способна быть медиатором в общении с представителями другой культуры. Целью исследования является анализ результатов анкетирования учителей на предмет их представлений о необходимости формирования медиационных и межкультурных умений, определения уровня их сформированности и оценки. Для школьников были разработаны и реализованы тесты для определения изначального уровня межкультурных и медиационных умений и конечных результатов на основе предложенных рекомендаций к урокам. По итогам тестирования необходимо отметить, что при прохождении стартового тестирования у школьников преобладает низкий уровень сформированности медиационных и межкультурных умений, а с включением разработанных рекомендаций в урок этот уровень значительно повышается. Результаты исследования и авторские разработки показывают важность формирования медиационной и межкультурной компетенций и могут представлять интерес для учителей английского языка, работающих в средних классах.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):101-112
pages 101-112 views

ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ОЖИДАНИЙ, ТРУДНОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Ветров Ю.П., Белоус О.В., Шкуропий К.В.

Аннотация

Новая реальность образовательных отношений в начале XXI в. обусловлена в первую очередь начавшимся процессом цифровизации, который приобрел глобальный характер. В условиях ломки традиционных парадигм образования новые условия развития этой важнейшей для социума и конкретного индивида сферы обсуждаются и подвергаются отчасти справедливой, но зачастую необоснованной критике. Это говорит о непонимании, неприятии такого социального явления, как цифровизация, есть опасения и страх потери привычных жизненных процессов, включая и образовательные ориентиры. Актуальность изучаемой проблемы вызвала необходимость рассмотрения отношения части населения, охваченного либо связанного с системой общего образования, к факту его цифровизации и детермированной ею трансформации самой системы. Это восприятие населением цифровизации образования проявляется в динамике ценностных ориентаций, появлении новых ожиданий человека, переживаниях личности за свое будущее. Этот фактор играет принципиально важную роль для разработки в дальнейшем практических психолого-педагогических рекомендаций для участников образовательных отношений в условиях цифровизации общего образования. В связи с этим в рамках данного исследования был проведен мониторинг и проанализированы полученные результаты с целью представления качественного содержания возможных ценностных ориентаций, ожиданий, проблем субъектов образовательных отношений в условиях цифровизации общего образования.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):113-122
pages 113-122 views

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

Петрова Е.Ю., Ершова Т.В.

Аннотация

Рассматривается проблема создания персонифицированного подхода к подготовке будущих учителей географии. Дано сравнительное описание понятия «персонализация образования» в контексте педагогики, психологии, социологии. Изучены нормативно-правовые документы, в которых определен особый статус учителя в обществе и профессиональные требования к его личности. Сделан вывод, что персонализация образования позволяет, с одной стороны, развивать индивидуальные особенности обучающихся, с другой – включать в процесс социализации. При подготовке студентов к будущей профессии учителя географии необходимо организовать персонализированный подход, который выражается в тесном взаимодействии преподавателя и студента и обеспечении условий для самообразования обоих сторон. Цель статьи состоит в описании модели персонализированной образовательной среды и опыта по реализации персонализированного подхода в подготовке учителей географии. Результаты выражаются в обосновании необходимости внедрения данной модели в образовательную практику педагогических вузов.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):123-132
pages 123-132 views

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И РЕАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Ревякина В.И.

Аннотация

Анализируется генезис и поступательное развитие в российском государстве феномена педагогических классов как одного из возможных способов подготовки учительских кадров. Отмечается, что статусная позиция педагогического класса всегда напрямую зависела от историко-политических этапов государственного устройства страны, социальных, идеологических, финансово-экономических и региональных условий. Указывается гендерное и профессиональное предназначение выпускниц дополнительного восьмого педагогического класса дореволюционной женской гимназии в зависимости от статусного положения семьи. Выявлена социально обусловленная динамика содержательного наполнения учебных планов гимназий с педагогическими классами. Показаны альтернативные варианты и формы подготовки педагогических кадров без высшего образования в советский период 1920–1970 гг. В условиях дефицита квалифицированных специалистов с университетским образованием страна была вынуждена провозгласить цель ускоренной подготовки педагогических кадров средней квалификации вместо работников, совсем не имеющих никакой педагогической подготовки. Акцентирована цель деятельности двухгодичных педагогических классов образца 1990–2000-х гг. как подготовка абитуриентской элиты для педагогических вузов. Отмечена историческая закономерность: деятельность педагогических классов на каждом социально-политическом этапе определяется общественными запросами рассматриваемого хронологического периода. Выявлены разные формы профориентационной работы со старшеклассниками и их результативное влияние на педагогическую деятельность в российских школах конца ХХ в.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):133-141
pages 133-141 views

ОБЗОР ИЛЛЮСТРАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА СКАЗКИ А. М. ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА» В ПУБЛИКАЦИЯХ 1939–2021 гг.

Галкина Т.В.

Аннотация

Представлен обзор иллюстративного пространства сказки одного из самых популярных российских детских писателей Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник Изумрудного города» на основе мемориальной коллекции детского музея «Волшебная страна» им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета, коллекции автора статьи, а также интернет-публикаций за 1939–2021 гг. В результате данного исследования выявлены имена 80 художников, иллюстрировавших сказку на протяжении 82 лет. Анализ иллюстративного пространства каждой книги показал решающее значение правильного выбора для иллюстраций базовых событий сюжета сказки, сохранение логики развития главной сюжетной линии, необходимость использования дополнительных иллюстраций для детальной проработки кульминационных сцен, а также портретов героев. Полнота насыщения иллюстративного пространства сказки, измеряемая количеством иллюстраций, колебалась от нуля до иллюстрации на каждой странице. При этом динамика изобразительного контента развивалась от одной иллюстрации на 4–7 страниц текста до иллюстрации на каждом развороте (2014, 2020). Цветовые предпочтения развивались от черно-белой книжной графики до разнообразных технологий акварели в бытовом, видовом, пейзажном, портретном и анималистическом жанрах. Проблема соответствия авторского видения и художественного воплощения в пространстве детской книги является одной из важнейших проблем не только научного исследования, но и образно-когнитивного, аксиологического воспитания детей.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):142-151
pages 142-151 views

ПСИХОЛОГИЯ

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ

Краснянская Т.М., Тылец В.Г.

Аннотация

Рассматривается ранее неизученная проблема структурирования предметного поля новой отрасли психологического знания – психологии безопасности. Целью исследования явилось изучение актуальных тенденций и перспектив структурирования предметного поля психологии безопасности. В результате теоретического изучения проблемы установлено, что предметное пространство психологии безопасности является неоднородным и может быть структурировано по комплексу оснований: психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека; условиям, средам и ситуациям, требующим обеспечения безопасности; видам деятельности субъектов безопасности; разновидностям или типам безопасности человека; связи с другими дисциплинами; задачам проводимых в психологии безопасности исследований. Каждое основание, используемое для структурирования психологии безопасности, позволяет обозначить в ней несколько предметных областей исследования. По психологическим феноменам, связанным с безопасностью человека, выделяются психология безопасности личности, психология представлений о безопасности, психология безопасного поведения. Ориентация на условия, среды и ситуации, требующие обеспечения безопасности, способствует обозначению предметных областей экстремальной психологии безопасности, психологии безопасности образовательных сред, психологии безопасности семьи, психологии безопасности новых цифровых сред и виртуального пространства интернет-сетей. По видам деятельности субъектов безопасности могут быть определены психология безопасности труда, психология безопасности спортивной деятельности, психология безопасности туристической деятельности. В зависимости от разновидности или типа безопасности изучают информационно-психологическую безопасность, психологию корпоративной безопасности, психологическую безопасность человека, психологию лингвистической и психолингвистической безопасности. По связи с другими дисциплинами можно рассматривать вопросы социальной психологии безопасности, экстремальной психологии безопасности, юридической психологии безопасности, возрастной психологии безопасности, политической психологии безопасности, истории психологии безопасности. По задачам исследований, проводимых в психологии безопасности, могут быть охарактеризованы ее фундаментальный и прикладной разделы. Установлено, что каждая предметная область психологии безопасности обладает собственным вектором изучения определенного психологического аспекта безопасности человека и характеризуется конкретным предметом исследования, позволяющим конкретизировать его цель и задачи. Предметные области психологии безопасности характеризуются разным уровнем развития. Высока вероятность оформления новых областей психологии безопасности. Впервые проведенная в работе целостная рефлексия особенностей организации предметного поля психологии безопасности дает возможность увидеть сильные и слабые стороны становления дисциплины, создавая предпосылки для стимулирования процесса ее развития. Представленный материал может оказаться также полезным для разработки нового учебного курса «Психология безопасности».
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):152-167
pages 152-167 views

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Куликова Т.И.

Аннотация

Современное состояние проблемы развития жизнестойкости студенческой молодежи в период профессиональной подготовки представляется значимым для совершенствования учебно-воспитательного процесса в высшей школе с точки зрения его оптимизации и повышения эффективности. Уровень жизнестойкости молодежи тесным образом связан с характером протекания процесса адаптации, в том числе с формированием навыков совладающего поведения. Цель исследования заключается в изучении и обосновании взаимосвязи жизнестойкости со стратегиями совладающего поведения у студентов разного возраста. Исследование взаимосвязи жизнестойкости и стратегий совладающего поведения у студентов разного возраста проводилось на выборке студентов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в возрасте от 18 до 24 лет в количестве 67 человек. В качестве диагностического материала были применены тест жизнестойкости С. Мадди и опросник «Способы совладающего поведения» (WSQ) Р. Лазаруса. Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 27 (IBM). Исследование показало: жизнестойкость – динамический процесс, обусловленный возрастно-психологическими особенностями индивида и опытом преодоления жизненных трудностей. Об этом свидетельствуют различия в структуре жизнестойкости в разных возрастных группах, а также возрастание уровня жизнестойкости от юности к молодости.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):168-175
pages 168-175 views

ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМ АКТИВАЦИИ И ТОРМОЖЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Маралов В.Г.

Аннотация

Освещается проблема взаимосвязи нейропсихологических систем активации и торможения поведения с отрицательными эмоциональными переживаниями личности у студентов: раздражительностью, обидчивостью, мстительностью и подозрительностью. Всего в исследовании приняло участие 56 студентов – будущих психологов Череповецкого государственного университета, мужчин – 6 чел. (11 %), женщин – 50 чел. (89 %), средний возраст 19 ± 1,3 года. В качестве диагностического инструментария использовались опросник Карвера – Уайта в адаптации Г. Г. Князева, авторский опросник на выявление раздражительности к людям, опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева (шкалы: «Обидчивость», «Мстительность», «Подозрительность»). Обработка проводилась с использованием методов математической статистики, применялся ранговый коэффициент корреляции Спирмена. В результате было установлено, что отрицательные эмоциональные переживания могут возникать и при возбуждении системы активации поведения (раздражительность и мстительность), и при возбуждении системы торможения поведения (раздражительность, мстительность, обидчивость и подозрительность). В первом случае они могут находить выражение в реальном поведении в виде проявления агрессивных действий, во втором случае – в сдержанности или замещении реального поведения воображаемым. Полученные результаты расширяют представления современной психологии о роли нейропсихологических факторов в поведении человека и детерминации его эмоциональных переживаний, могут быть использованы в работе кураторов студенческих групп и в деятельности психологической службы вуза.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):176-184
pages 176-184 views

МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ СУБКОМПОНЕНТ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ С ПОЗИТИВНЫМИ И НЕГАТИВНЫМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Ожиганова Г.В.

Аннотация

Рассматривается ценностно-нравственная сфера личности, приводятся результаты изучения ценностей в отечественных и зарубежных исследованиях. Показана неоднородность и противоречивость полученных результатов, что обусловливает актуальность продолжения исследований ценностно-нравственной сферы. Предлагается новый ракурс ее изучения, имеющий отношение к моральному компоненту духовных способностей, который включает такой морально-ценностный субкомпонент, как духовно-нравственные качества, отражающие ориентацию на высшие общечеловеческие ценности. Цель исследования – сопоставление духовно-нравственных качеств личности с добродетелями-ценностями (позитивными) качествами личности, а так-же с недуховными (негативными) свойствами личности. В исследовании приняли участие 79 человек. Из них: 60 – лица женского пола; 19 – мужского пола; студенты (очной и заочной форм обучения), г. Уфа, Москва. Возраст 18–30 лет. Средний возраст – 20,97 ± 2,84. Использовались следующие методики: Опросник «Духовная личность» А. Хусейна и М. Анаса (адапт. Г. В. Ожигановой, 2019); Опросник «Ценности в действии: инвентаризация достоинств» К. Петерсона и М. Селигмана (адапт. С. А. Башкатова, 2013), сокращенный вариант; Опросник «Темная триада» П. К. Джонасона и Г. Д. Вебстера (адапт. Т. В. Корниловой с соавт., 2015). Результаты исследования показали, что духовно-нравственные качества связаны с такими положительными свойствами, как «мужество», «справедливость», «умеренность», «мудрость и познание», которые отражены как добродетели-ценности в методике «Ценности в действии». Установлены значимые отрицательные корреляции духовно-нравственных качеств с такими негативными чертами, как психопатия и маккиавелизм, и отсутствие корреляций с нарциссизмом.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):185-193
pages 185-193 views

СВЯЗИ ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ ОТ СМАРТФОНА С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕМ

Шейнов В.П., Тарелкин А.И.

Аннотация

Негативные последствия зависимости от смартфона (тревожность, депрессия, стресс, неудовлетворенность жизнью и др.) способствуют психологическому неблагополучию ее жертв. Цель исследования – выявить у студентов, юношей и девушек, предполагаемые связи зависимости от смартфона с импульсивностью, нарциссизмом, неассертивностью, незащищенностью от манипуляций, зависимостью от социальных сетей и ее факторами. У юношей и девушек имеют место статистически значимые связи зависимости от смартфона: положительные – с импульсивностью, зависимостью от социальных сетей и всеми ее факторами («Психологическое состояние», «Коммуникация», «Получение информации) и отрицательная – с ассертивностью. У юношей – положительная связь зависимости от смартфона с проблемами со сном и отрицательные связи с нарциссизмом, настроением, а у девушек – положительная связь с тягой к курению. У девушек зависимость от смартфона статистически значимо выше зависимости от смартфона юношей. В наибольшей степени зависимости от смартфона способствует фактор «Потеря контроля». Положительная связь зависимости от смартфона с импульсивностью и зависимостью от социальных сетей аналогична полученным ранее зарубежным результатам. Установленные связи зависимости от смартфона женщин и мужчин с неассертивностью и со всеми факторами зависимости от социальных сетей являются новыми как для отечественных, так и для зарубежных исследований. Полученные в данном исследовании результаты могут быть использованы кураторами, психологами и социальными педагогами вуза для разъяснительной работы студентам об опасностях чрезмерного увлечения смартфоном.
Научно-педагогическое обозрение. 2022;(3):194-207
pages 194-207 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».