The Burial Rite and the Concept of Death among the Modern Yakuts (Based on Materials from Central Yakutia)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to a little-researched topic – the modern concept of death and the burial and memorial rituals of the Yakuts. The material for the article was collected over the last ten years during archeological and ethnographic expeditions in Central Yakutia. The research aims to raise a problem for the study of death in modern Yakut culture and to introduce field material into the academic field. The modern rules and traditions of funeral and memorial rites result from an overlap of early pagan, Christian, and late Soviet traditions, but with a high degree of conservatism. The fear of death and the dead persists (especially the fear of people who have died a ‘bad’ death). The conditions of death and elements of funeral rituals remain a kind of label for the life of a good person. In modern times, the traditional indicators of a good life are supplemented by professional success, social prestige, and material wealth. An ‘easy’ death confirms this with high-quality funeral arrangements and the number of guests at the memorial dinner. There is a desire to carry out the entire cycle of funeral and memorial rituals correctly to bring peace to the soul of the deceased and ensure the safety of loved ones. At the same time, in Central Yakutia, local differences were noted in the calculation of the period from the occurrence of death to burial, the disposal of personal belongings, and the organization of the memorial meal. The depicted interpretation of the ordeals of the soul of iye-kut on its way to the world of ancestors reflects an ideal scenario of a cattle breeder’s life: the presence of family and descendants, a horse breeding with all aspects of a cattle household from participation in horse races to the Kumys festival. The modern burial rite of the Yakuts holds great information potential and can serve as a source for a study of self-identification and various aspects of culture.

About the authors

Aleksandra Nikolaevna Prokopyeva

Institute for Humanitarian Research and North Indigenous Peoples Problems of the Siberian Branch of the RAS

Email: sendiele@gmail.com
Yakutsk, Russia

Kapitolina Maximovna Yakovleva

North-Eastern Federal University named after. M. K. Ammosov

Email: kapa1985@list.ru
Yakutsk, Russia

References

  1. Соколова А. Д., Юдкина А. Б. Похоронно-поминальный обряд вне традиционной культуры: тенденции и динамика трансформации в современной России // Этнографическое обозрение. 2014. № 2. С. 3–6.
  2. Чеснокова Е. Г. Трансформация похоронного обряда в постсоветский период // Логика трансформаций: Региональная и локальная специфика культурных и языковых процессов / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Москва: Изд-во "Индрик", 2019. С. 434–472.
  3. Кашлатова Л. В. Представления обских угров о смерти и погребальный обряд // Университетский научный журнал. 2018. № 40. С. 34–42.
  4. Ягафова Е. А., Иванова А. И. Похоронно-поминальные обычаи и обряды чувашей Самарского Заволжья (бассейна р. Сок): традиции и современность // Традиционная культура. 2017. № 2(66). С. 45–56.
  5. Жамбалова С. Г., Суворова А. С. Погребальная обрядность бурят: традиции, трансформации, возрождение (XIX – начало XXI в.). Иркутск: ООО "Издательство Оттиск", 2017. 276 с.
  6. Кисель В. А. Поездка за красной солью. Погребальные обряды Тувы. XVIII – начало XXI в. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская издательская фирма «Наука» РАН, 2009. 111 с.
  7. Арчимачева М. Ю. Погребальный обряд как отражение традиций Российского государства (на примере Хакасско-Минусинского края) // Российская государственность: история и современность: сб. материалов Всерос. научно-практ. конф., Абакан, 27 октября 2023 г. Абакан: Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2023. С. 140–142.
  8. Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса (На материале традиций саха). Новосибирск: Наука, 2005. 307 с.
  9. Бравина Р. И. Посмертное моделирование судьбы в мифоритуальной практике якутов // Байкальские встречи – XII: традиционная культура как основа сохранения и развития этнической идентичности: материалы Международной научно-практ. конф., Улан-Удэ, 29–30 сентября 2022 г. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский гос. ин-т культуры, 2022. С. 207–213.
  10. Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV–XIX вв.). Новосибирск: Наука, 2008. 296 с.
  11. Константинов И. В. Материальная культура якутов XVIII в. (по материалам погребений). Якутск: Якутиздат, 1971. 212 с.
  12. Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего Средневековья XIV–XVIII вв. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1990. 192 с.
  13. Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской археологической экспедиции), под ред. Э. Крюбези, А. Алексеева. Якутск: Издат. дом СВФУ, 2012. 226 с.
  14. Дивдевилова Е. Н. Современные практики в погребально-поминальном обряде якутов: материалы LХI Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых, Иркутск, 04–08 апреля 2021 года. Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2021. С. 219–220.
  15. Иванова Л. Ф. Отношение жителей Республики Саха к шаманским погребениям (на примере Вилюйского улуса): материалы 55-й Международной научной студенческой конф.: Этнография. Новосибирск, 17–20 апреля 2017 г. Новосибирск: Новосибирский национальный исследоват. гос. ун-т, 2017. С. 20–21.
  16. Васильев В. Е. Этнографические этюды Севера и Юга: новые сведения о погребениях с конем и оленем // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2017. № 1(18). С. 134–137.
  17. ПМА 2018: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, с. Майя. Февраль–март, 2018.
  18. ПМА 2015: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, с. Балыктах. Июль, 2015. Анонимно.
  19. ПМА 2014: Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, Баягантайский наслег, с. Танда. Июнь, 2014. Анонимно.
  20. Акимова А. Хараҥа хос: Эрэйдэнним даҕаны. URL: https://edersaas.ru/hara-a-hos-erejdennim-da-any/ (дата обращения: 20.06.2023).
  21. ПМА 2023: Республика Саха (Якутия), Амгинский район, Болугурский наслег, с. Болугур.
  22. ПМА 2023: Республика Саха (Якутия), г. Якутск. Май, 2023. Анонимно.
  23. ПМА 2022: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, Догдогинский наслег.
  24. Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. Новосибирск: Наука, 2008. 494 с.
  25. Манчурина Л. Е., Михайлова С. И. Якутская легенда о Суосалджыя Толбонноох: виды переводов // Вестник Северо-Восточного федерального ун-та им. М. К. Аммосова. 2021. № 5 (85). С. 66–78.
  26. ПМА 2016: Республика Саха (Якутия), г. Якутск. Март, 2016.
  27. ПМА 2014: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, Тюнгюлюнский наслег, с. Тюнгюлю. Скрябин А.А., 1966 г.р.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».