Погребальный обряд и представления о смерти современных якутов (по материалам Центральной Якутии)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена малоисследованной теме – современным представлениям о смерти и погребально-поминальной обрядности якутов. Материал собирался в течение последних 10 лет на территории Центральной Якутии в ходе археологических и этнографических экспедиций. Основная цель работы – постановка проблемы изучения смерти в современной якутской культуре и введение в научный оборот полевого материала. Современные правила и традиции погребально-поминальной обрядности являются результатом напластования ранних языческих, христианских и поздних советских традиций, но проявляют большой консерватизм. Сохраняется страх смерти и мертвецов, особенно умерших «плохой» смертью. Условия смерти и элементы погребальной обрядности остаются неким обозначением «хорошей» жизни человека. На современном этапе традиционные показатели «хорошей» жизни дополняются карьерным успехом, общественным авторитетом и материальным достатком. Подтверждением этого служит «легкая» смерть, добротные надмогильные сооружения, количество гостей поминальной трапезы и др. Сохраняется стремление правильно выполнить весь цикл погребально-поминальной обрядности, обеспечив тем самым упокоение души умершего и безопасность живых близких. При этом выявлены локальные отличия внутри Центральной Якутии в подсчете срока от факта смерти до погребения, распоряжения личными вещами и в составе поминальной трапезы. Представленная интерпретация мытарства души ийэ-кут на пути к миру предков является отголоском сценария идеальной жизни скотовода – наличие семьи и потомства, разведение конного скота со всеми аспектами хозяйства от участия в скачках до кумысного праздника. Современный погребальный обряд якутов несет в себе информационный потенциал и может служить источником по изучению самоидентификации и разных аспектов культуры.

Об авторах

Александра Николаевна Прокопьева

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

Email: sendiele@gmail.com
научный сотрудник Якутск, Россия

Капитолина Максимовна Яковлева

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Email: kapa1985@list.ru
кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Якутск, Россия

Список литературы

  1. Соколова А. Д., Юдкина А. Б. Похоронно-поминальный обряд вне традиционной культуры: тенденции и динамика трансформации в современной России // Этнографическое обозрение. 2014. № 2. С. 3–6.
  2. Чеснокова Е. Г. Трансформация похоронного обряда в постсоветский период // Логика трансформаций: Региональная и локальная специфика культурных и языковых процессов / Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Москва: Изд-во "Индрик", 2019. С. 434–472.
  3. Кашлатова Л. В. Представления обских угров о смерти и погребальный обряд // Университетский научный журнал. 2018. № 40. С. 34–42.
  4. Ягафова Е. А., Иванова А. И. Похоронно-поминальные обычаи и обряды чувашей Самарского Заволжья (бассейна р. Сок): традиции и современность // Традиционная культура. 2017. № 2(66). С. 45–56.
  5. Жамбалова С. Г., Суворова А. С. Погребальная обрядность бурят: традиции, трансформации, возрождение (XIX – начало XXI в.). Иркутск: ООО "Издательство Оттиск", 2017. 276 с.
  6. Кисель В. А. Поездка за красной солью. Погребальные обряды Тувы. XVIII – начало XXI в. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская издательская фирма «Наука» РАН, 2009. 111 с.
  7. Арчимачева М. Ю. Погребальный обряд как отражение традиций Российского государства (на примере Хакасско-Минусинского края) // Российская государственность: история и современность: сб. материалов Всерос. научно-практ. конф., Абакан, 27 октября 2023 г. Абакан: Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2023. С. 140–142.
  8. Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса (На материале традиций саха). Новосибирск: Наука, 2005. 307 с.
  9. Бравина Р. И. Посмертное моделирование судьбы в мифоритуальной практике якутов // Байкальские встречи – XII: традиционная культура как основа сохранения и развития этнической идентичности: материалы Международной научно-практ. конф., Улан-Удэ, 29–30 сентября 2022 г. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский гос. ин-т культуры, 2022. С. 207–213.
  10. Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV–XIX вв.). Новосибирск: Наука, 2008. 296 с.
  11. Константинов И. В. Материальная культура якутов XVIII в. (по материалам погребений). Якутск: Якутиздат, 1971. 212 с.
  12. Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего Средневековья XIV–XVIII вв. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1990. 192 с.
  13. Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской археологической экспедиции), под ред. Э. Крюбези, А. Алексеева. Якутск: Издат. дом СВФУ, 2012. 226 с.
  14. Дивдевилова Е. Н. Современные практики в погребально-поминальном обряде якутов: материалы LХI Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых, Иркутск, 04–08 апреля 2021 года. Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2021. С. 219–220.
  15. Иванова Л. Ф. Отношение жителей Республики Саха к шаманским погребениям (на примере Вилюйского улуса): материалы 55-й Международной научной студенческой конф.: Этнография. Новосибирск, 17–20 апреля 2017 г. Новосибирск: Новосибирский национальный исследоват. гос. ун-т, 2017. С. 20–21.
  16. Васильев В. Е. Этнографические этюды Севера и Юга: новые сведения о погребениях с конем и оленем // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2017. № 1(18). С. 134–137.
  17. ПМА 2018: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, с. Майя. Февраль–март, 2018.
  18. ПМА 2015: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, с. Балыктах. Июль, 2015. Анонимно.
  19. ПМА 2014: Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, Баягантайский наслег, с. Танда. Июнь, 2014. Анонимно.
  20. Акимова А. Хараҥа хос: Эрэйдэнним даҕаны. URL: https://edersaas.ru/hara-a-hos-erejdennim-da-any/ (дата обращения: 20.06.2023).
  21. ПМА 2023: Республика Саха (Якутия), Амгинский район, Болугурский наслег, с. Болугур.
  22. ПМА 2023: Республика Саха (Якутия), г. Якутск. Май, 2023. Анонимно.
  23. ПМА 2022: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, Догдогинский наслег.
  24. Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. Новосибирск: Наука, 2008. 494 с.
  25. Манчурина Л. Е., Михайлова С. И. Якутская легенда о Суосалджыя Толбонноох: виды переводов // Вестник Северо-Восточного федерального ун-та им. М. К. Аммосова. 2021. № 5 (85). С. 66–78.
  26. ПМА 2016: Республика Саха (Якутия), г. Якутск. Март, 2016.
  27. ПМА 2014: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, Тюнгюлюнский наслег, с. Тюнгюлю. Скрябин А.А., 1966 г.р.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».