№ 1 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Специальные режимы государственного контроля (надзора): правовое регулирование

Голубева Т.М.

Аннотация

Современный этап реформирования контрольной (надзорной) деятельности связан с повышением эффективности и результативности государственного контроля (надзора). Данная цель достигается посредством применения необходимого и достаточного режима осуществления государственного контроля (надзора). По мнению автора, в зависимости от условий реализации режимы государственного контроля (надзора) подразделяются на общий и специальные. В статье рассматриваются такие специальные режимы государственного контроля (надзора) как мониторинг, постоянный государственный контроль (надзор), а также постоянный рейд. Кроме того, автором предлагается к специальным режимам государственного контроля (надзора) отнести временные режимы: мораторий на осуществление проверок, эксперимент по применению дистанционного контроля в области промышленной безопасности, а также осуществление государственного контроля (надзора) во время действия экспериментальных правовых режимов. Проводится анализ действующего законодательства на предмет регулирования режимов государственного контроля (надзора). Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как понятие и виды административно-правовых режимов государственного контроля (надзора), а также анализирует особенности правового регулирования в данной сфере. В результате проведенного исследования в сфере осуществления государственного контроля (надзора) посредством применения необходимого и достаточного режима государственного контроля (надзора) можно сделать следующие выводы. Во-первых, специальные режимы государственного контроля (надзора) являются действенным инструментом для обеспечения безопасности на объектах повышенной опасности (режим постоянного государственного контроля (надзора). Во-вторых, правовое регулирование специальных режимов государственного контроля (надзора) требует совершенствования посредством принятия дополнительных регламентирующих актов. В-третьих, определяется, что осуществление специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе временных, снижает административное давление на хозяйствующие субъекты. Кроме того, автор приходит к выводу, что необходимо законодательное закрепление временных режимов государственного контроля (надзора) как специальных режимов государственного контроля (надзора).
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(1):1-14
pages 1-14 views

О критериях дифференциации правового режима закрытых административно-территориальных образований

Черешнева И.А.

Аннотация

Территории опережающего развития (далее – ТОР) – один из эффективных инструментов стимулирования развития закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО), которые, вновь выходя на повестку дня, зачастую нуждаются в привлечении дополнительных ресурсов, способных дать толчок к раскрытию заложенного в ЗАТО потенциала. Однако ввиду присущей им специфики, обусловленной важностью обеспечения обороны страны и безопасности государства, технологического суверенитета РФ, развития высокотехнологичных отраслей экономики, арсенал традиционных экономических инструментов стимулирования социально-экономического развития существенно ограничен, что ставит вопрос о необходимости дифференциации правового режима закрытых административно-территориальных образований. Определение критериев последней является целью настоящей работы. В ходе исследования автор уделяет особое внимание ведущей роли профильного ведомства как в управленческой триаде, действующей в ЗАТО, так и в перспективах его развития; использованию Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» директивных и индикативных методов государственного регулирования экономической деятельности в ЗАТО. В исследовании использованы следующие приемы научного познания: анализ, синтез, обобщение, аналогия и др.; применялись системный подход, специально-юридический и сравнительно-правовой методы. В ходе проведенного исследования автор приходит к необходимости разработки модели дифференциации правового режима ЗАТО как одного из видов территорий с особым охранительным режимом осуществления предпринимательской деятельности, контуры которой представлены следующими критериями: 1) ведомственная принадлежность градообразующего объекта ЗАТО (Министерство обороны Российской Федерации; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»); 2) характер осуществляемой в организациях и (или) на объектах, находящихся на территории ЗАТО, деятельности (ЗАТО закрытого типа и ЗАТО открытого типа). В рамках последних предоставляется больше возможностей для использования частноправовых средств, для активного участия субъектов предпринимательской деятельности, потому к этому типу можно отнести те ЗАТО, в границах которых созданы и функционируют территории опережающего развития; 3) характер участия профильного ведомства в социально-экономическом развитии ЗАТО: прямое и косвенное; 4) «заинтересованность» профильного ведомства в улучшении социально-экономического положения ЗАТО: сильная, средняя, слабая.
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(1):15-23
pages 15-23 views

Полицейское усмотрение в условиях цифровой трансформации государственного управления

Костин С.Г.

Аннотация

Проблема полицейского усмотрения является одной из ключевых в современной науке административного права и практике государственного управления. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска оптимального баланса между предоставлением сотрудникам полиции определенной степени свободы в принятии решений и обеспечением законности их действий. В условиях цифровой трансформации государственного управления особую значимость приобретают вопросы модернизации механизмов реализации дискреционных полномочий должностных лиц. Предметом исследования являются дискреционные полномочия сотрудников полиции в ходе осуществления административной деятельности. Целью исследования является проведение анализа факторов, влияющих на процесс принятия решений сотрудниками полиции, определение пределов полицейского усмотрения, а также подготовка предложения по модернизации механизмов реализации дискреционных полномочий в условиях цифровой трансформации государственного управления. В ходе исследования были использованы общенаучные методы познания (логический, анализ и синтез) и специальные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). В результате проведенного обзора и критического анализа соответствующих научных публикаций были выявлены ключевые проблемы, требующие дальнейших научных изысканий и практических разработок в данной предметной области. В статье изложены различные точки зрения ученых-юристов о понятии «полицейское усмотрение». На основе положительного зарубежного опыта, были рассмотрены возможности адаптации успешных практик регулирования дискреционных полномочий. В статье автором сформулированы наиболее значимые направления для внедрения и развития технологий системы государственного управления, а также предоставляемые ими возможности применения в правоохранительной деятельности. Анализ теоретических аспектов и факторов, влияющих на процесс принятия решений сотрудниками полиции в условиях цифровизации государственного управления позволил автору сформулировать предложения по модернизации механизмов реализации дискреционных полномочий.
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(1):24-38
pages 24-38 views

Технологии информационного моделирования в градостроительной деятельности в РФ и КНР: общее и различие

Золотухина М.С.

Аннотация

Предметом исследования является сравнительный анализ внедрения ТИМ в градостроительную деятельность России и Китая. Несмотря на глобальную тенденцию к увеличению внедрения технологий информационного моделирования (ТИМ) в строительстве, преимущества, сложности их применения остаются недостаточно изученными в контексте компаративного анализа. Большинство исследований сосредоточено на опыте отдельных стран, в то время как кросс-национальные сравнительные исследования проводятся достаточно редко. Методология работы основана на анализе нормативных документов, государственных инициатив, а также на исследовании практик, подходов к внедрению ТИМ в России и Китае. В работе применяются методы качественного и количественного анализа для оценки эффективности этих подходов. Цель исследования — выявить общие черты и главные различия в подходах к внедрению ТИМ в РФ и КНР, а также определить факторы, влияющие на эффективность их применения в градостроительстве. Основное внимание уделяется изучению практик обеих стран, оценке государственной и организационной поддержки, а также влиянию строительных стандартов и традиций. На основе полученных результатов сформулированы рекомендации по улучшению процессов внедрения ТИМ в обеих странах. Область применения результатов исследования включает в себя улучшение процессов внедрения ТИМ в градостроительство, разработки рекомендаций для повышения эффективности внедрения цифровых технологий в строительную отрасль в России и Китае. Результаты могут быть полезны для государственных органов, строительных компаний, организаций, занимающихся проектированием и реализацией строительных проектов. Научная новизна исследования заключается в проведении кросс-национального сравнительного анализа внедрения технологий информационного моделирования в градостроительной деятельности России и Китая. В отличие от существующих исследований, работа фокусируется на комплексной оценке влияния нормативной базы, государственной поддержки и строительных традиций на эффективность применения ТИМ в градостроительстве. Рассмотрены сходства, различия в применении ТИМ в рамках градостроительной деятельности в Российской Федерации (РФ) и Китайской Народной Республике (КНР). Обе страны активно внедряют цифровые технологии в строительной отрасли, поддерживая этот процесс на государственном уровне. Однако различия в нормативной базе, уровне технического развития и профессиональной компетенции создают отличительные условия для интеграции ТИМ в каждой из этих стран.
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(1):39-51
pages 39-51 views

Обеспечение самостоятельности выполнения выпускных квалификационных работ в вузах: нормативно-правовое регулирование и правоприменительная практика

Дружинин А.В.

Аннотация

Статья посвящена комплексному анализу правовых аспектов борьбы с плагиатом в выпускных квалификационных работах в российских вузах. Рассмотрены нормы федерального законодательства, регулирующие вопросы организации образовательного процесса и проведения итоговой аттестации. Проанализированы локальные нормативные акты университетов, устанавливающие требования к оригинальности работ и процедуры проверки на плагиат. Раскрыты полномочия вузов по выявлению и пресечению плагиата, включая право на недопуск работ к защите и отчисление студентов. Освещены права обучающихся в ситуациях подозрения на плагиат, гарантии объективной оценки и возможности апелляции. Значительное внимание уделено техническим и методологическим проблемам проверки текстов на оригинальность, включая вопросы надежности и валидности систем "антиплагиата", определения допустимого объема заимствований, экспертной оценки результатов проверки. Поднята проблема использования искусственного интеллекта при написании работ и сложности выявления сгенерированных текстов. Проведен анализ международного опыта противодействия плагиату, рассмотрены практики ведущих зарубежных университетов и эффективность различных подходов. Исследование опирается на комплексную методологию, включающую анализ нормативно-правовых актов, изучение научных публикаций по проблеме плагиата, обобщение практики российских и зарубежных университетов. В работе применяются методы правового, сравнительного, междисциплинарного анализа, позволяющие всесторонне рассмотреть проблему. Статья предлагает комплексный взгляд на проблему плагиата в выпускных квалификационных работах, рассматривая ее в правовом, техническом, методологическом и этическом аспектах. Обоснована необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования на федеральном уровне и в локальных актах вузов. Подчеркнута важность установления четких критериев оригинальности работ, разработки прозрачных процедур проверки на плагиат. Показана перспективность сочетания технических средств выявления плагиата с развитием культуры академической честности через образовательные программы и информирование студентов о стандартах оригинальности. Изучение международного опыта позволило выделить лучшие практики, которые могут быть адаптированы в российских условиях, такие как использование лицензионных систем антиплагиата, создание университетских репозиториев, применение методов стилометрического анализа. Сделан вывод о ключевой роли формирования культуры академической честности и этических норм в университетском сообществе для эффективного противодействия плагиату. Предложены практические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, модернизации локальных актов вузов.
NB: Административное право и практика администрирования. 2025;(1):52-68
pages 52-68 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».