Территории опережающего развития (далее – ТОР) – один из эффективных инструментов стимулирования развития закрытых административно-территориальных образований (далее – ЗАТО), которые, вновь выходя на повестку дня, зачастую нуждаются в привлечении дополнительных ресурсов, способных дать толчок к раскрытию заложенного в ЗАТО потенциала. Однако ввиду присущей им специфики, обусловленной важностью обеспечения обороны страны и безопасности государства, технологического суверенитета РФ, развития высокотехнологичных отраслей экономики, арсенал традиционных экономических инструментов стимулирования социально-экономического развития существенно ограничен, что ставит вопрос о необходимости дифференциации правового режима закрытых административно-территориальных образований. Определение критериев последней является целью настоящей работы. В ходе исследования автор уделяет особое внимание ведущей роли профильного ведомства как в управленческой триаде, действующей в ЗАТО, так и в перспективах его развития; использованию Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» директивных и индикативных методов государственного регулирования экономической деятельности в ЗАТО. В исследовании использованы следующие приемы научного познания: анализ, синтез, обобщение, аналогия и др.; применялись системный подход, специально-юридический и сравнительно-правовой методы. В ходе проведенного исследования автор приходит к необходимости разработки модели дифференциации правового режима ЗАТО как одного из видов территорий с особым охранительным режимом осуществления предпринимательской деятельности, контуры которой представлены следующими критериями: 1) ведомственная принадлежность градообразующего объекта ЗАТО (Министерство обороны Российской Федерации; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»); 2) характер осуществляемой в организациях и (или) на объектах, находящихся на территории ЗАТО, деятельности (ЗАТО закрытого типа и ЗАТО открытого типа). В рамках последних предоставляется больше возможностей для использования частноправовых средств, для активного участия субъектов предпринимательской деятельности, потому к этому типу можно отнести те ЗАТО, в границах которых созданы и функционируют территории опережающего развития; 3) характер участия профильного ведомства в социально-экономическом развитии ЗАТО: прямое и косвенное; 4) «заинтересованность» профильного ведомства в улучшении социально-экономического положения ЗАТО: сильная, средняя, слабая.