Обеспечение самостоятельности выполнения выпускных квалификационных работ в вузах: нормативно-правовое регулирование и правоприменительная практика

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена комплексному анализу правовых аспектов борьбы с плагиатом в выпускных квалификационных работах в российских вузах. Рассмотрены нормы федерального законодательства, регулирующие вопросы организации образовательного процесса и проведения итоговой аттестации. Проанализированы локальные нормативные акты университетов, устанавливающие требования к оригинальности работ и процедуры проверки на плагиат. Раскрыты полномочия вузов по выявлению и пресечению плагиата, включая право на недопуск работ к защите и отчисление студентов. Освещены права обучающихся в ситуациях подозрения на плагиат, гарантии объективной оценки и возможности апелляции. Значительное внимание уделено техническим и методологическим проблемам проверки текстов на оригинальность, включая вопросы надежности и валидности систем "антиплагиата", определения допустимого объема заимствований, экспертной оценки результатов проверки. Поднята проблема использования искусственного интеллекта при написании работ и сложности выявления сгенерированных текстов. Проведен анализ международного опыта противодействия плагиату, рассмотрены практики ведущих зарубежных университетов и эффективность различных подходов. Исследование опирается на комплексную методологию, включающую анализ нормативно-правовых актов, изучение научных публикаций по проблеме плагиата, обобщение практики российских и зарубежных университетов. В работе применяются методы правового, сравнительного, междисциплинарного анализа, позволяющие всесторонне рассмотреть проблему. Статья предлагает комплексный взгляд на проблему плагиата в выпускных квалификационных работах, рассматривая ее в правовом, техническом, методологическом и этическом аспектах. Обоснована необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования на федеральном уровне и в локальных актах вузов. Подчеркнута важность установления четких критериев оригинальности работ, разработки прозрачных процедур проверки на плагиат. Показана перспективность сочетания технических средств выявления плагиата с развитием культуры академической честности через образовательные программы и информирование студентов о стандартах оригинальности. Изучение международного опыта позволило выделить лучшие практики, которые могут быть адаптированы в российских условиях, такие как использование лицензионных систем антиплагиата, создание университетских репозиториев, применение методов стилометрического анализа. Сделан вывод о ключевой роли формирования культуры академической честности и этических норм в университетском сообществе для эффективного противодействия плагиату. Предложены практические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, модернизации локальных актов вузов.

Об авторах

Андрей Владимирович Дружинин

Образовательное частное учреждение высшего образования "Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет"

Email: andr.pstbi@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1033-2012
старший преподаватель; кафедра Общей и русской церковной истории и канонического права;Советник при ректорате; ректорат;

Список литературы

  1. Радаев В.В., Чириков И.С. Отношение студентов и преподавателей к наказаниям за плагиат и списывание // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. – № 4. – С. 77-82.
  2. Анисимов А.П., Козлова М.Ю. Плагиат как феномен современной действительности // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2013. – № 9 (144). – С. 6-13.
  3. Кичерова М.Н., Кыров Д.Н., Смыкова П.Н., Пилипушко С.А. Плагиат в студенческих работах: анализ сущности проблемы // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. – № 4 (17). – С. 82.
  4. Банных Г.А., Костина С.Н. Отношение студентов вузов к плагиату как часть информационной культуры (на материалах исследований) // Инновационный потенциал молодежи: формирование нового типа культуры. – 2014. – С. 54-57.
  5. Шмелева Е.Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования. – 2016. – № 1. – С. 84-109.
  6. Савопуло Е.Б. Борьба с плагиатом: проблемы правового регулирования и правоприменения // Форум молодых ученых. – 2017. – № 2 (6). – С. 246-250.
  7. Кулаков Н.А. Административно-правовое регулирование в области противодействия плагиату при подготовке и защите научно-квалификационных работ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – № 2. – С. 209-216.
  8. Еременко Т.В. Актуальные вопросы формирования академической этики студентов в процессе работы с информацией: по материалам экспертного опроса // Социология науки и технологий. – 2021. – Т. 12, № 3. – С. 152-170.
  9. Алексеева Д.А., Данилов В.Н. Проблема плагиата в контексте академической этики // Философия науки и техники. – 2020. – Т. 25, № 1. – С. 52-64.
  10. Бессонова Т.И. Проблема регуляции нормативно-личностного и морально-нравственного развития современного студента в пространстве академической этики и академического этикета // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 6-2(96). – С. 139-142.
  11. Дремова О.В., Бекова С.К. Этические кодексы в университетах: что и как они регулируют? // Образовательная политика. – 2021. – № 1(85). – С. 88-99.
  12. Янкевич С.В., Пучков Е.В., Бальжинимаева В. Академическая этика: борьба с плагиатом в зарубежных университетах // Образовательная политика. – 2022. – № 3 (91). – С. 62-69.
  13. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. – 2024. – Т. 33, № 2. – С. 31-53.
  14. Васильева В.А., Шабаева А.А. Плагиат глазами студентов: мошенничество или норма // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 3. – С. 20-29.
  15. Положение о выпускной квалификационной работе МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://geol.msu.ru/sites/default/files/screen/polozhenie_o_vkr.pdf. (дата обращения: 12.01.2025).
  16. Положение об итоговой аттестации студентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/docs/229339407.html. (дата обращения: 12.01.2025).
  17. Программа государственной итоговой аттестации по подготовке к сдаче и сдаче государственного экзамена по направлению подготовки и выполнению и защите выпускной квалификационной работы «12» апреля 2022 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgimo.ru/sveden/files/000191.pdf. (дата обращения: 12.01.2025).
  18. Положение о порядке проверки выпускных квалификационных работ на объем заимствования и их размещения в электронно-библиотечной системе в МГИМО (У) МИД России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://odin.mgimo.ru/upload/docs_6/3o-poryadke-prverki-vypusknyh-kvalifikacionnyh-rabot-na-predmet-zaimstvovaniya.pdf. (дата обращения: 12.01.2025).
  19. Положение о выпускной квалификационной работе РУДН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rudn.ru/storage/u/www/files/documents/266a9aa7c163c09d67638a31ec226b6e.pdf. (дата обращения: 12.01.2025).
  20. Чиркин, Е. С. Использование систем антиплагиата в образовании / Е. С. Чиркин // Вестник Тамбовского Университета. Серия: Естественные И Технические Науки. – 2013. – Т. 18. – № 6-2. – С. 3380-3387.
  21. Усачева Е.А. К вопросу о допустимости использования системы "Антиплагиат" для определения авторства и оценки оригинальности произведения [Электронный ресурс] // Образование и право. – 2019. – № 4. – С. 204-210.
  22. Студент вправе в судебном порядке требовать от вуза выставить правильную оценку за госэкзамен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1486496/. (дата обращения: 12.01.2025).
  23. Kier, C. A. Recommendations for a balanced approach to supporting academic integrity: perspectives from a survey of students, faculty, and tutors / C. A. Kier, C. Ives // International Journal for Educational Integrity. – 2022. – Vol. 18. – № 1. – P. 1-19.
  24. Сотула Е. П. Авторские права в контексте использования искусственного интеллекта [Электронный ресурс] // Океанский менеджмент. – 2023. – № 4 (22). – С. 5-8.
  25. Орлов М.Ю. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов // Гуманизация образования. – 2016. – № 3. – С. 58-63.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».