Копинг-стратегии в ситуации адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе
- Авторы: Тимченко Н.С.1, Кочетова Ю.Ю.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Выпуск: Том 25, № 3 (2021)
- Страницы: 498-512
- Раздел: Академическая интеграция
- Статья получена: 23.05.2025
- Статья одобрена: 23.05.2025
- Статья опубликована: 15.09.2021
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/293514
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.498-512
- ID: 293514
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена поиском научных данных, практическое использование которых позволяет оптимизировать процесс адаптации иностранных студентов, получающих медицинскую профессию в России. Успех на этом пути является дополнительным фактором в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг. Цель исследования – на основе анализа адаптационных ресурсов иностранных студентов выявить копинг-стратегии на начальном этапе адаптации к обучению в медицинском вузе.
Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Р. Лазаруса, Д. Амирхана. Для определения степени социокультурной адаптации нами был проведен опрос иностранных студентов, в котором приняли участие 75 человек. Вопросы авторского опросника были составлены на основе теста Л. В. Янковского по адаптации личности к новой социокультурной среде. Репертуар копинг-стратегий иностранных студентов был определен, опираясь на методику анализа способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман.
Результаты исследования. На основе проведенного исследования выявлены и описаны основные факторы социально-психологической адаптации, влияющие на выбор копинг-стратегий: внутренние ресурсы личности (воспитание, нравственные ориентиры, религия) и факторы социального характера (семья, друзья и др.). Структура личности и такие ее компоненты, как уровень интеллекта, самооценка, внутренние убеждения, определяют степень и характер адаптационного процесса иностранных студентов. Благоприятные показатели внешних средовых факторов способствуют выбору продуктивных копинг-стратегий, а недостаток адаптационных ресурсов приводит к неэффективному совладанию с неблагоприятными обстоятельствами новых академических и бытовых условий.
Обсуждение и заключение. Сделанные на основе проведенного исследования выводы вносят вклад в развитие научных представлений о процессе адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском медицинском вузе.
Об авторах
Наталья Станиславовна Тимченко
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: nattimchenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6283-820X
заведующий кафедрой гуманитарных наук с курсом клинической психологии, профессор, доктор социологических наук
Россия, БарнаулЮлия Юрьевна Кочетова
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: kochetova20@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8116-7966
доцент кафедры гуманитарных наук с курсом клинической психологии, кандидат философских наук
Россия, БарнаулСписок литературы
- Антонова, Н. Л. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства / Н. Л. Антонова, А. Д. Сущенко, Н. Г. Попова. – doi: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58 // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 1. – С. 31–58. – Рез. англ.
- Ковба, Е. Г. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» / Е. Г. Ковба, Д. М. Грибовод. – doi: 10.17853/1994-5639-2019-10-9-31 // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 10. – С. 9–31. – Рез. англ.
- Човдырова, Г. С. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу / Г. С. Човдырова, О. А. Пяткина. – Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2021. – Т. 26, № 1 (84). – С. 41–47. – Рез. англ.
- Yan, K. Chinese International Students’ Stressors and Coping Strategies in the United States / K. Yan. – doi: 10.1007/978-981-10-3347-6. – Singapore: Springer Nature Singapore, 2017. – 165 p.
- Специфика копинг-стратегий у студентов-психологов с разным типом темперамента / М. В. Косцова, А. В. Гришина, Л. В. Чунихина, Я. Н. Кобец. – Текст : непосредственный // Modern Science. – 2021. – № 3. – С. 429–437.
- Григорьева, М. В. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе / М. В. Григорьева, Р. М. Шамионов, Н. М. Голубева. – doi: 10.17759/pse.2017220503 // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 5. – C. 23–30.
- Kim, J. Stress-Related Growth Associated with Acculturation and Mental Health among International Students / J. Kim, S. Park, M. Kim. – doi: 10.1177/0022167820979654 // Journal of Humanistic Psychology. – 2021.
- Saravanan, C. Coping Strategies Used by International Students Who Recovered from Homesickness and Depression in Malaysia / C. Saravanan, M. Mohamad, A. Alias. – doi: 10.1016/j.ijintrel.2018.11.003 // International Journal of Intercultural Relations. – 2019. – Vol. 68. – Pp. 77–87.
- Gladkova, A. A. Psychological and Socio-Cultural Adaptation of International Journalism Students in Russia: The Role of Communication Skills in the Adaptation Process / A. A. Gladkova. – doi: 10.11621/pir.2017.0405 // Psychology in Russia: State of the Art. – 2017. – Vol. 10, issue 4. – Pp. 45–59.
- Взаимосвязь копинг-поведения и Я-концепции у больных, зависимых от алкоголя, и условно здоровых мужчин / В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота, Е. Т. Соколова, Н. С. Видерман. – Текст : непосредственный // Социальная и клиническая психиатрия. – 2001. – Т. 11, вып. 2. – С. 36–43.
- Миронова, О. И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов / О. И. Миронова. – doi: 10.31862/2500-297X-2021-1-159-170 // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 1. – С. 159–170. – Рез. англ.
- Hernandez Lopez, E. International Students Involvement with Preparations: Pre-departure Coping Strategies Implemented by Mexican Postgraduate Students in the UK / E. Hernandez Lopez. – doi: 10.1016/j.ijintrel.2021.01.010 // International Journal of Intercultural Relations. – 2021. – Vol. 81. – Pp. 167–175.
- Malau-Aduli, B. S. Exploring the Experiences and Coping Strategies of International Medical Students / B. S. Malau-Aduli. – doi: 10.1186/1472-6920-11-40 // BMC Medical Education. – 2011. – Vol. 11.
- Arkatova, O. Enhancing I. Adaptability of Foreign Students / O. Arkatova, N. Danakin, I. V. Shavyrina. – doi: 10.5901/mjss.2015.v6n6s7p276 // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Vol. 6, no. 6 S7. – Pp. 276–281.
- Yu, B. Socio-Cultural Adaptation, Academic Adaptation and Satisfaction of International Higher Degree Research Students in Australia / B. Yu, E. Wright. – doi: 10.1080/13583883.2015.1127405 // Tertiary Education and Management. – 2016. – Vol. 22, issue 1. – Pp. 49–64.
- Федотова, В. А. Адаптация студентов из Индии и арабских стран к образовательному пространству российского вуза / В. А. Федотова, С. Ю. Жданова. – doi: 10.17759/sps.2020110206 // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11, № 2. – С. 93–106. – Рез. англ.
- Wan, T. Academic Stress of International Students Attending U.S. Universities / T. Wan, D. W. Chapman, D. A. Biggs. – doi: 10.1007/BF00973761 // Research in Higher Education. – 1992. – Vol. 33. – Pp. 607–623.
- Cao, C. How Can Chinese International Students’ Host-national Contact Contribute to Social Connectedness, Social Support and Reduced Prejudice in the Mainstream Society? Testing a Moderated Mediation Model / C. Cao, Q. Men, L. Shang. – doi: 10.1016/j.ijintrel.2017.12.002 // International Journal of Intercultural Relations. – 2018. – Vol. 63. – Рp. 43–52.
- Men, L. Research Status about Influence Factors of International Students’ Cross-Cultural Adaptation with Different Models / L. Men, Z. Xiaofang. – doi: 10.4236/jss.2021.96006 // Open Journal of Social Sciences. – 2021. – Vol. 9, no. 6. – Pp. 51–63.
- Merenkov, A. Problems of Social Adaptation of International Students in Russia / A. Merenkov, N. Antonova. – doi: 10.15804/tner.2015.41.3.10 // New Educational Review. – 2015. – Vol. 41. – Pp. 122–132.
- Szabo, A. Uprooting Stress, Coping, and Anxiety: A Longitudinal Study of International Students / A. Szabo, C. Ward, P. E. Jose. – doi: 10.1037/a0039771 // International Journal of Stress Management. – 2016. – Vol. 23, issue 2. – Pp. 190–208.
- Baohua, Yu. Language and Interpersonal Resource Predictors of Psychological and Sociocultural Adaptation: International Students in Hong Kong / Yu Baohua, P. Bodycott, A. S. Mak. – doi: 10.1177/1028315318825336 // Journal of Studies in International Education. – 2019. – Vol. 23, issue 5. – Pp. 572–588.
- Крюкова, Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк. – Текст : непосредственный // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93–112.
- Леонов, Н. И. Копинг-ресурсы иностранных студентов в трудной жизненной ситуации / Н. И. Леонов, Х. Ф. Хасан. – doi: 10.35634/2412-9550-2019-29-3-291-297 // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 29, вып. 3. – С. 291–297. – Рез. англ.
- Бекетова, А. П. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов в полиязычной образовательной среде вуза / А. П. Бекетова, Т. В. Куприна, А. Петрикова. – doi: 10.17853/1994-5639- 2018-2-108-124 // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 2. – С. 108–124. – Рез. англ.
- Association between Emotional Intelligence and Academic Success Among Undergraduates: A Cross-Sectional Study in KUST, Pakistan / Q. Suleman, I. Hussain, M. A. Syed [и др.]. – doi: 10.1371/journal. pone.0219468. – Текст : электронный // PLoS ONE. – 2019. – Vol. 14, issue 7.
- Федотова, В. А. Опыт экспериментального исследования адаптационных компетенций арабских и индийских студентов / В. А. Федотова. – doi: 10.25205/1818-7935-2019-17-3-109-119 // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2019. – Т. 17, № 3. – С. 109–119. – Рез. англ.
- Amirkhan, J. H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator / J. H. Amirkhan. – doi: 10.1037/0022-3514.59.5.1066 // Journal of Personality and Social Psychology. – 1990. – Vol. 59, issue 5. – Pp. 1066–1074.
Дополнительные файлы
