Копинг-стратегии в ситуации адаптации иностранных студентов к обучению в медицинском вузе

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена поиском научных данных, практическое использование которых позволяет оптимизировать процесс адаптации иностранных студентов, получающих медицинскую профессию в России. Успех на этом пути является дополнительным фактором в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг. Цель исследования – на основе анализа адаптационных ресурсов иностранных студентов выявить копинг-стратегии на начальном этапе адаптации к обучению в медицинском вузе.

Материалы и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Р. Лазаруса, Д. Амирхана. Для определения степени социокультурной адаптации нами был проведен опрос иностранных студентов, в котором приняли участие 75 человек. Вопросы авторского опросника были составлены на основе теста Л. В. Янковского по адаптации личности к новой социокультурной среде. Репертуар копинг-стратегий иностранных студентов был определен, опираясь на методику анализа способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман.

Результаты исследования. На основе проведенного исследования выявлены и описаны основные факторы социально-психологической адаптации, влияющие на выбор копинг-стратегий: внутренние ресурсы личности (воспитание, нравственные ориентиры, религия) и факторы социального характера (семья, друзья и др.). Структура личности и такие ее компоненты, как уровень интеллекта, самооценка, внутренние убеждения, определяют степень и характер адаптационного процесса иностранных студентов. Благоприятные показатели внешних средовых факторов способствуют выбору продуктивных копинг-стратегий, а недостаток адаптационных ресурсов приводит к неэффективному совладанию с неблагоприятными обстоятельствами новых академических и бытовых условий.

Обсуждение и заключение. Сделанные на основе проведенного исследования выводы вносят вклад в развитие научных представлений о процессе адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском медицинском вузе.

Об авторах

Наталья Станиславовна Тимченко

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: nattimchenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6283-820X

заведующий кафедрой гуманитарных наук с курсом клинической психологии, профессор, доктор социологических наук

Россия, Барнаул

Юлия Юрьевна Кочетова

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: kochetova20@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8116-7966

доцент кафедры гуманитарных наук с курсом клинической психологии, кандидат философских наук

Россия, Барнаул

Список литературы

  1. Антонова, Н. Л. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства / Н. Л. Антонова, А. Д. Сущенко, Н. Г. Попова. – doi: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58 // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 1. – С. 31–58. – Рез. англ.
  2. Ковба, Е. Г. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» / Е. Г. Ковба, Д. М. Грибовод. – doi: 10.17853/1994-5639-2019-10-9-31 // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 10. – С. 9–31. – Рез. англ.
  3. Човдырова, Г. С. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу / Г. С. Човдырова, О. А. Пяткина. – Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2021. – Т. 26, № 1 (84). – С. 41–47. – Рез. англ.
  4. Yan, K. Chinese International Students’ Stressors and Coping Strategies in the United States / K. Yan. – doi: 10.1007/978-981-10-3347-6. – Singapore: Springer Nature Singapore, 2017. – 165 p.
  5. Специфика копинг-стратегий у студентов-психологов с разным типом темперамента / М. В. Косцова, А. В. Гришина, Л. В. Чунихина, Я. Н. Кобец. – Текст : непосредственный // Modern Science. – 2021. – № 3. – С. 429–437.
  6. Григорьева, М. В. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе / М. В. Григорьева, Р. М. Шамионов, Н. М. Голубева. – doi: 10.17759/pse.2017220503 // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 5. – C. 23–30.
  7. Kim, J. Stress-Related Growth Associated with Acculturation and Mental Health among International Students / J. Kim, S. Park, M. Kim. – doi: 10.1177/0022167820979654 // Journal of Humanistic Psychology. – 2021.
  8. Saravanan, C. Coping Strategies Used by International Students Who Recovered from Homesickness and Depression in Malaysia / C. Saravanan, M. Mohamad, A. Alias. – doi: 10.1016/j.ijintrel.2018.11.003 // International Journal of Intercultural Relations. – 2019. – Vol. 68. – Pp. 77–87.
  9. Gladkova, A. A. Psychological and Socio-Cultural Adaptation of International Journalism Students in Russia: The Role of Communication Skills in the Adaptation Process / A. A. Gladkova. – doi: 10.11621/pir.2017.0405 // Psychology in Russia: State of the Art. – 2017. – Vol. 10, issue 4. – Pp. 45–59.
  10. Взаимосвязь копинг-поведения и Я-концепции у больных, зависимых от алкоголя, и условно здоровых мужчин / В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота, Е. Т. Соколова, Н. С. Видерман. – Текст : непосредственный // Социальная и клиническая психиатрия. – 2001. – Т. 11, вып. 2. – С. 36–43.
  11. Миронова, О. И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов / О. И. Миронова. – doi: 10.31862/2500-297X-2021-1-159-170 // Педагогика и психология образования. – 2021. – № 1. – С. 159–170. – Рез. англ.
  12. Hernandez Lopez, E. International Students Involvement with Preparations: Pre-departure Coping Strategies Implemented by Mexican Postgraduate Students in the UK / E. Hernandez Lopez. – doi: 10.1016/j.ijintrel.2021.01.010 // International Journal of Intercultural Relations. – 2021. – Vol. 81. – Pp. 167–175.
  13. Malau-Aduli, B. S. Exploring the Experiences and Coping Strategies of International Medical Students / B. S. Malau-Aduli. – doi: 10.1186/1472-6920-11-40 // BMC Medical Education. – 2011. – Vol. 11.
  14. Arkatova, O. Enhancing I. Adaptability of Foreign Students / O. Arkatova, N. Danakin, I. V. Shavyrina. – doi: 10.5901/mjss.2015.v6n6s7p276 // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Vol. 6, no. 6 S7. – Pp. 276–281.
  15. Yu, B. Socio-Cultural Adaptation, Academic Adaptation and Satisfaction of International Higher Degree Research Students in Australia / B. Yu, E. Wright. – doi: 10.1080/13583883.2015.1127405 // Tertiary Education and Management. – 2016. – Vol. 22, issue 1. – Pp. 49–64.
  16. Федотова, В. А. Адаптация студентов из Индии и арабских стран к образовательному пространству российского вуза / В. А. Федотова, С. Ю. Жданова. – doi: 10.17759/sps.2020110206 // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11, № 2. – С. 93–106. – Рез. англ.
  17. Wan, T. Academic Stress of International Students Attending U.S. Universities / T. Wan, D. W. Chapman, D. A. Biggs. – doi: 10.1007/BF00973761 // Research in Higher Education. – 1992. – Vol. 33. – Pp. 607–623.
  18. Cao, C. How Can Chinese International Students’ Host-national Contact Contribute to Social Connectedness, Social Support and Reduced Prejudice in the Mainstream Society? Testing a Moderated Mediation Model / C. Cao, Q. Men, L. Shang. – doi: 10.1016/j.ijintrel.2017.12.002 // International Journal of Intercultural Relations. – 2018. – Vol. 63. – Рp. 43–52.
  19. Men, L. Research Status about Influence Factors of International Students’ Cross-Cultural Adaptation with Different Models / L. Men, Z. Xiaofang. – doi: 10.4236/jss.2021.96006 // Open Journal of Social Sciences. – 2021. – Vol. 9, no. 6. – Pp. 51–63.
  20. Merenkov, A. Problems of Social Adaptation of International Students in Russia / A. Merenkov, N. Antonova. – doi: 10.15804/tner.2015.41.3.10 // New Educational Review. – 2015. – Vol. 41. – Pp. 122–132.
  21. Szabo, A. Uprooting Stress, Coping, and Anxiety: A Longitudinal Study of International Students / A. Szabo, C. Ward, P. E. Jose. – doi: 10.1037/a0039771 // International Journal of Stress Management. – 2016. – Vol. 23, issue 2. – Pp. 190–208.
  22. Baohua, Yu. Language and Interpersonal Resource Predictors of Psychological and Sociocultural Adaptation: International Students in Hong Kong / Yu Baohua, P. Bodycott, A. S. Mak. – doi: 10.1177/1028315318825336 // Journal of Studies in International Education. – 2019. – Vol. 23, issue 5. – Pp. 572–588.
  23. Крюкова, Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк. – Текст : непосредственный // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93–112.
  24. Леонов, Н. И. Копинг-ресурсы иностранных студентов в трудной жизненной ситуации / Н. И. Леонов, Х. Ф. Хасан. – doi: 10.35634/2412-9550-2019-29-3-291-297 // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 29, вып. 3. – С. 291–297. – Рез. англ.
  25. Бекетова, А. П. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов в полиязычной образовательной среде вуза / А. П. Бекетова, Т. В. Куприна, А. Петрикова. – doi: 10.17853/1994-5639- 2018-2-108-124 // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 2. – С. 108–124. – Рез. англ.
  26. Association between Emotional Intelligence and Academic Success Among Undergraduates: A Cross-Sectional Study in KUST, Pakistan / Q. Suleman, I. Hussain, M. A. Syed [и др.]. – doi: 10.1371/journal. pone.0219468. – Текст : электронный // PLoS ONE. – 2019. – Vol. 14, issue 7.
  27. Федотова, В. А. Опыт экспериментального исследования адаптационных компетенций арабских и индийских студентов / В. А. Федотова. – doi: 10.25205/1818-7935-2019-17-3-109-119 // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2019. – Т. 17, № 3. – С. 109–119. – Рез. англ.
  28. Amirkhan, J. H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator / J. H. Amirkhan. – doi: 10.1037/0022-3514.59.5.1066 // Journal of Personality and Social Psychology. – 1990. – Vol. 59, issue 5. – Pp. 1066–1074.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Тимченко Н.С., Кочетова Ю.Ю., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».