Социальная устойчивость студенческой молодежи России: как оценивают ее сами студенты

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В статье анализируется проблема оценки и повышения социальной устойчивости российского студенчества. Авторы сосредоточили свое внимание на изучении влияния ряда факторов на повышение социальной устойчивости студенчества в современных условиях. В статье впервые дана количественная оценка социальной устойчивости студентов вузов России. Цель статьи – рассмотрение результатов исследования формирования социальной устойчивости студентов, проведение на этой основе оценки ее уровня, обобщение опыта разработки и использования специальных образовательных технологий, повышающих социальную устойчивость и готовность студентов к будущей профессиональной деятельности.

Материалы и методы. В статье использованы следующие методы: анкетирование, экспертный опрос, сравнение, декомпозиция, группировка. Обобщены данные из 40 отечественных и зарубежных источников. В генеральную совокупность исследования включены студенты наиболее типичных, региональных университетов России. Выборочная совокупность исследования составила более 400 студентов из 13 государственных вузов 5 федеральных округов Российской Федерации, а также привлечены к анализу 36 опытных экспертов.

Результаты исследования. Исследование расширило представление о роли и значимости проблемы повышения социальной устойчивости студентов с помощью применения специальных образовательных технологий. Полученный коэффициент социальной устойчивости студенческой молодежи России (0,36) свидетельствует о недостаточно высоком уровне, что подтверждает актуальность исследования. Полученные результаты показывают, что для половины студентов приоритетное влияние оказало понимание необходимости личностного и профессионального развития для успешного трудоустройства в будущем.

Обсуждение и заключение. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о необходимости реализации системы специальных мер, направленных на повышение социальной устойчивости российского студенчества. Статья представляет интерес для студентов и преподавателей российских вузов, органов управления учреждениями высшего образования, а также для ученых, исследующих проблемы становления и развития студенчества.

Об авторах

Семен Давыдович Резник

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Email: disser@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-6395-1450
Scopus Author ID: 7005971908

заведующий кафедрой менеджмента, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Россия, 440028, Пенза, ул. Г. Титова, д. 28

Марина Витальевна Черниковская

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.chernikovskaya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0994-8108
Scopus Author ID: 57148206900
ResearcherId: B-4831-2019

доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук

Россия, 440028, Пенза, ул. Г. Титова, д. 28

Список литературы

  1. Ефимова Е. М. Методы формирования социальной устойчивости личности в условиях высшего профессионального образования // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2012. № 3. С. 55–62. URL: https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/View/2395 (дата обращения: 23.12.2018).
  2. Кордон Т. А. Деятельность кураторов студенческих групп по формированию социальной устойчивости у будущих педагогов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. Т. 1, № 3. С. 86–91. URL: http://vestnik.chgpu.edu.ru/upload/docs/2010/3(67)_2010_1.pdf (дата обращения: 23.12.2018).
  3. Резник С. Д., Черниковская М. В. Методические подходы к оценке социальной устойчивости студентов высших учебных заведений России // Друкеровский вестник. 2018. Вып. 2. С. 48–58. doi: 10.17213/2312-6469-2018-2-48-58
  4. Батыров М. Е., Мурзалинова А. Ж. Организация компетентностно ориентированной самостоятельной работы обучающегося в образовательном процессе военного вуза // European Researcher. Series A. 2013. Vol. 58, No. 9-1. Pp. 2218–2226. URL: http://www.erjournal.ru/journals_n/1379775968.pdf (дата обращения: 23.12.2018).
  5. Tregub I. V. Role of Students’ Research Work in the Area of Economic Processes Study While Training Qualified Experts // European Journal of Natural History. 2009. № 1. С. 94–96. URL: http://www.world-science.ru/en/article/view?id=20208 (дата обращения: 23.12.2018).
  6. Zee M., de Jong P. F., Koomen H.M.Y. From Externalizing Student Behavior to Student-Specific Teacher Self-Efficacy: The Role of Teacher-Perceived Conflict and Closeness in the Student – Teacher Relationship // Contemporary Educational Psychology. 2017. Vol. 51. Pp. 37–50. doi: 10.1016/j.cedpsych.2017.06.009
  7. Yegorov V. V., Portnov V. S., Ogoltsova Ye. G. Forming Mining Students’ Professional Competences While Studying Humanities // Naukovyi Visnyk Natsionalnoho Hirnychoho Universytetu. 2016. № 3. С. 135–139. URL: http://repository.kstu.kz/xmlui/bitstream/handle/123456789/7242/03_2016_Yegorov.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 23.12.2018).
  8. Management of Physical Training of Students Based on the Use of Score Rating Control / V. I. Grigorev [et al.] // Theory and Practice of Physical Culture. 2014. № 6. С. 3. URL: http://www.teoriya.ru/ru/node/2233 (дата обращения: 23.12.2018).
  9. Society and Education in the Early of 21th Century: Integration of Tradition and Innovation / А. М. Egorychev [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2014. Vol. 5, No. 2. Pр. 82–91.
  10. Belokurova E. V., Spiridonova V. N. Educational Training of Technical University Students During Innovations // European Journal of Natural History. 2012. No. 2. P. 10. URL: http://world-science.ru/en/article/view?id=30320 (дата обращения: 23.12.2018).
  11. Cunningham I. Learning to Lead – Self Managed Learning and How Academics Resist Understanding the Process // Development and Learning in Organizations: An International Journal. 2010. Vol. 24, Issue 2. Pр. 4–6.
  12. Малыгина Л. В. Динамика физической подготовленности студентов за время обучения в вузе // European Researcher. 2014. Vol. 74, No. 5-1. Pp. 869–874. URL: http://www.erjournal.ru/journals_n/1401433410.pdf (дата обращения: 23.12.2018).
  13. Petkova I. Ts. Didactic Case Study – a Method for Training of Students, Majoring in “Social Activities” // The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2016. № 1. С. 133–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25894523 (дата обращения: 23.12.2018).
  14. Student-Teacher Relationships and Bullying: The Role of Student Social Status / C. Longobardi [et al.] // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 63. Pp. 1–10. doi: 10.1016/j.adolescence.2017.12.001
  15. Exploring Student Differences in Formulating Cross-Disciplinary Resistance Problems / R. S. Adams [et al.] // International Journal of Engineering Education. 2010. Vol. 26, No. 2. Pp. 324–338. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.915.688&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 23.12.2018).
  16. Bradbury H. Sustaining Inner and Outer Worlds: A Whole-Systems Approach to Developing Sustainable Business Practices in Management // Journal of Management Education. 2003. Vol. 27, Issue 2. Pp. 172–187. doi: 10.1177/1052562903251414
  17. Резник С. Д., Черниковская М. В., Сочилова А. А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 399–402. URL: http://www.m-economy.ru/issue.php?num=47 (дата обращения: 23.12.2018).
  18. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности / М. М. Кашапов [и др.] // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683–694. doi: 10.15507/19919468.089.021.201704.683-694
  19. Резник С. Д., Черницов А. Е. Развитие предпринимательства в студенческой среде на основе активизации студенческого самоуправления // Russian Journal of Management. 2015. Т. 3, № 6. С. 655–661. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/9942/view (дата обращения: 23.12.2018).
  20. Резник С. Д., Черниковская М. В. Социальная устойчивость российского студенчества: гендерный аспект // Друкеровский вестник. 2017. № 3. С. 33–48. doi: 10.17213/2312-6469-2017-3-33-48
  21. Резник С. Д., Макарова С. Н., Сазыкина О. А. Гендерная асимметрия в управленческой среде российских университетов // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 96–111. doi: 10.15507/19919468.086.021.201701.096-111
  22. Черниковская М. В. Организационная культура студенческой молодежи как объект управления // Russian Journal of Management. 2016. Т. 4. № 2. С. 204–211. doi: 10.12737/19852

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Резник С.Д., Черниковская М.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».