Формирование педагогической одаренности как ключевое условие повышения эффективности современной образовательной системы

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу современного состояния проблемы педагогической одаренности в контексте исследований феномена одаренности и психологической структуры профессиональной деятельности педагога. Цель статьи – анализ ключевых направлений разработки концепции педагогической одаренности. Это позволяет принципиально решить вопрос эффективности педагогической деятельности на этапе учебно-профессиональной подготовки педагога в вузе.

Материалы и методы. В основе описания ключевых направлений разработки концепции педагогической одаренности лежит теория способностей В. Д. Шадрикова. Основой для моделирования процессов направленного формирования и развития педагогической одаренности является совокупность современных методов психологического исследования: методы структурно-функционального анализа позволяют прогнозировать свойства системы педагогической деятельности; организационные методы (в первую очередь сравнительный) открывают возможности для оценки эффективности формирования педагогической одаренности на разных этапах развития педагога; выбор конкретных эмпирических методов обосновывается результатами теоретического моделирования структуры и развития педагогической одаренности на этапе профессионального самоопределения в школе. Среди интерпретационных методов наиболее значимыми в контексте планируемых результатов являются генетический, структурный и функциональный.

Результаты исследования. На основе анализа теории способностей, с учетом современных достижений деятельностного подхода, нового понимания предмета психологии как внутреннего мира человека доказана методологическая обоснованность концепции направленного формирования и развития педагогической одаренности в условиях высшего педагогического образования. Полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на проблему профессионально важных качеств педагога и перевести ее решение из аналитической в системную методологию исследования. В предлагаемой авторами концепции феномен одаренности впервые рассматривается в контексте ее формирования у субъекта педагогического труда, тогда как предметом большинства существующих исследований выступает объект педагогических воздействий.

Обсуждение и заключение. Практическое применение результатов исследования позволит существенно модернизировать процесс профессиональной подготовки педагога в условиях педагогического вуза. Результаты исследования будут полезны профессорско-преподавательскому составу педагогических вузов, учреждений среднего профессионального образования, институтов и факультетов дополнительного профессионального образования.

Об авторах

Владимир Александрович Мазилов

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.mazilov@yspu.org
ORCID iD: 0000-0003-0646-6461
Scopus Author ID: 13004734300
ResearcherId: F-9746-201

заведующий кафедрой общей и социальной психологии, доктор психологических наук, профессор

Россия, 150000, Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Юрий Николаевич Слепко

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

Email: slepko@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-6768-4652
Scopus Author ID: 56111886000

декан педагогического факультета, кандидат психологических наук, доцент

Россия, 150000, Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Список литературы

  1. Лейтес Н. С. Б. М. Теплов и психология индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 36–49. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1982/824/824036.htm (дата обращения: 29.12.2018).
  2. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 98–107. URL: http://voppsy.ru/issues/1988/884/884098.htm (дата обращения: 29.12.2018).
  3. Лейтес Н. С. Широта одаренности, призвание, судьба // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 139–153. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/966/966139.htm (дата обращения: 29.12.2018).
  4. Дьяченко О. М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 138–146. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/974/974138.htm (дата обращения: 29.12.2018).
  5. Lubart T. I., Holling H., Ushakov D. V. Introduction to the Special Issue «Intelligence, Creativity and Giftedness» // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 52. Pp. 120–128.
  6. Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В. Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 5–14. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic/vypuski_zh/n2015-2/n5-2015-soderjanie.html (дата обращения: 29.12.2018).
  7. De Bono E. The Mechanism of Mind. London : Penguin, 1990. 280 p. URL: https://www.penguin.co.uk/books/110/1108442/the-mechanism-of-mind/9781785040085.html (дата обращения: 29.12.2018).
  8. Hong E., Milgram R. M. Preventing Talent Loss. New York : Routledge, 2008. 236 p.
  9. Exploring Reference Group Effects on Teachers’ Nominations of Gifted Students / S. Rothenbusch [et al.] // Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 108, No. 6. Pp. 883–897. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1110334 (дата обращения: 29.12.2018).
  10. Raven J. The Raven’s Progressive Matrices: Change and Stability Over Culture and Time // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41, Issue 1. Pp. 1–48. doi: 10.1006/cogp.1999.0735
  11. Gordon B. Test Review: Wechsler, D. The Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, Third Edition (WPPSI-III). San Antonio, TX: The Psychological Corporation // Canadian Journal of School Psychology. 2004. Vol. 19, Issue 1-2. Pp. 205–220. doi: 10.1177/082957350401900111
  12. Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 53–63. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/802/802053.htm (дата обращения: 29.12.2018).
  13. Eysenck H. J. The Structure and Measurement of Intelligence. Berlin ; New York : Springer-Verlag, 1979. 253 p. URL: https://www.springer.com/us/book/9783642670770 (дата обращения: 29.12.2018).
  14. Intelligenz-Struktur-Test 2000 R (I-S-T 2000 R). 2., erweiterte und überarbeitete Auflage / D. Lieppmann [et al.]. Göttingen: Hogrefe, 2007. 181 p.
  15. Forman J. Using the Torrance Incubation Model of Teaching to Provide a Smorgasbord of Learning // Torrance Journal for Applied Creativity. 2016. Vol. 1. Pp. 88–91. URL: http://www.centerforgifted.org/TorranceJournal_V1.pdf (дата обращения: 29.12.2018).
  16. Benedek M., Neubauer A. Revisiting Mednick’s Model on Creativity-Related Differences in Associative Hierarchies. Evidence for a Common Path to Uncommon Thought // The Journal of Creative Behavior. 2013. Vol. 47, Issue 4. Pp. 273–289. doi: 10.1002/jocb.35
  17. Ивлева М. Л., Иноземцев В. А. Тенденции и перспективы развития эмпирических исследований одаренности в современной психологии // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2015. Т. 6, № 1. С. 98–104.
  18. Binet A. Les Idées Modernes Sur Les Enfants. Paris : Ernest Flammarton, Editeur, 1909. 355 p. URL: https://journals.openedition.org/rechercheseducations/880 (дата обращения: 29.12.2018).
  19. Vialle W. “Termanal” Science? The Work of Lewis Terman Revisited // Roeper Review. 1994. No. 17 (1). Pp. 32–38.
  20. Jolly J. L. Sidney P. Marland, Jr. (1914–1992) // Gifted Child Today. 2009. Vol. 32, Issue 4. Pp. 40–65. doi: 10.1177/107621750903200411
  21. Coleman M. R., Gallagher Sh. A. Dr. James Gallagher: Pragmatist, Pioneer, Visionary // Journal for the Education of the Gifted. 2015. Vol. 38, Issue 1. Pp. 3–5. doi: 10.1177/0162353214565551
  22. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29–33. URL: http://voppsy.ru/issues/1989/896/896029.htm (дата обращения: 29.12.2018).
  23. Дьяченко О. М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 98–109. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/965/965098.htm (дата обращения: 29.12.2018).
  24. Babaeva J. D. Fundamental principles of the Cultural-Activity Approach in the Psychology of Giftedness // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6, Issue 4. Pp. 109–119. doi: 10.11621/pir.2013.0409
  25. Kaplan S. N. Challenge vs. Differentiation. Why, What and How // Gifted Child Today. 2016. Vol. 39, Issue 2. Pp. 114–115. doi: 10.1177/1076217516628916
  26. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 76–82. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1998/981/981076.htm (дата обращения: 29.12.2018).
  27. Panov V. I., Khisambeyev Sh. R. Climate Change and the Ecological Psychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2011. Vol. 4. Pp. 62–73. URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/pdf/2011/05_2011_panov_khisambeev.pdf (дата обращения: 29.12.2018).
  28. Swiatek M. A., Lupkowski-Shoplik A., O’Donoghue C. C. Gender Differences in Above-Level EXPLORE scores of Gifted third Through Sixth Graders // Journal of Educational Psychology. 2000. Vol. 92 (4). Pp. 718–723. doi: 10.1037/0022-0663.92.4.718
  29. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. New York : McGrow-Hill, 1967. 538 p.
  30. Sternberg R. J. The Theory of Successful Intelligence // Review of General Psychology. 1999. Vol. 3, Issue 4. Pp. 292–316. doi: 10.1037/1089-2680.3.4.292
  31. Sternberg R. J., Torff B., Grigorenko E. L. Teaching Triarchically Improves School Achievement // Journal of Educational Psychology. 1998. Vol. 90, No. 3. Pp. 1–11. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ576492 (дата обращения: 29.12.2018).
  32. Gardner H. Intelligence and its Inheritance: A Diversity of Views // Twins as a Tool of Behavioral Genetics / T. Bouchard, P. Propping (eds.). Chichester, UK : Wiley, 1993. Pp. 85–108. URL: http://psycnet.apa.org/record/1994-98031-000 (дата обращения: 29.12.2018).
  33. MacDonald R., Byrne Ch., Carlton L. Creativity and Flow in Musical Composition: an Empirical Investigation // Psychology of Music. 2006. Vol. 34, Issue 3. Pp. 292–306. doi: 10.1177/0305735606064838
  34. Assessing Vocational Preferences among Gifted Adolescents Adds Incremental Validity to Abilities: A Discriminant Analysis of Educational Outcomes Over a 10-Year Interval / J. A. Achter [et al.] // Journal of Educational Psychology. 1999. Vol. 91, Issue 4. Рp. 777–786. doi: 10.1037/0022-0663.91.4.777
  35. Schroth S. Teaching Children Creative Thinking and Problem Solving Skills: Strategies for Building Creativity through Classroom Instruction and Interventions // Torrance Journal for Applied Creativity. 2016. Vol. 1. Pp. 21–27. URL: https://www.centerforgifted.org/TorranceJournal_V1.pdf (дата обращения: 29.12.2018).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Мазилов В.А., Слепко Ю.Н., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».