Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. На российском рынке труда наблюдается ситуация, когда профессиональные компетенции, вырабатываемые системой образования, не обеспечивают той высокой степени интеграции с реальной экономикой, на которую они нацелены. Социокогнитивный подход к социальным институтам как системам переработки информации позволяет предположить, что это отчасти может быть связано с использованием работодателями и образовательными структурами разных языков описания компетенций. Цель исследования – проверить гипотезу о существовании такого расхождения на примере конкретной отрасли (прикладной социологии).

Материалы и методы. Методом кейс-стади на материале доступного авторам архива переписки по кадровым вопросам компании из области прикладной социологии, действующей в 2012–2019 гг. (46 документов), была проверена гипотеза об использовании работодателями иного языка описания компетенций. Методом контент-анализа крупнейших порталов вакансий hh.ru, superjob.ru и «Авито.Работа» проверялась гипотеза о неиспользовании на рынке труда образовательных стандартов описания компетенций. Результаты исследования. По итогам анализа архива переписки доказано использование работодателями иного, по сравнению с системой образования, языка в описании требований к сотрудникам (в том числе их компетенций). Результаты контент-анализа обнаружили феномен практически полного отрыва рынка труда от формальных стандартов высшего образования (образовательные стандарты описания компетенций социологов не использованы ни в одной вакансии или резюме из более 32 тыс. обнаруженных на порталах). Обсуждение и заключение. Для преодоления невостребованности выпускников на рынке труда необходимо преодолеть существующий языковой разрыв между системой образования и работодателями. С этой целью должна быть изменена система валидации компетенций. Источником их описания может быть не сама система образования, рождающиеся в ней тексты и идеи, а требования работодателей, вербализованные ими в описании вакансий. Описания компетенций, которые не соответствуют широко распространенным требованиям работодателей, должны автоматически исключаться из стандартов профессионального образования как невалидные. Полученные результаты вносят вклад в усилия по выявлению критических проблем в образовательной системе и адаптации ее к актуальным потребностям рынка труда.

Об авторах

Николай Сергеевич Бабич

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: sociolog@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8697-3038
Scopus Author ID: 57201994829
ResearcherId: I-5630-2016

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Россия, г. Москва

Наталия Викторовна Иващенкова

Центр экспертных исследований рынка

Email: Ivashenkova.natalia@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-7873-4847
ResearcherId: JZD-3052-2024

научный сотрудник

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Shekhonin A.A., Tarlykov V.A., Voznesenskaya A.O., Bakholdin A.V. Harmonization of Qualifications in Higher Education and in the Job Market. Higher Education in Russia. 2017;(11):5–11. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1200/1021 (accessed 07.07.2023).
  2. Matushkin N.N., Stolbova I.D. [Formation of the List of Professional Competencies of a Graduate of a Higher School]. Higher Education Today. 2007;(11):28–30. (In Russ.) EDN: HHJCIX
  3. Sigova S.V., Serebryakov A.G., Luksha P.O. Creating the List of Competences in Demand: First Russian Experience. Lifelong Education: The 21st Century. 2013;(1). (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15393/ j5.art.2013.1946
  4. Yakimova L.D. [To the Question of Compliance of the Content of Training in Higher Education Institution with the Requirements of the Employer]. Higher Education Today. 2015;(5):19–23. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootvetstvii-soderzhaniya-obucheniya-v-vuze-trebovaniyamrabotodatelya/viewer (accessed 07.07.2023).
  5. Marchetti G. Consciousness: A Unique Way of Processing Information. Cognitive Processing. 2018;19:435–464. https://doi.org/10.1007/s10339-018-0855-8
  6. Greifeneder R., Bless H., Fiedler K. Social Cognition: How Individuals Construct Social Reality. 2nd ed. London: Psychology Press; 2017. https://doi.org/10.4324/9781315648156
  7. Evetts J. The Sociology of Educational Ideas. London: Routledge; 2017. https://doi.org/10.4324/9781315410654
  8. Ballantine J., Stuber J., Everitt J. The Sociology of Education: A Systematic Analysis. 9th ed. New York: Routledge; 2021. https://doi.org/10.4324/9781003023715
  9. Oberländer M., Beinicke A., Bipp T. Digital Competencies: A Review of the Literature and Applications in the Workplace. Computers & Education. 2020;146:103752. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103752
  10. Weinert S., Artelt C. Chapter 7. Measurement of Skills and Achievement: A Critical Assessment of Theoretical and Methodological Concepts. In: Becker R. (ed.). Research Handbook on the Sociology of Education. Cheltenham: Edward Elgar Publishing; 2019. p. 106–131. https://doi.org/10.4337/9781788110426.00014
  11. Chauvigné C. Chapter 4. A Developmental Perspective of Competency Assessment. In: Loisy C., Coulet J.-C. (eds.). Competence and Program‐based Approach in Training: Tools for Developing Responsible Activities. Vol. 1. Wiley; 2018. https://doi.org/10.1002/9781119507307.ch4
  12. Gore J., Banks A.P., McDowall A. Developing Cognitive Task Analysis and the Importance of SocioCognitive Competence/Insight for Professional Practice. Cognition, Technology & Work. 2018;20:555–563. https://doi.org/10.1007/s10111-018-0502-2
  13. Zlatkin-Troitschanskaia O., Pant H.A., Lautenbach C., Molerov D., Toepper M., Brückner S. Modeling and Measuring Competencies in Higher Education: Approaches to Challenges in Higher Education Policy and Practice. Wiesbaden: Springer; 2017. https://doi.org/10.1007/978-3-658-15486-8
  14. Pang E., Wong M., Leung C.H., Coombes J. Competencies for Fresh Graduates’ Success at Work: Perspectives of Employers. Industry and Higher Education. 2019;33(1):55–65. https://doi.org/10.1177/0950422218792333
  15. Alexakis G., Jiang L. Industry Competencies and the Optimal Hospitality Management Curriculum: An Empirical Study. Journal of Hospitality & Tourism Education. 2019;31(4):210–220. https://doi.org/10.1080/109 63758.2019.1575748
  16. Bauman A., Lucy C. Enhancing Entrepreneurial Education: Developing Competencies for Success. The International Journal of Management Education. 2021;19(1):100293. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2019.03.005
  17. Huston C.L., Phillips B., Jeffries P., Todero C., Rich J., Knecht P., et al. The Academic‐Practice Gap: Strategies for an Enduring Problem. Nursing Forum. 2018;53(1):27–34; https://doi.org/10.1111/nuf.12216
  18. Kaur M., Anand A. Gap Analysis of Higher Agricultural Education Competencies among the Students for Industrial and Farmers’ Needs. Asian Journal of Agricultural Extension, Economics & Sociology. 2020;38(7):75–83. https://doi.org/10.9734/ajaees/2020/v38i730377
  19. Yogeshwaran G., Perera B.A.K.S., Ariyachandra M.R.M.F. Competencies Expected of Graduate Quantity Surveyors Working in Developing Countries. Journal of Financial Management of Property and Construction. 2018;23(2):202–220. https://doi.org/10.1108/JFMPC-06-2017-0019
  20. Pais-Montes C., Freire-Seoane M.J., López-Bermúdez B. Employability Traits for Engineers: A Competencies-Based Approach. Industry and Higher Education. 2019;33(5):308–326. https://doi. org/10.1177/0950422219854616
  21. Chowdhury F. Skills Gap of Business Graduates in the Banking Sector of Bangladesh: Employers’ Expectation versus Reality. International Education Studies. 2020;13(2):48–57. https://doi.org/10.5539/ies.v13n12p48
  22. Westera W. Competences in Education: A Confusion of Tongues. Journal of Curriculum Studies. 2001;33(1):75–88. https://doi.org/10.1080/00220270120625
  23. Dodds C., Heslop P., Meredith C. Using Simulation-Based Education to Help Social Work Students Prepare for Practice. Social Work Education. 2018;37(5):597–602. https://doi.org/10.1080/02615479.2018.1433158
  24. Kourgiantakis T., Sewell K.M., Hu R., Logan J., Bogo M. Simulation in Social Work Education: A Scoping Review. Research on Social Work Practice. 2020;30(4):433–450. https://doi.org/10.1177/1049731519885015
  25. Rowe J.M., Kim Y., Chung Y., Hessenauer S. Development and Validation of a Field Evaluation Instrument to Assess Student Competency. Journal of Social Work Education. 2020;56(1):142–154. https://doi. org/10.1080/10437797.2018.1548988
  26. Longmore A.-L., Grant G., Golnaraghi G. Closing the 21st-Century Knowledge Gap: Reconceptualizing Teaching and Learning to Transform Business Education. Journal of Transformative Education. 2018;16(3):197–219. https://doi.org/10.1177/1541344617738514

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Бабич Н.С., Иващенкова Н.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».