Модель формирования вторичной языковой личности посредством работы с прецедентными феноменами культуры на уроках русского языка как иностранного
- Авторы: Каневская О.Б.1, Гострая Е.В.1
-
Учреждения:
- Криворожский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 24, № 2 (2020)
- Страницы: 296-315
- Раздел: Образование и культура
- Статья получена: 31.05.2025
- Статья одобрена: 31.05.2025
- Статья опубликована: 15.03.2020
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-9468/article/view/294585
- DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.099.024.202002.296-315
- ID: 294585
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Настоящая статья рассматривает проблему формирования вторичной языковой личности посредством работы с прецедентными феноменами культуры, но она не охватывает все ее аспекты. Существующие научные разработки в этой области лингводидактики единичны и требуют уточнения и обобщения, что и обусловливает актуальность и новизну темы исследования. Цель статьи – описать модель формирования вторичной языковой личности посредством работы с прецедентными феноменами культуры на уроках русского языка как иностранного.
Материалы и методы. Для оптимизации, детализации процесса формирования вторичной языковой личности посредством работы с прецедентными феноменами культуры были применены педагогическое прогнозирование и моделирование; для определения количественных и качественных показателей исследовательско-экспериментальной работы – статистические методы количественной и качественной обработки данных (t-критерий Стьюдента). В педагогическом эксперименте приняли участие школьники двух общеобразовательных школ г. Кривой Рог (Украина). Выборка состояла из 82 учеников пятых классов. На констатирующем этапе проведено анкетирование, на формирующем этапе в контрольной группе обучение осуществлялось шаблонно, в экспериментальной группе – на основе разработанной модели.
Результаты исследования. Полученные результаты показывают, что применение данной модели в процессе обучения формирует не только теоретические знания прецедентных феноменов культуры, но и практический навык их использования, облегчает межкультурную коммуникацию, что способствует формированию вторичной языковой личности. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил наше предположение о том, что разработанная модель работы с прецедентными феноменами культуры является эффективным вспомогательным инструментом в формировании вторичной языковой личности. Прецедентные феномены культуры могут стать фундаментом для создания сквозных учебных планов, инструментом для разработки дидактического материала с учетом инновационных технологий, основой для учебных курсов.
Обсуждение и заключение. Результаты данной статьи могут быть полезны преподавателям русского языка как иностранного.
Об авторах
О. Б. Каневская
Криворожский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: o.b.kanevska@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-1703-7929
доцент кафедры русской филологии и зарубежной литературы, кандидат педагогических наук, доцент
Украина, Кривой РогЕ. В. Гострая
Криворожский государственный педагогический университет
Email: aspirant17hostra@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2266-492X
ассистент кафедры русской филологии и зарубежной литературы
Россия, Кривой РогСписок литературы
- Боженова, Н. А. Работа с пословицами как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка / Н. А. Боженова, И. В. Бганцева, Е. Б. Кириллова. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=13891 (дата обращения: 28.12.2019). – Рез. англ.
- Павлова, Е. А. Приемы работы с пословицами и поговорками на уроках английского языка / Е. А. Павлова // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 5. – С. 37–45. – URL: http:// naukarus.com/priemy-raboty-s-poslovitsami-i-pogovorkami-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 03.12.2019).
- Афанасьева, Т. Ю. Методическая ценность английских пословиц и поговорок в обучении иностранному языку / Т. Ю. Афанасьева // Наука. Искусство. Культура. – 2017. – Вып. 15. – С. 163–167. – URL: https://drive.google.com/file/d/0B3KPsiSEIJ1pMm42UGJOM0NlaUU/view (дата обращения: 16.12.2019). – Рез. англ.
- Еприцкая, Н. К. Английские и русские пословицы и поговорки в аспекте смысловой корреляции и различий в смысловой образности / Н. К. Еприцкая // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 178–181. – URL: http://mvestnik.istu.irk.ru/journals/2018/01/articles/40 (дата обращения: 18.11.2019). – Рез. англ.
- Белоусова, А. К. Совершенствование обучения иностранному языку через сравнительный анализ образов пословиц и поговорок / А. К. Белоусова, Н. К. Еприцкая. – doi: 10.15507/19919468.093.022.201804.750-765 // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 4. – С. 750–765. – URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/en/articles-en/83-18-4/712-10-15507-1991-9468-092-022-201804-10 (дата обращения: 16.12.2019). – Рез. англ.
- Sprenger, S. A. Lexical Access during the Production of Idiomatic Phrases / S. A. Sprenger, W. Levelt, G. Kempen. – doi: 10.1016/j.jml.2005.11.001 // Journal of Memory and Language. – 2006. – Vol. 54, issue 2. – Pp. 161–184. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0749596X05001300?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
- Idiomatic Expressions Evoke Stronger Emotional Responses in the Brain than Literal Sentences / F. Citrona, C. Cacciari, J. Funcke [et al.]. – doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2019.05.020 // Neuropsychologia. – 2019. – Vol. 131. – Pp. 233–248. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S002839321930140X?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
- Liontas, J. I. Exploring Second Language Learners’ Notions of Idiomaticity / J. I. Liontas. – doi: 10.1016/S0346-251X(02)00016-7 // System. – 2002. – Vol. 30, issue 3. – Pp. 289–313. – URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0346251X02000167?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
- Khoshniya, A. S. Using Conceptual Metaphors Manifested in Disney Movies to Teach English Idiomatic Expressions to Young Iranian EFL Learners / A. S. Khoshniya, H. R. Dowlatabadi. – doi: 10.1016/j.sbspro.2014.03.510 // Procedia – Social and Behavioral Scinces. – 2014. – Vol. 98. – Pp. 999–1008. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814026019?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
- Fiedler, S. Phraseological Borrowing from English into German: Cultural and Pragmatic Implications / S. Fiedler. – doi: 10.1016/j.pragma.2017.03.002 // Journal of Pragmatics. – 2017. – Vol. 113. – Pp. 89–102. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0378216616303009?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
- Roman, F. N. The Lexicon Acquisition Process: Simple Lexicon Opposed to Phraseological Units in Spanish / F. N. Roman. – doi: 10.1016/j.sbspro.2015.03.176 // Procedia – Computer Science. – 2015. – Vol. 178. – Pp. 175–179. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815019692?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
- Furiassi, C. Macaroni English Goes Pragmatic: False Phraseological Anglicisms in Italian as Illocutionary Acts / C. Furiassi. – doi: 10.1016/j.pragma.2018.02.009 // Journal of Pragmatics. – 2018. – Vol. 133. – Pp. 109–122. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0378216617305350?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
- Борисова, И. В. Особенности формирования вторичной языковой личности студентов неязыковых профилей / И. В. Борисова, И. Л. Савина // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 30–36. – URL: https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/8100 (дата обращения: 20.11.2019). – Рез. англ.
- Nechayev, N. Psychological Patterns of Development of Students’ Secondary Language Personality / N. Nechayev. – doi: 10.1016/j.sbspro.2014.10.105 // Procedia – Social and Behavioral Scinces. – 2014. – Vol. 154. – Pp. 14–22. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814055554?via%3Dihub (дата обращения: 20.11.2019).
- Макарова, Е. А. Обучение говорению на иностранном языке с наставником-ровесником / Е. А. Макарова. – doi: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.551-568 // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 3. – С. 551–568. – URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/en/articles- en/81-18-3/682-10-15507-1991-9468-092-022-201803-10 (дата обращения: 20.11.2019). – Рез. англ.
- Демешкина, Т. А. «Ссылка» как феномен сибирской лингвокультуры / Т. А. Демешкина. – doi: 10.17223/19986645/56/3 // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2018. – № 56. – С. 34–46. – URL: http://journals.tsu.ru//philology/&journal_page=archive&id=1774&ar- ticle_id=39475 (дата обращения: 20.11.2019). – Рез. англ.
- Kostomarov, P. The Peculiarities of Precedential Situationsin the Discourse of the Representative of Volga Germans of Siberia / P. Kostomarov, O. Bolotnikova. – doi: 10.1016/j.sbspro.2015.10.029 // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – Pp. 67–70. – URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S1877042815051629?via%3Dihub (дата обращения: 20.11.2019).
- Thielemann, N. Allusive talk – Playing on Indirect Intertextual References in Russian Conversation / N. Thielemann. – doi: 10.1016/j.pragma.2019.10.012 // Journal of Pragmatics. – 2020. – Vol. 155. – Pp. 123–134. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378216619306484?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
- Musolf, A. How (Not?) to Quote a Proverb: The Role of Figurative Quotations and Allusions in Political Discourse / A. Musolf. – doi: 10.1016/j.pragma.2019.10.011 // Journal of Pragmatics. – 2020. – Vol. 155. – Pp. 135–144. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378216619306472?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
- Musolf, A. Metaphor, Irony and Sarcasm in Public Discourse / A. Musolf. – doi: 10.1016/j.pragma.2016.12.010 // Journal of Pragmatics. – 2017. – Vol. 109. – Pp. 95–104. – URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/abs/pii/S0378216616303137?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
- Tsakona, V. Intertextuality and/in Political Jokes / V. Tsakona. – doi: 10.1016/j.lingua.2017.09.003 // Lingua. – 2018. – Vol. 203. – Pp. 1–15. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0024384117302383?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
- Kuleli, M. Intertextual Allusions and Evaluation of their Translation in the Novel Silent House by Orhan Pamuk / M. Kuleli. – doi: 10.1016/j.sbspro.2014.12.075 // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 158. – Pp. 206–213. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S1877042814061680?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
- Maurizio, M. On the Role of Nonverbal Elements in G. Aigi’s and G. Sapgir’s Early Works / M. Maurizio. – doi: 10.1016/j.ruslit.2016.01.013 // Russian Literature. – 2016. – Vol. 79–80. – Pp. 161–171. – URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0304347916000144?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
- Kamal, B. S. Phrase and Idiom Identification in Assamese / B. S. Kamal, S. Uptal. – doi: 10.1016/j.procs.2016.04.067 // Procedia – Computer Science. – 2016. – Vol. 84. – Pp. 65–69. – URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050916300813?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
- Yurina, E. A. Cross-language Figurativeness in Translator`s Speech (Based on the Russian Translation of Turkish Novel “The Black Book” by Orhan Pamuk) / E. A. Yurina, A. V. Borovkova, G. Shenkal. – doi: 10.1016/j.sbspro.2015.08.039 // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – Pp. 579–586. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281504687X?via%3Dihub (дата обращения: 18.10.2019).
- Гриценко, Л. М. Прецедентные тексты на уроках русского языка как иностранного / Л. М. Гриценко, Т. А. Демидова, М. Е. Бохонная. – doi: 10.21515/1990-4665-126-026. – Текст : электронный // Научный журнал КубГАУ. – 2017. – № 126 (02). – URL: http://ej.kubagro.ru/2017/02/pdf/26.pdf (дата обращения: 28.03.2019).
- Горовая, И. Г. Роль прецедентных феноменов в формировании вторичной языковой личности / И. Г. Горовая, Н. Н. Горовая // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 11. – С. 65–70. – URL: http://vestnik.osu.ru/2015_11/10.pdf (дата обращения: 18.10.2019).
- Непрокина, И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования / И. В. Непрокина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 7. – С. 61–64. – URL: http:// teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/7/pedagogika/neprokina.pdf (дата обращения: 17.07.2019).
- Ядровская, М. В. Модели в педагогике / М. В. Ядровская // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 366. – С. 139–143. – URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_ page=archive&id=879&article_id=1228 (дата обращения: 21.07.2019).
- Вішнікіна, Л. П. Педагогічне моделювання як основа проектування освітніх процесів / Л. П. Вішнікіна // Імідж сучасного педагога. – 2008. – Вип. 7–8. – С. 86–87.
- Антонова, Н. Л. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия / Н. Л. Антонова, А. В. Меренков. – doi: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247 // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 2. – С. 237–247. – URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/ en/articles-en/78-18-2/639-10-15507-1991-9468-090-022-201802-2 (дата обращения: 21.07.2019).
- Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности / Н. И. Наумкин, Н. Н. Шекшаева, С. И. Квитко [и др.]. – doi: 10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586 // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23, № 4. – С. 568–586. – URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/en/articles-en/91-19-4/ 785-10-15507-1991-9468-093-023-201904-5 (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
- Структурная модель личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов / Ж. Г. Гаранина, Н. В. Андронова, Л. И. Лашмайкина [и др.]. – doi: 10.15507/19919468.089.021.201704.596-608 // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 4. – С. 596–608. – URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/74-17-4/582-10-15507-1991-9468-088-021-201704-02 (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
- Сергеева, Н. Н. Модель обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в природа-деятельностном контексте / Н. Н. Сергеева, Е. В. Копылова, Г. В. Буянова. – doi: 10.17223/19996195/45/18 // Язык и культура. – 2019. – № 45. – С. 250–263. – URL: http://journals.tsu. ru//language/&journal_page=archive&id=1864&article_id=40712 (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
- Воробйова, Т. В. Семантика прецедентних імен: національно-культурний компонент / Т. В. Воробйова // Мова і культура. – 2003. – Вип. 6. – С. 119–127.
Дополнительные файлы
