Модель формирования вторичной языковой личности посредством работы с прецедентными феноменами культуры на уроках русского языка как иностранного

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Настоящая статья рассматривает проблему формирования вторичной языковой личности посредством работы с прецедентными феноменами культуры, но она не охватывает все ее аспекты. Существующие научные разработки в этой области лингводидактики единичны и требуют уточнения и обобщения, что и обусловливает актуальность и новизну темы исследования. Цель статьи – описать модель формирования вторичной языковой личности посредством работы с прецедентными феноменами культуры на уроках русского языка как иностранного.

Материалы и методы. Для оптимизации, детализации процесса формирования вторичной языковой личности посредством работы с прецедентными феноменами культуры были применены педагогическое прогнозирование и моделирование; для определения количественных и качественных показателей исследовательско-экспериментальной работы – статистические методы количественной и качественной обработки данных (t-критерий Стьюдента). В педагогическом эксперименте приняли участие школьники двух общеобразовательных школ г. Кривой Рог (Украина). Выборка состояла из 82 учеников пятых классов. На констатирующем этапе проведено анкетирование, на формирующем этапе в контрольной группе обучение осуществлялось шаблонно, в экспериментальной группе – на основе разработанной модели.

Результаты исследования. Полученные результаты показывают, что применение данной модели в процессе обучения формирует не только теоретические знания прецедентных феноменов культуры, но и практический навык их использования, облегчает межкультурную коммуникацию, что способствует формированию вторичной языковой личности. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил наше предположение о том, что разработанная модель работы с прецедентными феноменами культуры является эффективным вспомогательным инструментом в формировании вторичной языковой личности. Прецедентные феномены культуры могут стать фундаментом для создания сквозных учебных планов, инструментом для разработки дидактического материала с учетом инновационных технологий, основой для учебных курсов.

Обсуждение и заключение. Результаты данной статьи могут быть полезны преподавателям русского языка как иностранного.

Об авторах

О. Б. Каневская

Криворожский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: o.b.kanevska@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-1703-7929

доцент кафедры русской филологии и зарубежной литературы, кандидат педагогических наук, доцент

Украина, Кривой Рог

Е. В. Гострая

Криворожский государственный педагогический университет

Email: aspirant17hostra@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2266-492X

ассистент кафедры русской филологии и зарубежной литературы

Россия, Кривой Рог

Список литературы

  1. Боженова, Н. А. Работа с пословицами как средство формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка / Н. А. Боженова, И. В. Бганцева, Е. Б. Кириллова. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=13891 (дата обращения: 28.12.2019). – Рез. англ.
  2. Павлова, Е. А. Приемы работы с пословицами и поговорками на уроках английского языка / Е. А. Павлова // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 5. – С. 37–45. – URL: http:// naukarus.com/priemy-raboty-s-poslovitsami-i-pogovorkami-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 03.12.2019).
  3. Афанасьева, Т. Ю. Методическая ценность английских пословиц и поговорок в обучении иностранному языку / Т. Ю. Афанасьева // Наука. Искусство. Культура. – 2017. – Вып. 15. – С. 163–167. – URL: https://drive.google.com/file/d/0B3KPsiSEIJ1pMm42UGJOM0NlaUU/view (дата обращения: 16.12.2019). – Рез. англ.
  4. Еприцкая, Н. К. Английские и русские пословицы и поговорки в аспекте смысловой корреляции и различий в смысловой образности / Н. К. Еприцкая // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2018. – Т. 8, № 1. – С. 178–181. – URL: http://mvestnik.istu.irk.ru/journals/2018/01/articles/40 (дата обращения: 18.11.2019). – Рез. англ.
  5. Белоусова, А. К. Совершенствование обучения иностранному языку через сравнительный анализ образов пословиц и поговорок / А. К. Белоусова, Н. К. Еприцкая. – doi: 10.15507/19919468.093.022.201804.750-765 // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 4. – С. 750–765. – URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/en/articles-en/83-18-4/712-10-15507-1991-9468-092-022-201804-10 (дата обращения: 16.12.2019). – Рез. англ.
  6. Sprenger, S. A. Lexical Access during the Production of Idiomatic Phrases / S. A. Sprenger, W. Levelt, G. Kempen. – doi: 10.1016/j.jml.2005.11.001 // Journal of Memory and Language. – 2006. – Vol. 54, issue 2. – Pp. 161–184. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0749596X05001300?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
  7. Idiomatic Expressions Evoke Stronger Emotional Responses in the Brain than Literal Sentences / F. Citrona, C. Cacciari, J. Funcke [et al.]. – doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2019.05.020 // Neuropsychologia. – 2019. – Vol. 131. – Pp. 233–248. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S002839321930140X?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
  8. Liontas, J. I. Exploring Second Language Learners’ Notions of Idiomaticity / J. I. Liontas. – doi: 10.1016/S0346-251X(02)00016-7 // System. – 2002. – Vol. 30, issue 3. – Pp. 289–313. – URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0346251X02000167?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
  9. Khoshniya, A. S. Using Conceptual Metaphors Manifested in Disney Movies to Teach English Idiomatic Expressions to Young Iranian EFL Learners / A. S. Khoshniya, H. R. Dowlatabadi. – doi: 10.1016/j.sbspro.2014.03.510 // Procedia – Social and Behavioral Scinces. – 2014. – Vol. 98. – Pp. 999–1008. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814026019?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
  10. Fiedler, S. Phraseological Borrowing from English into German: Cultural and Pragmatic Implications / S. Fiedler. – doi: 10.1016/j.pragma.2017.03.002 // Journal of Pragmatics. – 2017. – Vol. 113. – Pp. 89–102. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0378216616303009?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
  11. Roman, F. N. The Lexicon Acquisition Process: Simple Lexicon Opposed to Phraseological Units in Spanish / F. N. Roman. – doi: 10.1016/j.sbspro.2015.03.176 // Procedia – Computer Science. – 2015. – Vol. 178. – Pp. 175–179. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815019692?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
  12. Furiassi, C. Macaroni English Goes Pragmatic: False Phraseological Anglicisms in Italian as Illocutionary Acts / C. Furiassi. – doi: 10.1016/j.pragma.2018.02.009 // Journal of Pragmatics. – 2018. – Vol. 133. – Pp. 109–122. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0378216617305350?via%3Dihub (дата обращения: 16.12.2019).
  13. Борисова, И. В. Особенности формирования вторичной языковой личности студентов неязыковых профилей / И. В. Борисова, И. Л. Савина // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 30–36. – URL: https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/8100 (дата обращения: 20.11.2019). – Рез. англ.
  14. Nechayev, N. Psychological Patterns of Development of Students’ Secondary Language Personality / N. Nechayev. – doi: 10.1016/j.sbspro.2014.10.105 // Procedia – Social and Behavioral Scinces. – 2014. – Vol. 154. – Pp. 14–22. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814055554?via%3Dihub (дата обращения: 20.11.2019).
  15. Макарова, Е. А. Обучение говорению на иностранном языке с наставником-ровесником / Е. А. Макарова. – doi: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.551-568 // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 3. – С. 551–568. – URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/en/articles- en/81-18-3/682-10-15507-1991-9468-092-022-201803-10 (дата обращения: 20.11.2019). – Рез. англ.
  16. Демешкина, Т. А. «Ссылка» как феномен сибирской лингвокультуры / Т. А. Демешкина. – doi: 10.17223/19986645/56/3 // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2018. – № 56. – С. 34–46. – URL: http://journals.tsu.ru//philology/&journal_page=archive&id=1774&ar- ticle_id=39475 (дата обращения: 20.11.2019). – Рез. англ.
  17. Kostomarov, P. The Peculiarities of Precedential Situationsin the Discourse of the Representative of Volga Germans of Siberia / P. Kostomarov, O. Bolotnikova. – doi: 10.1016/j.sbspro.2015.10.029 // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – Pp. 67–70. – URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S1877042815051629?via%3Dihub (дата обращения: 20.11.2019).
  18. Thielemann, N. Allusive talk – Playing on Indirect Intertextual References in Russian Conversation / N. Thielemann. – doi: 10.1016/j.pragma.2019.10.012 // Journal of Pragmatics. – 2020. – Vol. 155. – Pp. 123–134. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378216619306484?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
  19. Musolf, A. How (Not?) to Quote a Proverb: The Role of Figurative Quotations and Allusions in Political Discourse / A. Musolf. – doi: 10.1016/j.pragma.2019.10.011 // Journal of Pragmatics. – 2020. – Vol. 155. – Pp. 135–144. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378216619306472?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
  20. Musolf, A. Metaphor, Irony and Sarcasm in Public Discourse / A. Musolf. – doi: 10.1016/j.pragma.2016.12.010 // Journal of Pragmatics. – 2017. – Vol. 109. – Pp. 95–104. – URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/abs/pii/S0378216616303137?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
  21. Tsakona, V. Intertextuality and/in Political Jokes / V. Tsakona. – doi: 10.1016/j.lingua.2017.09.003 // Lingua. – 2018. – Vol. 203. – Pp. 1–15. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0024384117302383?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
  22. Kuleli, M. Intertextual Allusions and Evaluation of their Translation in the Novel Silent House by Orhan Pamuk / M. Kuleli. – doi: 10.1016/j.sbspro.2014.12.075 // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 158. – Pp. 206–213. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S1877042814061680?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
  23. Maurizio, M. On the Role of Nonverbal Elements in G. Aigi’s and G. Sapgir’s Early Works / M. Maurizio. – doi: 10.1016/j.ruslit.2016.01.013 // Russian Literature. – 2016. – Vol. 79–80. – Pp. 161–171. – URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0304347916000144?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
  24. Kamal, B. S. Phrase and Idiom Identification in Assamese / B. S. Kamal, S. Uptal. – doi: 10.1016/j.procs.2016.04.067 // Procedia – Computer Science. – 2016. – Vol. 84. – Pp. 65–69. – URL: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050916300813?via%3Dihub (дата обращения: 10.02.2020).
  25. Yurina, E. A. Cross-language Figurativeness in Translator`s Speech (Based on the Russian Translation of Turkish Novel “The Black Book” by Orhan Pamuk) / E. A. Yurina, A. V. Borovkova, G. Shenkal. – doi: 10.1016/j.sbspro.2015.08.039 // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – Pp. 579–586. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281504687X?via%3Dihub (дата обращения: 18.10.2019).
  26. Гриценко, Л. М. Прецедентные тексты на уроках русского языка как иностранного / Л. М. Гриценко, Т. А. Демидова, М. Е. Бохонная. – doi: 10.21515/1990-4665-126-026. – Текст : электронный // Научный журнал КубГАУ. – 2017. – № 126 (02). – URL: http://ej.kubagro.ru/2017/02/pdf/26.pdf (дата обращения: 28.03.2019).
  27. Горовая, И. Г. Роль прецедентных феноменов в формировании вторичной языковой личности / И. Г. Горовая, Н. Н. Горовая // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 11. – С. 65–70. – URL: http://vestnik.osu.ru/2015_11/10.pdf (дата обращения: 18.10.2019).
  28. Непрокина, И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования / И. В. Непрокина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 7. – С. 61–64. – URL: http:// teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/7/pedagogika/neprokina.pdf (дата обращения: 17.07.2019).
  29. Ядровская, М. В. Модели в педагогике / М. В. Ядровская // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 366. – С. 139–143. – URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_ page=archive&id=879&article_id=1228 (дата обращения: 21.07.2019).
  30. Вішнікіна, Л. П. Педагогічне моделювання як основа проектування освітніх процесів / Л. П. Вішнікіна // Імідж сучасного педагога. – 2008. – Вип. 7–8. – С. 86–87.
  31. Антонова, Н. Л. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия / Н. Л. Антонова, А. В. Меренков. – doi: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247 // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 2. – С. 237–247. – URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/ en/articles-en/78-18-2/639-10-15507-1991-9468-090-022-201802-2 (дата обращения: 21.07.2019).
  32. Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности / Н. И. Наумкин, Н. Н. Шекшаева, С. И. Квитко [и др.]. – doi: 10.15507/1991-9468.097.023.201904.568-586 // Интеграция образования. – 2019. – Т. 23, № 4. – С. 568–586. – URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/en/articles-en/91-19-4/ 785-10-15507-1991-9468-093-023-201904-5 (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
  33. Структурная модель личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов / Ж. Г. Гаранина, Н. В. Андронова, Л. И. Лашмайкина [и др.]. – doi: 10.15507/19919468.089.021.201704.596-608 // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 4. – С. 596–608. – URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/74-17-4/582-10-15507-1991-9468-088-021-201704-02 (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
  34. Сергеева, Н. Н. Модель обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в природа-деятельностном контексте / Н. Н. Сергеева, Е. В. Копылова, Г. В. Буянова. – doi: 10.17223/19996195/45/18 // Язык и культура. – 2019. – № 45. – С. 250–263. – URL: http://journals.tsu. ru//language/&journal_page=archive&id=1864&article_id=40712 (дата обращения: 20.01.2020). – Рез. англ.
  35. Воробйова, Т. В. Семантика прецедентних імен: національно-культурний компонент / Т. В. Воробйова // Мова і культура. – 2003. – Вип. 6. – С. 119–127.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Каневская О.Б., Гострая Е.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».