Депрессивное настроение и якоря карьеры у российских студентов-медиков

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Люди помогающих профессий более подвержены эмоциональному выгоранию и депрессивным состояниям. У будущих медиков еще на этапе обучения в университете отмечается усиление депрессивного настроения. Несмотря на то, что эта проблема изучена довольно широко, роль социально-когнитивных факторов пока недостаточно исследована. Цель статьи – проанализировать связь между якорями карьеры и уровнем депрессивного настроения у российских студентов медицинского вуза.

Материалы и методы. Для изучения проблемы был проведен опрос, в котором приняли участие 864 студента Саратовского ГМУ им. В. И. Разумовского. Использовались следующие методики: шкала депрессии В. Зунга (SDS) в адаптации Т. Балашовой и диагностика якорей карьеры Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер. Методы анализа данных: тесты Шапиро – Уилка и Флигнера – Киллина, критерии Вилкоксона – Манна – Уитни и Неменьи, двухвесовой корреляционный анализ. Поиск предикторов депрессивного настроения осуществлен при помощи метода обобщенных аддитивных моделей.

Результаты исследования. По итогам исследования было определено, что якоря карьеры являются предикторами депрессивного настроения. Ориентации на служение и профессиональную компетентность снижают выраженность депрессивного настроения, при этом связь носит нелинейный характер. Согласно полученным данным, стремление студентов к интеграции разных сфер своей жизни и организации деятельности других людей отрицательно связано с депрессивным настроением, но связь носит линейный характер. Якорь карьеры на автономию усиливает выраженность депрессивного настроения.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования вносят вклад в понимание сложности связи между депрессивностью и социально-когнитивными факторами. На практике результаты могут быть использованы при разработке комплекса мер, предупреждающих риск развития депрессии у медицинских работников на этапе обучения в университете.

Об авторах

Евгений Борисович Князев

Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Email: eknyaze@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6646-6247

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации

Россия, 410012, Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112

Валентина Александровна Соловьева

Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России; Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Email: v.a.solovyova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5016-4009

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, доцент кафедры материаловедения, технологии и управления качеством

Россия, 410012, Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112; 410012, Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Андрей Сергеевич Сергеев

Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: lorandesai@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4076-086X

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации 

Россия, 410012, Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112

Марина Игоревна Барсукова

Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Email: bars.mi@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5277-8090

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации

Россия, 410012, Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112

Анита Ямиковна Рамазанова

Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Email: anitaramazanova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1159-572X

старший преподаватель кафедры педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации

Россия, 410012, Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112

Наталья Павловна Иноземцева

Email: inozem.sa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1562-2609

практикующий психолог, независимый исследователь

Россия, Саратов

Людмила Владимировна Долгова

РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России

Email: dolgova.lyuda2000@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-2362-7094

врач-ординатор

Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1

Список литературы

  1. LeMoult J., Gotlib I. H. Depression: A Cognitive Perspective // Clinical Psychology Review. 2019. Vol. 69. P. 51–66. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2018.06.008
  2. Villalobos D., Pacios J., Vázquez C. Cognitive Control, Cognitive Biases and Emotion Regulation in Depression: A New Proposal for an Integrative Interplay Model // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article no. 628416. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.628416
  3. Depression in Young People / A. Thapar [et al.] // The Lancet. 2022. Vol. 400, issue 10352. P. 617–631. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(22)01012-1
  4. Sex Differences and Trends in Prevalence of Anxiety, Depression and Vital Exhaustion in Russia/Siberia from 1994 to 2017 / V. V. Gafarov [et al.] // International Journal of Medical Science and Clinical Invention. 2021. Vol. 8, no. 3. P. 5288–5298. https://doi.org/10.18535/ijmsci/v8i03.06
  5. Распространенность тревоги и депрессии в различных регионах Российской Федерации и ее ассоциации с социальнодемографическими факторами (по данным исследования ЭССЕ-РФ) / С. А. Шальнова [и др.] // Терапевтический архив. 2014. Т. 86, № 12. P. 53–60. https://doi.org/10.17116/terarkh2014861253-60
  6. A Cross-Cultural Study in Germany, Russia, and China: Are Resilient and Social Supported Students Protected against Depression, Anxiety, and Stress? / J. Brailovskaia [et al.] // Psychological Reports. 2018. Vol. 121, issue 2. P. 265–281. https://doi.org/10.1177/0033294117727745
  7. Prevalence of Depressive Symptoms among Italian Medical Students: The Multicentre Cross-Sectional “PRIMES” Study / F. Bert [et al.] // PloS one. 2020. Vol. 15, issue 4. Article no. e0231845. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0231845
  8. Hankin B. L., Abramson L. Y. Development of Gender Differences in Depression: An Elaborated Cognitive Vulnerability-Transactional Stress Theory // Psychological Bulletin. 2001. Vol. 127, no. 6. P. 773–796. https://doi.org/10.1037/0033-2909.127.6.773
  9. Oversampled and Undersolved: Depressive Rumination from an Active Inference Perspective / M. Berg [et al.] // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2022. Vol. 142. Article no. 104873. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2022.104873
  10. The Spread of COVID-19 in Russia: Immediate Impact on Mental Health of University Students / Y. P. Zinchenko [et al.] // Psychological Studies. 2021. Vol. 66, issue 3. P. 291–302. https://doi.org/10.1007/s12646-021-00610-1
  11. Depression in Medical Students: Insights from a Longitudinal Study / V. Silva [et al.] // BMC Med. 2017. Vol. 17. Article no. 184. https://doi.org/10.1186/s12909-017-1006-0
  12. Atkinson S. R. Elevated Psychological Distress in Undergraduate and Graduate Entry Students Entering First Year Medical School // PloS one. 2020. Vol. 15, issue 8. Article no. e0237008. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0237008
  13. Кочорова Л. В., Скрипов В. С., Сливка А. С. К вопросу о тревоге и депрессии в молодежной студенческой среде // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2020. Т. 8, № 2. С. 246–253. https://doi.org/10.23888/HMJ202082246-253
  14. Урываев В. А., Тарасова А. А. Субъективное благополучие и структура защитных реакций личности студентов медицинского вуза // Сибирский психологический журнал. 2011. № 41. С. 58–63. URL: http://journals.tsu.ru/psychology/&journal_page=archive&id=990&article_id=19303 (дата обращения: 20.12.2022).
  15. Psychological Distress and Post-Traumatic Symptomatology among Dental Healthcare Workers in Russia: Results of a Pilot Study / M. Sarapultseva [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, issue 2. Article no. 708. https://doi.org/10.3390/ijerph18020708
  16. The Relationship between Academic Assessment and Psychological Distress among Medical Students: A Systematic Review / M. P. Lyndon [et al.] // Perspectives on Medical Education. 2014. Vol. 3, issue 6. P. 405–418. https://doi.org/10.1007/S40037-014-0148-6
  17. Depression in Medical Students: Current Insights / F. Moir [et al.] // Advances in Medical Education and Practice. 2018. Vol. 9. P. 323–333. https://doi.org/10.2147/AMEP.S137384
  18. Оценка личностных особенностей обучающихся / Н. А. Дурнова [и др.] // Саратовский научно-медицинский журнал. 2020. Т. 16, № 1. С. 122–126. URL: https://ssmj.ru/2020/1/122 (дата обращения: 20.12.2022).
  19. Çeti̇ Nkaya A. Ş., Damar A. Psychological Resilience on Career Anchors // Sosyal Ekonomik Araştirmalar Dergisi. 2019. Vol. 19, issue 37. P. 80–98. https://doi.org/10.30976/susead.461957
  20. Hayden S. C., Osborn D. S. Impact of Worry on Career Thoughts, Career Decision State, and Cognitive Information Processing Skills // Journal of Employment Counseling. 2020. Vol. 57, issue 4. P. 163–177. https://doi.org/https://doi.org/10.1002/joec.12152
  21. Zareian B., Wilson J., LeMoult J. Cognitive Control and Ruminative Responses to Stress: Understanding the Different Facets of Cognitive Control // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.660062
  22. Abessolo M., Hirschi A., Rossier J. Development and Validation of a Multidimensional Career Values Questionnaire: A Measure Integrating Work Values, Career Orientations, and Career Anchors // Journal of Career Development. 2021. Vol. 48, issue 3. P. 243–259. https://doi.org/10.1177/0894845319846567
  23. Career Development in Nursing: Identifying the Career Anchors of Nurses at Shiraz University of Medical Sciences / N. A. Nasabi [et al.] // Quarterly Journal of Management Strategies in Health System. Vol. 6, issue 3. P. 248–259. https://doi.org/10.18502/mshsj.v6i3.8042
  24. Schein E. H. Career Anchors Revisited: Implications for Career Development in the 21st Century // NHRD Network Journal. 1996. Vol. 1, issue 4. P. 27–33. https://doi.org/10.1177/0974173920070407
  25. Крячкова Л. В. Факторы, влияющие на карьерную ориентацию студентов-медиков // Актуальные проблемы медицины. 2019. Т. 1. С. 92–95.
  26. Maier M., Lakens D. Justify YourAlpha:APrimer on Two PracticalApproaches //Advances in Methods and Practices in Psychological Science. 2022. Vol. 5, issue 2. https://doi.org/10.1177/25152459221080396
  27. Langfelder P., Horvath S. Fast R Functions for Robust Correlations and Hierarchical Clustering // Journal of Statistical Software. 2012. Vol. 46, issue 11. P. 1–17. https://doi.org/10.18637/jss.v046.i11
  28. Соловьева В. А. Иноземцева Н. П. Оценка уровня эмоционального интеллекта студентов-медиков для определения потребности в совершенствовании образовательного процесса // Образование и саморазвитие. 2023 (в печати).
  29. Depressed or Satisfied? The Relationship between the Dark Triad Traits, Depression, and Life Satisfaction / B. Bonfa-Araujo [et al.] // Current Psychology. 2023. Vol. 42. P. 3520–3527. https://doi.org/10.1007/s12144-021-01726-3
  30. You’re Still So Vain: Changes in Narcissism from Young Adulthood to Middle Age / E. Wetzel [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. 2020. Vol. 119, issue 2. P. 479–496. https://doi.org/10.1037/pspp0000266
  31. Neufeld A., Malin G. How Medical Students’ Perceptions of Instructor Autonomy-Support Mediate Their Motivation and Psychological Well-Being // Medical Teacher. 2020. Vol. 42, issue 6. P. 650–656. https://doi.org/10.1080/0142159X.2020.1726308
  32. Treating University Students’ Depression Using Physical Activity with Peers: Two Field-Based Quasi-Experiments Grounded in the Self-Determination Theory / L. A. Keeler [et al.] // Journal of College Student Psychotherapy. 2021. Vol. 35, issue 3. P. 205–223. https://doi.org/10.1080/87568225.2019.1660293

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Князев Е.Б., Соловьева В.А., Сергеев А.С., Барсукова М.И., Рамазанова А.Я., Иноземцева Н.П., Долгова Л.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».