Совладание педагога с деструктивным поведением учащихся: реакция на агрессию учащихся и агрессивность педагогов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Исследование направлено на изучение способов совладания педагогов с ситуациями конфликта в школе и деструктивным поведением учащихся. Наличие широкого «педагогического репертуара» копинг-стратегий значимо повышает вероятность эффективно справиться с ситуациями проявления агрессивности в школе. Обучение конструктивным стратегиям совладания прежде всего необходимо молодым специалистам и преподавателям с низкой профессиональной успешностью, поскольку именно для учителей данной категории характерно применение малоэффективных копинг-стратегий. Цель статьи – представить результаты исследования изучения взаимосвязи между различными параметрами агрессивности педагогов и приоритетными способами реагирования на ситуации конфликтов между учащимися, а также проверить предположение о наличии взаимосвязи между выбираемым способом совладания с агрессивным поведением (способом реагирования) подростков и представлением педагогов о допустимости агрессии.

Материалы и методы. Исследование было реализовано в форме анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие 5 086 педагогов из семи российских регионов (пять федеральных округов). Анализ данных реализован с помощью следующих методов статистического анализа: критерии Стьюдента и Манна – Уитни, корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Обработка данных осуществлялась в R Studio (R version 4.0.0) и SPSS.

Результаты исследования. В ходе исследования обнаружена взаимосвязь между параметрами «тип реагирования» и «специфика агрессивности» педагогов. Респонденты с высоким уровнем физической агрессии, гнева и враждебности реже выбирают активную форму реагирования, чаще – пассивную и эмоциональную. Педагоги, активно реагирующие на агрессию подростков, не считают агрессию допустимой формой поведения. Учителя, предпочитающие пассивный и эмоциональный способ реагирования на агрессию, допускают агрессивное поведение в школе. Полученные результаты фиксируют различные аспекты отношения педагога к агрессии подростков и во многом прямо указывают на риски «нормализации» агрессии подростков как формы поведения в сознании педагогов с высокими показателями склонности к различным аспектам агрессивности, а также могут свидетельствовать о риске распространенности установки на защитную экстернальность, связанной с нежеланием вмешиваться в проблемные ситуации и, как следствие, предпочитать пассивную форму реагирования.

Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие представлений о педагогической социальной перцепции агрессивного поведения учащихся и обусловленности представлений личностными факторами, в частности собственной агрессивностью педагога.

Об авторах

Артур Александрович Реан

Московский педагогический государственный университет

Email: aa.rean@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0002-1107-9530
Scopus Author ID: 6507072773
ResearcherId: A-5349-2015

директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, заведующий кафедрой психологии воспитания и профилактики девиантного поведения, председатель научно-координационного совета Российской академии образования (РАО) по вопросам семьи и детства, доктор психологических наук, профессор, академик РАО

Россия, г. Москва

Иван Александрович Коновалов

Московский педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: iv.konovalov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0982-5813
Scopus Author ID: 55948993400
ResearcherId: AAH-2741-2019

аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, старший преподаватель кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения

Россия, г. Москва

Екатерина Сергеевна Кошелева

Московский педагогический государственный университет

Email: eskosheleva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7814-4125

аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, ассистент кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. A Structural Model of the Dimensions of Teacher Stress / G. J. Boyle [et al.] // British Journal of Educational Psychology. 1995. Vol. 65, issue 1. P. 49–67. doi: https://doi.org/10.1111/j.2044-8279.1995.tb01130.x
  2. Abdullah A. S., Ismail S. N. A Structural Equation Model Describes Factors Contributing Teachers’ Job Stress in Primary Schools // International Journal of Instruction. 2019. Vol. 12, no. 1. P. 1251–1262. doi: https:// doi.org/10.29333/iji.2019.12180a
  3. Glock S., Kleen H., Morgenroth S. Stress among Teachers: Exploring the Role of Cultural Diversity in Schools // The Journal of Experimental Education. 2019. Vol. 87, issue 4. P. 696–713. doi: https://doi.org/10.108 0/00220973.2019.1574700
  4. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 45–54. URL: http://voppsy.ru/issues/1997/971/971045.htm (дата обращения: 30.01.2022).
  5. Othman Z., Sivasubramaniam V. Depression, Anxiety, and Stress among Secondary School Teachers in Klang, Malaysia // International Medical Journal. 2019. Vol. 26, no. 2. P. 71–74. URL: https://core.ac.uk/ download/pdf/227272881.pdf (дата обращения: 30.01.2022).
  6. Special Education Teacher Stress: Coping Strategies / E. J. Cancio [et al.] // Education and Treatment of Children. 2018. Vol. 41, no. 4. P. 457–481. doi: https://doi.org/10.1353/etc.2018.0025
  7. Литвиненко Н. В. Психологические особенности дезадаптированных к образовательной среде детей и подростков // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. URL: https://mir-nauki. com/44PSMN519.html (дата обращения: 30.01.2022).
  8. Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. Т. 11, № 2 (30). С. 3–12. doi: https://doi.org/10.11621/npj.2018.0201
  9. Реан А. А., Кошелева Е. С. Роль копинг-стратегий и ППИ в процессе взаимодействия учителей с агрессивными подростками // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 3. С. 78–86. doi: https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-3-78-86
  10. Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 1. С. 103–116. URL: https://psyjournals.ru/files/74946/spio_1_2015_ bochaver.pdf (дата обращения: 30.01.2022).
  11. Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. Вып. 2. C. 78–97. doi: https://doi. org/10.17323/1814-9545-2019-2-78-97
  12. Yoon J., Sulkowski M. L., Bauman S. A. Teachers’ Responses to Bullying Incidents: Effects of Teacher Characteristics and Contexts // Journal of School Violence. 2016. Vol. 15, issue 1. P. 91–113. doi: https://doi.org/ 10.1080/15388220.2014.963592
  13. Lasarus R. Emotions and Interpersonal Relationships: Toward a Person-Centered Conceptualization of Emotions and Coping // Journal of Personality. 2006. Vol. 74, issue 1. P. 9–46. doi: https://doi.org/10.1111/j.1467- 6494.2005.00368.x
  14. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // Психологические исследования. 2011. Т. 4, № 17. doi: https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.850
  15. Артемьева Т. В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2014. № 4. С. 79–82. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1687171540/ ISSLEDOVANIE.KOPING_STRATEGIJ.pdf (дата обращения: 30.01.2022).
  16. Вачков И. В., Савенкова М. А. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3. С. 84–95. URL: https://pedpsyjournal.mgpu.ru/wp-content/uploads/2019/10/1866.pdf (дата обращения: 30.01.2022).
  17. Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников: распространенность и влияние социо-экономических факторов // Мир психологии. 2019. № 1. C. 165–177. URL: https://publications.hse.ru/ pubs/share/direct/227157531.pdf (дата обращения: 30.01.2022).
  18. Butler A., Monda-Amaya L. Preservice Teachers’ Perceptions of Challenging Behavior. Teacher Education and Special Education. 2016. Vol. 39, issue 4. P. 276–292. doi: https://doi.org/10.1177/0888406416654212
  19. Сысоева Е. Ю. Речевая агрессия педагогов: сущность, причины, виды, пути преодоления // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24, № 4. С. 48–53. doi: http://doi. org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-48-53
  20. Гребенкина А. А., Гребенкин Е. В. Агрессия и конфликты в отношениях педагогов и школьников как фактор дестабилизации образовательного пространства // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 4. С. 105–112. doi: http://doi.org/10.15293/1813-4718.1904.12
  21. Педагогическая агрессия: современные подходы к изучению и профилактике / О. М. Долидович и др. // Научный диалог. 2017. № 10. С. 311–323. doi: http://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-10-311-323
  22. Собкин В. С., Фомиченко А. С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 3 (19). С. 34–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-otnosheniy-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom-na-akademicheskie-dostizheniya-uchaschihsya (дата обращения: 25.01.2022).
  23. Krause A., Smith J. D. Peer Aggression and Conflictual Teacher-Student Relationships: A Meta-Analysis // School Mental Health. 2022. Vol. 14. С. 306–327. doi: http://doi.org/10.1007/s12310-021-09483-1
  24. Association between Attitudes toward Violence and Violent Behavior in the School Context: A Systematic Review and Correlational Meta-Analysis / D. P. López [et al.] // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2022. Vol. 22, issue 1. doi: http://doi.org/10.1016/j.ijchp.2021.100278
  25. Ey L., Campbell M. Australian Early Childhood Teachers’ Understanding of Bullying // Journal of Interpersonal Violence. 2022. Vol. 37, issue 15–16. doi: http://doi.org/10.1177/08862605211006355
  26. Bullying and Gender Violence at School: Analysis of Teacher Perceptions / C. Latorre-Cosculluela [et al.] // International Journal of Sociology of Education. 2021. Vol. 10, no. 3. С. 294–317. URL: https:// hipatiapress.com/hpjournals/index.php/rise/article/view/7875 (дата обращения: 25.01.2022).
  27. Taylor G. G., Smith S. W. Teacher Reports of Verbal Aggression in School Settings among Students with Emotional and Behavioral Disorders // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 2019. Vol. 27, issue 1. С. 52–64. doi: http://doi.org/10.1177/1063426617739638
  28. Verbal Aggression Among Students with Emotional and Behavioral Disorders: Teacher Perceptions of Harm, Levels of Concern, and Relationship with Certification Status / S. W. Smith [et al.] // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. 2020. Vol. 28, issue 4. С. 209–222. doi: https://doi.org/10.1177/1063426619885862
  29. Swit C. S., McMaugh A. L., Warburton W. A. Teacher and Parent Perceptions of Relational and Physical Aggression during Early Childhood // Journal of Child and Family Studies. 2018. Vol. 27. С. 118–130. doi: https://doi.org/10.1007/s10826-017-0861-y
  30. A Dissociation between Moral Judgments and Justifications / M. Hauser [et al.] // Mind & Language. 2007. Vol. 22, no. 1. P. 1–21. doi: https://doi.org/10.1111/j.1468-0017.2006.00297.x
  31. Academic Competence, Teacher – Student Relationship, and Violence and Victimisation in Adolescents: The Classroom Climate as a Mediator / T. I. Jiménez [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, no. 3. doi: https://doi.org/10.3390/ijerph18031163
  32. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 1. С. 115–124.
  33. Реан А. А., Коновалов И. А. Оценка педагогами подростковой агрессивности: социально-перцептивные аспекты и готовность к вмешательству // Российский девиантологический журнал. 2021. Т. 1, № 2. С. 276–295. doi: https://doi.org/10.35750/2713-0622-2021-2-276-295
  34. Корнеев А. А., Кричевец А. Н. Условия применимости критериев Стъюдента и Манна – Уитни // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 97–110.
  35. Ениколопов С. Н. Враждебность в клинической и криминальной психологии // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 33–39. URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3837 (дата обращения: 31.01.2022).
  36. Фурманов И. А. Возрастные различия в виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей // Философия и социальные науки: Научный журнал. 2010. № 3. С. 78–86. URL: https://elib.bsu. by/handle/123456789/8078 (дата обращения: 25.05.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Реан А.А., Коновалов И.А., Кошелева Е.С., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал "Интеграция образования" основан в 1996 году.
Реестровая запись ПИ № ФС 77-70142 от 16 июня 2017 г.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».